Рабочая программа элективного курса 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Комплексный анализ текста" 11 А класс (количество часов в неделю - 2 часа, в год - 68 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektiva_11a.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
"Комплексный анализ текста"
для учащихся 11 А класса
(количество часов в неделю - 2 часа, в год - 68 часов)
Составитель: Аюкаева Ф.С.
(учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории)
Набережные Челны
2022 год
Планируемые результаты освоения курса «Комплексный анализ текста»
Личностные результаты:
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. | Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. | Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. |
Предметные результаты:
Название разделов | Выпускник на базовом уровне научится: | Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: |
Текст как речевое произведение. Типы речи. Стили речи. Стилистические возможности языковых средств. Словари как отражение истории и культуры русского народа. Словари как отражение истории и культуры русского народа. | – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – создавать тексты определенной функционально-смысловой принадлежности и определенных жанров; – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; – использовать при работе с текстом разные виды чтения; – анализировать текст, определять его тему, проблему и основную мысль; – соблюдать культуру публичной речи; –использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. | – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). |
Содержание элективного курса
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Текст как речевое произведение | Основные признаки текста. Слово в словаре и слово в тексте. Ключевые слова в тексте. Текст и его строение. Лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте. Тема, идея, проблема текста. | 6 |
Типы речи | Повествование. Описание. Рассуждение. Цель, содержание, композиция, типы связи предложений, языковые особенности текстов разных типов. | 6 |
Стили речи | Научный стиль. Официально-деловой стиль. Разговорный стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Функция, общие стилевые особенности, жанры, сфера применения, языковые особенности текстов разных стилей. | 10 |
Стилистические возможности языковых средств | Фонетика. Звуки русского языка. Звукопись. Средства звуковой выразительности: аллитерация и ассонанс. Звукообраз. Звуковая гармония. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи. Звуковые особенности поэтических текстов. Лексика. Слово как единица языка. Переносное значение как основа тропов. Словарное богатство русского языка. Синонимы и антонимы, особенности употребления их в речи, их роль в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слова. Лексический разбор слова. Использование фразеологизмов в текстах, их стилистическая окраска. Морфология. Роль существительных в тексте. Роль прилагательных в тексте. Функционирование числительных в тексте. Лексико - стилистические особенности и текстообразующая роль местоимений в тексте. Употребление глаголов в разных стилях и типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте. Роль причастий и причастных оборотов в тексте. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте. Функционирование наречий в тексте и их текстообразующая роль. Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов. Эстетическая ценность междометий и звукоподражательных слов. | 38 |
Словари как отражение истории и культуры русского народа | Словари как отражение истории и культуры русского народа. Классификация лингвистических словарей. | 2 |
Практические занятия | Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. | 6 |
68 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Текст | 6 | |||
Текст как речевое произведение. | 1 | 3.09 | ||
Текст и его строение. | 1 | 3.09 | ||
Лексические средства связи между предложениями в тексте. | 1 | 8.09 | ||
Грамматические средства связи между предложениями в тексте. | 1 | 8.09 | ||
Тема, идея, проблема текста. | 1 | 15.09 | ||
Понимание текста – процесс творческий. Ключевые слова в тексте. | 1 | 15.09 | ||
Типы речи | 6 | |||
Типы речи. Виды и задачи типов речи. | 1 | 22.09 | ||
Повествование. | 1 | 22.09 | ||
Описание. | 1 | 29.09 | ||
Рассуждение – доказательство. | 1 | 29.09 | ||
Рассуждение – объяснение. | 1 | 6.10 | ||
Рассуждение – размышление. | 1 | 6.10 | ||
Стили современного русского языка | 10 | |||
Синтаксис научного стиля речи. | 1 | 13.10 | ||
Урок-практикум: анализ синтаксиса текста научного стиля речи. | 1 | 13.10 | ||
Многообразие жанров официально-делового стиля речи. | 1 | 20.10 | ||
Урок-практикум: составление текстов официально-делового стиля речи. | 1 | 20.10 | ||
Порядок слов в разговорной речи. | 1 | 27.10 | ||
Урок-практикум: анализ текста разговорного стиля речи. | 1 | 27.10 | ||
Информационно-содержательная функция и функция убеждения публицистического стиля. | 1 | 10.11 | ||
Урок-практикум: публичные выступления учащихся. | 1 | 10.11 | ||
Роль субъективного момента в художественном стиле речи. | 1 | 17.11 | ||
Урок-практикум: анализ текста художественного стиля речи. | 1 | 17.11 | ||
Стилистические возможности языковых средств | ||||
Фонетика. Звуки русского языка. Звукопись. | 1 | 24.11 | ||
Средства звуковой выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. | 1 | 24.11 | ||
Звукообраз. Звуковая гармония. | 1 | 1.12 | ||
Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи. | 1 | 1.12 | ||
Звуковые особенности поэтических текстов. | 1 | 8.12 | ||
Урок-практикум: работа с фонетическими средствами выразительности. | 1 | 8.12 | ||
Словообразование. Образование новых слов морфологическим способом как средство обогащения русского языка. | 1 | 15.12 | ||
Словообразование как причина архаизации слова. | 1 | 15.12 | ||
Словообразование как источник речевой экспрессии. | 1 | 22.12 | ||
Урок-практикум: работа со средствами выразительности словообразования. | 1 | 22.12 | ||
Лексика. Слово как единица языка. Переносное значение как основа тропов. | 1 | 12.01 | ||
Словарное богатство русского языка. | 1 | 12.01 | ||
Синонимы и антонимы, особенности употребления их в речи, их роль в тексте. | 1 | 19.01 | ||
Контекстуальные синонимы и антонимы. | 1 | 19.01 | ||
Стилистическая окраска слова. | 1 | 26.01 | ||
Урок-практикум: лексический разбор слова. | 1 | 26.01 | ||
Использование фразеологизмов в текстах, их стилистическая окраска. | 1 | 2.02 | ||
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение. | 1 | 2.02 | ||
Тропы: ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. | 1 | 9.02 | ||
Урок-практикум: работа с тропами. | 1 | 9.02 | ||
Художественный символ, паронимы. | 1 | 16.02 | ||
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор. | 1 | 16.02 | ||
Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание. | 1 | 2.03 | ||
Урок-практикум: работа со стилистическими фигурами. | 1 | 2.03 | ||
Риторические фигуры, синтаксические конструкции. | 1 | 9.03 | ||
Морфология. Роль существительных в тексте. | 1 | 9.03 | ||
Роль прилагательных в тексте. | 1 | 16.03 | ||
Функционирование числительных в тексте. | 1 | 16.03 | ||
Лексико - стилистические особенности и текстообразующая роль местоимений в тексте. | 1 | 23.03 | ||
Употребление глаголов в разных стилях и типах речи. | 1 | 23.03 | ||
Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте. | 1 | 6.04 | ||
Роль причастий и причастных оборотов в тексте. | 1 | 6.04 | ||
Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте. | 1 | 13.04 | ||
Функционирование наречий в тексте и их текстообразующая роль. | 1 | 13.04 | ||
Специфика использования служебных частей речи. | 1 | 20.04 | ||
Многообразие модальных оттенков частиц. | 1 | 20.04 | ||
Функции предлогов. | 1 | 27.04 | ||
Эстетическая ценность междометий и звукоподражательных слов. | 1 | 27.04 | ||
Практические занятия | 6 | |||
Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. | 1 | 4.05 | ||
Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. | 1 | 4.05 | ||
Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. | 1 | 11.05 | ||
Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. | 1 | 11.05 | ||
Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. | 1 | 18.05 | ||
Комплексный анализ текста. Стилизация текста. Создание собственного текста. | 1 | 18.05 | ||
Словари как отражение истории и культуры русского народа | 2 | |||
Словари как отражение истории и культуры русского народа. | 1 | 25.05 | ||
Классификация лингвистических словарей. | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...