Материал к выступлению на методическом объединении учителей русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Рекомендации по написанию сжатого изложения ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_oge.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к выступлению
на методическом объединении учителей русского языка и литературы.
Рекомендации по написанию сжатого изложения ОГЭ
Ванин Валерий Юрьевич
ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?
Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.
Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений - подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.
Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.
Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся - уловить и кратко, без лишней "воды", сформулировать основную суть текста.
Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.
- ИСКЛЮЧЕНИЕ.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
- вводные слова,
- однородные члены предложения,
- повторы,
- риторические вопросы и восклицания,
- однотипные примеры,
- цитаты,
- рассуждения,
- описания,
- детали, не влияющие на ход авторской мысли,
- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.
- ОБОБЩЕНИЕ.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
- ряды предложений, связанных одной мыслью;
- части сложного предложения;
- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.
- ЗАМЕНА.
Заменить можно:
- однородные члены обобщающим словом,
- сложное предложение простым,
- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
- прямую речь косвенной,
- часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.
Список использованной литературы: Алимбекова А. И. Как писать изложение в школе/ А. И. Алимбекова// Русский язык в школе. - 2002 г. -№ 29
Галкина Н. Н. Учимся редактировать текст и писать сжатое изложение/ Н.Н. Галкина// Русский язык. Приложение «Первое сентября». – 2008.- №21
Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2007
Москва, 2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игровые технологии на уроках русского языка...
Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на педсовете, методическом объединении учителей русского языка и литературы
В статье даётся определение, назначение и цели ВПР. Обращается внимание на разные методические пособия, которые помогают обучающимся в подготовке к выполнению ВПР. Даётся подробный анализ всех заданий...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»
В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....