Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"
материал (5 класс)

Цимерман Анастасия Васильевна

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привлечение лингвистического материала на уроках литературы

Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.

Так как в этом учебном году я учу два 5-х класса, то я вам предлагаю рассмотреть, как могут быть осуществлены эти межпредметные связи при изучении произведений Л.Н. толстого «Кавказский пленник», И.С. Тургенева «Муму».

С этими произведениями 5-классники знакомы по учебному процессу. Для того, чтобы помочь учащимся глубже проникнуть в нравственно-философский смысл произведений, нужно предложить пятиклассникам изучить антропонимическую систему произведений. И ,конечно же, познакомить их с этим разделом в языкознании.

Слайд 1В начале с детьми мы выясняем, что в языкознании выделяется особый раздел – ономастика (греч. onomastike – «искусство давать имена»; onomastikos – «относящийся к имени»), занимающийся изучением собственных имён. Ономастикой называется совокупность всех собственных имён. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей.

Собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами, а наука, которая их изучает – антропонимикой (от греч. anthropos – «человек» и onyma – «имя»).  К собственным именам относятся имена как реально существующие, так и имена созданные фантазией человека, имена и фамилии персонажей фольклора и художественной литературы.

Также я просила, чтобы дети по желанию подготовили сами небольшие сообщения, что такое ономастика, антропонимы.

Фамилия  главного  героя  Жилина мотивирована  именем

нарицательным «жила» (см. табл. 2). В рассказе герой крепкий,  оптимистичный, целеустремленный человек. В нем кипит жизнь, он в прямом смысле напрягает все свои жилы, чтобы избежать страшной участи и плена.

Напротив,  его  сослуживец  Костылин  (фамилия  мотивирована  словом

костыль) –человек  неповоротливый, грузный,  сложный  в  общении.  Он

представляет собой помеху (как настоящий костыль).На уровне использования антропонимов (имен собственных) эти два героя противопоставлены друг другу. Необходимо добавить, что на уровне собственных именований  противопоставлены  горцы  и  русские:  в  именовании  горцев используется только имя.

Имя

Характеристика

Чем мотивировано

Источники

Абдул - Мурат

предрасположенность к жизни, подвижка.

Не любил русских

людей, нополюбил

Жилина

Абдул(предрасположенность к жизни подвижника)

Мурат (целенаправленный)

Словарь имен

[2

,с.7

Дина

Добрая, не понимала

войны

значение имени «верная»,

«сильная».

Словарь

имен

[2

,с.10

Костылин

мужчина толстый,

грузный,

неподвижный, не

контактирует с

окружающими

костыль –опора для

человека с больными

ногами

В.И. Даль Словарь

живого

великорусского

языка

[2,с.96

Жилин

тонок, высок,

подвижен,

коммуникабелен

жила –трубчатый сосуд,

который разносит

жизненные соки,

обиходное название

сухожилий

В.И. Даль Словарь

живого

великорусского

языка

[2,с.31

Какой дети сделали вывод для себя? Имена и фамилии героев в рассказах играют немаловажную роль – они помогают автору полнее раскрыть характер персонажа, и, соответственно, реализовать авторский замысел. Фамилия персонажа в рассказах  используется как художественная деталь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....