Тема: «Имя существительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи; определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через значение предметности); морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интеренета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; тестирование.

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстративный материал

Презентация

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях

-Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Отгадаем несколько загадок.

  1. Красненький котёночек по жёрдочке бежит. (Огонь)
  2. Мальчик с пальчик, одёжка беленькая, а шапочка красненькая. (Гриб)
  3. Белый камушек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
  4. Озорной мальчишка в сером армячишке.По дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Слова, которые мы с вами отгадали , на какой отвечают вопрос? (Кто? Что?)

-Что это за часть речи? (Имя существительное.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «Имя существительное как часть речи», на слайдах которой представлена теоретическая информация по теме и ключи к заданиям для самопроверки.

-Что вы знаете о существительном?

Отвечает на вопросы «кто?», «что?»; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением и обстоятельством.

-С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем.

Ребята, сейчас посмотрите на проекторную доску. На ней изображены картинки, посмотрите внимательно на них и запишите существительные, которые вы увидели.

-Проверим!

 Стол, яблоко, тарелка, окно, девочка, ваза, цветы.

-Что же такое имя существительное? Как вы его обнаруживали в изображении? Что оно обозначает? (Это часть речи, которая обозначает предмет.)

-Каждый из вас знает, что имя существительное, отвечая на вопросы «что?» или «кто?», обозначает предмет.

-Чтобы выяснить, какие названия предметам дает имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.

-На столах у вас лежат тексты. Выпишите из них только те слова, которые у вас указаны.

Название вещей:

Название живых существ:

Географические названия:

Название признаков:

Название фактов:

Название лиц:

Ребята, что у нас существительные могут обозначать? Обсудите это в группе и запишите в тетрадь.

 

Физкультминутка

Шел медведь по чаще леса,

Щука плавала в пруду.

В лесу чудесном всё кружится,

Всё искрится наяву!

В рощах - шишки, камыши,

Бегут ежи, ползут ужи!
Зада
ча наша непроста:

Учи правила всегда!

Ча-ща, чу-щу, жи-ши:

Каждым часом дорожи!


Давайте прочитаем с вами текст

Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.

              Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

            Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.

           Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают.

Подчеркните в предложениях слово  собака, как член предложения.

Ребята, какими членами может быть одно и то же слово?

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Продолжите предложения

Существительное – это….

Имя существительное обозначает...
В предложении является  ... 

Отвечают  на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы.

Индивидуальная, групповая.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: читают и сушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Листы обратной связи. Письменная работа.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

Выполните тест

1.Укажите, какой признак относится к имени существительному:а) обозначает количество предметов при счете;б) обозначает действие предмета;в) обозначает предмет;г) обозначает признак предмета.

2. Выберите имя существительное.

1) вдохновение

2) маленький

3) бежать

4) вкусно

3. Выберите имена существительные.

1) зима

2) теплота

3) зимний

4) занятие

4. Выберите предложение, в котором имя существительное не является подлежащим.

1) Я попросил воды.

2) Соня красиво рисует.

3) Девочки побежали домой.

4) Собака нашлась сама.

5. Выберите ряды, в которых есть только существительные.

1) волк, удивление, Маша

2) Санкт-Петербург, прыжок, крупа

3) люди, просмотр, стояла

4) горячо, стройка, доброта

Рассматривают выполненные работы, оценивают их.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как их преодолевали?

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений и навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивационно организовывать свою деятельность.

Листы обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация к уроку в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"

Презентация к уроку поможет в игровой форме на интерактивной приставке провести урок в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Контрольная работа по теме "Имя существительное как часть речи"

Контрольная работа предназначена для учащихся 6 класса,  и составлена с целью осуществления контроля уровня знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Имя существительное как часть речи" (морф...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления....