Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Имя прилагательное-такое замечательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Здесь Вы найдете разработку открытого урока в 5 классе по русскому языку по теме "Имя прилагательное - такое замечательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное – такое замечательное!
Цели урока:
Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного, выявить роль прилагательных в речи.
метапредметные: владеть разными видами чтения, извлекать информацию из текста, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, анализировать текст с точки зрения его цели, основной мысли.
личностные: доброжелательное отношение к мнению другого человека, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, вести диалог с другими людьми, принимать решения.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Учитель: Здравствуйте, ребята!... Нет, давайте начнём по-другому! Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые, любознательные ребята! Улыбнитесь мне, друг другу и садитесь по местам!
- Скажите, какое приветствие вам понравилось больше?
Ученики: Второе?
Учитель: Почему?
Ученики: Второе приветствие красочнее.
Учитель: Ребята, какое у вас настроение?
Ученики: Весёлое, радостное, чудесное, великолепное, прекрасное…
Учитель: Какая погода за окном?
Ученики: Холодная, морозная, солнечная…
Учитель: Ребята, слова какой части речи помогли вам охарактеризовать всё это?
Ученики: Имена прилагательные.
Учитель: Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Ученики: Речь на уроке пойдёт об именах прилагательных (слайд 1)
Учитель: Да, действительно, сегодня на уроке мы будем говорить об именах прилагательных. Имя прилагательное такая удивительная и замечательная часть речи (КЛАДУ ЯБЛОКО В КОРЗИНУ), которая таит в себе ещё много интересного, важного, и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся.
Учитель: На нашем уроке мы будем чему-то учиться, а может быть сами что-то смастерим или создадим. Девиз нашего урока: «МЫ ТВОРЦЫ!». Учитель: Итак, вперёд! (слайд 2)
Учитель: Когда я шла к вам на урок, взяла с собой корзину. Ребята, помогите мне, пожалуйста, наполнить её. А для этого мне необходимы ваши знания.
Учитель: Ребята, сядьте ровненько. Откройте тетради, запишите число. Тема нашего урока «Имя прилагательное – такое замечательное» (слайд 3)
ИГРА «Яблоко» (слайд 4)
Учитель: Я держу в руке известный вам предмет. Что это за предмет?
Ученики: Яблоко.
Учитель: Запишите это слово в тетрадь.
Ученики: (пишут в тетрадях) ЯБЛОКО
Учитель: Ребята, какая орфограмма в этом слове?
Ученики: Непроверяемая гласная. Это слово словарное. Его надо запомнить.
Учитель: Опишите его признаки.
Ученики: Оно красное, вкусное, круглое, большое, ароматное, душистое, лёгкое, тяжёлое…
Ученики: (называют признаки и прописывают в тетрадях и на доске).
Учитель: Поставьте многоточие. Описывать яблоко ещё можно долго.
Учитель: Ребята, а какая часть речи нам помогла справиться с этим заданием?
Ученики: Имя прилагательное.
Учитель: У многих взрослых людей есть паспорт. В паспорте обязательна фотография. У прилагательного тоже есть свой портрет. Я расскажу вам о том, что представляет собой имя прилагательное (рисунок)
Имя прилагательное - это художник с красками и палитрой в руках. Он молодой, высокий, красивый. Краски ему нужны для того, чтобы раскрашивать всё вокруг. Махнёт кистью с голубой краской – появится голубое небо (слайд 5). Возьмёт красную краску - станут румяными щёки у детворы (слайд 6). Прилагательным все рады. Они весёлые, жизнерадостные, добрые, дружелюбные.
Учитель: Был, например, гриб. Попробуйте описать его (слайд 7)
Ученики: Некрасивый, мрачный.
Учитель: А прикоснулся к нему художник – прилагательное, посмотрите, каким стал гриб (слайд 8)
Ученики: Красным, ярким, нарядным…
Недаром прилагательные о себе говорят так:
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Учитель: Ребята, я скажу вам по секрету, что у имён прилагательных есть волшебные свойства. Это их признаки. Прилагательные могут обозначать: цвет, размер, материал, свойство, запах, … (слайд 9)
- Распределите слова группам: 1 ряд выписывает слова, обозначающие цвет, второй – размер, а третий – запах.
Высокий, ароматный, красный, большой, маленький, голубоглазый, низкий, светловолосый, душистый (проверяем на слайде) (слайд 10).
Учитель: Ребята, что обозначают имена прилагательные?
Ученики: Признак предмета.
Учитель: Правильно! (КЛАДЁТ ЯБЛОКО В КОРЗИНУ)
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Ученики: Прилагается к чему-то.
Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Учитель: К чему добавляется имя прилагательное мы узнаем, выполнив следующее задание.
Учитель: Внимание на экран (слайд 11)
СОЛНЦЕ ......................(какое?) (яркое, весёлое)
НЕБО ............................(какое?) (прозрачное, бездонное)
ДЕРЕВЬЯ .........................(какие?) (светлые, бурые)
ЗЕМЛЯ ...................... (какая?) (теплая, влажная)
ПОГОДА .....................(какая?) (замечательная, прекрасная)
ВОЗДУХ .....................(какой?) (чистый, свежий, прозрачный)
ХВОСТ ……………….(чей?) (белкин, лисий)
Учитель: Какой частью речи являются эти слова??
Ученики: Имена существительные.
Учитель: Добавим к именам существительным прилагательные, которые выражают настроение, отношение к ним.
Ученики: (записывают словосочетания сущ.+прил., задают вопросы. Работа проводится на доске и в тетрадях.)
Учитель: А на какие вопросы отвечают эти прилагательные?
Ученики: Какое? Какие? Какая? Какой? Чей?
Учитель: Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Прилагательные отвечают на вопросы какой? и чей? (КЛАДЁТ ЯБЛОКО В КОРЗИНУ)
Учитель: К какой части речи добавляется имя прилагательное?
Ученики: К имени существительному.
Учитель: Правильно, ребята, имя прилагательное добавляется к имени существительному и согласуются с ними, т.е. является его вечным спутником. (КЛАДЁТ ЯБЛОКО В КОРЗИНУ)
Учитель: Имена прилагательные имеют морфологические признаки, давайте просклоняем словосочетание «зимнее утро».
Ученики: (склоняют сначала в тетрадях, потом на доске) (слайд 12)
И.п. зимнее утро
Р.п. зимнего утра
Д.п. зимнему утру
В.п. зимнее утро
Т.п. зимним утром
П.п. о зимнем утре
Учитель: Ребята, изменилось ли прилагательное?
Ученики: Да, точно так же, как существительное.
Учитель: Значит, прилагательное изменяется по падежам.
А какая часть речи помогает нам определить падеж?
Ученики: Существительное.
Учитель: Проверим, правильно ли Вы просклоняли прилагательное.
Давайте внимательно посмотрим на существительное. Какие морфологические признаки можно определить у существительного?
Ученики: Род, число.
Учитель: Определите род и число существительных (слайд 13)
Холодный ветер, раннее утро, зимняя дорога, забавные игры.
- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что они согласуются.
Учитель: Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
Ученики: Нет.
Учитель: Какой сделаем вывод? Как изменяются имена прилагательные?
Ученики: Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам. (КЛАДЁТ ЯБЛОКО В КОРЗИНУ)
Учитель: Представьте себе ситуацию, что у прилагательных нет ни числа, ни падежа. Как помочь прилагательным отыскать и приобрести эти грамматические категории?
Ученики: Обратимся за помощью к именам существительным.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.
Учитель: А теперь определим синтаксическую роль прилагательного
(слайд 14).
Выделим прилагательные как члены предложения. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. Свежий воздух чист и прозрачен.
Учитель: Какими членами предложения они являются?
Ученики: Определением и сказуемым. (КЛАДЁТ ЯБЛОКО В КОРЗИНУ)
Учитель: Правильно, ребята, чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать и в роли сказуемых. Это коаткие прилагательные, они отвечают на вопросы: КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?
Учитель: Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Замечательное время года –зима! Сколько праздников: Новый год, Рождество Христово, Крещение! Зимние забавы. А природа! Серебристый иней на деревьях, ослепительно яркое солнце, хрустящий снег под ногами. Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла поэтов на создание замечательных стихотворений (слайд 15-16).
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
Учитель: Ребята, назовите все прилагательные в этом стихотворении.
Ученики: Ледяной, сонные, снежной, лесной.
Учитель: А теперь давайте мы уберём все прилагательные. Что у нас получилось?
Учитель: Именно имена прилагательные украшают, уточняют нашу речь, делают красивой, яркой, образной, выразительной. точной.
Мир без дружелюбных имен прилагательных был бы скучным.
Учитель: Представьте такую ситуацию, что из нашей речи в один момент исчезли все прилагательные. Что случится с нашей речью?
Ученики: Наш язык перестанет быть красочным, мы будем говорить серо и безвкусно.
Учитель: И у поэтов не получалось бы создавать такие замечательные стихотворения.
Учитель: Картина без красок теряет свою красоту, и текст без прилагательных становится невыразительным, тусклым, скучным.
Таким образом, я согласна со стихотворением:
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука
Но если нас к ним приложить,
Им веселее будет жить.
Учитель: Мы с вами уже знаем, что прилагательное очень интересная часть речи, с ним можно делать что угодно: сочинять стихи, описывать предметы и явления.
Учитель: Подходит к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. А сейчас пришло время подвести итоги урока.
Выставляю оценки за урок
Прием «Букет настроения»
Ребята, мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. Было ли интересно? Как сами оцениваете урок? На парте перед каждым из вас – красные и голубые цветочки. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, поднимите красный цветочек, если не понравилось – голубой.
Учитель: Ребята, дома я вас попрошу поработать творчески. Вы должны
«Даём объявление». У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.
В конце урока корзина наполнена яблоками.
(В качестве поощрительного приза я всем участникам раздаю яблоки за активную работу на уроке).
Если останется время…
Учитель: По данным словам - признакам предмета (прилагательные), отгадайте слова предметы (существительные).
а) мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый (котенок);
б) круглое, душистое, сочное, краснобокое (яблоко).
Учитель: А теперь, наоборот, задание называется «Подари предмету признак». К предложенным существительным запишите, как можно, больше прилагательных (по рядам).
а) трава;
б) снег;
в) море.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...