Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"
материал (5 класс)
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privlechenie_lingvisticheskogo_materiala_na_urokah_literatury.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы
Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.
Так как в этом учебном году я учу два 5-х класса, то я вам предлагаю рассмотреть, как могут быть осуществлены эти межпредметные связи при изучении произведений Л.Н. толстого «Кавказский пленник», И.С. Тургенева «Муму».
С этими произведениями 5-классники знакомы по учебному процессу. Для того, чтобы помочь учащимся глубже проникнуть в нравственно-философский смысл произведений, нужно предложить пятиклассникам изучить антропонимическую систему произведений. И ,конечно же, познакомить их с этим разделом в языкознании.
Слайд 1В начале с детьми мы выясняем, что в языкознании выделяется особый раздел – ономастика (греч. onomastike – «искусство давать имена»; onomastikos – «относящийся к имени»), занимающийся изучением собственных имён. Ономастикой называется совокупность всех собственных имён. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей.
Собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами, а наука, которая их изучает – антропонимикой (от греч. anthropos – «человек» и onyma – «имя»). К собственным именам относятся имена как реально существующие, так и имена созданные фантазией человека, имена и фамилии персонажей фольклора и художественной литературы.
Также я просила, чтобы дети по желанию подготовили сами небольшие сообщения, что такое ономастика, антропонимы.
Фамилия главного героя Жилина мотивирована именем
нарицательным «жила» (см. табл. 2). В рассказе герой крепкий, оптимистичный, целеустремленный человек. В нем кипит жизнь, он в прямом смысле напрягает все свои жилы, чтобы избежать страшной участи и плена.
Напротив, его сослуживец Костылин (фамилия мотивирована словом
костыль) –человек неповоротливый, грузный, сложный в общении. Он
представляет собой помеху (как настоящий костыль).На уровне использования антропонимов (имен собственных) эти два героя противопоставлены друг другу. Необходимо добавить, что на уровне собственных именований противопоставлены горцы и русские: в именовании горцев используется только имя.
Имя | Характеристика | Чем мотивировано | Источники |
Абдул - Мурат | предрасположенность к жизни, подвижка. Не любил русских людей, нополюбил Жилина | Абдул(предрасположенность к жизни подвижника) Мурат (целенаправленный) | Словарь имен [2 ,с.7 |
Дина | Добрая, не понимала войны | значение имени «верная», «сильная». | Словарь имен [2 ,с.10 |
Костылин | мужчина толстый, грузный, неподвижный, не контактирует с окружающими | костыль –опора для человека с больными ногами | В.И. Даль Словарь живого великорусского языка [2,с.96 |
Жилин | тонок, высок, подвижен, коммуникабелен | жила –трубчатый сосуд, который разносит жизненные соки, обиходное название сухожилий | В.И. Даль Словарь живого великорусского языка [2,с.31 |
Какой дети сделали вывод для себя? Имена и фамилии героев в рассказах играют немаловажную роль – они помогают автору полнее раскрыть характер персонажа, и, соответственно, реализовать авторский замысел. Фамилия персонажа в рассказах используется как художественная деталь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игровые технологии на уроках русского языка...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»
В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....
Материал к выступлению на методическом объединении учителей русского языка и литературы
Рекомендации по написанию сжатого изложения ОГЭ...