Тема: «Имя существительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цель деятельности учителя | Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи; определять синтаксическую роль существительных в предложении. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через значение предметности); морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интеренета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; тестирование. |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстративный материал | Презентация |
Основные понятия | Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях | -Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Отгадаем несколько загадок.
Слова, которые мы с вами отгадали , на какой отвечают вопрос? (Кто? Что?) -Что это за часть речи? (Имя существительное.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения. 4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «Имя существительное как часть речи», на слайдах которой представлена теоретическая информация по теме и ключи к заданиям для самопроверки. | -Что вы знаете о существительном? Отвечает на вопросы «кто?», «что?»; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением и обстоятельством. -С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем. | Ребята, сейчас посмотрите на проекторную доску. На ней изображены картинки, посмотрите внимательно на них и запишите существительные, которые вы увидели. -Проверим! Стол, яблоко, тарелка, окно, девочка, ваза, цветы. -Что же такое имя существительное? Как вы его обнаруживали в изображении? Что оно обозначает? (Это часть речи, которая обозначает предмет.) -Каждый из вас знает, что имя существительное, отвечая на вопросы «что?» или «кто?», обозначает предмет. -Чтобы выяснить, какие названия предметам дает имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание. -На столах у вас лежат тексты. Выпишите из них только те слова, которые у вас указаны. Название вещей: Название живых существ: Географические названия: Название признаков: Название фактов: Название лиц: Ребята, что у нас существительные могут обозначать? Обсудите это в группе и запишите в тетрадь.
Физкультминутка Шел медведь по чаще леса, Щука плавала в пруду. В лесу чудесном всё кружится, Всё искрится наяву! В рощах - шишки, камыши, Бегут ежи, ползут ужи! Учи правила всегда! Ча-ща, чу-щу, жи-ши: Каждым часом дорожи!
Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся. Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину. Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок. Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают. Подчеркните в предложениях слово собака, как член предложения. Ребята, какими членами может быть одно и то же слово? | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | |||
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. | Продолжите предложения Существительное – это…. Имя существительное обозначает... | Отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы. | Индивидуальная, групповая. Индивидуальная, групповая. | Познавательные: читают и сушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Листы обратной связи. Письменная работа. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | Выполните тест 1.Укажите, какой признак относится к имени существительному:а) обозначает количество предметов при счете;б) обозначает действие предмета;в) обозначает предмет;г) обозначает признак предмета. 2. Выберите имя существительное. 1) вдохновение 2) маленький 3) бежать 4) вкусно 3. Выберите имена существительные. 1) зима 2) теплота 3) зимний 4) занятие 4. Выберите предложение, в котором имя существительное не является подлежащим. 1) Я попросил воды. 2) Соня красиво рисует. 3) Девочки побежали домой. 4) Собака нашлась сама. 5. Выберите ряды, в которых есть только существительные. 1) волк, удивление, Маша 2) Санкт-Петербург, прыжок, крупа 3) люди, просмотр, стояла 4) горячо, стройка, доброта | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. | Оценивание работы учащихся на уроке. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам. | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как их преодолевали?
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений и навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивационно организовывать свою деятельность. | Листы обратной связи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация к уроку в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"
Презентация к уроку поможет в игровой форме на интерактивной приставке провести урок в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Контрольная работа по теме "Имя существительное как часть речи"
Контрольная работа предназначена для учащихся 6 класса, и составлена с целью осуществления контроля уровня знаний, умений и навыков обучающихся по теме "Имя существительное как часть речи" (морф...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления....