Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Живцова Наталья Николаевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok5.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

     МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»

           

                  Урок русского языка в 5 классе по теме

«Имя существительное как часть речи»

                                               Подготовила  Живцова Н.Н.

  Урок повторения знаний по теме «Имя существительное как часть речи», полученных в начальной школе с применением элементов технологии критического мышления.

  Тема: Имя существительное как часть речи.

Цели:

     Повторить материал по теме «Имя существительное», который был изучен в начальных классах.

    Формировать умение анализировать и систематизировать уже имеющиеся знания, самостоятельно составлять кластеры.

    Развивать навыки работы со словарями.

    Развивать навыки правильной устной и письменной речи, самостоятельно составляя собственные тексты.

    Воспитывать интерес детей к изучению русского языка.

Оборудование: Учебники, тетради, тетради-справочники, карандаши, карточки.

I. Орг. момент.

1. Смена деятельности после перемены.

2. Проверка подготовленности учеников к уроку.

II. Основная часть: 

Ученики подписывают число, классную работу.

  1. Слово учителя:

-Скажите, что нужно ученику, чтобы начать изучать новый материал?

(повторить старый материал)

-Какую тему мы с вами  изучали на прошлом уроке?

(самостоятельные и служебные части речи)

-Оцените свои знания по предыдущей теме с помощью таблицы и  возьмите себе кружок соответствующего цвета.

Я знаю тему на «5»

красный

Я знаю тему на «4»

желтый

Я знаю тему на «3»

зеленый

Я знаю тему на «2»

синий

Хорошо, сейчас я проверю ваши знания, а вы проверите себя.

  1. Проверка домашнего задания.

Самостоятельные и служебные части речи. Распределите названия частей речи русского языка по группам.

                                     Части речи

самостоятельные       служебные     междометия

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________

_______________     ___________    __________    

Один ученик заполняет таблицу на доске.

Остальные учащиеся заполняют таблицу на карточках.

Проведем взаимопроверку, поменявшись карточками, проверку на доске сделает учитель.

Определить количество ошибок. Кто ошибся?

А у кого кружок цвет не изменит? Молодцы!

  1. Целеполагание.

Как вы думаете, какая часть речи, по-вашему, самая главная?

Почему?  

(которая обозначает предмет)

Так какую часть речи мы начинаем изучать?

Давайте определим для себя цели нашего урока.

4.Стадия вызова.

В рабочей тетради разделите на две колонки 5-7 строчек. Первую колонку озаглавьте «знаю». В нее запишите все, что вспомните об имени существительном. Перечитайте, поделитесь с товарищем, дополните свои записи.

Стадия осмысления.

Открываем учебник на стр. 191.

Заполним вторую часть таблицы «узнал», выписывая то, что является новым.

Сравним, что же у нас с вами получилось.

Составление кластера у доски с записью в тетради для правил.

        Существительное

        ↓

                                                            часть речи

        ↓

          вопросы

              кто?                 что?

           признаки

        ↓постоянные              непостоянные↓

  род,  склонение, одуш., нариц.         падеж, число

                                                           синтаксическая роль

                                      подлежащее, дополнение, обстоятельство

 Физкультминутка.

Легко ли вы сможете определить род существительного? Как?

Запишите слова: лошадь, жернов, цикада, брошюра, жокей.

Определите род слов.

С какими существительными вы затруднились? Почему? А где мы можем уточнить  род слов, значение слов?

Правильно, в словаре.

Работа с толковым словарем.

Что же можно о слове узнать в толковом словаре?

В каком словаре можно узнать только правильное написание слов?

Правильно, в орфографическом.

Предложение: Дождевые капли падали на крыши серых домов.

Синтаксический разбор предложения. Определите, какими частями речи являются главные и второстепенные члены предложения. Назовите самостоятельные части речи, служебные части речи.

Рефлексия.

Предлагаю за оставшиеся пять минут написать свои воспоминания о сегодняшнем уроке, в нескольких предложениях попытайтесь изложить все то, чем мы занимались на уроке. Не забудьте в конце задать вопрос, ответ на который вы так и не услышали.

  1. Чем занимались на уроке?
  2. Что вспомнили по теме?
  3. Что было интересным?
  4. Что осталось непонятным по теме?

Оценки.

Прокомментировать оценки. Поставить в журнал.

Домашнее задание  §89. Правило стр. 191 или повторить тему по кластеру. Упражнение выбрать самим или можно придумать примеры к каждому пункту кластера и записать их в тетради.

Итог: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....