Рабочая программа элективного курса 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Аюкаева Фарида Садыковна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Комплексный анализ текста"  11 А класс  (количество часов в неделю - 2 часа, в год - 68 часов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektiva_11a.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

"Комплексный анализ текста"

для учащихся 11 А класса

(количество часов в неделю - 2 часа, в год - 68 часов)

Составитель: Аюкаева Ф.С.

(учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории)

 Набережные Челны

2022 год

Планируемые результаты освоения курса «Комплексный анализ текста»

Личностные результаты:

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Выпускник научится: 

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

 – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Выпускник научится: 

– искать и находить обобщенные способы решения задач;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник научится: 

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

Название разделов

Выпускник на базовом уровне научится:

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Текст как речевое произведение.

Типы речи.

Стили речи.

Стилистические возможности языковых средств.

Словари как отражение истории и культуры русского народа.

Словари как отражение истории и культуры русского народа.

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– создавать тексты определенной функционально-смысловой принадлежности и определенных жанров;

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения;

– анализировать текст, определять его тему, проблему и основную мысль;

– соблюдать культуру публичной речи;

–использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание элективного курса

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Текст как речевое произведение

Основные признаки текста. Слово в словаре и слово в тексте. Ключевые слова в тексте. Текст и его строение. Лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте. Тема, идея, проблема текста.

6

Типы речи

Повествование. Описание. Рассуждение. Цель, содержание, композиция, типы связи предложений, языковые особенности текстов разных типов.

6

Стили речи

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Разговорный стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Функция, общие стилевые особенности, жанры, сфера применения, языковые особенности текстов разных стилей.

10

Стилистические возможности языковых средств

Фонетика. Звуки русского языка. Звукопись. Средства звуковой выразительности: аллитерация и ассонанс. Звукообраз. Звуковая гармония. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи. Звуковые особенности поэтических текстов.

Лексика. Слово как единица языка. Переносное значение как основа тропов. Словарное богатство русского языка. Синонимы и антонимы, особенности употребления их в речи, их роль в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слова. Лексический разбор слова. Использование фразеологизмов в текстах, их стилистическая окраска.

Морфология. Роль существительных в тексте. Роль прилагательных в тексте. Функционирование числительных в тексте. Лексико - стилистические особенности и текстообразующая роль местоимений в тексте. Употребление глаголов в разных стилях и типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте. Роль причастий и причастных оборотов в тексте. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте. Функционирование наречий в тексте и их текстообразующая роль.

Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов. Эстетическая ценность междометий и звукоподражательных слов.

38

Словари как отражение истории и культуры русского народа

Словари как отражение истории и культуры русского народа. Классификация лингвистических словарей.

2

Практические занятия

Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. 

6

68 часов

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

 часов

Календарные сроки

Фактические

сроки

Текст

6

Текст как речевое произведение.

1

3.09

Текст и его строение.

1

3.09

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

1

8.09

Грамматические средства связи между предложениями в тексте.

1

8.09

Тема, идея, проблема текста.

1

15.09

Понимание текста – процесс творческий. Ключевые слова в тексте.

1

15.09

Типы речи

6

Типы речи. Виды и задачи типов речи.

1

22.09

Повествование.

1

22.09

Описание.

1

29.09

Рассуждение – доказательство.

1

29.09

Рассуждение – объяснение.

1

6.10

Рассуждение – размышление.

1

6.10

Стили современного русского языка

10

Синтаксис научного стиля речи.

1

13.10

Урок-практикум: анализ синтаксиса текста научного стиля речи.

1

13.10

Многообразие жанров официально-делового стиля речи.

1

20.10

Урок-практикум: составление текстов официально-делового стиля речи.

1

20.10

Порядок слов в разговорной речи.

1

27.10

Урок-практикум: анализ текста разговорного стиля речи.

1

27.10

Информационно-содержательная функция и функция убеждения публицистического стиля.

1

10.11

Урок-практикум: публичные выступления учащихся.

1

10.11

Роль субъективного момента в художественном стиле речи.

1

17.11

Урок-практикум: анализ текста художественного стиля речи.

1

17.11

Стилистические возможности языковых средств

Фонетика. Звуки русского языка. Звукопись.

1

24.11

Средства звуковой выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.

1

24.11

Звукообраз. Звуковая гармония.

1

1.12

Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи.

1

1.12

Звуковые особенности поэтических текстов.

1

8.12

Урок-практикум: работа с фонетическими средствами выразительности.

1

8.12

Словообразование. Образование новых слов морфологическим способом как средство обогащения русского языка.

1

15.12

Словообразование как причина архаизации слова.

1

15.12

Словообразование  как источник речевой экспрессии.

1

22.12

Урок-практикум: работа со средствами выразительности словообразования.

1

22.12

Лексика. Слово как единица языка. Переносное значение как основа тропов.

1

12.01

Словарное богатство русского языка.

1

12.01

Синонимы и антонимы, особенности употребления их в речи, их роль в тексте.

1

19.01

Контекстуальные синонимы и антонимы.

1

19.01

Стилистическая окраска слова.

1

26.01

Урок-практикум: лексический разбор слова.

1

26.01

Использование фразеологизмов в текстах, их стилистическая окраска.

1

2.02

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение.

1

2.02

Тропы: ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза.

1

9.02

Урок-практикум: работа с тропами.

1

9.02

Художественный символ, паронимы.

1

16.02

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор.

1

16.02

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание.

1

2.03

Урок-практикум: работа со стилистическими фигурами.

1

2.03

Риторические фигуры, синтаксические конструкции.

1

9.03

Морфология. Роль существительных в тексте.

1

9.03

Роль прилагательных в тексте.

1

16.03

Функционирование числительных в тексте.

1

16.03

Лексико - стилистические особенности и текстообразующая роль местоимений в тексте.

1

23.03

Употребление глаголов в разных стилях и типах речи.

1

23.03

Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

1

6.04

Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

1

6.04

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

1

13.04

Функционирование наречий в тексте и их текстообразующая роль.

1

13.04

Специфика использования служебных частей речи.

1

20.04

Многообразие модальных оттенков частиц.

1

20.04

Функции предлогов.

1

27.04

Эстетическая ценность междометий и звукоподражательных слов.

1

27.04

Практические занятия

6

Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста.  

1

4.05

Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста.  

1

4.05

Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста.  

1

11.05

Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста.  

1

11.05

Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста.  

1

18.05

Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста.  

1

18.05

Словари как отражение истории и культуры русского народа

2

Словари как отражение истории и культуры русского народа.

1

25.05

Классификация лингвистических словарей.

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс

Элективный курс «Решение задач по органической химии»  составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...

Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и  рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...