Рабочая программа по предмету "Русский язык" 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Программа составлена для обучающихся 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 499.19 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1. Содержание учебного материала
Русский язык как составная часть национальной культуры
Основные сведения о языке и речи
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая (повторение).
Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурно-исторической информации.
Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности..
Функциональная стилистика
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их взаимном соотношении и взаимодействии
Современное учение о функциональных разновидностях языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).
Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения.
Разговорная речь. Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении. Языковые средства разговорной речи: лексические (разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологические (грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические (активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).
Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.
Официально-деловой стиль речи. Сфера применения: административно-правовая. Основные функции официально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля:законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности официально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.
Научный стиль речи. Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации. Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. Основные особенности научного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер. Языковые средства научного стиля: лексические(абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические (преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтаксические (преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов).
Публицистический стиль речи. Сфера применения: общественно-политическая. Основные функции публицистического стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей.Основные разновидности (подстили) публицистического стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные особенности публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Основные жанры публицистического стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно-публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: и Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы).
Язык художественной литературы. Основная функция языка художественной литературы:воздействие на чувства и мысли читателей, слушателей. Основные разновидности языка художественной литературы: лирика, эпос, драма. Основные особенности языка художественной литературы: художественная образность; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию на читателей. Языковые средстваязыка художественной литературы: лексические (неприятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур).
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики
Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного) в рамках определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой ситуацией общения.
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.
Языковой компонент культуры речи
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Коммуникативный компонент культуры речи. Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на условия общения – важное требование культуры речи.
Этический компонент культуры речи. Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на «повышенных тонах» в процессе общения.
Повторение в конце учебного года
Русский как составная часть национальной культуры. Функциональная стилистика. Культура речи как раздел лингвистики.
- Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
- Тематическое планирование.
№ | Тема/Радел | Кол-во часов | Модуль программы воспитания «Школьный урок» | Кол-во часов к/р | Кол-во пр/ р и л/р, р/р |
Язык и культура. Русский язык как составная часть национальной культуры | 4 | День знаний День солидарности в борьбе с терроризмом - классные часы | 1 | ||
Функциональная стилистика. Функциональные разновидности русского языка | 3 | Спортивный праздник «День здоровья». День учителя | 1 | ||
Разговорная речь | 3 | Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. День народного единства | 1 | 1 | |
Официально-деловой стиль | 3 | Профилактические мероприятие «Внимание – дети!» | |||
Научный стиль речи | 4 | Беседы, лекции, встречи по профилактике ЗОЖ | 1 | ||
Публицистический стиль речи | 2 | Цикл бесед и инструктаж о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе | 1 | ||
Язык художественной литературы | 4 | День Защитника Отечества | 1 | ||
Культура речи как раздел лингвистики | 2 | Цикл бесед и инструктаж о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе. Международный женский день. | 1 | ||
Языковой компонент культуры речи | 2 | Единый классный час – «Космос – это мы. Гагаринский урок» Казанцевские чтения. | 1 | ||
Коммуникативный компонент культуры речи | 2 | Единый классный час – «Космос – это мы. Гагаринский урок» | 1 | ||
Этический компонент культуры речи | 2 | 1 | 1 | ||
Повторение в конце учебного года, подготовка к ЕГЭ | 4 | Праздник «Последний звонок» | 1 | 1 | |
Итого | 35 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема урока | Дата -план | Дата -факт | Примечание | |
Язык и культура. Русский язык как составная часть национальной культуры | ||||||
1 | 1 | Язык и культура. Основные функции языка. День знаний | 06.09.2021 | |||
2 | 2 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. День солидарности в борьбе с терроризмом - классные часы | 13.09.2021 | |||
3 | 3 | Язык как составная часть национальной культуры. | 20.09.2021 | |||
4 | 4 | Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. | 27.09.2021 | |||
Функциональная стилистика. Функциональные разновидности русского языка | ||||||
5 | 1 | Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Функциональные разновидности языка. День учителя | 04.10.2021 | |||
6 | 2 | Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний. Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. | 11.10.2021 | |||
7 | 3 | Р.р. ЕГЭ 1. Структура сочинения в формате ЕГЭ (задание 27): повторение изученного в 10 классе. Подготовка к домашнему сочинению в формате задания ЕГЭ. | 18.10.2021 | |||
Разговорная речь | ||||||
8 | 1 | Сфера применения разговорной речи. Основная функция разговорной речи. Основные разновидности разговорной речи. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет | 25.10.2021 | |||
9 | 2 | Языковые средства разговорной речи. Тренинг по пунктуации. | 08.11.2021 | |||
10 | 3 | Проверочная работа по теории. Основные жанры разговорной речи. | 15.11..2021 | |||
Официально-деловой стиль | ||||||
12 | 1 | Языковые особенности официально-делового стиля. | 22.11.2021 | |||
12 | 2 | Синтаксис деловой речи. Обособленные члены предложения: повторение пунктуации при них. | 29.11.2021 | |||
13 | 3 | Основные жанры официально-делового стиля. | 06.12.2021 | |||
Научный стиль речи | ||||||
14 | 1 | Сфера применения: научная. Основные функции научного стиля. | 13.12.2021 | |||
15 | 2 | Промежуточный контроль | 20.12.2021 | |||
16 | 3 | Языковые средства научного стиля. | 27.12.2021 | |||
17 | 4 | Основные жанры научного стиля (по подстилям). | 10.01.2022 | |||
Публицистический стиль речи | ||||||
18 | 1 | Анализ контрольной и творческой работ. Публицистический стиль. Сфера применения. Основные функции публицистического стиля. Основные особенности публицистического стиля. | 17.01.2022 | |||
19 | 2 | Основные разновидности (подстили) публицистического стиля. | 24.01.2022 | |||
Язык художественной литературы | ||||||
20 | 1 | Сфера применения: художественная (произведения художественной литературы). Основная функция языка художественной литературы. Основные разновидности языка художественной литературы. Основные особенности языка художественной литературы. | 31.01.2022 | |||
21 | 2 | Языковые средства языка художественной литературы. | 07.02.2022 | |||
22 | 3 | Основные жанры художественной литературы. Определение проблематики художественных текстов разных жанров. | 14.02.2022 | |||
23 | 4 | КР 3. Контрольная работа № 3 в формате 1- 26 заданий ЕГЭ. | 21.02.2022 | |||
Культура речи | ||||||
Культура речи как раздел лингвистики | ||||||
24 | 1 | Основные компоненты культуры речи. Орфоэпический тренинг (задание 4 ЕГЭ). | 28.02.2022 | |||
25 | 2 | Качества образцовой речи. Международный женский день | 14.03.2022 | |||
Языковой компонент культуры речи | ||||||
26 | 1 | Языковые нормы. Основные виды норм современного русского литературного языка. Казанцевские чтения. | 21.03.2022 | |||
27 | 2 | Трудные случаи согласования сказуемого и подлежащего. Самостоятельная работа. | 04.04.2022 | |||
Коммуникативный компонент культуры речи | ||||||
28 | 1 | Коммуникативный компонент культуры речи. Единый классный час – «Космос – это мы. Гагаринский урок» | 11.04.2022 | |||
29 | 8 | Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи. | 18.04.2022 | |||
Этический компонент культуры речи | ||||||
30 | 1 | Этический компонент культуры речи. | 25.04.2022 | |||
31 | 2 | Р.р. ЕГЭ 7. Сочинение 5 в формате задания 27 ЕГЭ | 16.05.2022 | |||
Повторение в конце учебного года, подготовка к ЕГЭ | ||||||
32 | 1 | ЕГЭ 9. Повторение трудных случаев орфографии. | 23.05.2022 | |||
33 | 2 | Итоговый контроль | 30.05.2022 | |||
34 | 3 | Анализ к.р.Типичные речевые ошибки морфологического и синтаксического уровней | ||||
35 | 4 | ЕГЭ 10. Проблемные задания ЕГЭ: повторение | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...