Учитель | Ученик |
Ребята, давайте вспомним, какую орфограмму вы изучали на прошлом уроке? | Правописание гласных в приставках пре- и при-. |
В каких случаях нужно писать в приставке букву «е», а в каких «и»? | Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-_. Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере. то в ней пишется буква «е» (это приставка пре-). |
Приведите примеры. | Слова с приставкой при-: прибежать (приближение), приоткрыть (неполное действие), пригородный (близость), прибить (присоединение). |
Всё верно. Теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили домашнее упражнение. На доске написаны слова из упражнения 137. Они распределены в две колонки. Если в тетради вы написали так же, значит вы справились с заданием. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу. На экране перед вами правильный вариант записи. |
При- | Пре- | Прицепить | Преинтересный | Прибегать | Преломить | Приседать | Преувеличить | Приколоть | Пренеприятный | Прийти | Претерпевать | Прибрежный |
| Прибежать |
| Приползти |
| Прикасаться |
| Приклеить |
| Пригореть |
| Придорожный |
| Приморский |
| Приобрести |
| Приехать |
| Приковылять |
| Прилагать |
| Притащиться |
| Прибирать |
| Прирастать |
| Прискакать |
|
|
Есть ли ошибки? Нет. Тогда прейдем к устному заданию упражнения. Какие из глаголов, обозначающих движение, показывают, что человек движется с трудом? | Глаголы приползти, приковылять, притащиться показывают, что человек движется с трудом. |
Какие из выделенных слов образованы приставочным, приставочно-суффиксальным способом? | Приставочным способом образовано слово «притащиться». Приставочно-суффиксальным способом образованы два слова: придорожный, приморский. |
Итак, мы повторили правило написания слов с приставками пре-, при-, вспомнили значение приставок при-, пре-. Проверим, сможете ли вы самостоятельно определить значение приставок пре- и при-. Перед вами на карточках написаны слова с приставками пре- и при-. Начертите таблицу. распределите слова по колонкам в соответствии со значением приставки. вставьте в приставку нужную букву: е или и. Прибытие, приподнял, претерпеть, прескучный, придорожный, прищуриться, примерзать, превкусный, присесть, прижимать, пресмелый, привязать, преступить, превратить, приоткрыть, преодолеть, пригородный, прискакал, прикатил, примчаться, принести, превысить, пригнулся. |
|
Запись в тетради ученика. |
При- | Присоединение | Приближение | Близость | Неполное действие | Привязать | Прибытие | Пригородный | Приподнял | Примерзать | Примчаться | Придорожный | Прищуриться | Прижимать | Принес |
| Присесть |
| Прискакал |
| Приоткрыть |
| Прикатил |
| Пригнулся | Пре- | Сходство со словом «очень» | Сходство с приставкой пере-. | Прескучный, превкусный, пресмелый. | Претерпеть, преступить, превратить, преодолеть, превысить |
|
Учитель. | Ученик. |
Приставки в словах в этом упражнении пишутся по правилу. Но в русском языке есть много слов, правописание которых нужно запомнить, проверять по словарю. Значение приставок пре- и при- в них трудно или нельзя определить. Написание этих слов нужно проверят по словарю. На прошлом уроке вы познакомились с некоторыми из таких слов. Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили их написание. Перед вами перфокарты. Вставьте нужную гласную букву в приставку: е или и. (См. перфокарту). | Перфокарта. Приготовить Преобразовать Присмотреться Превратить Примерять Придумать |
О результатах проверки я сообщу на следующем уроке, а сегодня вы узнаете о правописании еще нескольких слов с приставками при- и пре-. Напишите в тетради слова: привыкать, придумать, пригласить, присутствовать, пригодиться, привыкать, презирать, препятствие. Что означают эти слова? | Присутствовать – быть в каком-то месте. Пригодиться – быть нужным. Презирать – очень не уважаю Препятствие – вещь или случай, которые мешают сделать какое-то дело. |
Итак, вы знаете много слов с приставками при-, пре-, умеете определять значение приставок, правильно писать слова с приставками пре-, при-. Давайте теперь поиграем, используем ваши знания. Перед вами рисунки. (Вниманию учащихся представляется плакат с рисунками). Все звери на этих рисунках совершают какое-либо действие, поэтому к каждому рисунку можно подобрать глагол. Вам нужно подобрать глаголы с приставкой при-. Кто подберет к рисункам больше глаголов с приставкой при-? | Прикатил, прилег, приехали, прищурил, прижался, прискакал, принес, прилетел, приготовился, приподнял, пригнулся, присел. |
На доске написаны эти глаголы. Проверьте, все ли глаголы вы вспомнили. (Слова написаны на «закрытой» доске.) |
|
Обратите внимание, все рисунки объединены общей темой. Какой? | Все рисунки на спортивную тему. |
Верно. Звери на рисунках выполняют физические упражнения, занимаются спортом. Давайте составим с глаголами, которые вы подобрали к рисункам. предложения так, чтобы получился небольшой веселый рассказ. Начало рассказа уже есть. День здоровья. Летел однажды воробей по зоопарку и увидел, что все звери в зоопарке стали толстые и ленивые, потому что не хотели заниматься спортом. Они только ели и спали. «Непорядок»,- подумал воробей. Он начал доказывать зверям, что важно заниматься физкультурой, но они не хотели его слушать. Тогда воробей решил пойти на хитрость. Он взлетел в небо и закричал: «Сегодня будет праздник на поляне. Но на праздник пустят не всех зверей, а только самых ловких, быстрых, сильных. Вскоре прилетел воробей на поляну посмотреть, кто пришел на праздник, смотрит, а на поляне уже много зверей собралось. Каждый считает себя самым ловким, сильным и быстрым... Дальше продолжайте рассказ вы, ребята. Нужно ответить на вопрос, что делал каждый из зверей. Составьте предложения с глаголами, у которых есть приставка пре-, при-. Запишите предложения в тетрадь. | 1. Тигр прикатил мяч. Он устал и прилег отдохнут на мяч. 2. Котята приехали (примчались) с горки на роликовой доске. 3. Прискакал кенгуру и детеныша с собой принес.
|
Тузик с Бобиком играют в бадминтон. По воздуху летит мяч. | Тузик приподнял ракетку и ловко ударил ею по мячу. Бобик уже приготовился отразить атаку. (Примечание: учитель объясняет значение выражения «отразить атаку») |
А Бим выполняет сложные гимнастические упражнения. Что он делает? | Он присел на заднюю лапу, а передние лапы пригнул к земле. |
Целый день звери занимались физкультурой, хотели показать, что они самые ловкие, быстрые, сильные. Наконец кто-то спросил у воробья: «А когда же начнется праздник?» «Так вы уже на празднике. Сегодня у нас праздник: День здоровья!» - воскликнул воробей. Ребята, какую хитрость придумал воробей, чтобы заставить зверей заниматься спортом. | Воробей сказал, что на поляне будет праздник. На него пустят только самых сильных, ловких, быстрых. |
Какой праздник получился? | День здоровья. |
Вот, какой мудрый воробей. Ребята, в тетради вы записали предложения, в которых есть глаголы с приставкой при-. Найдите эти глаголы, выделите приставку при-. |
|
Итак, ребята, сегодня мы проделали большую работу. Что мы делали сегодня на уроке? | Повторили правило о написании слов с приставками пре-, при-; повторили слова с приставками пре-, при-, правописание которых нужно запомнить. Мы подбирали к рисункам глаголы с приставкой при-, составляли рассказ. |
Ребята, вы хорошо работали на уроке, справились со всеми заданиями. Домашнее задание будет также на закрепление правописания приставок пре-, при-. Напишите в тетради столько слов с приставками пре-, при-, сколько знаете. На следующем уроке сравним, кто знает больше всех слов с этими приставками. |
|