Урок по теме: Соединительные О и Е в сложных словах
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Иванова Лариса Николаевна

Формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, формулирование общего вывода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1_o_e_v_slozh_sl.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Соединительные О и Е в сложных словах  (6а класс)

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • карточки с заданиями
  • лист самооценки

Структура урока:        

  1. Организационный этап.  (2 мин.)
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4.  Закрепление изученного материала.
  5. Физ. минутка
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Цель: сформировать у учащихся навыки  нахождения сложных слов, умения правильно писать соединительные гласные О и Е

Задачи:

  • Образовательные:
  • систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
  • Развивающие:
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
  • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
  • Воспитательные:
  • воспитывать навыки сотрудничества;
  • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение находить общее решение при работе в группе;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах

формулирование общего вывода.

 
Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

1.      Организационный момент (2 мин)

Деятельность учителя.

Создание благоприятной обстановки. Приветствие учителя

Здравствуйте, ребята!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда -за работу!

Удачи желаю всем нам!

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

1. Повторение изученного материала  (5 мин)

Совсем недавно мы изучали тему: «Правописание приставок пре- и при-

2. Опрос учащихся

Расскажите правило о правописании приставок пре- и при-. Приведите примеры. (Приставка пре- пишется:

а) если приставка пре- близка по значению к слову «очень», например: преинтересный (= очень интересный), преувеличивать (очень увеличивать);

б)  если приставка пре- близка по значению к приставке пере-, например: преступать (= переступать).

Приставка при- пишется в словах со значением:

а) прибавления, приближения, присоединения, например: приделать, прибивать, примыкать;

б) близости, например: прибрежный, пришкольный;

в) совершения действия не в полном объеме, например: приоткрыть, приостановиться).

II. Актуализация знаний. (5 мин)

3. (слайд Ребус)
-На предыдущем уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются… (сложными).

Почему в одних случаях используется для соединения буква о, а в других – буква е? Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных? Какая после мягких согласных, шипящих и ц?

 (Какие гласные звуки дают мягкость согласному?)

4. Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.   (5 мин)

Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, если права – синюю

Хлебница, хлеборезка, варенье, мореход, гусеница, самовар, синеватый, синеглазый, златовласка, столовая, миролюбивый

5. Проблемный вопрос  (5 мин)

Давайте теперь понаблюдаем, всегда ли гласные е, гарантирует мягкость согласного?

На экране:

вода, лазить —> водолаз
море, плавать —> мореплаватель

солнце, печь —> солнцепёк
мышь, ловить —> мышелов

- Назовите все шипящие звуки русского языка.

[ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.
Давайте сделаем транскрипцию слова 
мышь
- Что заметили?
- Зачем пишем «
Ь»?     в существительных 3 скл.женского рода после шипящих ставится ь
А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?
- Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?
6. Игра «Верни слово»   (5 мин)

- Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и произношу два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное:

камень, падать→камнепад; дом, сидеть →домосед; море, ходить →мореход; сам, летать →самолёт; пуля, мясо, рубить→мясорубка, метать→пулемёт; жизнь, любить →жизнелюбие; общий, жить → общежитие. 

7. -Закрепление орфограммы:

Этих гласных только две:
Буква
О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква
О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву
Е пишите тут.

8. Физкультминутка. Самолёт (2 мин)

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо, поворот влево)

Назовите слово, которое является сложным.

9. Задание. Составь сложное слово (слайды). Запиши на доске. Обозначь орфограмму. Объясни выбор соединительной гласной.

10. Экологическая минутка.

Ребята, обратите внимание на последние слайды. Какое слово их объединяет? (вода)

Вода – основа жизни.

 Кажется, что на Земле много воды, но в океанах и морях она соленая, а всему живому нужна пресная. Поэтому ее нужно беречь! Вода-источник жизни для всего живого, она незаменима. 

                                                       Человек, запомни навсегда:

                                                       Символ жизни на Земле – вода!

                                                       Экономь ее и береги –

                                                        Мы ведь на планете не одни!

Алгоритм нахождения орфограммы  (слайд)

Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах.

1. Читаю (произношу) слово.

2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.

3. Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий,

на шипящий или ц – е.

4. Записываю слово.

5. Проверяю написание: выделяю корни, подчёркиваю орфограмму-букву.

11. - Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

Дифференцированные задания

Уровень 1

1) Аппарат, который сам летает по воздуху, – это ... .

2) Поток воды, который падает с большой высоты, – это ... .

3) Человек, который пашет землю, – это ... .

4) Машина, моющая посуду, -это…

5) Человек, который быстро ходит – это ... .

6) Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня, – это ... .

7) Машина, которая сама вываливает груз, – это ... .

8) Кастрюля, которая быстро варит, – это ... .

Уровень 2.

Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни, подчеркни соединительные буквы.

Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловой.

Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.   (А. Толстой)

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

12.  Вывод детей:

- соединительная буква «
е» пишется

1) после 
мягких согласных (пылесос, корнеплод);

2) после 
шипящих (пешеход, пищевод);

3) после «
ц» (овцебык);


- соединительная буква «
о» пишется:

после 
твёрдых согласных (пчеловод, самокат).

- Соединительную гласную «
е».

- После «ц» в сложных словах пишется «е».
13. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности
(Дети оценивают свою работу на уроке)

14. Домашнее задание стр.20,  упр.217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"

полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...

Технология встречных усилий Урок по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» 6 класс

Здесь представлен конспект урока, построенного в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), которая предполагает, что ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать оп...

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская.

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс

В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника :  Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...

Тест на тему "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"

Тест на тему "Соединительные гласные О-Е в сложных словах"...

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе.

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе....

Технологическая карта урока по русскому языку «Сложные слова. Соединительные О и Е в сложных словах»

Класс:     6         УМК: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...