Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Буквы ы и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок открытия нового знания. Ведущая цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счёт изучения орфограммы "Буквы ы-и после ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
y_i_posle_ts.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка для 5 класса
по теме «Буквы и - ы после ц»
Тип урока: открытие нового знания.
Ведущая цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы и - ы после ц».
Цели урока:
- Образовательные:
- различение звука и написания соответствующей буквы в слове;
- знакомство с правилом написания букв и – ы после ц;
- формирование навыка правописания по данному правилу;
- пополнение словаря иностранных корней;
- повторение изученных орфограмм (№ 12, 13, 14).
- Развивающая: развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом.
- Воспитывающая: формирование
- научного мировоззрения;
- умения взаимодействовать в коллективе;
- активного отношения к жизни.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Лексический диктант
2. Морфемный разбор
3. Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации)
III. Выявление места и причины затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Привлечение к открытию новых знаний.
V. Динамическая пауза (физкультминутка).
VI. Реализация построенного проекта.
VII. Первичное закрепление с комментированием.
VIII. Работа со словом
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.
X. Сопоставительный анализ орфограмм.
XI. Рефлексия.
XII. Домашнее задание
Ход урока:
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель | Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. |
УУД | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение |
Приветствие обучающихся.
- Добрый день, ребята.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
- Откройте тетради, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.
Записываем число, классная работа, а следующую строчку оставляем, ее заполним позже. Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
УУД | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.Целеполагание. |
- Лексический диктант. (слайд 2)
Задание: по лексическому значению узнать слово, записать его, обозначить орфограммы (вспоминают материал по темам «О,Ё после шипящих в корне слова», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов по «цепочке»).
- Письменный или устный пересказ. (Изложение)
- Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. (Прилагательное)
- Назовите глагол, который имеет значение «ухаживать за растениями, например, с целью получения плодов». (Выращивать)
- Цвет, антонимичный белому. (Чёрный)
- Разговор тихим голосом. (Шёпот)
- Отдельная область производства, науки. (Отрасль)
- Добавление к чему-нибудь, например, к журналу. (Приложение)
- Молодой побег. (Росток)
- Ткань из ниток, получаемых из коконов южного насекомого. (Шёлк)
- Догадка, предварительная мысль. (Предположение)
- Стать ветвистее, гуще, больше. (Разрастись)
- Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли)
- Плод дуба. (Жёлудь)
- Рассказывать. (Излагать)
- Выполняя это задание, вам, ребята, пришлось разглядеть привычное в непривычном облике, и я хочу поприветствовать вас вот такими словами:
Мой привет вам, открыватели
Всех сокровищниц планеты!
Будьте счастливы, мечтатели,
Беспокойные искатели,
Фантазеры и поэты!
- Морфемный разбор слова мечтатель(разбор слова по составу):
Мечтатель – имя существительное. Образуем формы слова:
Мечтателя
Мечтателем
Изменяемая часть слова будет окончанием.
- Нулевое окончание указывает на сущ. в ед. числе, муж.роде, им. пад.
- Основа слова – мечтатель.
- Суффикс -тель- - суффикс сущ. со значением «лицо, человек» (например, читатель, писатель)
- Суффикс -а- - суффикс глаг. со значением «действие» (играть)
- Корень –мечт-. Подбираем однокоренные слова: мечта, мечтающий, замечтаться.
- Молодцы! Справились.
- Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации.)
Слайд 3. Наблюдение. Произношение звука и написание буквы после твёрдого ц
Слайд 4. Сравните
Слово | Транскрипция |
цирк | [цырк] |
цифра | [цыфра] |
станция | [станцый’а] |
секция | [с’экцый’а] |
сестрицы | [с’истр’ицы] |
певицы | [п’ив’ицы] |
лисицына | [л’ис’ицына] |
птицына | [пт’ицына] |
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель | Выявление и фиксация места и причины затруднения. |
УУД | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
- Какой звук мы слышим после твердого [ц]? ([ы])
Почему именно этот звук? ([ц] – твердый непарный, [и] не может его смягчить)
А какие буквы пишутся после ц? (и, ы)
Слайд 5- Сформулируйте тему урока. Слайд 6(Буквы и-ы после ц)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Привлечение к открытию новых знаний. |
УУД | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
- А как мы узнаем, когда и что надо писать, т.е. -и или -ы, после всегда твёрдого [ц]? Есть ли правило?
Слайд 7.
- Давайте понаблюдаем, когда в словах после ц пишется ы, а когда – и. В какой морфеме встречается орфограмма? (В корне, суффиксе, окончании)
Составляем таблицуСлайд 8
ци | цы |
В корне: цифра, цинга В словах на -ция: корпорация, авиация | В окончании В суффиксе Искл.: Цыган (на) цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!» |
Работа по учебнику.
- Открываем учебники на стр. 39, читаем правило, сравниваем таблицу (смотрят правильно ли сформулировали правило и составили таблицу.
V. Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель | Сменитьвиддеятельности. |
УУД | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
Слайд 9.Учим слова – исключения с движениями рук: на каждое слово одно движение (на плечи, вверх, в стороны, согнуть в локтях, кулаки упереть в бока).
VI. Реализация построенного проекта.
Цель | Построение и фиксация нового знания. |
УУД | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. |
Слайд 10. Знакомство с образцом (алгоритмом) рассуждения. Слайд 11. Применение алгоритма. Объясняют орфограмму.
Задание на карточках (работа в парах): данные слова записать в две колонки (в зависимости от написания), обозначить орфограмму.
Дверцы, цирк, демонстрация, отличницы, репетиция, станция, буфетчицы, цинга, корпорация, цыганский
Слайд 12.Словарная работа (цинга, корпорация).
VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель | Применение нового знания в типовых заданиях. |
УУД | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Упражнение № 462 с комментированием у доски.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.
VIII. Работа со словом (упр.465)
Цель | Расширение словарного запаса, осмысленное включение слова в речь |
УУД | Познавательные: расширение словарного запаса, сопоставление, анализ, обобщение информации. Регулятивные: способность ставить учебную цель и реализовывать ее, осознанное управление своим поведением. Коммуникативные: работа в паре, аргументация своей точки зрения, взаимопомощь. Личностгные: развитие опыта межличностныхотношеий, умение вести диалог.. |
Слова «циркуль» и «цирк». Что между ними общего с точки зрения грамматики? (орфограммы) А в значении?
Послушайте, как рассуждал один ученик.
«Главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». После этого я стал подыскивать другие родственные слова: «циркулярная» (пила), «циркулировать»».
- Так что же общего в словах «циркуль» и «цирк»? (они произошли от одного и того же латинского слова и имеют общее в лексическом значении: круг, окружность.)
Пополним наш словарь иностранных корней (запись в «Словарики иностранных корней»):
Циркулюс (лат.) – круг, окружность. Циркулировать – двигаться по кругу, циркулярная (пила) – пила, имеющая круглый нож, который движется по кругу.
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель | Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. |
УУД | Познавательные: умение действовать по образцу. Регулятивные: умение решать проблемы, контроль, коррекция. Личностные: способность самооценки своих действий |
Задание: образовать прилагательные, отвечающие на вопрос чей? при помощи суффикса -ын.
Синица, лисица, птица, курица, царица, куница.
X. Сопоставительный анализ орфограмм
Цель | Предотвращение возможных ошибок при выборе применяемого правила. |
УУД | Познавательные: анализ, умение различать орфограммы, умения обобщать, квалифицировать. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
Слайд14.
Слово целина и цена на то же правило? (работа в малых группах)
- Дети рассуждают, доказывают и приходят к выводу, что – нет. Это безударные гласные, проверяемые ударением.
Слайды 15-21.
XI. Контроль и самоконтроль (работа в группах).
- Лексический диктант.
- Тестовые задания.
- Обсуждают, выбирают ответ в группах, называютего все, объясняет одна из групп (по очереди), затем проверяют.
Слайды 22-23
X. Итог. Домашнее задание:
§ 87, упр. 464.
Дополнительно – варианты по выбору обучающихся:
1) составить синквейн на изученную орфограмму,
2) написать лингвистическую сказку о буквах и - ы после ц,
3) подготовить лексический диктант по изученной орфограмме из 10-15 слов.
Слайд 24. XII. Рефлексия
(Самооценка и оценка деятельности).
Цель | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
УУД | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Дети оценивают свою работу, выбирают один из знаков и еще рисуют на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы обих настроении в конце урока.Слайд 25
- Учитель благодарит всех за урок.
- Как мы пришли к выводу орфограммы? Какие этапы урока самые интересные? Понятно ли мне правило? Что помогло мне его запомнить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"
Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса...