МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
план-конспект урока по русскому языку

Разработки уроков и занятий внеурочной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи: подготовка к итоговому собеседованию 9 класс

Слайд 2

Цели: ЗНАТЬ УМЕТЬ НАУЧИТЬСЯ ПОКАЗАТЬ

Слайд 3

Проблемный вопрос Какая проблемная задача стоит перед нами на уроке?

Слайд 4

Прочитайте фамилии, верно поставив ударения в словах: Иван Горо́хов , Еле́на Исинба́ева , Вале́рий Никола́евич Бру́мель , Шаварш Карапетян, Алекса́ндр Миха́йлович Опеку́шин , Влади́мир Куц, Ю́рий Па́влович Лобачёв, Никола́й Ефи́мович Андриа́нов , Наде́жда Проко́фьевна Су́слова , Людми́ла Тибря́ева , Алекса́ндра Гри́на и Жю́ля Ве́рна

Слайд 5

Задания итогового собеседования

Слайд 6

Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?

Слайд 7

Признаки выразительного чтения: 1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора; 2)умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; 3)чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Слайд 8

Способы цитирования: ПРЯМАЯ РЕЧЬ Пушкин отмечал : «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен». КОСВЕННАЯ РЕЧЬ А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою». ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ По словам А. М. Горького , «искусство должно облагораживать людей».

Слайд 9

План описания фотографии: 1. Общее представление фотографии (что изображено). 2. Фон (пейзаж, погода, окружающая обстановка). 3. Передний план (кто изображен, опишите позу, внешний вид, портрет…) 4. Задний план (опишите, что видите на заднем плане). 5. Впечатление о фотографии.

Слайд 11

Тема 1. Зима. Вы любите зиму? Как вы обычно проводите зимние каникулы? Какие события, происходящие зимой, вам особенно памятны?



Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку в 9классе

Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»

 

Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.  Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.  Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2017г.

Цели урока:

Образовательные:

Обучение работе с текстом: грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему.

Воспитательные:

Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Развивающие:

Развивать умение логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи:

  1. Отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;
  2. Развивать речь, творческое воображение учащихся;
  3. Воспитывать любовь к театру, кинематографу, истории.

Вид урока: урок развития речи.

Тип: урок-практикум

Планируемые результаты:

личностные:

-желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

 - уважительное отношение к языку;

метапредметные:

- владение различными видами речевой деятельности;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

предметные:

-знать определение текста, признаки выразительного чтения;

- уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте, строить монологическое и диалогическое высказывания;

-уметь работать с цитатой, использовать различные способы цитирования;

-уметь слышать вопрос диалога, выделять ключевые слова, давать полные ответы.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, ноутбук

Ход урока

Слайд №1

           Слово учителя:

        Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (Ответы уч-ся). Конечно, это умение грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.

А сформировать все эти умения помогает работа с текстом, что вам и предстоит сегодня сделать.

Слайд №2 «Структура устного собеседования»

Слайд №3 «С.И Ожегов о устной речи»

I. Работа с текстом

Задание 1.  

 Работаем в парах.

 Как мы уже знаем, 1 часть экзамена – это выразительное чтение текста.

Вспомним:

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

 Формулировка задания 1 звучит следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух» Время на подготовку -2 минуты.

     -На ваших столах лежат тексты о выдающейся самарской актрисе Вере Александровне Ершовой и о знаменитом кинорежиссёре Эльдаре Александровиче Рязанове.

Слайд №4 «Алгоритм подготовки к чтению».

   -Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения, смысл которых вам не понятен. Работа по вариантам.

Слайд №5 «Вера Александровна Ершова – выдающаяся актриса»

Текст 1

    Вера Александровна Ершова родилась в 1917 году в Саратове. Отец-повар, мать- портниха. Родители видели в дочери врача или учителя, но не актрису. Но Верочка уже в 7-летнем возрасте «заболела театром». Она поступила в Саратовское театральное училище, а 1943 году перебралась в Куйбышев и с тех пор работала там в драматическом театре.

    Одной из черт Веры Александровны была удивительная собранность и ответственность. Для неё день спектакля- святой день. И каждый раз её охватывало волнение, как первый раз, и потом, после окончания спектакля, опять и опять она «прокручивала» каждый свой жест, каждую паузу.

    Актриса пробуждала самые светлые чувства у зрителя, открывала смысл жизни, давала нравственные уроки. Она не только сама душой дотрагивалась «до звёзд», но на какое-то мгновение давала это ощущение зрителям, и тогда спектакль становился мерилом совести для зрительного зала. В свои 89 лет она ещё играла.

    Вера Александровна прожила большую и счастливую жизнь. Театр она любила самозабвенно. Это был её Храм, которому она служила беззаветно на самарской сцене на протяжении 63 сезонов, потрясая правдой человеческой боли, радости и надежды. Когда зал замирал, наступала тишина, в которой, казалось, можно было услышать стук сердец зрителей.

    По решению творческого коллектива Самарского театра драмы именем Веры Ершовой будет названа камерная сцена.  (198 слов)

    Определите стиль и тип речи текста.

    Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

Камерная (сцена) - сцена, предназначенная для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей.

Слайд №6 «Эльдар Александрович Рязанов – знаменитый кинорежиссёр»

Текст 2

    Эльдар Александрович Рязанов-советский и российский кинорежиссёр, сценарист, телеведущий и педагог. Народный артист, лауреат Государственной премии родился на самарской земле 18 ноября 1927 года в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича и Софьи Михайловны Рязановых. Здесь, на улице Фрунзе, он провёл первый месяц своей жизни, и сюда вернулась его семья в 1941 году, проведя год в эвакуации.
    В 1950 году началась долгая творческая биография Эльдара Рязанова. Эльдар Александрович создал свой кинематограф, написал сценарии более чем

 к 35 кинофильмам, несколько пьес, книг и сборник стихов «Ностальгия». 
   
Жизнь Эльдара Рязанова тесно связана с нашим городом.
 На вопрос, чувствует ли он себя волжанином, режиссёр ответил: «Если вы посмотрите мою картину «Жестокий романс», то поймёте, что её делал человек, родившийся на Волге».

    В 2012 году Эльдару Рязанову присвоено звание Почетного гражданина Самары. В этом же году на привокзальной площади с участием самого режиссера открыта скульптура героя его фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина.

    В 2017 году, в год 90-летия Эльдара Рязанова, рядом с домом, в сквере, который носит его имя, установлен первый в России памятник кинорежиссера.  А в мае 2018 года на первом этаже дома № 20 по улице Фрунзе торжественно открылся Музей Эльдара Рязанова.
 

Определите стиль и тип речи текста.

Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

Торгпредство – торговое представительство.

Слайд №7 «Алгоритм подготовки к пересказу»

II. Пересказ текста с введением цитаты.

Задание 2. На подготовку 2 минуты. Можете использовать поле для заметок.

Слайд №8 «Цитаты»

  1. Перескажите прочитанный Вами текст о Вере Александровне Ершовой, включив в пересказ слова Михаила Ульянова, известного русского актёра:  «Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики»
  2.  Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Эльдара Александровича Рязанова: «Кинематографу подвластно всё, он может передать любые оттенки и нюансы движения человеческой души»

 Слайд №9 «Алгоритм введения цитаты»

1.Ознакомьтесь с цитатой, обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чём, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.

2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуйте подставить её в разные абзацы.

3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

 Слайд №10 «Способы цитирования»

1.Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменения. (ФИО сказал: «…») Можно сначала ввести цитату, а потом автора, который её произнёс.

2.Вводя цитату в середине или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом) ФИО считает: зачитываем фразу без изменений.

3. Косвенное цитирование- приведение цитаты в изменённом виде, через сложноподчиненное предложение (Лев Толстой писал, что «музыка – высшее в мире искусство»)

III. Работа по подготовке монолога.

Задание 3. Монологическое высказывание. На подготовку 1 минута.

(Выберите одну из предложенных тем беседы: на основе описания фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу)

Слайд №11 «Фотография – закодированный текст»

Речевые клише к описанию фотографии:

Вступление

(Фотография – запечатлённый на бумаге яркий момент жизни).

Начните с замысла: зачем он сделал этот снимок?

! Не говорите того, чего нет на фотографии.

Основная часть

Фотограф воплотил свою главную задачу - привлёк внимание зрителя (к чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры совпали.

Ключевые слова:

смысловой центр,

передний и задний план,

 цветовой ряд,

персонажи,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

Как изображены предметы:

 Где и когда сделан снимок (внутри помещения или на свежем воздухе)

Расскажите, что происходит на фотографии:

-если человек, то расскажите его действия, опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону);

- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные

Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение  (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Завершите своё монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография

                 Слайд №12                                                    Слайд №13

Тема1. Подвижные игры.                        Тема 1 «Сквер Эльдара Рязанова» в г. Самаре.

                                      Не забудьте описать:

-где и когда происходит игра;                - место, изображённое на фотографии;

-участников игры;                                    - сквер с фотографическими стендами;

-в чём заключаются правила игры;     - театральную тумбу;

-настроение участников.                         - афиши любимых фильмов;

                                                                      - посетителя музея.                                                                                                                

IV. Работа по подготовке к диалогу                                                                                                                        

Задание 4.

Слайд №14 «Алгоритм по подготовке к диалогу».

  1. Прослушай вопрос, выделив в нём ключевые слова (диалог по той же теме, что и монологическое высказывание)
  2. Ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы.
  3.  Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы, рекомендации.

Диалог

  1. Любите ли Вы подвижные игры? Почему?
  2. Какие качества характера проявляются в подвижных играх?
  3. Почему считается, что участвовать в подвижных играх полезно для здоровья?

           

Диалог.

  1. Какой город Вы с удовольствием посещаете?
  2. Есть ли в этом городе достопримечательности, которые Вы могли бы порекомендовать ребятам, которые соберутся посетить этот город?
  3. Какие выставки, музеи Вам интересны?

V. Итог  урока. Рефлексия.

-Нам нужно подвести итоги. Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.

 -Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?

 - Лист самооценки

(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполните последний столбец таблицы -  «Проблемы»)

 - Укажите на листе самооценки высказывание, которое точно передаёт ваше состояние в конце урока:

-А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Б) Ах, как я устал от этой суеты.

-В) Готовиться к экзамену не так-то просто.

-Г) Я знаю, что ничего не знаю.

VI. Домашнее задание по выбору: описание фотографии «Семейный отдых» или «Праздник

               

     Литература

  1. Ерофеева О.Ю., Воскресенская Н.Е., Родионова Н.А.
  2. ОГЭ-2020. Итоговое собеседование по русскому языку: типовые варианты: учебно-методическое пособие. Самара, 2020.
  3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru
  4. Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. -  Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.
  5. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блиц подготовка»
  6. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.

Лист самооценки

(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполняйте последний столбец таблицы- «Проблемы»)

 

Знаю

Умею

Проблемы

1.Понятие текста и его признаки.

1.Определять:

а) тему текста;

б) основную мысль текста;

в) стиль;

г) тип.

2.Признаки выразительного чтения

-выдерживать паузы и      делать логическое ударение;

-придавать  голосу нужные эмоциональные окраски;

-сознательно воспринимать текст;

-правильно произносить слова в тексте

3.Монолог.

-определять замысел фотографа;

-рассказать,что запечатлено на снимке;

-выделять главное;

-дать оценку фотокадру.

4.Диалог.

-определять ключевые слова в вопросе;

-давать полные ответы.

                                         



Предварительный просмотр:

Выразительно прочитайте вслух текст о российском, советском инженере Влади́мире Григóрьевиче Шу́хове (1853–1939).

https://ruso-oge.sdamgia.ru/get_file?id=18186

       Владимир Григорьевич Шухов  — инженер-механик, «универсальный гений». С детства он проявлял интерес к конструированию  — самостоятельно устроил в саду фонтан и водяную мельницу.

      По совету отца. Шухов поступил в Московское техническое училище. Окончив его, Владимир Шухов избрал практическую деятельность инженера. Шуховым был спроектирован и построен первый в России нефтепрово́д. Одновременно учёный создал резервуа́ры для хранения нефти. По сей день весь мир хранит нефть в ёмкостях, изобретённых Шуховым. Столкнувшись с проблемой переработки нефти, за 20 лет до массового производства автомобилей инженер изобрёл процесс кре́кинга  — промышленного расщепления нефти на бензин и керосин.

     Особый интерес у Шухова вызывали строительные конструкции из стали. По его проектам на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов. До сих пор по всей стране работают сооружения Шухова: мосты, башни, перекрытия в зданиях.

     В 1922 году по проекту этого инженера в Москве была построена многоярусная радиобашня высотой 160 метров. Долгое время она была символом советского телевидения. Шуховская башня признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. Она является визитной карточкой талантливого инженера.

2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Владимира Григорьевича Шухова:

      «Упрекали: мало написал трудов, статей, мало сделал докладов. Не было времени и сил. Но я немного прославил свою Родину инженерным трудом».

Подумайте, где лучше использовать слова В. Г. Шухова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.



Предварительный просмотр:

Включите цитату в пересказ. Вы можете использовать любые способы цитирования. (Желательно не повторяться!)

1.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Екатерины II Великой: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».

 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. В. Гоголя: «Архитектура — та же летопись. Она говорит миру, когда уже молчат и песни и предания».

3. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова И. Гёте:

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память».

4.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Аристофана, древнегреческий драматурга: «Поэт должен скрывать дурное и не представлять его на сцене. Как детей наставляет учитель, так поэт должен наставлять взрослых…»

5. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из постановления I Учредительного конгресса олимпийского движения:

«Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».

6. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Нади Рушевой: «Я свои рисунки заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

7. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Леонида Михайловича Рошаля: «Я всю жизнь лечил и буду лечить детей вне зависимости от национальности, религий и страны проживания».

8. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Павла Степановича Нахимова: «Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером  — последний есть вернейший».

9. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Павла Степановича Нахимова: «Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером  — последний есть вернейший».

10. Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Васи́лия Фёдоровича Оша́нина, крупного русского энтомо́лога и путешественника, о Петре́ Петро́виче Семёнове-Тян-Ша́нском: «Это был редкий пример человека, сумевшего с пользой прожить свою долгую жизнь, не зарывшего ни одного из отпущенных ему талантов, много и успешно поработавшего для блага всех людей и их прогресса!»

11. Перескажите прочитанный Вами текст о Николае Николаевиче Раевском, включив в пересказ слова А. С. Пушкина: «Свидетель Екатерининского века, памятник двенадцатого года, человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привлекает к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества».

12. Перескажите прочитанный Вами текст об Ива́не Макси́мовиче Подду́бном, включив в пересказ слова польского писателя Зби́гнева Войцехо́вского:

«Он с лёгкостью кидал на лопатки сильнейших борцов планеты, с честью демонстрируя всему миру богатырскую силу русского человека».

13. Перескажите прочитанный Вами текст о Наде́жде Проко́фьевне Су́словой, включив в пересказ слова писателя Фёдора Миха́йловича Достое́вского: «В жажде высшего образования она проявила серьёзность, терпение и представила пример величайшего мужества».

14. Перескажите прочитанный Вами текст об А.М. Родченко, включив в пересказ слова русского советского писателя Льва Абрамовича Кассиля: «Где бы ни работал Родченко, он всегда оставался верен себе, своему долгу, своим творческим принципам».

487388


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Схемы сложноподчиненных предложений

Слайд 2

Когда рассвело, в роще запели птицы. ( союз когда...), [ …]. Мы двинулись в путь, когда рассеялся туман. [ …], ( союз когда ...). На реке, когда поднялась луна, заиграли серебряные блики. [ …, ( союз когда ...), ].

Слайд 3

Нам сказали, что , если ветер дует с залива , будет ненастная погода. [ …], ( что ..., ( если ...) , ...) . Нам сказали, что если ветер дует с залива , то будет ненастная погода . [… ] , ( что... ( если...), то.).

Слайд 4

Для того чтобы грамотно писать, нужно много читать . (Для того чтобы...), [… ].

Слайд 5

Все начали расходиться, потому что стало темнеть. [ ], (потому что ...). Все начали расходиться потому, что стало темнеть. [ потому ], ( что...).

Слайд 6

Мы поняли, что заблудились и что самостоятельно выбраться не сможем . [ ], ( что ...) и ( что ...). Мы поняли, что заблудились, и что самостоятельно выбраться не сможем, и что придётся ночевать в лесу. [ ], ( что ...), и ( что ...), и ( что ...).

Слайд 7

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Слайд 8

1. Однородное подчинение [ … ], (что ...) и (что...). Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (А. Пушкин)

Слайд 9

2. Неоднородное (параллельное) подчинение (Когда ...), [ ], (что ...). Когда птичьи голоса стихли, я увидел, что я зашёл в тёмную лесную чащу. (В. Арсеньев)

Слайд 10

3. Последовательное подчинение […всех], (кто ...),( которая ...),(какие...). Неожиданная и слишком ранняя смерть Пушкина поразила горестью всех, кто сколько-нибудь любил русскую литературу, которая лишилась величайшего из всех писателей, какие только являлись в ней до того времени. (Н. Чернышевский)



Предварительный просмотр:

Читательская грамотность. 7 класс

Задание 1. Последняя рубашка.

Выполните задачи 1-3.

Прочитайте текст и выполните задание.

ПОСЛЕДНЯЯ РУБАШКА

    Один человек слыл очень добрым. Он и сам говорил про себя:

– Я готов отдать последнюю рубаху.

    И отдал бы любому, не задумываясь. Только какую рубашку считать

последней? Ту, которую только что купил? Она не последняя, а новая. А может быть, ту, что купил первой? Так она не последняя, а первая. Это каждому ясно. Да и где она? Давно сносилась.

     Если бы не эта путаница, тот человек и впрямь готов был отдать последнюю

рубаху. Хоть сейчас! Вот только разберётся, какая из них последняя.

    Нет, всё-таки недаром слыл тот человек добрым! Он и сам этого не скрывал и всегда говорил:

    – Да я готов последнюю рубашку отдать! (Л. Яхнин)

Задача 1. Что, по вашему мнению, хочет выразить автор

предложением: «Нет, всё-таки недаром слыл тот

человек добрым!»?

Отметьте один верный вариант ответа.

  1. Автор хочет сказать, что слухам надо верить.
  2. Автор пытается убедить читателя, что на свете
  3. много добрых людей.
  4. Автор противопоставляет своё мнение мнению
  5. большинства.
  6. Автор иронизирует над героем рассказа.

Задание 2. Какую из приведённых ниже фраз герой адресует самому себе?

Отметьте один верный вариант ответа.

  1. «Я готов отдать последнюю рубаху».
  2. «Только какую рубашку считать последней?»
  3. «Да и где она?»
  4. Ни одну.

Задание №3. Как характеризуют героя рассказа слова «сам этого не скрывал» в последнем предложении текста?

Отметьте один верный вариант ответа.

1. Как человека, способного признать свои ошибки и слабости

2. Как человека, открытого к дискуссии

3. Как уверенного в себе человека, у которого есть ответы на все вопросы

4. Как человека, создающего ложное представление о себе



Предварительный просмотр:

Читательская грамотность. 7 класс

Задание 1. За и против комикса.

Выполните задачи 1-3.

Прочитайте текст и выполните задание.

ЗА И ПРОТИВ КОМИКСА

        У подавляющего большинства комиксы ассоциируются с Бэтменом, Суперменом, Человеком-пауком и прочими супергероями. На деле комикс значительно сложнее и глубже. По сути, это истории в картинках, известные с древнейших времен, начиная с наскальных изображений и рисунков в египетских пирамидах.

         А родиной современного комикса стала Европа. Первый газетный комикс появился в 1826 г. А в 1837 г. швейцарец Родольф Тепфер издал книгу юмористических картинок «История господина Вье-Буа», которая оказалась настолько популярной, что её переиздали в переводе в ряде других стран. Любопытно, что идею этого издания подсказал Тепферу великий поэт Иоганн Гёте.

        Сегодня комиксы существуют в самых разнообразных жанрах: приключения, фантастика и фэнтези, детективные истории. Само название «комикс» указывает на то, что изначально истории в картинках были по большей части смешными, хотя нередко с примесью чёрного юмора.             Популярность комиксов во многом связана с тем, что большинству людей (прежде всего, конечно, детям) легче воспринимать картинку, чем печатный текст. По оценкам специалистов, примерно две трети людей – «визуалы». Вытеснение книжных текстов комиксами вызывает определённые опасения не только у педагогов, но и у учёных. «Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу, – отметила в одной из своих лекций специалист в области теории сознания и психолингвистики профессор Татьяна Черниговская. – Если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания».

         Представители комикс-индустрии с этим не согласны. Они говорят, что читать комикс очень непросто, особенно человеку, у которого нет такого навыка. При чтении комикса задействуются оба полушария головного мозга, а при чтении написанного текста – только одно. Кроме того, комикс состоит из кадров, между которыми существует пространство, и здесь как раз работает воображение читателя. Наконец, комикс часто является первым самостоятельным чтением, от которого один шаг до чтения книг. (По статье Е. Кудашкиной)

Задача 1. Какие истории рассказывали первые комиксы? Отметьте один верный вариант ответа.

  1. Детективные
  2. Приключенческие
  3. Юмористические
  4. Сказочные

Задание 2. В чём причина популярности комиксов, с точки зрения автора текста? Отметьте один верный вариант ответа.

  1. Прочитать и понять текст любой книги намного труднее, чем комикс.
  2. Комикс всегда смешной.
  3. В комиксах всегда очень интересный сюжет и супергерои.
  4. У большинства людей ведущим является зрительное восприятие

Задание №3. С каким утверждением согласились бы и учёные, и представители комикс-индустрии, точки зрения которых представлены в тексте? Отметьте один верный вариант ответа.

  1. Комиксы вредны.
  2. Надо читать и комиксы, и обычные книги.
  3. Чтение комиксов задействует оба полушария головного мозга, поэтому можно читать только их. Комиксы создаются только для детского чтения.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Обособленные обстоятельства»

Цель: развивать умение определять обособленные обстоятельства, выраженные од. деепричастием и деепричастным оборотом.

Задачи урока:

-  углубить представление учеников об обособлении обстоятельств, выраженных    одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

- вырабатывать пунктуационный навык;

-  показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными;  

-  выработать навыки выразительного чтения.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)

Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, волшебный  квадрат, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, синтаксический разбор, работа с учебником.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф к уроку слайд № 2

  1. Актуализация и пробное действие.

Работа в парах. Каждой паре раздаётся  лист.

Даны предложения и таблица (1 –обособленные определения, 2 -  обособленные приложения), нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Выявление места и причины затруднения.
  1. Проверяется задание.

Слайд № 3, 4 учитель демонстрирует номера предложений, если есть ошибки,  выясняю причину обособления? (поднимите руку, у кого такой ответ)

  1.  Ребята, а почему не отметили остальные предложения?

Слайд № 5

        Давайте разберёмся

             ( записать число, классная работа)

  1.  Запись 1 предложения и разбор

           Река пенилась, вздымая валы.

Почему поставили запятые?

Что такое деепричастный оборот?

Как произносятся?

А когда мы выделяем по смыслу и интонационно?

Что такое обособление?  

Какой  второстепенный член обособляется в этом предложении?

Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется ……

Запись 2 предложения

           Листья,  падая,  шепчутся.

Вывод:

Какова тема нашего урока? ( «Обособленные обстоятельства»)

Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать?

( Выяснить: уметь определять обособленные обстоятельства, выделять деепричастные обороты, одиночные деепричастия)

Для чего нам это нужно?

Запись 3 предложения

             Задачу я решил шутя.

Нужна ли здесь запятая?

Нужно ли выделить слово шутя?

  4. Целеполагание  и построение проекта выхода из-за труднения.

 Где мы можем найти информацию?

Чтение правила 1 и примечания 1.

Почему перешло в наречие? Давайте посмотрим

Слайд № 7

Задачу я решил шутя.            -         Наречие, наречное значение, синоним «легко»

Смеясь и шутя, мы побежали к реке. – дополнительное действие

Не вставайте, отвечайте сидя.             -       синоним «с места»

Махнём не глядя, как на фронте говорят.     – «вслепую»

Не рекомендуется читать лёжа.                -    «в горизонтальном положении»

Слайд № 8

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются

Слайд № 9

Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову?  

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (быстро)

Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.

  1. Реализация построенного проекта.

Выполнение упр.316

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

             Не обособляются……

По 2 предложения из каждой части, 2 у доски -  синтаксический разбор

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

  1. Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.
  2. Она слушала затаив дыхание.
  3. Катер, набирая скорость, дал сигнал.
  4. Не нужно было это делать спустя рукава.
  5. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
  7. Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.
  8. Она сидела молча.
  9. Задумчиво опустив головы, люди молчали.

У кого так встаньте Слайд № 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Включение в систему знаний и повторений

Тест

Ответы (Взаимопроверка) Слайд № 11

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обратимся к эпиграфу урока. Слайд № 12

Прочитайте выразительно.

С каким законом русского языка мы с вами познакомились?

Рефлексия

1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал (а)/устал (а)

5. Материал урока мне был (понятен/не понятен,

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен)

6. Что было трудно для меня?

________________________________________________

  1. Домашняя работа

Чем будем заниматься на следующем уроке?

Слайд № 13

Правило 1, приложение

Упр. 317

Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима в лесу», используя обособленные обстоятельства.

Задание 1

Даны предложения и таблица, нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
  2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
  3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно.
  4. Мы врачи обязаны лечить людей.
  5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
  6. Река пенилась вздымая валы.
  7. Был зимний день ясный и морозный.
  8. Листья падая шепчутся.
  9. Задачу я решил шутя.
  10. Серёжа бежал сломя голову.

Обособленные определения

Обособленные приложения

 

 

Задание 2. «Крестики- нолики»

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

  1. Долго стояла Оксана  раздумывая о странных речах кузнеца.
  2. Она слушала затаив дыхание.
  3. Катер набирая скорость  дал сигнал.
  4. Не нужно было это делать спустя рукава.
  5. Широкие круги  плавно перекатываясь закачались и пошли к берегу.
  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
  7. Жёлтый месяц  опускаясь на юг  замер на бледной завесе мглы.
  8. Она сидела молча.
  9. Задумчиво опустив головы люди молчали.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тест    Вариант 1

Задание: найдите соответствия (цифре букву), расставьте знаки препинания.

  1. Вдали сливаясь с небом громоздились льды.
  2. Татьяна любит не шутя.
  3. Листья падая с деревьев ложились на землю.
  4. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
  5. Она сидела молча.
  6. Он подумав решил задачу.
  7. Ребята весь день работали засучив рукава.
  8. Валера взялся за работу нехотя.
  9. Звери остановились и повернув к нам голову замерли на месте.
  10. Колхозники работали не покладая рук.

А – предложение  с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.

Б – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием

В – предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.

Г -  предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.

Рефлексия

1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал (а)/устал (а)

5. Материал урока мне был (понятен/не понятен,

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен)

6. Что было трудным на уроке? (написать)

______________________________________________________________________

Тест   Вариант 2

Задание: найдите соответствие (цифре букву), расставьте знаки препинания.

  1. Валера работал спустя рукава.
  2. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая вскочил с земли.
  3. Снег падая на землю покрывал её пушистым одеялом.
  4. Аркадий в автобусе ехал стоя.
  5. Он уходя не погасил свет.
  6. Я проснулся услышав шум за стеной.
  7. Маша не любит работать спустя рукава.
  8. Мне всегда казалось, что он жил играя.
  9. Умывшись он вышел к столу.

10.Выйдя за ворота мы побрели в сторону реки.

     

     А – предложение  с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным  оборотом.

Б – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием

В – предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.

Г -  предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.

Рефлексия

1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал (а)/устал (а)

5. Материал урока мне был (понятен/не понятен,

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен)

6. Что было трудным на уроке? (написать)

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...