Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А. Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zhivotnye_v_vov.odt | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Животные в Великой Отечественной войне»
Тип урока ИНТЕГРИРОВАННЫЙ (история – биология)
Цели и Задачи:
- углубить и расширить знания об исторических событиях, связанных с ВОВ
- углубить и расширить знания о строении, поведении и инстинктах животных
- закрепить знания учащихся о событиях Второй мировой войны, о вкладе народов СССР и наших земляков в Победу над фашизмом
- закрепить знания о причинах и возможностях использования животных в годы ВОВ
- раскрыть и охарактеризовать процессы совместной деятельности человека и братьев наших меньших (животных)
- Продолжать воспитывать бережного отношения к природе
- Продолжить расширять кругозор учащихся, развивать устную речь
- продолжить формирование умения составлять схемы, сравнивать и анализировать
- продолжить формировать у учащихся гражданскую позицию и способность противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны
- воспитание бережного отношения к историческому прошлому народов
- акцентировать внимание на том, что распад Советского Союза не является распадом дружбы народов, его населявших.
Оборудование: ТСО, презентации по теме урока, таблицы и схемы, иллюстрирующие внешнее строение животных, используемых в ВОВ, видеофрагменты «Лошадь в замедленной съемке», «Сохатый», картинки лошадей, лосей, голубей
Раздаточный материал (тесты, схемы)
Муляж собаки
Ведущие понятия:
По истории:
По биологии: поведение, инстинкт, рефлекс, класс млекопитающе (отряды), этология, териология
План урока:
- Организационные моменты. Вступительное слово учителя истории.
- Актуализация опорных знаний
- Использование лошадей в годы ВОВ
- Использование лосей в годы ВОВ
- Использование собак в годы ВОВ
- Использование птиц в годы ВОВ
- Рефлексия. Закрепление знаний.
- Задание на дом
Ход урока:
1. Организационные моменты. Вступительное слово учителя истории.
2. Актуализация опорных знаний
По истории: Прошло много мирных лет после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Молодое поколение порой не знает таких понятий как «продовольственная карточка», «пионер-герой», «привести языка», «снайпер - «кукушка”». Наши деды и прадеды – победители в той далекой войне. Они доказали справедливость слов Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но мы с вами – потомки тех, кто не щадил себя в лихолетье. Подвиги этих людей ни в коем случае не должны быть забыты жителями нашей свободной страны, ставшей свободной именно благодаря подвигам времен Великой Отечественной.
В те годы рядом с солдатами на фронте «воевали» наши братья меньшие, животные. Животные совершали подвиги, не зная этого, им не давали званий и орденов. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Казалось, вся природа помогала восстановить справедливость. Помощниками людям были лошади, собаки, кошки, олени, лоси, птицы, дельфины. Сегодня мы с вами поговорим о лошадях, лосях, собаках и голубях.
По биологии:Люди, которые дрессировали животных для выполнения заданий, должны были знать об этих животных очень много: их строение, особенности жизнедеятельности, инстинкты, уметь вырабатывать рефлексы и тд.
Работа с основными понятиями в формате ГИА
Задание №1. Установите соответствие между понятиями и определениями данных понятий
Понятия | Определения понятий |
Б. Инстинкт
Г. Этология Д. Териология |
(стр учебника 228)
(стр учебника 227)
|
А | Б | В | Г | Д |
3 | 1 | 4 | 5 | 2 |
3. Использование лошадей в ВОВ
Исторические факты: Раньше ребята ходили в ночное (ночной выпас лошадей). Ночью лошади пасутся лучше. Едят спокойно, не боятся, оводов нет. Кони стреножены (спутаны передние ноги). За ними присматривает табунщик. И у костра начинаются беседы на разные темы.
Как-то ребята спросили у табунщика (ветерана-кавалериста): «Зачем нужны лошади? Ведь их везде заменяют машины». Старый табунщик ответил: «Я с детства при лошадях, еще с войны. Много знаю о них, люблю этих животных. Много раз они спасали меня и других бойцов, а то и целые армии…».
Биологические особенности лошади:
1). Видеофрагмент «Лошадь в замедленной съемке» (2, 03 мин)
Текст для учителя:
Семейство Лошади относится к Отряду Непарнокопытные Класса Млекопитающие. Лошади наиболее приспособлены к быстрому и продолжительному бегу. Конечности снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца. Поэтому на передних и задних ногах у лошадей по одному пальцу. В скелете отсутствуют ключицы, что позволяет увеличить амплитуду лопатки и захват большего пространства вперед. Одомашнивание происходило примерно 5-6 тысяч лет назад. Известно более 100 пород, используемых в различных целях: упряжные или вьючные животные для перевозки грузов, для спортивных состязаний, для получения кумыса (кисломолочный напиток из молока лошади). Лошади - растительноядные животные. Небольшой объем желудка требует небольшой объем пищи, что обеспечивает легкость в передвижении.
Скорость, выносливость, прочный скелет и мускулатура, большой объем сердца (до 8 кг) и легких (дыхание только через ноздри), практически круговое частично цветное зрение (красный, желтый, фиолетовый, зеленый и синий цвета), отличный слух, легкоуправляемость из-за чувствительной кожи, быстрая выработка рефлексов и многие другие качества позволили человеку использовать лошадей в чрезвычайных ситуациях и в военных действиях.
На экране картинка «Лошадь+»
Дополнительная информация (рассказ ученика):
Лошади утратили дальнозоркость и плохо видят далее 500 м, что часто служит причиной их пугливости, но на близком расстоянии они могут различать мельчайшие предметы даже ночью. Значительно лучше развит у лошади слух, она различает не только очень тихие звуки, но и шорохи. Подвижность ушей и улавливание звуков, идущих с разных сторон, помогают лошадям хорошо ориентироваться.
Задание №2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Лошадь домашняя в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
1) класс Млекопитающие
2) вид Лошадь домашняя
3) отряд Непарнокопытные
4) тип Хордовые
5) род Лошади
6) семейство Лошадиные
Ответ.
В систематике животных: Царство – тип – класс – отряд – семейство – род – вид.
Ответ: 256314
4. Использование лосей в ВОВ
Исторические факты:
Биологические особенности лосей:
Вспомним систематическое положение лося в классификации животных.
На экране схема классификации
Царство: | |
Тип: | |
Класс: | |
Отряд: | |
Подотряд: | |
Семейство: | |
Род: | Лоси |
Вид: | Лось |
Чтобы понять какие биологические особенности лося позволили использовать этих животных в период войны, необходимо выполнить Задание №3.
На экране картинка «Лось в воде» и «Копыто лося»
Задание №3. Закончите предложения и составьте рассказ «Лось».
Лось – самый крупный представитель семейства_________________.
Тело мощное. Масса тела достигает ____________________.
Рога имеют только самцы. Из-за рогов, своей формой напоминающих соху, часто лося называют ______________.
Лоси быстро бегают со скоростью до ________________.
Хорошо плавают. Могут держать голову под водой более минуты, разыскивая _________________________________.
Осенью и зимой траву не едят, а полностью переходят на питание____________________.
Лось может передвигаться по заболоченным участкам тайги благодаря особому устройству________________________.
От хищников обороняются мощными ударами ____________________________.
Зрение слабое. Хорошо развиты _____________________.
Используйте для выполнения задания следующие цифры, слова и словосочетания:
Оленевые
Копыт
Обоняние и слух
Водные растения
Передних ног
500 кг
Сохатым
60 км/час
Веточным кормом
Лось Лось – самый крупный представитель семейства Оленевые. Тело мощное. Масса тела достигает 500 кг. Рога имеют только самцы. Из-за рогов, своей формой напоминающих соху, часто лося называют Сохатым. Лоси быстро бегают со скоростью до 60 км/час. Хорошо плавают. Могут держать голову под водой более минуты, разыскивая водные растения. Осенью и зимой траву не едят, а полностью переходят на питание веточным кормом. Лось может передвигаться по заболоченным участкам тайги благодаря особому устройству копыт.От хищников обороняются мощными ударами передних ног. Зрение слабое. Хорошо развиты обоняние и слух. |
Видеофрагмент «Сохатый» (43 сек)
5. Использование собак к ВОВ
Исторические факты:
Биологические особенности собак:
Муляж собаки.
Рассказ учителя:
Из встречи человека и собаки (неск десятков тысячелетий назад) получился самый крепкий союз. Умение понимать поведение собак – для человека насущная необходимость. А для понимания надо знать, как функционирует организм собаки.
Мышцы собаки имеют мало сухожилий, поэтому эти животные имеют большую подвижность и гибкость тела. Жевательные мышцы позволяют мощное сжатие челюстей.
Обоняние у собак примерно в 50 раз острее, чем у человека. Оно служит для поиска пищи, ориентации в пространстве, является одним из средств общения. Жизнь собаки – мир запахов. Слух собаки уникален, из-за чего их поведение кажется телепатическим. Собаки, находясь дома, отличают шаги хозяина из всех остальных прохожих на улице. Могут различить машину хозяина по звуку шин. Шерсть предохраняет собаку. К осени врастает более теплый мех. Собаки не потеют через кожу и им не страшны резкие перемены температур. Зная основные правила выработки условного рефлекса, можно легко научиться управлять поведением собаки и использовать в различных целях.
Особенности собак используются в караульно-розыскной, сторожевой, поисково-спасательной, связной, конвойной, патрульно-постовой, минно-разыскной, социальной и др службах.
На экране фото собаки и службы, в которых используются собаки
Службы собак:
Караульная
Розыскная
Служба связи и подноска мелких грузов
Поисково-спасательная
Конвойная
Патрульно-постовая и патрульно-дозорная
Сторожевая
Минно-розыскная
Рудо- и газорозыскная
Социальные (поводырь, спасатель, пожарник)
- Птицы в ВОВ
Исторические факты:
Биологические особенности птиц:
На экране фото «Почтовый голубь»
Почтовый голубь – уникальная птица. Эта птица так привязана к родному дому, что увезенная на расстояние до 1100 км возвращается домой. Такие расстояния голуби преодолевают не ранее чем после 3-х летнего возраста. Голубь летит на высоте 100-150 метров. Ориентирование на местности у этих птиц иначе, как чудесной не назовешь.
К интеллектуальному поведению животных относят: рассудочную деятельность, научение, обучение.
Рассудочная деятельность.
Деятельность животных, заключающаяся в их способности улавливать и учитывать в своем поведении законы, связывающие предметы и явления окружающей среды. Явление изучал Л. В. Крушинский (1911–1984), установивший, что чем больше законов способны уловить животные, тем более высокой рассудочной деятельностью они обладают. Наилучшие результаты в эксперименте показали хищники из семейства кошачьих (волки, лисицы и др.), наихудшие - куры и голуби. Рассудочная деятельность – синоним термина «мышления».
Научение.
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта в результате деятельности. Оно неразрывно связано с памятью. С его помощью может приобретаться любой опыт, так у человека это знания, умения, навыки, а у животных новые формы поведения. Понятие «научение» ввел американский психолог Э. Торндайк. В животном мире оно впервые обнаруживается у червей. В средней степени проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Наиболее развитые формы научения встречаются у птиц, млекопитающих и человека. У последнего роль и значение научения меняется в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение – основной способ приобретения опыта человеком, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению – целенаправленной учебной деятельности. Понятие «научение» используется в психологии.
Обучение.
Процесс, в результате которого организм изменяет поведение под влиянием личного опыта. Оно неразрывно связано с памятью. Понятие «обучение» используется в биологических науках: зоопсихологии, физиологии ВНД, этологии. Различают простые формы обучения: привыкание, суммация, запечатление и сложные: классические условные рефлексы, инструментальные условные рефлексы, элементарную рассудочную деятельность, динамический стереотип, образное обучение. У человека обучение представляет собой, целенаправленный процесс, в котором реализуются задачи воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне
Открытый урок, посвященный 69-летию Победы ...
Мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне
Литературно-музыкальная композиция с видеорядом социальной проблематики....
Внеклассное мероприятие посвященное Великой Отечественной войне (викторина) "Мы будем помнить!"
Разработка внеклассного мероприятия, посвязенного Великой Отечественной войне в форме игры-виторины....
Разработки внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне
Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне...
Название: Внеурочно мероприятие, посвященный Великой Отечественной войне «Мы памяти этой верны» в 6А классе
Это методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы памяти этой верны!», посвящённого Дню Победы». Данная работа актуальна, так как скоро наша страна отмечает День П...
презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Великой Отечественной войне
Презентация посвящена к великой дате -Дню Победы...
Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне
Внеклассное мероприятие посвящено ВОВ, её главным сражениям: битве за Москву, блокаде Ленинграда, битве за Сталинград, Курской битве, штурму Берлина. Данное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 ...