методическая разработка урока "Интерпретация нелинейных текстов"
методическая разработка по русскому языку (8, 9, 10 класс)
работа с таблицами, схемами на уроке русского языка с использованием цифровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interpretatsiya_nelineynyh_tekstov.docx | 1018.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани
Республиканский конкурс
методических разработок конспектов уроков и непосредственной образовательной деятельности «Практическая реализация федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательной организации: урок и непосредственная образовательная деятельность »
филологический цикл
русский язык
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕКСТОВ
Ирина Геннадьевна Серебрякова
учитель русского языка и литературы
Казань-2022
Русский язык является не только предметом обучения, но и средством изучения основ всех наук, средством познания окружающего мира и средством общения. Следовательно, курс русского языка направлен на формирование у обучающихся как системы предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, так и метапредметных.
Все более актуальными становятся проблемы цифровизации образования, возникает необходимость формирования у школьников функциональной (в том числе, читательской) грамотности в процессе изучения русского языка и литературы. Школьники активно пользуются всеми возможностями интернета: общаются в соцсетях, ведут блоги, пишут собственные тексты и размещают их на сайтах, читают электронные книги, учатся по электронным учебникам.
В методической разработке решаются вопросы, связанные с углублением текстоцентрического подхода, усилением коммуникативной направленности и формированием метапредметных умений и функциональной грамотности с использованием информационно-образовательной среды на уроке русского языка.
Особое внимание уделено обучению восприятия нелинейных текстов, обучению их понимания, интерпретации, осмысления, анализу, синтезу и систематизации представленной в нем информации. Школьники комментируют, воспроизводят тексты, создают собственные с учетом речевой ситуации.
Использование информационно-образовательной среды позволяет поддерживать мотивацию и удерживать внимание класса и каждого обучающегося, в том числе за счет смены видов деятельности и типов восприятия. Кроме того, ресурсы информационно-образовательной среды дают возможность вовлекать учеников в групповую работу.
Урок целесообразно проводить при изучении темы «Текст» в 8-м классе основной общеобразовательной школы. Тексты, таблицы и диаграмму из Приложения можно использовать как в электронном (ПК, презентация), так и в печатном варианте.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 8
Тема урока: Интерпретация нелинейных текстов
Цели урока:
Дидактическая: обучение пониманию, интерпретации, осмыслению, анализу, синтезу и систематизации информации, представленной в нелинейных текстах
Развивающая: развитие речемыслительных умений на примере работы с нелинейными текстами, развитие умений работы с цифровыми источниками информации
Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, понимание личного вклада каждого в общий результат
Методическая: показать возможность применения видов функциональной грамотности на уроке русского языка
Тип урока: совершенствование знаний и умений
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие личности, удовлетворения познавательных интересов
формирование социально-профессиональных ориентаций
Метапредметные:
умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
Предметные
совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения
анализ текста и распознавание основных признаков текста
умение использовать мультимедийные словари при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания
Методы и формы обучения: частично-поисковый (эвристический), практический; фронтальная, групповая
Основные термины понятия: текст линейный и нелинейный, признаки текста
Образовательные ресурсы:
Интернет- ресурсы: Грамота.ру, Словари.ру, Википедия.ру
Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.
Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация к уроку, тексты («Причины выбора», «Резюме», «Дополнительные услуги»), таблица, диаграмма
Оборудование: проектор, экран, ноутбуки (по количеству учащихся или по количеству рабочих групп)
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Мотивация – 5-7 мин.
- Актуализация – 3-5 мин.
- Совершенствование знаний и умений – 18-20 мин.
- Обобщение и подведение итогов – 5-7 мин.
- Рефлексия – 2-3 мин.
- Домашнее задание – 1-2 мин.
Ход урока
Действия учеников | Действия учителя |
Организационный момент | |
Проверяют готовность рабочего места к уроку | Проверяет готовность учеников к уроку, работу технических устройств |
Мотивация | |
Рассматривают слайд, анализируют, высказывают предположения, выбирают лучший заголовок. Отвечают на вопросы учителя, называют известные им профессии. Рассматривают слайд и находят профессию копирайтера, работают с интернет-порталами Грамота.ру, Википедия.ру, записывают определение в тетрадь Высказывают предположения и определяют тему урока | Предлагает рассмотреть 2-й слайд презентации и придумать к нему заголовок Задает вопросы: может ли человек заработать, умея работать с текстом? Какие профессии связаны с этим умением? Предлагает посмотреть 3-й слайд и определить новую профессию, найти ее определение в словаре и записать в тетрадь. Предлагает определить тему урока |
Актуализация | |
Отвечают на вопросы: Текст – несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически Текст состоит из абзацев. Абзацы состоят из абзацного зачина и комментирующей части Тексты могут быть печатными и электронными Текст можно сжать, интерпретировать, создать (план, конспект, реферат, аннотация, резюме, реклама) Анализируют содержание таблицы на слайде и называют цель: найти характерные особенности нелинейного текста и задачи: проанализировать нелинейные тексты | Фронтальная беседа по вопросам: Что называем текстом? Из каких элементов состоит текст? Каким может быть вид текста? Какие способы работы с текстом вы можете назвать? Предлагает рассмотреть 4-й слайд презентации и определить цель и задачи урока |
Совершенствование знаний | |
Формируют группы | Уточняет цель и задачу урока Предлагает разделиться на группы (5-7 человек) |
Читают текст, совместно анализируют данные диаграммы (Приложение 2), создают новый текст с учетом заданной речевой ситуации, отвечают в рамках предложенной речевой ситуации (предполагаемые ответы в Приложении 3) | Напоминает о популярности профессии копирайтера и предлагает найти причины этого, используя диаграмму (Приложение 2) и текст «Причины выбора» (Приложение 1) Ответ оформить в виде: рекламного объявления, фрагмента выступления на научно-практической конференции, выступления на радио, дружеского разговора |
Обсуждают в группах, читают текст «Требования работодателя». Анализируют резюме. Отвечают на вопрос учителя, приводят аргументы Обсуждают ошибки в тексте резюме (Приложение 1). Записывают исправленный текст в тетрадь. | Предлагает обсудить в группах профессиональные требования работодателя к копирайтеру. Проанализировать резюме и ответить на вопрос: найдет ли Александр Иванов работу копирайтера? и привести два аргумента, используя текст «Требования работодателя» (Приложение 1) Просит исправить орфографические и пунктуационные ошибки и в исправленном виде записать текст резюме (слайд 6) в тетрадь |
Работают с электронными ресурсами Обсуждают и создают ситуацию, предлагают другой группе, слушают ответ и комментируют. (примерные ответы в Приложении 3) | Знакомит с дополнительными услугами, которые оказывает копирайтер (7-й слайд презентации). Каждая группа получает название определенной услуги. Просит найти определение этих понятий в тексте «Дополнительные услуги» (Приложение 1) и придумать ситуацию с описанием данной услуги (без называния), адресовать другой группе и получить ответ. |
Работают в группах, используя данные таблицы, выполняют расчёты. После обсуждения озвучивают ответы. (примерные расчёты в Приложении 3) | Предлагает обсудить ситуацию в группе и принять совместное решение. Вам как копирайтеру предложили написать текст для 3-х разных компаний, но из-за нехватки времени вы можете выполнить только одну работу. Напишите номер компании, для которой выгоднее сделать работу, если все виды работ вы можете выполнить за одинаковое время. |
Обобщение результатов и подведение итогов | |
Озвучивают примеры нелинейных текстов. Называют характерные черты этих текстов. Соотносят свои ответы с ответом на слайде. Делают запись в тетради и осуществляют самопроверку по слайду 10 | Напоминает о целях и задачах урока (слайд 9) Просит просмотреть стр.3-27 в учебнике и назвать примеры нелинейных текстов, использованных на уроке, дать характеристику нелинейному тексту. Записать в тетради характеристику нелинейного текста |
Рассматривают слайд. Отвечают: нет, потому что копирайтер создает электронные тексты Оценивают эффективность работы участников группы | Контрольный вопрос (слайд 11): можно ли В.В. Маяковского назвать копирайтером? Почему? Просит оценить работу своих групп. Дает свою оценку и комментарий. |
Рефлексия | |
Отвечают на вопросы учителя: Тексты линейные (словарные статьи, резюме) и нелинейные (диаграмма, таблица, слоган) Наиболее информативным оказались… | Фронтальная беседа по вопросам: Какая информация оказалась новой, интересной? Какой текст оказался наиболее информативным для вас? Какой вид работы запомнился? Чем именно? Что вызвало затруднения? В чем, по-вашему, причины? |
Домашнее задание | |
Записывают задание, выясняют условия выполнения | Приводит высказывание: «Хороший копирайтер от плохого отличается способностью оригинально интерпретировать факты» Предлагает создать нелинейный текст на тему «Текст» |
Приложение 1
Текст 1 «Причины выбора»
1 причина. Копирайтер — очень творческая профессия, так как самому можно выбирать для статей темы, которые действительно интересны, и создавать авторский материал, опираясь на свой личный опыт, знания и предпочтения.
2 причина. Копирайтеры в основном работают дома, что является несомненным преимуществом, если живешь в мегаполисе. Можно самостоятельно планировать свой рабочий график и степень загруженности, не тратить время на дорогу до работы и обратно. И вообще, копирайтеры могут работать в любой точке мира, где есть компьютер и доступ в интернет.
3 причина. Работать копирайтером — значит постоянно узнавать что-то новое, ведь написание текстов невозможно без поиска и анализа информации на заданную тему, а это значит, что постоянно пополняются личные знания копирайтера.
4 причина. Заработная плата зависит от трудоспособности, квалификации и таланта копирайтера. С повышением качества текстов, увеличением их количества и расширением тематики заработная плата будет существенно возрастать.
Текст 2 «Требования работодателя»
Работодатели выдвигают три обязательных требования к претенденту на должность копирайтера:
1) абсолютная грамотность — написание текстов требует соблюдения норм русского языка, недопустимы грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки;
2) наличие высшего образования в области журналистики или филологии, которое позволяет успешно работать с разнообразной информацией и создавать собственные тексты;
3) владение компьютером и умение работать с компьютерными программами, которые предоставляют возможность копирайтеру самому выкладывать статьи на сайты.
Работодатели могут предъявлять дополнительные требования к копирайтеру – например, знание английского языка, свободный доступ к интернету бóльшую половину дня, наличие аккаунтов в социальных сетях. Список требований полностью зависит от задач, которые должен решать копирайтер, и личных предпочтений работодателя.
Текст 3 «Резюме»
Текст 4 «Дополнительные услуги»
Рерáйт — изменение готового текста, взятого из других источников, в целях его дальнейшего использования.
Редактура — исправление текста с точки зрения стиля, содержания, композиции, орфографии и пунктуации.
Корректура — исправление грамматических и технических ошибок, а также недостатков в текстовом и графическом материалах, подготовленных для размножения типографским (или любым другим) способом.
Слóган — лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения
SEO-оптимизация (поиско́вая оптимиза́ция) — комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей.
Приложение 2
Таблица 1
Вид текста | характеристика | примеры |
Линейные тексты | В линейном тексте содержание раскрывается последовательно и связно, «по порядку», от начала к концу; он так и читается — от начала до конца, целиком | рассказ, повесть, роман, научная статья и т.д. |
Нелинейные тексты | Тексты, включающие различные изображения, графики, рисунки, схемы, гиперссылки, знаково-символические изображения. Любой текст, который не читается от начала до конца, относится к категории нелинейного текста | блок-схемы, диаграммы, графические организаторы толковый словарь, энциклопедия |
Таблица 2
компания | Требуемый объем текста в знаках (указан в 1000 знаках | Оплата за 1000 знаков (в рублях) | Дополнительно оплачиваемые требования |
Компания 1 | 12 | 400 | Необходим подбор 5 иллюстраций (стоимость подбора 1 иллюстрации 200 рублей) |
Компания 2 | 10 | 450 | Необходимо придумать 3 слогана (стоимость 1 слогана 350 рублей) |
Компания 3 | 14 | 350 | Необходимо провести SEO-оптимизацию стоимостью 1000 рублей |
Диаграмма
Приложение 3
Задание по тексту «Причины выбора» (предполагаемые ответы)
- Внимание! Творческие люди, которые умеют хорошо писать и хотят неплохо зарабатывать, приглашаются на встречу с известным копирайтерм Н.Н. 15 сентября в 16.00 вТЦ «Южный».
- В течение 2021/2022 года мы проводили социологический опрос по популярным современным профессиями и выяснили, что творческие люди, стремящиеся постоянно пополнять свои знания, выбирают профессию копирайтера.
- Добрый день, уважаемые слушатели нашей радиостанции! Сегодня у нас в гостях известный блогер Н.Н. и мы непременно спросим его о причинах выбора профессии.
- Добрый день Н.Н.! Вы начинали как музейный рботник. Как вы можете объяснить такой неожиданный поворот в карьере?
- Добрый день! Я всегда стремился к творчеству и самовыражению. А ещё – это так удобно работать дома.
Задание по тексту «Дополнительные услуги» (предполагаемые ответы)
- На сайте нашей компании размещены замечательные тексты, написанные известным копирайтером, но внимание читателя не удерживается. Нужна какая-то фраза. Ваши действия.
- На сайтах разных интернет-магазинов товар нашей фирмы всегда описывается одинаково. Директор поручил изменить текст, но содержание преподнести оригинально, нестандартно. Что Вы намерены предпринять?
- При подготовке рекламого буклета перепутали все фотографии. В разделе «Кухни» оказались фотографии из раздела «Прихожии». Что должен сделать копирайтер?
Задание по Таблице 2 (предполагаемые расчёты)
Компания 1 | Компания 2 | Компания 3 |
12х400 + 5х200=5800 | 10х450 +3х350=5550 | 14х350 + 1000=5900 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Комплексный анализ текста"
Данную разработку можно использовать в 9 классе при подготовке учеников к сдаче ГИА по русскому языку (части А и В)....
Методическая разработка урока: Ввод текста
Цель урока:дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах.сформировать знания о правила...
Методическая разработка "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
При выполнении данной работы проверяются и отрабатываются умения учащихся оценивать письменные высказывания с точки зрени...
Методическая разработка: комплексный анализ текста
Данный материал предназначен для проведения текстоведческого анализа. Такая работа позволит лучше подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку в 9-м классе....
Методическая разработка элективного курса "Текст:от анализа к синтезу"
Программа элективного курса "Текст:от анализа к синтезу(подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту". Программой предусматривается работа по проведению комплексного анализа текста.Работа ...
Методическая разработка "Приемы сжатия текста"
Методическую разработку "Приемы сжатия текста" можно использовать в рамках подготовки к написанию сжатого изложения ОГЭ....
Методическая разработка урока «Петербургский текст в русской литературе»
Тема урока: «Петербургский текст в русской литературе» Цели урока:Образовательная : познакомить учащихся с литературоведческим понятием «петербургский текст» русской...