«Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями слуха».
статья по русскому языку
Уроки русского языка в школе-интернате
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями слуха. | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности обучения русскому языку детей с нарушениями слуха».
Человек с рождения находятся в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Данное взаимодействие происходит при помощи зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного анализаторов. Мы видим, слышим, чувствуем на вкус и тактильно, обоняем, меняем положение тела в пространстве, а затем обрабатываем все эти полученные знания при помощи мозга и получаем целостную картинку-представление. Расстройства восприятия лишают возможности получить единый обобщенный образ.
Слух – один из основных сенсорных каналов для получения информации об окружающем мире. При неправильном функционировании слуховой сенсорной системы, ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь в большей мере на зрение, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, нарушение слухового анализатора у детей приводят к отклонениям в развитии их устной речи. Усвоение слов на слух и понимание речи в целом – главные трудности детей с нарушенным слухом. Речевые отклонения данных обучающихся могут быть различны, иметь разную степень тяжести нарушений. Многое зависит от характера и степени выраженности дефекта, от индивидуальных возможностей и особенностей развития ребенка.
Лексические и грамматические недочёты в речи учеников с нарушением слуха, общая бедность словаря создают трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в овладении учебным материалом. Поэтому одной из основных задач работы педагогов в школе для детей с нарушениями слуха является коррекция речи обучающихся, ее развитие.
Советский лингвист и психолог Н.И. Жинкин отмечал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усвоены знания».
Особое значение для формирования и развития речи у обучающихся с нарушением слуха имеют уроки русского языка. На данных уроках необходимо работать над устранениями лексических недочётов, формированием грамматически правильной речи, нарушения которой характерны для детей с патологией слуха. Учитель должен предложить ребенку задания, которые смогут помочь ему как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Это будет способствовать корректированию и закреплению у обучающихся навыков грамматически правильной речи.
Одним из важных направлений в работе по развитию связной речи глухих школьников является работа над изложением. В основе данного вида работы лежит подражание образцу. Вместе с этим изложение дает ученикам возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление. Обучающиеся с нарушенным слухом в процессе данной работы учатся выделять главное, анализировать, перерабатывать текст.
Работа с художественными текстами положительно влияет на развитие и расширение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, способствует развитию навыков правописания, учит осознанному использованию языковых средств, развивает творческое воображение.
В методике преподавания русского языка изложение, так же, как и сочинение, считается эффективным средством для развития связной речи. Но в отличии от сочинения, при написании изложения обучающимся предлагается уже готовая тема, структура, содержание и словесное оформление текста. Задачей для учащихся становится логически последовательно, своими словами, без искажения смысла передать содержание данного текста, используя для этого новые слова и образные выражения из произведения.
Учителю, работающему в школе для детей с нарушенным слухом, необходимо знать, что при работе с детьми данной категории изложения по способу восприятия исходного текста делятся на следующие виды:
– изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (текст читается учителем за экраном);
– изложения, в которых текст воспринимается зрительно (самостоятельное чтение текста детьми);
– изложения, в которых текст воспринимается слухозрительно (текст читается учителем без экрана, с использованием ЗУА).
В средних и старших классах школы глухих изложение используется не только с целью и развитием связной речи, но и для формирования навыков чтения с губ и слухозрительного восприятия.
Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствуются навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств, в соответствии с задачей и условиями общения.
Изложение — работа творческого характера.
Задание пересказать текст, предполагает не только воспроизведение, но и включает элементы творчества ученика. Обучая через подражание образцу, изложение сохраняет, а в ряде случаев специально предполагает (изложение с творческим заданием) возможность своих решений. То обстоятельство, что при проведении изложений мы можем предлагать тексты разных типов, стилей, жанров, варьирования, связанные с воспроизведением текста(пересказать подробно, сжато, выборочно, внести изменения в содержание и т. д.), делает этот вид работы многогранным плодотворным и, следовательно очень важным в системе обучения речи.
В нашей школе работа над изложением строится в тандеме : учитель русского языка и учитель — дефектолог, т. е. ребята знакомятся с текстом изложения не только на уроке русского языка, но и в слуховом кабинете у учителя-дефектолога. Эта совместная работа позволяет ребятам лучше понять текст, что в дальнейшем облегчит им написание на уроке.
Изложение и сочинение — методическое единство.
Написание изложений с творческим дополнением свидетельствует о том, что эта работа позволяет формировать комплекс коммуникативных умений у учащихся: самостоятельно определять предмет и задачи высказывания, отбирать для их решения необходимые языковые средства, изменять структуру и содержание предложенного текста в соответствии с конкретным коммуникативным заданием, продуцировать собственный текст или его фрагмент, ограничено включая созданное речевое произведение в ткань воспроизводимого образца.
Варьируя содержание и композицию текста, ученики развивают воссоздающее творческое воображение, тренируя память, приучаются чувствовать образ текста.
В своей работе я стараюсь отбирать такие тексты, для данного вида работы, к которым ученик может без особых затруднений ответить на вопрос, или высказать своё отношение к тексту. Такие тексты подобрать нелегко, поэтому они должны соответствовать особым критериям.
Требования к подбору текста изложения с элементами сочинения.
Текст должен быть органическим компонентом системы учебных текстов, ориентированных на программный материал, на школьников определённой возрастной группы, на целостное усвоение текстовой информации, характеризующейся новизной и проблемностью.
В тексте присутствуют два пласта информации : поверхностный (точный, образный, одинаково понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый пласт, который возникает из-за того, что автор преднамеренно или случайно допускает пропуски в изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые опоры, помогающие ребёнку “ развернуть” текст. именно глубинный пласт текста активизирует мыслительную деятельность, образы памяти и воображение ребят; побуждает их к поиску новых знаний, высказыванию догадок, фантазированию.
Текстовая информация должна соединять то, что редко сочетается вне данного речевого произведения, в нём заложены неожиданное наложение планов, “смена голосов” персонажей
Таким образом, проблема накопления словаря с дальнейшим использованием его в различных формах речи глухими учащимися (устной и письменной), очень остро стоит в старших классах глухих.
В результате систематической работы над этой темой возможно научить детей использовать свое образные “блоки” в речи учащихся, доводя эту работу до автоматизма. А вводимые элементы сочинения позволяют вносить момент творчества и самостоятельности.
Такая кропотливая работа позволяет активно подойти к итоговой аттестации выпускников школы глухих и получить неплохие результаты.
Список использованной литературы:
Л. П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001
Е. М. Масюкова. А. Г. Московкина. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекциооной педагогики и специальной психологии. М.: ВЛАДОС, 2001
Л. М. Быкова. Методика преподавания в школе глухих. М.: ВЛАДОС, 2002
Е. Г. Речицкая. Е. А. Сошина. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2002
Р. М. Боскис «Учителю о детях с нарушениями слуха». М. Просвещение, 1988.
А. К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: ВЛАДОС, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи у детей с нарушенным слухом
Сравнение развтия речи ребенка в норме со особенностями в формировнии речи ребенка с нарушенным слухом....
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
Основы сурдопедагогики. Контрольная работа....
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого реб...
ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ОЦЕНОЧНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Аннотация. Актуальным направлением развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья является совершенствование системы оценивания образовательных достижений, адаптация контрольно-изме...
Особенности обучения иностранным языкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Статья предназначена для педагогов иностранного языка, которые занимаются обучением детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особое внимание уделено особенностям высших психических функций д...
Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе
Конспект по развитию слухового восприятия и обучения произношению для детей с нарушениями слуха во второй младшей группе Тема: «Домашние животные» (Различение звукоподражаний «а...
Особенности обучения английскому языку детей с нарушением слуха
В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание английского языка дает возможность узнать о мировой культуре, о традициях стран, изучаемого языка, а так...