з-с на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 п. Смидович
Урок: русский язык
Учитель: Китова Виктория Ауесовна
Класс: 5
Тема: Буквы З и С на конце приставок.
Дата проведения: 30.01.2019
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
образовательные: формирование навыков при выборе способа правописания з-, с- на конце приставок, умение находить слова с данными приставками и употреблять их в речи;
развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний;
воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся о правописании приставок;
- Выявить условия выбора согласных З – С на конце приставок;
- Формировать умение составлять алгоритм действия, схему;
- Умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- Развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, доказывать правописание приставки, используя алгоритм действия;
- Развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
Формируемые УУД:
регулятивные: ставить цели и задачи урока, проводить самопроверку;???????
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, уметь представить информацию в виде схемы, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Оборудование: Компьютер; мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, содержащий задания урока; презентация.
Планируемые результаты:
знать -орфограмму «Буквы з и с на конце приставок»;
- понятия приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика;
уметь - опознавать орфограмму в тексте;
- составлять алгоритм и пользоваться им в решении орфографической задачи;
- применять изученную орфограмму для решения практических задач.
Технологии: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, ?дифференцированного обучения, деятельностный подход.
№ | Цель этапа | время | Содержание этапа | Деятельность учащихся | |
1 | Цель: положительно настроить учащихся к восприятию учебного материала, определить уровень готовности к уроку | Здравствуйте, ребята. Мне хотелось бы перед началом нашей работы с вами познакомиться. Меня зовут Виктория Ауесовна. Сегодня я проведу урок в вашем классе. | |||
2 | Цель: сравнение произношения и написание согласной на конце приставки, Вывод: написание согласной на конце приставки зависит от последующего звука | - обратите внимание на слова. По какому принципу сгруппированы они по столбикам? Расписание – разбежаться Бесконечный – беззвучный Истратить – издавать Восстать - Возгордиться Ниспадать- Низвергнуть - Выделите приставки - Назовите их - Сравните произношение и написание конечной согласной в приставке - как вы думаете от чего зависит написание согласной на конце приставки? (- Обратите внимание на согласный, который находится после приставки) - дайте характеристику этих согласных. - давайте вспомним какие парные согласные по глухости / звонкости вам известны. Обратите внимание на раздаточный материал - Какая пара согласных поможет нам при изучении темы? - Сформулируйте правило
| - в левом столбике на конце приставки С, а в правом З _ в левом столбике глухие согл после приставки, а в правом звонкие З-С | ||
Цель: постановка учебной задачи, самостоятельное составление алгоритма выбора согласной на конце приставки. Вывод: в каких случаях на конце приставки пишется З-, а в каких С-? | - Давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Стр 30, правило. - обратите внимание на графическое обозначение орфограммы (на слайд) - Чему будем учиться сегодня на уроке? - Сформулируйте учебные задачи УПР 437. - давайте вместе с вами рассмотрим алгоритм рассуждения написания приставок на З/С в этом же упр (слова на слайд) Вывод: Итак, когда на конце приставки пишется З-, а когда С-? | - уметь различать звонкие и глухие согласные. | |||
3 | Цель: отработка умения применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок Вывод: итак, когда на конце приставок пишется З-, а когда С-? | - А теперь используя алгоритм давайте потренируемся и выполним устно упр 437. - Вывод (проговаривание алгоритма) | |||
Цель: выявление особенности приставки С- в словах Вывод: Приставка С всегда пишется одинаково и к этому правилу не относится | Упр 438. - задание по вариантам. -Выписать по 2 слова: 1-й вар с приставкой на С-; 2-й вар с приставкой на З-. - ребята, а что вы можете сказать о словах СДАВАТЬ и СЖИМАТЬ? - а почему не З-? -какой можно сформулировать из этого вывод? | - В этих словах приставка С- - Приставки З- не бывает - Приставка С всегда пишется одинаково и к этому правилу не относится | |||
5 | ЦЕЛЬ: отработка навыка единообразного написания приставки С- и использование алгоритма Вывод: от чего зависит написание согласной на конце приставки? В чем особенность приставки С-? | УПР 442. Задание по вариантам. - прочитайте задание - назовите ключевые слова этого задания - какие слова называются однокоренными? - а что еще общего у однокоренных слов? - давайте устно подберем однокоренные слова с приставками рас- (раз-) и с- к слову ДЕЛАТЬ (проговорить выбор согласной в приставке) - следующие слова выполните письменно по вариантам. 1 вар 2 вар Бить грузить пустить пилить грести чистить Оцените свою работу. -составьте предложения, используя данные слова. - Ребята, в конце вашего рабочего листа есть критерии оценивания работы на уроке. Суммируйте баллы за каждое задание и поставьте итоговую оценку за урок. | -подобрать однокоренные слова , распределить на 2 колонки - слова с одним и тем же корнем - лексическое значение | ||
7 | ЦЕЛЬ: Обобщение знаний, полученных на уроке, сделать выводы, самооценка | -? -От чего зависит написание З-, С- в конце приставок? -С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока? -Спасибо за урок. Вы замечательно сегодня поработали. Выставление оценок | |||
8 | Домашнее задание | Параграф 83 упр 443 |
Приложение 1.
Рабочий лист
Задания | Баллы за работу | |
1 | Распределите слова в 3 столбика в зависимости от приставки, выделите приставки. БЕСПОРЯДОК, ПРЕГРАДИТЬ, БЕЗРАБОТНЫЙ, ЗАВЕСТИ, ПРИЛАСКАТЬ, ПРОЧИТАТЬ, РАСТОПИТЬ, РАЗДЕЛИТЬ, ПРИШКОЛЬНЫЙ. | |
2 | Составить алгоритм условий выбора З- или С- на конце приставки. Зв. [б’] [б] [в’] [в] [г’] [г] [д’] [д] [ж] [з’] [з] [й] [л] [м] [н] [р] Гл. [п’] [п] [ф’] [ф] [к’] [к] [т’] [т] [ш] [с’] [с] [х] [ц] [ч] [щ] | |
3 | упр 441. Вставить пропущенные буквы. С данными словосочетаниями составить текст. …ТЕРЕТЬ С ДОСКИ, РА…ДАТЬ ТЕТРАДИ, ВО…ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ, И…ПРАВИТЬ ОШИБКИ. | |
4 | УПР 442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки. 1 вар 2 вар Бить грузить пустить пилить грести чистить | |
5 | Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на -з; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень). Ра..дать, ..дать, ..бегать, и..бежать, ..десь, ..дание, ..бить, ра..бить, ..делать, бе..действовать, ..пуститься, ..доровый, ..дравствуй, ра..пустить, во..чик, ра..толкать, ра..говориться, ни..кий, ..говориться, ..дешний. | |
6 | ||
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)
У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...
Правописание букв З и С на конце приставок
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек...
Правописание з-с на конце приставок
Уров русского языка в 5 классе...
Правописание букв З и С на конце приставок.
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....
Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс
Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....
«Буквы з, с на конце приставок»
Урок русского языка...
Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй
Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...