Интегрированный урок родного (русского) языка
методическая разработка (7 класс)

Булгакова Лариса Ивановна

Тема урока «Лишь слову жизнь дана»

Тип урока: творческая мастерская (описание предмета)

Структура урока: интегрированный урок ИЗО и русского (родного) языка.

Продолжительность урока – 90 минут.

Методы и формы обучения: деятельностно-практический метод, индивидуальная форма, групповая, фронтальная.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  развивать устную и письменную речь; создавать тексты определенного типа;

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; учиться художественному видению окружающего мира;  чувствовать красоту слова.

Оборудование: мультимедиа «Презентация к уроку», видеофильм, выставка изделий хохломской росписи (ложки, солонки, шкатулка и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_rodnogo_yazyka.docx83.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Методическая разработка

урока родного языка (русского)

Тема урока «Лишь слову жизнь дана»

Класс- 8 (13-14 лет)

                                      2021 год

Раздел: «Русский язык, культура и традиции»

Тема урока «Лишь слову жизнь дана»

Тип урока: творческая мастерская (описание предмета)

Структура урока: интегрированный урок ИЗО и русского (родного) языка.

Продолжительность урока – 90 минут.

Методы и формы обучения: деятельностно-практический метод, индивидуальная форма, групповая, фронтальная.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  развивать устную и письменную речь; создавать тексты определенного типа;

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; учиться художественному видению окружающего мира;  чувствовать красоту слова.

Оборудование: мультимедиа «Презентация к уроку», видеофильм, выставка изделий хохломской росписи (ложки, солонки, шкатулка и др.).

                                          Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя родного (русского) языка.

- Здравствуйте, ребята!

Мы заканчиваем изучение раздела «Русский язык, культура и традиции».

И сегодня у нас урок развития речи. Но в отличие от традиционного урока, он будет отличаться и структурой, и содержанием.

Как видите, у вас сегодня два учителя: я и учитель ИЗО. И это не случайно, ребята, потому что мы вдвоем попробуем создать творческую мастерскую, в которой вы проявите себя и как знатоки искусства, и как знатоки родного русского языка.

       2. Мотивация и определение темы

-  Ребята, чтобы понять, какой будет тема нашего урока, прослушайте стихотворение П.Синявского, который я взяла в качестве эпиграфа к уроку:

У красы точеной Сарафан парчовый,

По волнам узоров Яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама…

 - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы учащихся)

- Правильно. О народном промысле, который в народе зовется  Хохлома.

3. Целеполагание.

 Скажите, а какую цель мы поставим на уроке и как она отражается в эпиграфе? (ответы учащихся)

 Откройте тетради, запишите тему урока, она сегодня звучит так: «Я постигаю тайну слова»

 4. Включение в систему знаний.

 - Итак, давайте же попробуем постичь тайну этого удивительного слова – «хохлома»

Из истории Хохломы. Рассказ подготовленного ученика.

- Хохлома- старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое и зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

  Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея».  В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Жители деревень с этим занятием селились рядом, создавая свой цех. У каждой такой группы деревень был центр- крупное село с базаром, куда съезжались крестьяне, чтобы сбывать свою продукцию.

 Деревянная посуда в те времена была в обиходе и на крестьянском столе, и на боярском. Поэтому требовалась она в большом количестве. Вот почему она привозилась на рынки тысячами штук.

Существует также утверждение, что хохломское искусство зародилось в связи с техникой писания икон. Расписную посуду делали в лесных деревеньках: Новопокровское, Кулигино, Семино. Но ее не зовут ни кулигинской, ни новопокровской, а хохломской. И вот почему.

Едут груженые подводы вдоль малой речки, погромыхивает деревянный товар. Везут его в самое большое торговое село Хохлома кулигинские и семинские мастера, кричат зазывалы на ярмарке:

-Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?

-Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут.

  1. Слово учителя изобразительного искусства.

– Ребята, чтобы поближе познакомиться с тем, как рождается деревянное золото, предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию на фабрику «Хохломская роспись».  (Показ видеофильма по цехам фабрики).

Учитель ИЗО:

- Ребята, какие изделия у хохломских художников наиболее распространены? (ответы учащихся)

- Чтобы лучше представить эту огненную золотую хохлому, я вам принесла несколько изделий. Это, конечно, ложки, которые еще 50 лет назад были в обиходе в каждой крестьянской семье. Это блюдо и солонки. А это шкатулка. Рассмотрите их внимательно. (раздает по рядам для того, чтобы потрогали и подержали в руках предметы  промысла).

  1. Работа в группах с применением энциклопедического словаря.

 - А теперь поработаем в группах.

1 группа готовит ответ на вопрос: «Что писали художники на изделиях?», 2 группа работает над вопросом: «Как называются затейливые узоры хохломских росписей?», 3 группа  готовит ответ на вопрос «Какой орнамент является самым любимым у хохломских художников и почему?»

- Ответы учащихся.

-  Я передаю слово учителю родного языка.

7. Физминутка.

Учитель русского языка:

- А теперь, ребята, настало время для физминутки. Встали, слушаем стихотворение и повторяем движения за мной.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

  1. Практическое задание. 

Учитель родного ( русского ) языка:

- Ребята, а теперь давайте посмотрим на название этого народного промысла с точки зрения языкознания. Найдите в словаре С. Ожегова, что означает слово хохлома? (народный промысел, изделия, которые делают из дерева мастера, старинное село, где продают хохлому)

- У слова несколько значений. Скажите, как называется такое явление в языке? (многозначность)

-Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: 1 группа –«изделия народных мастеров»; 2 группа – «народный промысел»; 3 группа – «село Хохлома». (Зачитывают составленные предложения)

           9. Работа над сочинением-описанием предмета.

           Учитель русского языка:

-  Ребята, давайте повторим такой тип речи, как описание. Что он собой представляет?

Предлагаю в парах составить кластер:

- Перед вами изделия их хохломы: ложки, шкатулка и блюдо. Я предлагаю вам описать выбранный из них один. Скажите, пожалуйста, в каком стиле вы будете писать сочинение? (в художественном)

- Давайте вспомним, что характерно для художественного стиля? (средства изобразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, а также оценочная лексика)

- Так вот, вам необходимо написать сочинение с применением всех этих особенностей художественного стиля. Я подобрала вам заранее эпитеты, метафоры и сравнения, которые вы можете использовать в своей работе.

( на слайде материал: травка – колышется, кудрится, тянется; золотая, зеленая, изумрудная, легкая., листок- прячется, играет, выглядывает, трепещет, золотистые, изящные, словно зубчики., завиток хохломы – играет, озорничает, длинный, затейливый, словно убегает, узоры- затейливые, яркие, удивительные, радуют глаз, стебель – волнуется, тонкий, колышется как от ветерка, гибкий, ягодки – манят, рассыпаются, повисли на веточках, красные, пурпурные, алые, словно гранатовые…, мастер-художник- волшебник, создатель, рисует, творит, расписывает.)

- Теперь составим план. Давайте подумаем, каким может быть план описания хохломы?

Предлагаются варианты для каждой части, выбираем наиболее красивые фразы:

  1. Удивительное слово Хохлома
  2. Изделие на загляденье людям.
  3. Мое отношение к Хохломе.
  1.    Чтение написанного сочинения.
  2. Рефлексия в форме телеграммы

  Я предлагаю вам, ребята, кратко в виде телеграммы написать о том, как работалось сегодня на уроке. Какую же тайну слова «хохлома» вы постигли? Адресовать можете мне или учителю ИЗО. Перед вами бланки настоящей телеграммы. Заодно вспомним и элементы официально-делового стиля. В частности, как правильно писать телеграмму.

  1. Домашнее задание:

- В качестве домашнего задания предлагаю подготовиться к устному высказыванию «Народные промыслы России».

Используемая литература и интернет-ресурсы

1.  С.К.Жегалова. Русская народная живопись. Москва. «Просвещение» 1984г.

2.   М.А.Порохневская. Изобразительное искусство. 7 класс. Волгоград 2003г.

3.  Изобразительное искусство 5-8 классы. «Учитель» Волгоград. 2009г

  1. Хохлома   http://www.xrest.ru/preview/107079/
  2. Хохлома   http://www.xrest.ru/images/collection/00107/079/
  3. Хохлома   http://best-muzon.ru/russkie_narodnye_pesni
  4. Хохлома http://knifeclub.com.ua/forum/viewtopic.php?f=2&t=12020&
  5. Декоративная роспись по дереву (Шедевры народного искусства России) http://books.tr200.ru/v.php?p=8379&t=12&id=374862

Приложение к уроку

  1. Бланк телеграммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.ТГ-1а

Слов

П л а т а

 

П Е Р Е Д А Ч А

 

руб.

коп.

 

 

  Принял

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Катерегории и отметки

 особого вида

 

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ ТЕЛЕГРАФОМ

 

 

 

 

 

 

 Куда, кому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия и адрес отправителя

 

(не оплачивается и по связям

не передается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.ТГ-1а

  1. Материал для сочинения

Элементы хохломской росписи

  Травка – колышется, кудрится, тянется; золотая, зеленая, изумрудная, легкая.

 Листок- прячется, играет, выглядывает, трепещет, золотистые, изящные, словно зубчики.

 Завиток хохломы – играет, озорничает, длинный, затейливый, словно убегает

Узоры- затейливые, яркие, удивительные, радуют глаз Стебель – волнуется, тонкий, колышется как от ветерка, гибкий

 Ягодки – манят, рассыпаются, повисли на веточках, красные, пурпурные, алые, словно гранатовые

 Мастер-художник- волшебник, создатель, рисует, творит, расписывает.

3. План сочинения-описания

         1. Удивительное слово Хохлома

             2. Изделие на загляденье людям.

        3. Мое отношение к Хохломе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

конспект интегрированного урока родного русского языка и информатики

Конспект урока "Нормы русского речевого этикета". изучение норм речевого этакета ,применение в написании писем, составление словаря этикетных слов, создание ролика с использованием правил ре...

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"

Презентация к уроку родного русского языка в 5 классе "Современный русский литературный язык"...

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка. Разработан для недели гуманитарных предметов совместно с учителем английского языка Алиевой И. Н....