Урок внеклассного чтения "Мой Пушкин"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Потапова Светлана Владимировна

Урок внеклассного чтения для 7 класса по творчеству А.С. Пушкина представляет собой урок-проект и содержит разнообразные приемы и методы работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin_2.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7 классе по теме: «Мой Пушкин»

Технологическая карта урока

Класс

7 класс

Предмет

Чтение (Литературное чтение)

Тема

Урок внеклассного чтения «Мой Пушкин»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Открыть для себя великого поэта А.С.Пушкина и научиться составлять его словесный портрет через словарную работу и использование элементов технологии проектного обучения, способствующей развитию коммуникативных навыков и обогащению словарного запаса.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Открыть для себя новое в творчестве поэта и обобщить известное об А.С.Пушкине, его произведениях в литературе и живописи.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки и обогащать словарный запас учащихся через словарную работу и использование элементов проектной деятельности.

Воспитательные:

 1. Воспитывать патриотизм и любовь к русской литературе. Показать огромное значение творчества великого поэта А.С.Пушкина для русской культуры.

Коррекционные:

1.Корректировать и развивать произносительную и содержательную стороны речи, речемыслительные способности детей.

Оборудование

  1. Графический проектор и ноутбук.
  2. Магнитная доска, магниты.
  3. Тематический материал (презентация для урока).
  4. Рамки для фотографий.
  5. Белые листы бумаги, клеящий карандаш.
  6. Портреты и иллюстрации.
  7. Рамки для фотографий.
  8. Предметы для игры.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Предметные:

       -  развивать умение работать в группе и умение слушать своих товарищей    

       -  ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

Личностные:

 ·    - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

·     -  проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

      -  формировать представление о добре и зле, о дружбе и взаимопомощи.

Метапредметные:  

Регулятивные: 

- саморегуляция 

- прогнозирование 

-контроль  

Познавательные: 

- анализ и синтез 

- поиск и выделение необходимой информации 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме 

- смысловое чтение 

- рефлексия 

Коммуникативные: 

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

- умение слушать и слышать ответы друг друга 

- управление поведением партнёра 

Этап урока

Краткое содержание этапа

(виды работы, формы, методы, приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые базовые учебные действия

Время

1.Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Приветствие. Психологический настрой.

Проверка готовности учащихся к уроку, их приветствие.

Самоконтроль подготовки к уроку, приветствие учителя.

Регулятивные: умение настроиться на урок, организовывать свое рабочее место под руководством учителя, собственную деятельность; соблюдать правила поведения на уроке.

Личностные: осознавать себя учениками, принимать учебную ситуацию.

Коммуникативные 

соблюдение норм речевого этикета.

1 мин.

2.Актуализация знаний.

- Ребята, перед вами необычная  картина. Она волшебная. Что вы видите на картине, какие образы?

- Найдите на ней знаменитого русского автора сказок, стихов, романов.

- Да, молодцы, это А.С.Пушкин.

- А как вы догадались?

- Что необычного в этой картине? Какие еще образы видите?

- Ребята, что представляете вы, когда произносят - А.С.Пушкин?

- Помните ли вы, как Пушкин вошёл в вашу жизнь?

- Что вы знаете об А.С.Пушкине?

- Какие его произведения читали?

Выявляет уровень знаний.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

умение пользоваться полученными ранее знаниями, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: умение  выполнять задания по словесной инструкции, принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.

Коммуникативные: вступать в совместный диалог с учителем.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

2 мин.

3.Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Молодцы.

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какова тема нашего урока? (На доске тема и эпиграф закрыты, открываю).

Тема: «Мой Пушкин»

Цитата: Пушкин - всегда открытие и всегда тайна…

             С.С.Гейченко

- У каждого из нас свой Пушкин, и сегодня вы откроете для себя новые грани или стороны его творчества, его внешнего облика, его внутреннего мира.

- В конце урока вы мне ответите на важный вопрос:

- Мой Пушкин. Кто он для меня и какой он?

- А поможет нам в нашем открытии волшебный куб, у которого целых

6 граней и каждая грань – это новая страничка или этап нашего путешествия по творчеству великого поэта, сказочника, автора романов, талантливого иллюстратора и очень образованного человека, А.С. Пушкина.

Приглашает сформулировать тему урока и мотивирует на учебную деятельность.

Слушают одноклассников,

учителя. Отвечают на вопросы в форме связных высказываний. Формулируют выводы.

Познавательные: умение соотносить информацию с темой, сравнивать на наглядном материале.

Регулятивные: определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные: умение слушать и понимать учителя

3 мин.

4.Этап решения учебных задач.

Открытие новых знаний.

- Итак, мы отправляемся на увлекательную экскурсию по творчеству А.С. Пушкина и

1 гранью или стороной нашего куба была картина, которая помогла определить тему урока.

-Переходим ко 2 грани.

       "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная, - писал

А.С.Пушкин. - Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет самую занимательную науку!"

Но и художник увлечён той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руках, улавливая и исследуя свой живой образ...

        Портреты писателей - это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самого себя, законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, открывающих глубокий смысл таких слов, как Свобода, Справедливость, Отечество, Мир.

- Итак, 2 грань-портрет.

(Словарная работа с элементами проектной деятельности.)

-Этимология (происхождение) слова портрет.

Портре́т. Французское слово «портрэ́» («portrait») связано с латинским «протра́герэ» («protrahere») — «переносить», «перетаскивать». Из «протра́кум» («перенесенное») получилось французское «портрэ́», так же как из латинского «тракта́тум» («трактат») образовалось французское «трэтэ́» («трактат»). По-видимому, писание портретов рассматривалось уже давно как перенесение образа человека на бумагу или холст. Это понятно; неожиданно, пожалуй, только то, что «портрет», «трактат» и «трактор» — слова одного корня: все они произошли от латинского «trahere» — «тащить», «тянуть».

Этимологический словарь Крылова Г.А.

-Лексическое значение слова.

 ПОРТРЕТ, а, м. 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Поясной п. Скульптурный п. Групповой п. (нескольких лиц). Словесный п. (в криминалистике: описание наружности человека по определённому методу). Сын п. отца (перен.: очень похож; разг.).

2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя. Литературные портреты. | прил. портретный, ая, ое (к 1 знач.). Портретная живопись.

-Подберите однокоренные слова.

  • автопортрет
  • портретик
  • портретист

          портретистка

          телепортрет

          фотопортрет

          портретный

          портретировать

  • портретно

          портретность

  • портретирование

-Подберите близкие по значению слова к слову портрет (синонимы - картина, иллюстрация).

-Составьте предложение с данным словом.

-Чем отличается портрет от других изображений?

-Как называется художник, который рисует портреты?

Молодцы.

-А теперь перейдем к 3 грани нашего куба. Поработаем с портретами А.С. Пушкина, которые были созданы разными художниками и подумаем, что объединяет все эти портреты и в чем их отличие, выберете наиболее понравившийся вам портрет и объясните, почему остановили выбор именно на этом портрете (Словесный портрет).

      - Попробуйте составить словесный портрет А.С.Пушкина по воспоминаниям его современников.

1 ученик: Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта: "Пушкин был собою дурён, но лицо его было выразительно и одушевлённо, ростом он был мал".

2 ученик: Иван Александрович Гончаров, писатель: "С первого взгляда внешность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое - то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами".

3 ученик: Вера Александровна Нащокина, жена друга Пушкина: "Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности... Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала".

- Итак, кто попробует создать словесный портрет А.С.Пушкина? (2-3 ученика)

-Показ презентации и краткий рассказ о портретах.

(Приложение. Презентация Портреты А.С. Пушкина)

-Следующая, 4 грань нашего куба – изумрудные орешки.

Приглашает отправиться в увлекательную экскурсию по портретам Пушкина, рассказывает о его портретах, демонстрирует их, организует словарную работу в парах, дает словесную инструкцию по предстоящей работе.

Слушают учителя, работают в парах, по инструкции учителя выполняют задания самостоятельно

Познавательные: умение работать с информацией, словарными статьями, делать простейшие обобщения.

Регулятивные: умение осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности.

Коммуникативныеумение вступать в контакт в паре и работать в коллективе.

Личностные: осознавать важность полученных знаний.  

5мин.

5. Физминутка.

- Я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть. У А.С. Пушкина есть сказка «О царе Салтане…», в которой белочка грызла золотые орешки с изумрудными ядрышками. У меня тоже есть волшебные орешки суджоку. - Встаньте, пожалуйста, возьмите орешки в ладошки и покатайте по ладошке внутри и снаружи. Это упражнение поможет вам работать еще активнее.

Сообщает о физ. минутке, выполняет упражнения, сопровождая речью, обеспечивает эмоциональную разгрузку.

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

Регулятивные: выполнять инструкции учителя.

Коммуникативные

умение четко проговаривать текст.

2 мин.

6.Применение полученных знаний на практике. Игра.

- А теперь открываем волшебные орешки, играем в игру «Верю - не верю». В каждом орешке спрятан вопрос, связанный

с А.С. Пушкиным, на который отвечаем да-нет. (Дети по очереди отвечают на вопросы).

... что старик вытащил неводом кита? (Нет, Золотую рыбку)

... что Пушкин  больше всего любил весну?   (Нет, осень)

... что все сыновья Пушкина стали поэтами?     (Нет)

 Верите ли вы,

... что у царевны Лебедь было целых 33 брата?   (Да, 33 богатыря)

... что Пушкин никогда не видел Чёрного моря?  (Нет, он жил в Одессе)

... что девицы из «Сказки о царе Салтане» были  подругами? (Нет, сёстрами)

... что князь Гвидон превращался в комара? (Да)

Верите ли вы,

... что Пушкин не умел рисовать? (Нет, неплохо рисовал и даже нарисовал портрет поэта Гёте)

... что Пушкин родился в Москве?  (Да)

... что князь Гвидон приказал построить для белочки конуру? (Нет, хрустальный дом)

 - Молодцы!

- Верите ли вы,

- Переходим к 5 грани волшебного кубика, сказки.

- Сейчас вы возьмете конверт с цифрой 2 и откроете его. Работаем в парах.

1.Музей сказочных предметов.

-Нужно отгадать по предмету, из какой он сказки.

Назовите сказку А.С. Пушкина, в которой есть этот предмет.

  • Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»
  • Золотая рыбка - «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Орех - «Сказка о царе Салтане»

2.Угадай по словесному портрету персонажа сказки.

- Узнай, чей портрет. Кто это?

1)За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…

(Царевна-лебедь)

Чьи это слова?

2)«Свет мой, зеркальце!

Скажи,

Да, всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..»

(Мачеха- царица)

3)Я с большой, высокой спицы

Стерегу царя границы.

Чуть опасность где видна,

Тут же я очнусь от сна,

Шевельнуся, встрепенуся,

К той сторонке обернуся

И кричу: «Кири-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку!»

(Золотой петушок)

4)«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

(Золотая рыбка)

- Читаете описание персонажа и отгадываете, кто он.

3. Определи, к какой сказке относится иллюстрация.

- По иллюстрации вы должны отгадать, к какой сказке она относится.

1. Салтан, Гвидон, Белка. («Сказка о царе Салтане…»

2. Старик и рыбка. («Сказка о рыбаке и рыбке».

3.Царевна и яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

4. Петушок и царь Дадон.

(«Сказка о золотом Петушке»).

- Молодцы. Вы хорошо поработали.

Настраивает на игру,  формулирует правильные ответы в игре «Верю - не верю».

Проводит инструктаж по поводу выполнения задания, а затем проверяет, как оно выполнено в парах.

Дети читают вопросы, отвечают на них, стараются аргументировать ответы.

Работают в парах над заданием по сказкам А.С. Пушкина.

Познавательные: умение применять полученные знания на практике.

Регулятивные: умение осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности.

Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Личностные: понимать необходимость полученных знаний.  

7 мин.

7.Составление словесного портрета в виде синквейна.

- А теперь последняя грань нашего куба, словесный портрет или синквейн.

-Ребята, художник рисует кистью и красками, а мы с вами попробуем составить словесный портрет А.С. Пушкина (2-3 человека).

- Возьмите 3 конверт. Мы с вами будем составлять синквейн об А.С. Пушкине.

- Но сначала выберите из 4 конверта то изображение А.С. Пушкина, которое вам ближе всего, наклейте его в рамочку в правом верхнем углу.

- Это будет ваш Пушкин…

А теперь попробуем составить синквейн. Из 5 конверта выберите:

1строка-тема, существительное

2строка-2 прилагательных,

3 строка-3 глагола,

4 строка-словосочетание или предложение, несущее важный смысл

5 строка-слово, близкое по значению к теме.

Пример:

Пушкин

Великий, талантливый.

Творит, пишет, создает.

Пробуждает добрые чувства.

Поэт.

-Молодцы! У каждого из нас свой Пушкин. Выйдите к доске и прочитайте свой синквейн, представьте свой портрет Пушкина, который вы создали не красками или карандашами, а словами. У вас получился словесный портрет великого русского поэта.

Дает ученикам рекомендации по составлению синквейна о Пушкине.

Подводит к выводу, что у ребят получился словесный портрет.

Слущают учителя, работают индивидуально над составлением синквейна в рамочке для фотографий, вклеивают в рамку мини-портреты Пушкина и подходящие слова. Представляют свою работу учителю, одноклассникам и зрителям.

5 мин.

8. Домашнее задание.

- Дома попробуйте нарисовать словесный портрет любимого персонажа из сказки Пушкина или иллюстрацию к любимой сказке, подписав на обратной стороне иллюстрации подходящие строки из сказки.

Учитель комментирует и задает домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: умение определять достаточный круг действий и их последовательность для достижения поставленных задач.

Личностные: понимать необходимость полученных знаний.  

2 мин.

9. Рефлексия (подведение итогов урока).

-Вы прекрасно и творчески поработали. Я хочу вас поощрить и поставить вам пятерки.

- А теперь оцените себя на уроке. Было ли вам интересно?

-Каким вы теперь представляете А.С. Пушкина?

- Что для вас значат слова Мой Пушкин? (Поэт, писатель, сказочник, гений)

-Спасибо за урок.

Учитель задает вопросы, подводит обучающихся к итогам урока, качественно оценивает их деятельность.

Отвечают на поставленные вопросы, выбирают из предложенных

вариантов ответов.

Познавательные: анализ своей деятельности.

Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке, аргументировать свои устные ответы.

Личностные: положительный эмоциональный настрой на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...