з-с на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

ВикторияАуесовна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse_gotovyy.docx93.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович

Урок: русский язык

Учитель: Китова Виктория Ауесовна

Класс: 5

Тема: Буквы З и С на конце приставок.

Дата проведения: 30.01.2019

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: 

образовательные: формирование навыков при выборе способа правописания з-, с- на конце приставок, умение находить слова с данными приставками и  употреблять их в речи;

развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний;

воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о правописании приставок;
  2. Выявить условия выбора согласных З – С на конце приставок;
  3. Формировать умение составлять алгоритм действия, схему;
  4. Умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
  5.  Развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, доказывать правописание приставки, используя алгоритм действия;
  6. Развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

Формируемые УУД:

регулятивные: ставить цели и задачи урока, проводить самопроверку;???????

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, уметь представить информацию в виде схемы, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в  паре; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: Компьютер; мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, содержащий  задания урока; презентация.

Планируемые результаты:

знать -орфограмму «Буквы з и с  на конце приставок»;

- понятия приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика;

уметь - опознавать орфограмму в тексте;

   - составлять алгоритм и пользоваться им в решении орфографической задачи;

            - применять изученную орфограмму для решения практических задач.

Технологии:  проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, ?дифференцированного обучения, деятельностный подход.

Цель этапа

время

Содержание этапа

Деятельность учащихся

1

Цель: положительно  настроить учащихся к восприятию учебного материала, определить уровень готовности к уроку

Здравствуйте, ребята.  

 Мне хотелось бы перед началом нашей работы с вами познакомиться.

Меня зовут Виктория Ауесовна. Сегодня я проведу урок в вашем классе.

2

Цель: сравнение произношения и написание согласной на конце приставки,

Вывод: написание согласной на конце приставки зависит от последующего звука

- обратите внимание на слова. По какому принципу сгруппированы они по столбикам?

Расписание – разбежаться

Бесконечный – беззвучный

Истратить – издавать

Восстать - Возгордиться

Ниспадать- Низвергнуть

- Выделите приставки

- Назовите их

- Сравните произношение и написание конечной согласной в приставке

- как вы думаете от чего зависит написание согласной на конце приставки?

(- Обратите внимание на согласный, который находится после приставки)

- дайте характеристику этих согласных.

- давайте вспомним какие парные согласные по глухости / звонкости вам известны. Обратите внимание на раздаточный материал

- Какая пара согласных поможет нам при изучении темы?

- Сформулируйте  правило

 

- в левом столбике на конце приставки С, а в правом З

_ в левом столбике глухие согл после приставки, а в правом звонкие

З-С

Цель: постановка учебной задачи, самостоятельное составление алгоритма выбора согласной на конце приставки.

Вывод: в каких случаях на конце приставки пишется З-, а в каких С-?

- Давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Стр 30, правило.

- обратите внимание на графическое обозначение орфограммы (на слайд)

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Сформулируйте учебные задачи

УПР 437.

- давайте вместе с вами рассмотрим алгоритм рассуждения написания приставок на З/С в этом же упр (слова на слайд)

Вывод: Итак, когда на конце приставки пишется З-, а когда С-?

- уметь различать звонкие и глухие согласные.

3

Цель: отработка умения применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок

Вывод: итак, когда  на конце приставок пишется З-, а когда  С-?

- А теперь используя алгоритм давайте потренируемся и выполним устно упр 437.

- Вывод (проговаривание  алгоритма)

Цель: выявление особенности приставки С- в словах

Вывод: Приставка С всегда пишется одинаково и к этому правилу не относится

Упр 438.

- задание по вариантам.

-Выписать по 2 слова: 1-й вар с приставкой на С-; 2-й вар с приставкой на З-.

- ребята, а что вы можете сказать о словах СДАВАТЬ и СЖИМАТЬ?

- а почему не З-?

-какой можно сформулировать из этого вывод?

- В этих словах приставка С-

- Приставки З- не бывает

- Приставка С всегда пишется одинаково и к этому правилу не относится

5

ЦЕЛЬ: отработка навыка единообразного написания приставки С-  и использование алгоритма

Вывод: от чего зависит написание согласной на конце приставки? В чем особенность приставки С-?

УПР 442. Задание по вариантам.

- прочитайте задание

- назовите ключевые слова этого задания

- какие слова называются однокоренными?

- а что еще общего у однокоренных слов?

- давайте устно подберем однокоренные слова с приставками рас- (раз-) и с- к слову ДЕЛАТЬ (проговорить выбор согласной в приставке)

- следующие слова выполните письменно по вариантам.

1 вар                                   2 вар

Бить                                   грузить

пустить                              пилить

грести                               чистить

Оцените свою работу.

-составьте предложения, используя данные слова.

- Ребята, в конце вашего рабочего листа есть критерии оценивания работы на уроке. Суммируйте баллы за каждое задание и поставьте итоговую оценку за урок.

-подобрать однокоренные слова , распределить на 2 колонки

- слова с одним и тем же корнем

- лексическое значение

7

ЦЕЛЬ: Обобщение знаний, полученных на уроке, сделать выводы, самооценка

-?

-От чего зависит написание З-, С- в конце приставок?

-С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

-Спасибо за урок. Вы замечательно сегодня поработали.

Выставление оценок

8

Домашнее задание

Параграф 83 упр 443

Приложение 1.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1008348/8bd8ea17-1df1-4d86-a4a0-09b1c691ef91/s1200?webp=false

Рабочий лист

Задания

Баллы за работу

1

Распределите слова в 3 столбика в зависимости от приставки, выделите приставки.

БЕСПОРЯДОК, ПРЕГРАДИТЬ, БЕЗРАБОТНЫЙ, ЗАВЕСТИ, ПРИЛАСКАТЬ, ПРОЧИТАТЬ, РАСТОПИТЬ, РАЗДЕЛИТЬ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.

2

Составить алгоритм условий выбора  З- или С- на конце приставки.

Зв.        [б’]        [б]        [в’]        [в]        [г’]        [г]        [д’]        [д]        [ж]        [з’]        [з]        [й]        [л]        [м]        [н]        [р]

Гл.        [п’]        [п]        [ф’]        [ф]        [к’]        [к]        [т’]        [т]        [ш]        [с’]        [с]              [х]    [ц]             [ч]            [щ]        

3

упр 441. Вставить пропущенные буквы. С данными словосочетаниями составить текст.

…ТЕРЕТЬ С ДОСКИ, РА…ДАТЬ ТЕТРАДИ, ВО…ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ, И…ПРАВИТЬ ОШИБКИ.

4

УПР 442.  Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.

1 вар                                   2 вар

Бить                                   грузить

пустить                              пилить

грести                               чистить

5

Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на ; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).

Ра..дать, ..дать, ..бегать, и..бежать, ..десь, ..дание, ..бить, ра..бить, ..делать, бе..действовать, ..пуститься, ..доровый, ..дравствуй, ра..пустить, во..чик, ра..толкать, ра..говориться, ни..кий, ..говориться, ..дешний.

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание з-с на конце приставок

Уров русского языка в 5 классе...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс

Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....

«Буквы з, с на конце приставок»

Урок русского языка...

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...