Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу
В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.
Исходя из программы, это урок №3, продолжает серию уроков по творчеству великого русского писателя А.С. Пушкина.
Урок внеклассного чтения.
Этот необычный урок заставляет думать, анализировать текст, учит определять тему текста, давать сравнительную характеристику героям в сопоставлении двух произведений: А.С. Пушкина и В.А. Соллогуба.
Показывает духовную красоту человека, этику и нравственность, как основу народной культуры, развивает монологическую речь, учит обобщать, развивает творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
по повести А.С.Пушкина «Метель»
и рассказу В.А Соллогуба «Метель».
Автор: ФАТЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Боградская средняя общеобразовательная школа №1»
Республика Хакасия, Боградский район, село Боград ул. Школьная 1.
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ.
ТЕМА: Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель»
и рассказу В.А. Соллогуба «Метель».
ЦЕЛЬ: 1) Анализ текста, умение определять тему.
2) Духовная красота человека, этика и нравственность как основа
народной культуры.
3) Развитие монологической и диалогической речи, умение обобщать.
ХОД УРОКА:
- Оргмомент.
Оформление классной доски:
Портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к повести «Метель».
Вопросы:
- Как вы понимаете тему судьбы человека в этих произведениях?
- Роль метели в повестях?
- Как показана тема любви у Пушкина и у Соллогуба?
- Чья повесть вам показалась интереснее? Почему?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Здравствуйте! Наш урок внеклассного чтения несколько необычный, урок сравнения литературных произведений: повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказа В.А. Соллогуба «Метель».
В конце урока вам предстоит ответить на вопросы (учитель зачитывает вопросы, которые записаны на доске и для всего класса и индивидуально).
Ребята обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:
В этой повести изображена «жизнь-метель» не только как
властная над человеком стихия, но как умная, мудрейшая
стихия самого человека…»
Сегодня наш урок должен раскрыть смысл этого эпиграфа.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Пушкин – это имя сопровождающее нас всю жизнь.
Талант Александра Сергеевича Пушкина был многогранным: современников и потомков одинаково восхищали его этические произведения, лирика и драматургия. Творения Пушкина невелики по объёму, но он умел в малой форме сконцентрировать глубокое содержание.
Стихи, поэмы, повести, романы, драмы этого замечательного художника слова, отличаются особым своеобразием.
Сегодня мы поговорим о произведении, созданном в наиболее плодотворный период жизни А.С. Пушкина – Болдинскую осень.
Об одной из его повестей – «Метель».
А.С. Пушкин высказывался так: « писать повести надо « просто, коротко и ясно…»
Возьмём эти слова в качестве ориентира и идеала для нашего разговора о «Метели».
«Метель» является новеллой.
Новелла - записываем в тетрадь. Что такое новелла? (стр.417 в словаре Ожегова С.И.) буквально – новость.
Малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. (Рассказ – малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму текста, прозаическое произведение.
/ С.И. Ожегов стр.662/).
Сама краткость новеллы как её исходное свойство способствует концентрации, заострению, использованию символики, богатству ассоциативных связей. В новелле преобладает действие.
- О чём повесть «Метель» А.С. Пушкина?
(Это произведение о счастливой судьбе Марьи Гавриловне и Бурмина и
печальной судьбе Владимира Николаевича.)
- Почему именно так сложились их судьбы?
( Рок, провидение, случайность, метель.)
- Какое же испытание преподнесла судьба нашим героям?
( Метель как символ случайно разъединяет Марью Гавриловну с Владимиром и соединяет судьбы Марьи Гавриловны и Бурмина.)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Ребята! В 1849 году писатель Владимир Александрович Соллогуб опубликовал рассказ, на который мало кто обратил внимание. Назывался он по-пушкински «Метель». Одинаковые заглавия произведений в нашей литературе случай не новый. Этот способ указывает на преемственность содержания, сюжета, идеи – и в то же время внесения «своего» в их художественное воплощение. Владимир Соллогуб не берёт чужое, а заново пересказывает, создает его на свой лад. И тогда не только заглавие объединяет его с повестью А.С. Пушкина.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, что у Пушкина и Соллогуба общего в их «Метелях» и чем они отличаются друг от друга.
Ребята, незабываем, что вы работаете с вопросами, которые записаны на доске.
В произведениях А.С. Пушкина и В.А. Соллогуба есть ряд реминисценций.
Что такое реминисценция? (словарная работа, открываю закрытую часть классной доски, зачитываю, записываем в тетрадь)
Реминисценция – латинское слово, его значения:
а) смутное воспоминание.
б) повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста.
ВОПРОС: Назовите одинаковые реминисценции в том и другом произведении?
(описание метели, постоялого двора, мотив случайной встречи).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Да, в обоих произведениях метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни.
Только пушкинская «Метель» соединила судьбы Марьи Гавриловны и Бурмина, а соллогубовская – подарила радость встречи и рождения любви.
Итак, метель является движущей силой сюжета.
Сравним описание метели у двух писателей. Зачитываем тексты произведений.
(Включаю музыку, чтение описаний идёт на фоне музыки Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель»).
ВОПРОСЫ:
- Чьё описание непогоды, с вашей точки зрения ярче, образнее?
( приведите примеры и доказательства).
- У кого из писателей описание метели реальнее?
- В каком из отрывков есть элементы фантастичности, сказочности при описании метели? ( Да, ребята, я с вами согласна у А.С. Пушкина дана яркая картина непогоды, и дана она немногословным описанием, но от этого она и кажется ужасом, страшной реальностью).
- Найдите в текстах и зачитайте описание постоялого двора у Пушкина и Соллогуба? ( « А вот постоялый двор: Он увидел невдалеке деревушку…» /Пушкин/. «Через несколько минут они подъехали к небольшой избушке, нагнутой набок и как будто забытой в степи…»
1.Что общего находим мы в этих описаниях?
(одинаково описываются постоялые дворы, показано бедность, нищета)
2.Почему оба писателя одинаково описывают постоялый двор?
(В то время постоялые дворы мало отличались друг от друга)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Судьба по-разному относится к героям. А вот и милые героини, которых закрутила метель-непогода, метель-жизнь, даря одной супружество, другой – любовь.
- Найдите в тексте описание героинь у Пушкина и Соллогуба.
- Прочитайте, что обе героини говорят о книгах.
- Чем был занят их досуг?
- Что роднит этих двух героинь? (нравственная духовная чистота, верность, соблюдение обряда венчания, святое к нему отношение).
- Ребята, а как повёл себя в церкви Бурмин и почему? ( Я молча выпрыгнул из саней и пошёл в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Нас обвенчали. Я повернулся, вышел из церкви… Был молод, бесшабашен, не задумывался об этом поступке.)
- Как Бурмин оценивает свою женитьбу на незнакомой девушке? ( Называет свой поступок « преступной проказой», потому что преступил через заповедный закон).
- А как ведёт себя соллогубовский офицер при виде красивой дамы? (Офицер остолбенел… молча ею любовался. Вы олицетворяете для меня лучшую мечту моей молодости.)
- Что же дарит метель двум героям одноимённых повестей? (Бурмин соединяет свою судьбу с Марьей Гавриловной. Офицер – радость встречи и рождение любви).
- Почему офицер и дама, проговорив всю ночь, разъезжаются, хотя « изба казалась им раем»? (потому, что Соллогуб следует пушкинской идее святости брака. Дама из соллогубовской «Метели» поступает как пушкинская Татьяна Ларина из «Евгения Онегина».
Я вас люблю. К чему лукавить?
Но я другому отдана.
И буду век ему верна.
Да, кончилась метель. Всё у дамы останется по-прежнему: и старый нелюбимый муж, и одиночество вдвоём. Но остались память о встрече, которую подарила метель.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ: (заполняем таблицу, вписывая в неё опорные слова).
ПУШКИН | СОЛЛОГУБ |
Метель: Немногословность, реальность, Яркость, образность. Постоялый двор: Бедность, нищета, смотритель. Героини: Внешность (портрет), досуг, книги, верность, любовь, супружество. Бурмин: Легкомыслие. |
Метель: Сказочность, фантастичность. Постоялый двор: Бедность, нищета, смотритель. Героини: Книги, верность, любовь, разлука, радость встречи. Офицер: Романтически влюблённый, любовь. |
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: А теперь подведём итог.
Итак, нами прочитаны две повести с одним и тем же названием. (Вернёмся к вопросам на доске).
- Как вы понимаете тему судьбы человека в этих произведениях?
- Роль метели в повестях?
- Как показана тема любви у Пушкина и у Соллогуба?
- Чья повесть вам показалась интереснее? Почему?
- Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?
А теперь рассмотрим иллюстрации к повестям.
Какой эпизод из повести проиллюстрирован?
Понятие «иллюстрация» в большей степени относится к изобразительному искусству. Музыка – это тоже иллюстрация. Такой иллюстрацией к пушкинской «Метели» стала музыка известного русского композитора Георгия Свиридова.
Какие ассоциации возникают у вас во время слушания музыки?
Что вы себе представляете в этот момент, какую картину видите?
До свидания! Спасибо за внимание! Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".
Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....
Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"
Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....
Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе
Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).
Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....