Учитель | Обучающийся |
Ребята, сегодня у нас урок - обобщение по теме «Разряды местоимений». Вы уже знаете много местоимений, их словоформ. Давайте задумаемся, зачем нам нужны в речи местоимения? Интересно, например, рассуждение детского писателя Януша Корчака о местоимении «как». Давайте прочитаем его. | И ещё я вам расскажу про одно слово, маленькое, но до того умное – прямо невероятно. Есть такое коротенькое слово «кто». Стучат в дверь, и ты спрашиваешь: «Кто там?» Если бы не было этого малыша «кто», тебе бы пришлось спрашивать: «Там Казик или Маня, тётя или лудильщик, кум Пётр или нищий?» А тот бы всё отвечал: «Нет, нет, нет». Ты бы так три часа подряд мог спрашивать и не угадать. Стоял бы весь потный, злой, голодный и спрашивал, спрашивал… А так: «Кто там?» И в этом коротеньком «кто» - имена всех людей на свете. Кто – местоимение. |
Ребята, вы согласны с этим шуточным рассуждением? А Вы как думаете, зачем нужны в речи местоимения? | Местоимения делают речь богаче, красивее. Местоимениями мы заменяем имена существительные, чтобы не было повторений одного слова. |
Правильно. В самом слове «местоимение», как мы уже говорили, «спрятан» его смысл: «вместо имени». Про какие ещё части речи мы говорим «имя»? | В русском языке есть имя прилагательное, имя числительное. |
Верно. Местоимение мы употребляем вместо имени существительного, вместо имени прилагательного, числительного, поэтому у местоимений бывают вопросы, например, как у существительного: кто? что? Бывают вопросы, как у прилагательного: какой? чей? какого? какому? и др. Бывают вопросы, как у числительного: сколько? Так сложилось в русском языке, что появилось много разрядов местоимений. Ребята, как вы понимаете слово «разряды» местоимений? | Разряды местоимений – это группы местоимений по значению и грамматическим особенностям. Местоимения в «группах» близки по значению, по особенностям строения. |
Давайте вспомним разряды местоимений. Предлагаю это сделать с помощью жребия. Каждый из вас по очереди вытащит свернутый листок бумаги. На нём написан вопрос товарищу. Товарищ отвечает, затем озвучивает вопрос, который он вытянул по жребию. | Вопрос | Ответ |
Назови личные местоимения. | Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они |
Какие отрицательные местоимения ты знаешь? | Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Какого разряда местоимение себя? | Это возвратное местоимение. |
Назови вопросительные местоимения.
| Кто? какой? который? что? чей? сколько? каков? |
Какого разряда эти местоимения: мой, твой, свой, наш, ваш? | Это притяжательные местоимения |
Верно ли, что местоимения тот, такой, таков, столько называются указательными местоимениями? | Да, верно, это указательные местоимения. |
Какие неопределённые местоимения ты знаешь? (Возможно дополнение ответа спрашивающим)
| Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, что-то, как-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, чей-нибудь, чей-либо |
Назови относительные местоимения. | Кто, какой, что, чей, сколько, каков |
Молодцы! Как много местоимений мы вспомнили! Все эти местоимения вы назвали в именительном падеже, но почти у каждого местоимения есть падежные формы. Их нужно знать. Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили, например, формы личных местоимений. Предлагаю поиграть в игру-ринг «Самый богатый». Ребята, про какого человека мы говорим «богатый?» | Мы говорим «богатый» про человека, у которого много вещей, денег. |
Верно, но богатство – это не только деньги и дорогие вещи. Как вы думаете, что ещё можно назвать богатством? | Богатство - это знания человека. Богатство – это доброе сердце человека. |
Правильно, поэтому есть такие выражения: - Богатый запас слов
- Богатый внутренний мир у человека
Ребята, как вы понимаете эти выражения?
| Богатый запас слов (человек знает и употребляет в речи много слов)
Богатый внутренний мир у человека (человек много думает о душе, о чувствах людей, о творчестве; старается сделать мир вокруг лучше, добрее, красивее) |
Мы сегодня не будем проверять, у кого больше в кармане денег. Давайте лучше выберем человека, который знает много форм личных местоимений. Он будет сегодня самым богатым. Сейчас каждый из вас получит «набор» карточек с формами местоимений и лист бумаги с таблицей, в которую нужно вписать эти формы местоимений. В таблице в колонках указаны число и падеж личного местоимения. Будьте внимательны! Вписывайте местоимения в колонки правильно. Затем посчитаем, кто меньше всего сделал ошибок (или не сделал ошибки). Этот человек самый богатый. Все эти местоимения, которые он правильно вписал - его богатство, ведь знания – это богатство!
|
Именительный падеж | Родительный падеж | Дательный падеж |
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. |
я она ты | вы мы они | (для) неё (из-под) него (с) неё
| (без) вас (у) нас (после) них | (к) нему (по) ней | (к) нам (навстречу) им |
Винительный падеж | Творительный падеж | Предложный падеж |
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. |
(на) тебя (через) него | (на) нас (за) них (в) вас | ( с ) ней (со) мной (перед) тобой | (под) ними (над) нами | (о) тебе (на) нём | (о) них
|
|
Видите, как много форм есть у личных местоимений? Вот какой богатый наш русский язык! Ребята, вы правильно сказали, что местоимения делают нашу речь богаче. Мы никак не можем без них обойтись. Почти в каждом тексте они есть. Главное – употреблять их в нужном значении и в нужной грамматической форме. Для этого нужно знать, как изменяются местоимения той или иной группы (разряда), от каких слов они зависят, вместо каких слов употребляются. Давайте найдём формы местоимений в тексте и посмотрим, как они связаны с другими словами. Задание. Напишите рядом с местоимением в скобках вопрос, разряд). Прокомментируйте устно при списывании текста, от каких слов зависят местоимения. | Книги – ваши друзья
Кем (кем? относительное) бы вы (кто? личное) ни стали, мои (чьи? притяжательное) юные друзья, куда бы ни позвали вас (кого? личное) пути-дороги, пусть всегда рядом с вами (с кем? личное) будут любимые книги! Огромный, прекрасный мир жизни нашей (чьей? притяжательное) страны и ваших (чьих? притяжательное) сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – большие ваши (чьи? притяжательное) друзья. Хотелось бы, чтобы вы (кто? личное), ребята, крепко дружили с произведениями наших (чьих? притяжательное) классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав их (чьи? притяжательное) книги, вы (Кто? личное) почувствуете себя (кого? возвратное) сильнее, сумеете глубже оценить свои (чьи? притяжательное) поступки и поступки окружающих, ощутите всю (какую? определительное) прелесть прекрасного русского языка. Устный комментарий Местоимения зависят от слов: Стали (кем?) кем Вы (употреблено вместо лиц) Друзья (чьи?) мои Позвали (кого?) вас Рядом (с кем?) с вами Страны (чьей?) Сверстников (чьих?) ваших Друзья (чьи?) ваши Классиков (чьих?) наших Книги (чьи?) их Почувствуете (кого?) себя Поступки (чьи?) свои Прелесть (какую?) всю |
Многие местоимения входят в устойчивые обороты слов, фразеологизмы. Получаются очень интересные устойчивые выражения с местоимениями. Предлагаю вспомнить некоторые из них. К доске прикреплены листки с фотографиями. Нужно подобрать к этим фотографиям устойчивое выражение из тех фразеологизмов, которые написаны на карточках. Они лежат на столе. Прошу к доске! Работа в паре. Кто знает смысл выражения, тот и прикрепляет листок с фразеологизмом к доске рядом с нужной картинкой. |
Давайте проверим, как вы понимаете значение выражений. Все ли фразеологизмы верно помещены под картинками? Объясните смысл этих выражений. Назовите местоимения и их разряд. | На своих двоих = пешком (своих – определительное местоимение) Не на того напал = противник серьёзный, хорошо защищается (того - указательное местоимение) На что это похоже? = дело плохо сделано, плохое поведение у человека, животного (что – вопросительное местоимение; это - указательное местоимение) Не с того конца взялся = неправильно сделал дело (того - указательное местоимение) Смотреть во все глаза = смотреть очень внимательно (все – определительное местоимение) Каждый встречный = все люди (каждый - определительное местоимение) Сам себе хозяин = человек делает то, что он хочет (сам - определительное местоимение, себе - возвратное местоимение) В самый раз = «правильный» размер вещи, «правильное» количество чего-нибудь (самый - определительное местоимение) От всего сердца = не жалко денег, вещей, добрых дел, добрых слов для другого человека (всего - определительное местоимение) Набивать себе цену = стараться понравиться другим людям (себе - возвратное местоимение) Выходить из себя = разозлиться (себя - возвратное местоимение) Не по себе = неприятно, страшно человеку (себе - возвратное местоимение) Не с той ноги встал = плохое настроение у человека Во всю прыть = очень быстро двигаться вперёд (всю - определительное местоимение) Смотреть не на что = вещь маленькая, некрасивая, неинтересная (что - относительное местоимение) Ни в какие ворота не лезет = так нельзя делать, стыдно так делать (определительное местоимение) Сам себе на уме = делает так, как захочет сам, скрывает от других людей, что он хочет сделать (сам - определительное местоимение, себе - возвратное местоимение) Что душе угодно? = что вы хотите, что вам нужно (вопросительное местоимение) Нечего греха таить = надо говорить правду (нечего - отрицательное местоимение) Всего ничего = немного, чуть-чуть (всего – определительное местоимение, ничего – отрицательное местоимение) Ничего себе = удивительно (отрицательное местоимение, себе - возвратное местоимение) Сколько лет, сколько зим? (сколько – вопросительное местоимение) Нечего делать (нечего – отрицательное местоимение) |
Очень много фразеологизмов с местоимениями в русском языке. Постарайтесь обращать на них внимание, когда будете читать книги. Задумывайтесь над их значением. Старайтесь употреблять их в речи, тогда людям будет интересно с вами общаться. А сейчас попробуйте придумать по три предложения с данными фразеологизмами. Запишите их в тетрадь. | (Задание выполнятся с помощью учителя)
|
Последнее задание. Подытожим ваши знания о формах и разрядах местоимений. Давайте заполним кроссворд, который покажет, хорошо ли вы запомнили разряды местоимений, формы местоимений разных разрядов. Перейдём к компьютерам. Перед каждым из вас на рабочем столе компьютера кроссворд. Заполните его. Задания смотрите на карточках: слова по горизонтали и по вертикали. Победит, тот, кто правильно заполнит кроссворд. |
Слова по горизонтали
- Личное местоимение в форме множественного числа, дательного падежа.
- Возвратное местоимение в форме дательного падежа.
- Вопросительное местоимение в форме именительного падежа.
- Личное местоимение в форме винительного падежа, единственного числа, второго лица.
- Отрицательное местоимение в форме винительного падежа.
- Вопросительное местоимение в форме именительного падежа.
- Указательное местоимение.
- Указательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Вопросительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Возвратное местоимение в форме винительного падежа.
Слова по вертикали - Неопределённое местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Вопросительное местоимение.
- Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Притяжательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Отрицательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Притяжательное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Отрицательное местоимение.
- Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
- Определительное местоимение в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.
Ключ к кроссворду
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
| н |
| н |
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
| с | е | б | е |
| о |
|
|
|
|
|
|
| н | а | м |
| к |
|
| ч | е | й |
|
|
|
|
|
| н | е | к | о | г | о |
|
| е |
|
|
|
|
|
|
| к | а | к | о | й |
| л |
|
| г |
|
|
|
|
|
|
|
|
| о | й |
|
| ь | к | т | о |
|
|
| в |
|
|
|
| с | т | о | л | ь | к | о |
|
|
|
|
| с | е | б | я |
|
| о |
|
| т | о | т |
|
| т | е | б | я |
|
|
|
|
| р |
|
|
|
| о |
|
| в |
|
| к |
|
|
|
|
| ы |
|
|
| д | р | у | г | о | й |
| и |
|
|
|
|
| й |
|
|
|
| ы |
|
| й |
|
| й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ребята, давайте подведём итог урока. Кто же сегодня оказался самым богатым из вас, как выдумаете? Кто лучше отвечал? Кто больше знает? Я думаю, что вы сегодня все стали богаче. Вы знаете разряды, формы местоимений, узнали некоторые устойчивые сочетания слов с местоимениями. Фразеологизмов с местоимениями очень много, и мы продолжим с ними работать на следующих уроках, потому что они украшают нашу речь, делают нашу речь богаче. Ведь мы хотим быть богатыми? Тогда домашнее задание – следующее. Найдите в словаре фразеологизмов 5 устойчивых сочетаний слов с местоимениями и придумайте с ними предложения. Всего вам доброго, ребята! |