Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Тип урока: комбинированный урок.

Элементы содержания: имя существительное как часть речи, морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи.

Цель:

  1. знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.
  2. уметь узнавать существительное среди других частей речи.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Проверка домашнего задания

  1. Запись даты в тетради, постановка целей урока, план урока.

Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, какая это часть речи, надо отгадать загадку - Давно живу я мире этом, даю названье всем предметам.

  1. Что это? (имя существительное).

План урока:

  1. Имя существительное.
  2. Работа по учебнику.
  3. Игра «Следопыт». Работа на интерактивной доске
  4. Работа в парах (фонетический и морфемный разборы).
  5. Повторение изученного ранее (морфемика, чередующиеся корни)
  6. Кроссворд.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

  1. Что вы знаете о существительном?

(Отвечает на вопросы: кто? что?; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением или обстоятельством).

  1. Работа с новым материалом:
  1. Имя существитльное обозначает предмет.

  1. Имя существительное относится к

мужскому, женскому или  среднему роду.

  1. Имена существительные имеют три склонения.

Поле, тень, земля ,лень, солнце, вода, дядя ,день ,мышь.

  1. Имя существительное изменяется по падежам.                                        
  2. Имена существительные изменяются

 по числам (единственное или множественное)

6.. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?

7 .Имена существительные могут быть собственные или нарицательные.

  1. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство.

Зеленую полоску у края леса тронула первая желтизна.

- Что значит слово «желтизна»?

- Как оно образовано?

Приведите свои примеры с суффиксом –ИЗН-

Материал для наблюдения стр. 182.

Работа по учебнику: упражнение 470 (цепочкой),

471 (самостоятельно) проверка по группам.

  1. Физминутка. Игра «Следопыт».
  1. Что изучает фонетика?
  2. Что изучает морфемика?
  3. Какая часть слова называется корень?
  4. Какая часть слова называется приставка?
  5. Какая часть слова называется суффикс?
  6. Какая часть слова называется окончание?
  7. Что входит в основу слова?
  8. Какие слова называются синонимами.
  9. Какие слова называются омонимами.
  10. Какие слова называются антонимами.

11.Вставьте пропущенные буквы на интерактивной доске:

Ра__чертить, в__дыхать, во__становить, __бить, __десь, ра__будить. Предл__жение, сл__жение, изл__гать, предл__гать, изл__жение.

Выр__сти, подр__сли, подр__стать, выр__щивать, р__сток.

Ж__лтый, ч__рточка, капюш__н, ш__л, зайч__нок.

Ц__пленок, ц__фра, полиц__я,  сестриц__н, с улиц__.

  1. Работа в парах:

По алгоритму сделать фонетический разбор слов: весна, ее, ель, поздно.

Морфемный разбор слов: подорожник, пригородный, прислушаться, веселого.

  1. Закрепление изученного.

Кроссворд

                                                морфОлогия

виниТельный

  подЛежащее

   творИтельный

   Число

                                                      склоНение

                                                            рОд

  1. Раздел науки о языке, изучающий части речи.
  2. Падеж прямого дополнения.
  3. Член предложения, чаще всего выраженный существительным.
  4. Падеж, обозначающий орудие действия.
  5. Количество предметов у существительного.
  6. Изменение существительных по падежам.
  7. Категория существительного, различающая нас по половому признаку.

  1. Итог урока. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание упр. 474 (индивидуально- повтор правил).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....