Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А.  Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhivotnye_v_vov.odt34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Животные в Великой Отечественной войне»

Тип урока ИНТЕГРИРОВАННЫЙ (история – биология)

Цели и Задачи: 

  • углубить и расширить знания об исторических событиях, связанных с ВОВ
  • углубить и расширить знания о строении, поведении и инстинктах животных
  • закрепить знания учащихся о событиях Второй мировой войны, о вкладе народов СССР и наших земляков в Победу над фашизмом
  • закрепить знания о причинах и возможностях использования животных в годы ВОВ
  • раскрыть и охарактеризовать процессы совместной деятельности человека и братьев наших меньших (животных)
  • Продолжать воспитывать бережного отношения к природе
  • Продолжить расширять кругозор учащихся, развивать устную речь
  • продолжить формирование умения составлять схемы, сравнивать и  анализировать
  • продолжить формировать у учащихся гражданскую позицию и способность противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны
  • воспитание бережного отношения к историческому прошлому народов
  • акцентировать внимание на том, что распад Советского Союза не является распадом дружбы народов, его населявших.

Оборудование: ТСО, презентации по теме урока, таблицы и схемы, иллюстрирующие внешнее строение животных, используемых в ВОВ, видеофрагменты «Лошадь в замедленной съемке», «Сохатый», картинки лошадей, лосей, голубей

Раздаточный материал (тесты, схемы)

Муляж собаки

Ведущие понятия:

По истории:

По биологии: поведение, инстинкт, рефлекс, класс млекопитающе (отряды), этология, териология

План урока:

  1. Организационные моменты. Вступительное слово учителя истории.
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Использование лошадей в годы ВОВ
  4. Использование лосей в годы ВОВ
  5. Использование собак в годы ВОВ
  6. Использование птиц в годы ВОВ
  7. Рефлексия. Закрепление знаний.
  8. Задание на дом

Ход урока:

1. Организационные моменты. Вступительное слово учителя истории.

2. Актуализация опорных знаний

    По истории: Прошло много мирных лет после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Молодое поколение порой не знает таких понятий как «продовольственная карточка», «пионер-герой», «привести языка», «снайпер  - «кукушка”». Наши деды и прадеды – победители в той далекой войне. Они доказали справедливость слов Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но мы с вами – потомки тех, кто не щадил себя в лихолетье. Подвиги этих людей ни в коем случае не должны быть забыты жителями нашей свободной страны, ставшей свободной именно благодаря подвигам времен Великой Отечественной.

В те годы рядом с солдатами на фронте «воевали» наши братья меньшие, животные. Животные совершали  подвиги,  не зная этого, им не давали званий и орденов. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Казалось, вся природа помогала восстановить справедливость. Помощниками людям были лошади, собаки, кошки, олени, лоси, птицы, дельфины. Сегодня мы с вами поговорим о лошадях, лосях, собаках и голубях.

    По биологии:Люди, которые дрессировали  животных для выполнения заданий,  должны были знать об этих животных очень много: их строение, особенности жизнедеятельности, инстинкты, уметь вырабатывать рефлексы и тд.

Работа с основными понятиями в формате ГИА

Задание №1. Установите соответствие между понятиями и определениями данных понятий

Понятия

Определения понятий

  1. Рефлекс

Б.   Инстинкт

  1. Поведение животных

Г.   Этология

Д.  Териология

  1. Последовательность рефлекторных действий, закрепленная наследственно и направленная на осуществление различных жизненных  функций.

(стр учебника 228)

  1. Наука о зверях
  2. Ответная реакция организма на изменения окружающей среды по средствам нервной системы.

(стр учебника 227)

  1. Направленные вовне действия организма в ответ на внешние и внутренние стимулы
  2. Наука о поведении (инстинктах)

А

Б

В

Г

Д

3

1

4

5

2

3. Использование лошадей в ВОВ

    Исторические факты: Раньше ребята ходили в ночное (ночной выпас лошадей). Ночью лошади пасутся лучше. Едят спокойно, не боятся, оводов нет. Кони стреножены (спутаны передние ноги). За ними присматривает табунщик. И у костра начинаются беседы на разные темы.

Как-то ребята спросили у табунщика (ветерана-кавалериста): «Зачем нужны лошади? Ведь их везде заменяют машины». Старый табунщик ответил: «Я с детства при лошадях, еще с войны. Много знаю о них, люблю этих животных. Много раз они спасали меня и других бойцов, а то и целые армии…».

    Биологические особенности лошади:

1). Видеофрагмент «Лошадь в замедленной съемке» (2, 03 мин)

Текст для учителя:

Семейство Лошади относится к Отряду Непарнокопытные Класса Млекопитающие. Лошади наиболее приспособлены к быстрому и продолжительному бегу. Конечности снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца. Поэтому на передних и задних ногах у лошадей по одному пальцу. В скелете отсутствуют ключицы, что позволяет увеличить амплитуду лопатки и захват большего пространства вперед. Одомашнивание происходило примерно 5-6 тысяч лет назад. Известно более 100 пород, используемых в различных целях: упряжные или вьючные животные для перевозки грузов, для спортивных состязаний,  для получения кумыса (кисломолочный напиток из молока лошади). Лошади - растительноядные животные. Небольшой объем желудка требует небольшой объем пищи, что обеспечивает легкость в передвижении.

Скорость, выносливость, прочный скелет и мускулатура, большой объем сердца (до 8 кг) и легких (дыхание только через ноздри), практически круговое частично цветное зрение (красный, желтый, фиолетовый, зеленый и синий цвета), отличный слух, легкоуправляемость из-за чувствительной кожи, быстрая выработка рефлексов и многие другие качества позволили человеку использовать лошадей в чрезвычайных ситуациях и в военных действиях.

На экране картинка «Лошадь+»

Дополнительная информация (рассказ ученика):

Лошади утратили дальнозоркость и плохо видят далее 500 м, что часто служит причиной их пугливости, но на близком расстоянии они могут различать мельчайшие предметы даже ночью. Значительно лучше развит у лошади слух, она различает не только очень тихие звуки, но и шорохи. Подвижность ушей и улавливание звуков, идущих с разных сторон, помогают лошадям хорошо ориентироваться.

Задание №2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Лошадь домашняя  в классификации животных, начиная с наименьшей категории. 

1) класс Млекопитающие
2) вид Лошадь домашняя
3) отряд Непарнокопытные
4) тип Хордовые
5) род Лошади
6) семейство Лошадиные

Ответ.
В систематике животных: Царство – тип – класс – отряд – семейство – род – вид.
Ответ: 256314

4. Использование лосей в ВОВ

    Исторические факты:

    Биологические особенности лосей:

Вспомним систематическое положение лося в классификации животных.

На экране схема классификации

Царство:

Животные

Тип:

Хордовые

Класс:

Млекопитающие

Отряд:

Парнокопытные

Подотряд:

Жвачные

Семейство:

Оленевые

Род:

Лоси

Вид:

Лось

Чтобы понять какие биологические особенности лося позволили использовать этих животных в период войны, необходимо выполнить Задание №3.  

На экране картинка «Лось в воде» и «Копыто лося»

Задание №3. Закончите предложения и составьте рассказ «Лось».

Лось – самый крупный представитель семейства_________________.

Тело мощное. Масса тела достигает ____________________.

Рога имеют только самцы. Из-за рогов,  своей формой напоминающих соху, часто лося называют ______________.

Лоси быстро бегают со скоростью до ________________.

Хорошо плавают. Могут держать голову под водой более минуты, разыскивая _________________________________.

Осенью и зимой траву не едят, а полностью переходят на питание____________________.

Лось может передвигаться по заболоченным участкам тайги благодаря особому устройству________________________.

От хищников обороняются мощными ударами ____________________________.

Зрение слабое. Хорошо развиты _____________________.

Используйте для выполнения задания следующие цифры, слова и словосочетания:

Оленевые

Копыт

Обоняние и слух

Водные растения

Передних ног

500 кг

Сохатым

60 км/час

Веточным кормом

Лось

Лось – самый крупный представитель семейства Оленевые. Тело мощное. Масса тела достигает 500 кг. Рога имеют только самцы. Из-за рогов,  своей формой напоминающих соху, часто лося называют Сохатым. Лоси быстро бегают со скоростью до  60 км/час.

Хорошо плавают. Могут держать голову под водой более минуты, разыскивая  водные растения. Осенью и зимой траву не едят, а полностью переходят на питание веточным кормом. Лось может передвигаться по заболоченным участкам тайги благодаря особому устройству копыт.От хищников обороняются мощными ударами передних ног.

Зрение слабое. Хорошо развиты  обоняние и слух.

Видеофрагмент «Сохатый» (43 сек)

5. Использование собак к ВОВ

    Исторические факты:

    Биологические особенности собак:

Муляж собаки.

Рассказ учителя:

Из встречи человека и собаки (неск десятков тысячелетий назад) получился самый крепкий союз. Умение понимать поведение собак – для человека насущная необходимость. А для понимания надо знать,  как функционирует организм собаки.

Мышцы собаки имеют мало сухожилий, поэтому эти животные имеют большую подвижность и гибкость тела. Жевательные мышцы позволяют мощное сжатие челюстей.

Обоняние у собак примерно в 50 раз острее, чем у человека. Оно служит для поиска пищи, ориентации в пространстве, является одним из средств общения. Жизнь собаки – мир запахов. Слух собаки уникален, из-за чего их поведение кажется телепатическим. Собаки, находясь дома, отличают шаги хозяина из всех остальных прохожих на улице. Могут различить машину хозяина по звуку шин. Шерсть предохраняет собаку. К осени врастает более теплый мех. Собаки не потеют через кожу и им не страшны резкие перемены температур. Зная основные правила выработки условного рефлекса, можно легко научиться управлять поведением собаки и использовать в различных целях.

Особенности собак используются в караульно-розыскной, сторожевой, поисково-спасательной, связной, конвойной, патрульно-постовой, минно-разыскной,  социальной и др службах.

На экране фото собаки и службы, в которых используются собаки

Службы собак:

Караульная

Розыскная

Служба связи и подноска мелких грузов

Поисково-спасательная

Конвойная

Патрульно-постовая и патрульно-дозорная

Сторожевая

Минно-розыскная

Рудо- и газорозыскная

Социальные (поводырь, спасатель, пожарник)

  1. Птицы в ВОВ

Исторические факты:

      Биологические особенности птиц:

На экране фото «Почтовый голубь»

Почтовый голубь – уникальная птица. Эта птица так привязана к родному дому, что увезенная на расстояние до 1100 км возвращается домой. Такие расстояния голуби преодолевают не ранее чем после 3-х летнего возраста. Голубь летит на высоте 100-150 метров. Ориентирование на местности у этих птиц иначе, как чудесной не назовешь.

К интеллектуальному поведению животных относят: рассудочную деятельность, научение, обучение.

Рассудочная деятельность.
Деятельность животных, заключающаяся в их способности улавливать и учитывать в своем поведении законы, связывающие предметы и явления окружающей среды. Явление изучал Л. В. Крушинский (1911–1984), установивший, что чем больше законов способны уловить животные, тем более высокой рассудочной деятельностью они обладают. Наилучшие результаты в эксперименте показали хищники из семейства кошачьих (волки, лисицы и др.), наихудшие - куры и голуби. Рассудочная деятельность – синоним термина «мышления». 

Научение.
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта в результате деятельности. Оно неразрывно связано с памятью. С его помощью может приобретаться любой опыт, так у человека это знания, умения, навыки, а у животных новые формы поведения. Понятие «научение» ввел американский психолог Э. Торндайк. В животном мире оно впервые обнаруживается у червей. В средней степени проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Наиболее развитые формы научения встречаются у птиц, млекопитающих и человека. У последнего роль и значение научения меняется в ходе онтогенеза. В дошкольном возрасте научение – основной способ приобретения опыта человеком, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению – целенаправленной учебной деятельности. Понятие «научение» используется в психологии. 

Обучение.
Процесс, в результате которого организм изменяет поведение под влиянием личного опыта. Оно неразрывно связано с памятью. Понятие «обучение» используется в биологических науках: зоопсихологии, физиологии ВНД, этологии. Различают простые формы обучения: привыкание, суммация, запечатление и сложные: классические условные рефлексы, инструментальные условные рефлексы, элементарную рассудочную деятельность, динамический стереотип, образное обучение. У человека обучение представляет собой, целенаправленный процесс, в котором реализуются задачи воспитания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне

Литературно-музыкальная композиция с видеорядом социальной проблематики....

Внеклассное мероприятие посвященное Великой Отечественной войне (викторина) "Мы будем помнить!"

Разработка внеклассного мероприятия, посвязенного Великой Отечественной войне в форме игры-виторины....

Разработки внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне

Мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне...

Название: Внеурочно мероприятие, посвященный Великой Отечественной войне «Мы памяти этой верны» в 6А классе

Это методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы памяти этой верны!», посвящённого Дню Победы». Данная работа актуальна, так как скоро  наша страна отмечает День  П...

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие посвящено ВОВ, её главным сражениям: битве за Москву, блокаде Ленинграда, битве за Сталинград, Курской битве, штурму Берлина. Данное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 ...