Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу

   В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.

 

   Исходя из программы, это урок №3, продолжает серию уроков по творчеству великого русского писателя А.С. Пушкина.

    Урок внеклассного чтения.

 Этот необычный урок заставляет думать, анализировать текст, учит определять тему текста, давать сравнительную характеристику героям в сопоставлении двух произведений: А.С. Пушкина и  В.А. Соллогуба.

      Показывает духовную красоту человека, этику и нравственность, как основу народной культуры, развивает монологическую речь, учит обобщать, развивает творческие способности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок внеклассного чтения

по повести А.С.Пушкина «Метель»

и рассказу  В.А Соллогуба «Метель».

Автор: ФАТЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Боградская средняя общеобразовательная школа №1»

       Республика Хакасия, Боградский район, село Боград ул. Школьная 1.

                                                                                               

    УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ.

ТЕМА: Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель»

                   и рассказу В.А. Соллогуба «Метель».

ЦЕЛЬ: 1) Анализ текста, умение определять тему.

            2) Духовная красота человека, этика и нравственность как основа

                 народной культуры.

            3) Развитие монологической  и диалогической речи, умение обобщать.

                               ХОД УРОКА:        

  1. Оргмомент.

Оформление классной доски:

 Портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести «Метель».

Вопросы:

  1. Как вы понимаете тему судьбы человека в этих произведениях?
  2. Роль метели в повестях?
  3. Как показана тема любви у Пушкина и у Соллогуба?
  4. Чья повесть вам показалась интереснее? Почему?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Здравствуйте! Наш урок внеклассного чтения несколько необычный, урок сравнения литературных произведений: повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказа В.А. Соллогуба «Метель».

В конце урока вам предстоит ответить на вопросы (учитель зачитывает вопросы, которые записаны на доске и для всего класса и индивидуально).

 Ребята обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:

                       В этой повести изображена «жизнь-метель» не только как

                       властная над человеком стихия, но как умная, мудрейшая

                        стихия самого человека…»

 Сегодня наш урок должен раскрыть смысл этого эпиграфа.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Пушкин – это имя сопровождающее нас всю жизнь.

      Талант Александра Сергеевича Пушкина был многогранным: современников и потомков одинаково восхищали его этические произведения, лирика и драматургия. Творения Пушкина невелики по объёму, но он умел в малой форме сконцентрировать глубокое содержание.

  Стихи, поэмы, повести, романы, драмы этого замечательного художника слова, отличаются особым своеобразием.

  Сегодня мы поговорим о произведении, созданном в наиболее плодотворный период жизни  А.С. Пушкина – Болдинскую осень.

Об одной из его повестей – «Метель».

  А.С. Пушкин высказывался так: « писать повести надо « просто, коротко и ясно…»

Возьмём эти слова в качестве ориентира и идеала для нашего разговора о «Метели».

 «Метель» является новеллой.

Новелла - записываем в тетрадь. Что такое новелла? (стр.417 в словаре Ожегова С.И.) буквально – новость.

Малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. (Рассказ – малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму текста, прозаическое произведение.

/ С.И. Ожегов стр.662/).

     Сама краткость новеллы как её исходное свойство способствует концентрации, заострению, использованию символики, богатству ассоциативных связей. В новелле преобладает действие.

  1. О чём повесть «Метель» А.С. Пушкина?

    (Это произведение о счастливой судьбе Марьи Гавриловне и Бурмина и

                                                  печальной судьбе Владимира Николаевича.)

  1. Почему именно так сложились их судьбы?

        ( Рок, провидение, случайность, метель.)

  1. Какое же  испытание преподнесла судьба нашим героям?

( Метель как символ случайно разъединяет Марью Гавриловну с Владимиром и соединяет судьбы Марьи Гавриловны и Бурмина.)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Ребята! В 1849 году писатель Владимир Александрович Соллогуб опубликовал рассказ, на который мало кто обратил внимание. Назывался он по-пушкински «Метель». Одинаковые заглавия произведений в нашей литературе случай не новый. Этот способ указывает на преемственность содержания, сюжета, идеи – и в то же время внесения «своего» в их художественное воплощение. Владимир Соллогуб не берёт чужое, а заново пересказывает, создает его на свой лад. И тогда не только заглавие  объединяет его с повестью А.С. Пушкина.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, что у Пушкина и Соллогуба общего в их «Метелях» и чем они отличаются друг от друга.

Ребята, незабываем, что вы работаете с вопросами, которые записаны на доске.        

 В произведениях А.С. Пушкина и В.А. Соллогуба есть ряд реминисценций.

Что такое реминисценция? (словарная работа, открываю закрытую часть классной доски, зачитываю, записываем в тетрадь)

Реминисценция – латинское слово, его значения:

      а) смутное воспоминание.

      б) повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста.

ВОПРОС: Назовите одинаковые реминисценции в том и другом произведении?

                  (описание метели, постоялого двора, мотив случайной встречи).

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Да, в обоих произведениях метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни.

 Только пушкинская «Метель» соединила судьбы Марьи Гавриловны и Бурмина, а соллогубовская – подарила радость встречи и рождения любви.

 Итак, метель является движущей силой сюжета.

 Сравним описание метели у двух писателей. Зачитываем тексты произведений.

(Включаю музыку, чтение описаний идёт на фоне музыки Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель»).

ВОПРОСЫ:

  1. Чьё описание непогоды, с вашей точки зрения ярче, образнее?

             ( приведите примеры и доказательства).

  1. У кого из писателей описание метели реальнее?
  2. В каком из отрывков есть элементы фантастичности, сказочности при описании метели? ( Да, ребята, я с вами согласна у А.С. Пушкина дана яркая картина непогоды, и дана она немногословным описанием, но от этого она и кажется ужасом, страшной реальностью).
  3. Найдите в текстах и зачитайте описание постоялого двора у Пушкина и Соллогуба? ( « А вот постоялый двор: Он увидел невдалеке деревушку…» /Пушкин/.                                                                                  «Через несколько минут они подъехали к небольшой избушке, нагнутой набок и как будто забытой в степи…»

1.Что общего находим мы в этих описаниях?

   (одинаково описываются постоялые дворы, показано бедность, нищета)

2.Почему оба писателя одинаково описывают постоялый двор?

      (В то время постоялые дворы мало отличались друг от друга)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Судьба по-разному относится к героям. А вот и милые героини, которых закрутила метель-непогода, метель-жизнь, даря одной супружество, другой – любовь.

  1. Найдите в тексте описание героинь у Пушкина и Соллогуба.
  2. Прочитайте, что обе героини говорят о книгах.
  3. Чем был занят их досуг?
  4. Что роднит этих двух героинь? (нравственная духовная чистота, верность, соблюдение обряда венчания, святое к нему отношение).
  5. Ребята, а как повёл себя в церкви Бурмин и почему? ( Я молча выпрыгнул из саней и пошёл в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Нас обвенчали. Я повернулся, вышел из церкви… Был молод, бесшабашен, не задумывался об этом поступке.)
  6. Как Бурмин оценивает свою женитьбу на незнакомой девушке?                  ( Называет свой поступок « преступной проказой», потому что преступил через заповедный закон).
  7. А как ведёт себя соллогубовский офицер при виде красивой дамы?                        (Офицер остолбенел… молча ею любовался. Вы олицетворяете для меня лучшую мечту моей молодости.)
  8. Что же  дарит метель двум героям одноимённых повестей?                       (Бурмин  соединяет свою судьбу с Марьей Гавриловной. Офицер – радость встречи и рождение любви).
  9. Почему офицер и дама, проговорив всю ночь, разъезжаются, хотя « изба казалась им раем»? (потому, что Соллогуб следует пушкинской идее святости брака. Дама из соллогубовской «Метели» поступает как пушкинская Татьяна Ларина из «Евгения Онегина».

                                Я вас люблю. К чему лукавить?

                                Но я другому отдана.

                                И буду век ему верна.

  Да, кончилась метель. Всё у дамы останется по-прежнему: и старый нелюбимый муж, и одиночество вдвоём. Но остались память о встрече, которую подарила метель.

                               

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ: (заполняем таблицу, вписывая в неё опорные  слова).

                   ПУШКИН

                   СОЛЛОГУБ

                 

                     Метель:

Немногословность, реальность,

Яркость, образность.                  

       Постоялый двор:

Бедность, нищета, смотритель.  

                  Героини:

Внешность (портрет), досуг, книги, верность, любовь, супружество.  

                         Бурмин:

    Легкомыслие.          

             

                 Метель:        

Сказочность, фантастичность.

       Постоялый двор:

Бедность, нищета, смотритель.  

               Героини:                

Книги, верность, любовь, разлука, радость встречи.

                  Офицер:

Романтически влюблённый, любовь.

        

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: А теперь подведём итог.

Итак, нами прочитаны две повести с одним и тем же названием. (Вернёмся к вопросам на доске).

  1. Как вы понимаете тему судьбы человека в этих произведениях?
  2. Роль метели в повестях?
  3. Как показана тема любви у Пушкина и у Соллогуба?
  4. Чья повесть вам показалась интереснее? Почему?
  5. Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

А теперь рассмотрим иллюстрации к повестям.

Какой эпизод из повести проиллюстрирован?

Понятие «иллюстрация» в большей степени относится к изобразительному искусству. Музыка – это тоже иллюстрация. Такой иллюстрацией к пушкинской «Метели» стала музыка известного русского композитора Георгия Свиридова.

  Какие ассоциации возникают у вас во время слушания музыки?

  Что вы себе представляете в этот момент, какую картину видите?

До свидания! Спасибо за внимание! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....