«Буквы з, с на конце приставок»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: «Буквы з, с на конце приставок».
Цели урока:
- обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Ход урока
1.Словарно-орфографическая работа.
Цель: развивать орфографическую зоркость, умение работать со словарём.
Грамота (сущ.), грамотный (прил.), грамотность (сущ.), грамотно (наречие), безграмотный (прил.). (Слайд 2)
- Сопоставьте написание слов: грамматика, грамота.
- Объясните лексическое значение слов (индивидуальное задание ученику: работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова).
Грамматика
Грамота
2. Индивидуальный опрос по карточкам. (Приложение 1)
Цель: отрабатывать навык синтаксического разбора предложения; умение образовать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Карточка 1.
- Выполните синтаксический разбор предложения:
Сл…вари наши друз…я и п…мощ(?)ники.
- Устно ответьте на вопрос: какие слова называются однокоренными? Приведите примеры однокоренных слов к слову словари.
Карточка 2. Образуйте формы слова друг. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Карточка 3. Прочитайте лингвистическую сказку. Образуйте однокоренные слова от корня –друг-. Устно ответьте на вопрос: что такое корень слова?
Жил-был много лет назад корень –друг-.
Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
Посадили люди корень –друг-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось у корня –друг-. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.
3. Проверка домашнего задания. Терминологический диктант. Кроссворд. (Слайды 3,4)
Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме «Морфемика".
1) наименьшая значимая часть слова;
2) часть изменяемого слова без окончания;
3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
6) кратчайшая звуковая единица, из которой состоит морфема;
7) значимая часть слова, которая образует формы слова;
8) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;
9) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются … морфем;
10) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.
Ключ: 1) морфема; 2) основа; 3) приставка; 4)суффикс; 5) чередование; 6) фонема; 7) окончание; 8) корень; 9) вариант; 10) морфемика.
- Молодцы! Морфемика дарит вам подарок – шараду!
4.Шарада. (Слайд 5)
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)
5. Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.
Цель: повторить сведения из фонетики о том, что в определённых позициях глухие согласные могут озвончаться, звонкие – оглушаться.
Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить
- Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?
- Оглушение.
-В каких словах на конце приставки происходит оглушение?
- Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?
- Озвончение.
- В каких словах на конце приставки происходит озвончение?
6.Игра «Четвёртый – лишний». Буквы з, с предлагают вам игру. (Слайды 6,7)
1) моро…, ука…ка, про…ьба, карни…;
2) …доровье, …десь, …дать, …дание.
7. Объяснение нового. Инсценирование. Лингвистическая сказка.
Цель: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память.
Автор: - В одном сказочном королевстве жили-были Лексика, Фонетика, Морфемика… Все они учились в школе. Однажды учительница Орфография задала Морфемике задачу, да такую трудную, что бедная Морфемика долго думала, но так и не могла решить, как помирить Приставки и Корни. Пришла к Морфемике в гости Фонетика:
- Здравствуй! Пойдём гулять!
- Некогда. Мне задачу надо решить.
- Расскажи! Может быть, я помогу.
- Вот, слушай:
Приставка ВОС- воскликнула:
- Я не дружу с корнями -дел-, -горд-, они очень шумные и голосистые.
- Они музыкальны, с ними очень весело,-
возразила приставка ВОЗ-.
Беспокоилась приставка БЕС-:
- Неужели я буду стоять рядом с –жал-, -рад- или –вод-?
Испугалась её подружка ИС-,
рассердилась РАС-.
А РАЗ- развеселилась,
БЕЗ- беззаботно смеялась,
ИЗ- измерила у неё пульс.
- Я помогу тебе, Морфемика, решить задачу! – воскликнула Фонетика.- Дорогие Приставки, вот вам подарок - новое правило.
Приставкам понравилось правило Фонетики, и они помирились:
РАС- расстелила скатерть,
РАЗ- раздала всем конфеты,
ИЗ- извинилась за опоздание,
ИС- испекла пирог,
ВОС- восхитилась его вкусом.
- А вы, ребята, догадались, какое правило подсказала Фонетика?
8. Работа со схемой (Слайд 8)
Работа с учебником.
- Проверьте себя. Откройте учебник на странице 166.
9. Закрепление нового материала.
- Упражнение 423 (устно).
- Для правильного написания з-, с- на конце приставок надо повторить звонкие- глухие согласные.
10. Игра. Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память.
Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.
11. Распределительный диктант. Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика. (Слайды 9,10)
Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
1) Ласковым словом и камень ра…топишь.
2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
3) Кашу маслом (не)и…портишь.
4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.
6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.
12. Диктант на замену. ( Слайды 11,12) Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.
Ночь без сна | |
Труд без пользы | |
Небо без звёзд | |
Зима без снега | |
Мотор без шума | |
Образуется из пара |
Ночь без сна | Бессонная ночь |
Труд без пользы | Бесполезный труд |
Небо без звёзд | Беззвёздное небо |
Зима без снега | Бесснежная зима |
Мотор без шума | Бесшумный мотор |
Образуется из пара | Испарение воды |
13. Выборочный диктант. Послушайте и озаглавьте текст.
Цель: развивать навык работы с текстом; развивать внимание, слуховую память.
Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз. Голодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден. Дети смастерили кормушки для птиц. Слетаются к ним синицы, воробьи.
Ребята, помогайте птицам зимой!
- Как вы предлагаете озаглавить текст? («Трудное время», «Помогайте птицам»).
- Определите тип речи.
- При повторном чтении выпишите слова с буквами з-, с- на конце приставок. У доски работает …
- Проверяем. (Слайд 13)
Бесснежная, расщедрилась, беспощаден, смастерили, слетаются.
14. Изложение-миниатюра.
15. Итоги урока.
- Какой способ действия при выборе з-, с- на конце приставок мы узнали?
- Прочитайте цели урока (Слайд №1), всех ли целей вы достигли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)
У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)».
«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)»....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...