технологическая карта урока "Слово в словаре"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Серебрякова Ирина Геннадьевна

урок русского языка (5 класс) знакомит со словарями и композицией словарной статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка 5 класс54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Слово в словаре»

Содержание деятельности учащегося

Содержание деятельности учителя

Организационный этап

  • слушают учителя
  • проверяют готовность членов малой группы
  • уясняют структуру мероприятия и критерии оценки своей деятельности
  • пытаются найти свой сорок
  • используют словари информационных порталов Грамота.ру, Словари.ру

  • создание доброжелательной обстановки.
  • объяснение структуры урока
  • объясняет критерии оценки деятельности учащихся: каждая группа за правильный ответ участника группы получает бирюльку, которую складывает в сорок 
  • просит каждую группу взять свой сорок
  • (слайд  Ищем сорок, Собираем бирюльки) с использованием словарей информационных порталов Грамота.ру, Словари.ру

Мотивация познавательной деятельности

  • пытаются найти свой сорок
  • используют словари информационных порталов Грамота.ру, Словари.ру
  • работают в малых группах
  •  отвечают на вопросы учителя, делают предположения

  • просит каждую группу взять свой сорок
  • (слайд  Ищем сорок, Собираем бирюльки) с использованием словарей информационных порталов Грамота.ру, Словари.ру
  • предлагает прослушать песенку «Я тебе говорю: Сперва научись не глотать слова» и ответить на вопрос: какой словарь может помочь герою?

Актуализация необходимых знаний

  • Каждая группа дает характеристику словарю, не называя его, и предлагает назвать его другим группам
  • отвечают на вопросы учителя
  • расставляют ударения, записывают слова по алфавиту:

алфавит, банты, договор, документ, досуг, звонит, каталог, каучук, квартал, километр, красивее, облегчить, положить, портфель, прадед, свекла, средства, статуя, торты, украинский, хлеба, хлебы, шарфы, щавель

  • отвечают на вопросы учителя
  • пытаются определить причину затруднений

  • предлагает вспомнить виды словарей (слайд) и угадать словарь по характеристике
  • оценивает работу малых групп
  • просит расставить ударение в словах и записать их по алфавиту:

договор, километр, украинский, прадед, хлеба, хлебы, портфель, алфавит, красивее, каучук, статуя, облегчить, положить, документ, свекла, каталог, досуг, средства, квартал, щавель, звонит, торты, банты, шарфы

  • просит ответить на вопрос: для чего эти знания нам могут понадобиться?
  • предлагает учащимся включиться в проектную деятельность по созданию Словаря
  • предлагает определить: что необходимо знать для выполнения этого проекта, что мы уже знаем

Основной этап

  • работают с таблицей, выявляют закономерности
  • пытаются записать предложенные числительные в древнерусском варианте

  • извлекают информацию из справочных материалов и презентации
  • интерпретируют полученную информацию
  • работают с эталоном, вносят коррективы в свои схемы

  • работают в малых группах с информационными порталами Грамота.ру, Словари.ру
  • слушают выступление товарищей

  • работают с учебником
  • приводят примеры из Толкового словарика учебника

  • высказывают предположения
  • слушают ответы товарищей
  • дают толкование слов из произведений, используя
  • Просит ответить на вопрос: как можно описать слово?
  • Организует просмотр Словарной статьи на порталах Грамота.ру и Словари.ру
  • организует активные совместные и самостоятельные действия учащихся в малых группах для составления схемы Словарная статья
  • используя слайд презентации, организует работу с эталоном (заглавное слово, толкование, примеры употребления, производные слова, пометы)
  • Оценивает работу малых групп
  • организует коллективную работу по сравнительному анализу словарных статей в электронной и печатной версии
  • ставит вопрос: что такое толкование? Какими способами можно истолковать слово?
  • Организует работу с учебником стр. 224-225
  • Предлагает найти примеры способов толкования слова в Толковом словарике учебника стр. 269-276 и заполнить таблицу – (исправить ошибки!)
  • Оценивает правильность ответов
  • Просит дать толкование слов из произведений А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева
  • Оценивает правильность ответов

Включение в систему знаний. Применение полученной информации.

  • Высказывают предположения, аргументируют своё мнение

  • Просит ответить на вопросы:
  • Поможет ли нам информация, полученная на уроке, в работе над проектом?
  • Сможете ли вы теперь правильно давать определения, объяснять понятия на различных уроках?

Подведение итогов

  • соотносят оценку преподавателя с собственной
  • выявляют недочеты в собственной деятельности и деятельности группы.
  • Считает бирюльки каждой команды
  • даёт оценку деятельности учащихся  и называет  победителей

Рефлексия

  • отвечают на поставленные преподавателем вопросы
  • выявляют трудности, возникшие во время работы
  • определяют способы их ликвидации
  • определяет вопросы для рефлексии: Что было интересно на уроке? Что оказалось трудным, сложным? Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать трудности?
  • организует самостоятельный анализ деятельности учащихся

Завершение урока

  • Чтение стихотворения А.Ахматова «Мужество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.

Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...