Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на педсовете, методическом объединении учителей русского языка и литературы
статья (5 класс)
В статье даётся определение, назначение и цели ВПР. Обращается внимание на разные методические пособия, которые помогают обучающимся в подготовке к выполнению ВПР. Даётся подробный анализ всех заданий проверочной работы. Акцентируется внимание на совместную работу по подготовке учителя и родителей. Рекомендуются ресурсы Интернет для самостоятельной подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_vpr_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа № 2
имени Героя Советского Союза П.К. Рогозина» обособленное структурное подразделение Дегтяренская школа
Каменского муниципального района Воронежской области
Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе
Выполнила:
Резниченко В.Н., учитель
русского языка и литературы
Дегтярное 2018
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся 5 класса, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Также ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Внедрение такого типа работы ставит перед учителями-словесниками задачу подготовки обучающихся к ВПР. Несмотря на то что в "Описании проверочной работы по русскому языку 5 класс" отмечено, что специальной подготовка к проверочной работе не требуется, так как контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ , однако без системы мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку трудно добиться высоких результатов.
Опытные учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Если раньше мы начнём подготовку к ВПР, то она не будет стрессом для учеников, потому что они не будут её бояться. Без сомнения, у каждого учителя есть свои пути, позволяющие совершать восхождение с обучающимися по образовательной лестнице. Каждый учитель применяет педагогические технологии, отвечающие требованиям ФГОС. У каждого учителя есть свои методы, приемы, формы работы, позволяющие подготовить учащихся к ВПР. Поэтому остановлюсь на некоторых аспектах подготовки обучающихся к ВПР.
С чего же начать подготовку к ВПР? Прежде всего, каждый учитель изучает все имеющиеся по данному вопросу материалы.
Мною выработан своеобразный план подготовки к ВПР:
- Изучить перечень планируемых результатов по предмету.
- Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен предмет.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить проверочные работы на все разделы программы, вместе обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в их ликвидации.
Также разработана система заданий для достижения планируемых результатов освоения предмета, в основе которой лежат следующие принципы:
- задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить применять знания в разных ситуациях;
- заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, так как по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
- задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть - на повышенном уровне.
Изучив пособия разных авторов, которые можно использовать для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе: Дергилёвой, Сениной, Кузнецова, Драбкиной, Волошиной , я пришла к выводу, что рабочая тетрадь Тренинг, контроль, самооценка ВПР 5 класс авторы: Дощинский, Смирнова больше всего соответствуют моему плану работы.
Как работать в этой тетради? В чём её особенности?
Сначала авторы предлагают без специальной подготовки выполнить 2 проверочные работы, оценить их, выявить пробелы, а потом целенаправленно работать над их устранением. Чтобы быстрее найти нужный материл или задание, есть раздел, который называется «Путеводитель». По нему ученики ориентируются в пособии.
В разделе «Тренинг» можно найти необходимый теоретический минимум и разнообразные упражнения для отработки всех видов заданий.
После повторения и изучения материала авторы предлагают выполнить ещё 2 итоговые проверочные работы, которые, по их словам, теперь у ребят не вызовут никаких затруднений.
Итак, какие же виды заданий предлагают авторы этого пособия для успешного выполнения ВПР?
Я считаю, большой плюс этой тетради в том, что составители дополнили своё пособие необходимыми теоретическими сведениями, оформленными в виде определений, таблиц, схем, алгоритмов, которые следует повторить, прежде чем приступить к выполнению заданий. И только изучив этот материал, ученики выполняют практическую часть.
Задание 1 ВПР проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. При его списывании обучающиеся должны соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила. В рабочей тетради даётся 16 заданий различной сложности на повторение изученных орфограмм и пунктограмм.
Задание 2 считается во Всероссийской проверочной работе по русскому языку единственным заданием повышенного уровня сложности. Оно предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
- фонетический разбор направлен на проверку уровня умения проводить фонетический анализ слова;
- морфемный разбор – на проверку уровня умения делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- морфологический разбор – на выявление уровня умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
- синтаксический разбор − на выявление уровня умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка. Авторы пособия предлагают ёще раз обратить внимание на Орфоэпический минимум для 5 класса. Выделяют в отдельную группу существительные с подвижным ударением, прилагательные, которые сохраняют ударения от существительного и не сохраняют, глаголы с подвижным и неподвижным ударением.
- задании 4 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, а также определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи.
Задания 5, 6 и 7 объединены общей темой «Синтаксис и пунктуация». При выполнении этих заданий одновременно необходимо работать как с определением вида синтаксических конструкций, так и с правильной расстановкой знаков препинания.
В 5 задании проверяется умение опознавать прямую речь и слова автора. А далее следуют различные задания на отработку этих пунктуационных навыков.
В задании 6 проверяется умение опознавать предложение с обращением, или обобщающим словом при однородных членах предложения и правильно расставлять в них знаки препинания. Письменное объяснение сделанного выбора может быть либо схематическим, либо словесным. Варианты и того и другого пути обоснования представлены в тетради.
Задание 7 предполагает нахождение простых предложений с однородными членами или сложных предложений и правильную расстановку в них знаков препинания.
Часть 2 – это работа с текстом. Авторы пособия заостряют внимание обучающихся на этих заданиях. Поскольку задания 8-12 предполагают серьёзную работу с текстом, от вас требуется медленное, очень пристальное чтение данного текста. Это умение часто требуется человеку в современной жизни. Не жалейте времени! Ваше понимание предложенного текста должно быть правильным и полным.
- задании 8 проверяется умение верно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Авторы обращают внимание на необходимость чётко различать тему, основную мысль и сюжет.
Задание 9 предполагает нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме , соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 проверяет умение различать типы речи и применять это умение к конкретным текстам. Отличительные особенности каждого из трёх типов речи представлены в таблице.
Задание 11 выявляет умение находить слово в тексте (или в его заданном фрагменте) на основании лексического значения. Авторы обращают внимание на то, что лексическое значение слова можно представить по-разному: описательно ( с помощью краткого толкования); с помощью родо-видовых характеристик; подбором синонимов; с помощью однокоренных слов.
Задание 12 имеет целью оценить умение выбирать из контекста синоним или антоним к заданному слову.
Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам и родителей обучающихся. Большинство из них заинтересованы в результатах обучения своего ребенка. Необходимо познакомить родителей с результатами ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий. Дать возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ. При этом должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении между администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями.
Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. Можно дать родителям адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР.
Информационная поддержка
• Информационный портал ВПР: https://vpr.statgrad.org
• Система дистационного обучения: https://kursitet.ru/
• Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/vpr
•Информационный портал НИКО: https://www.eduniko.ru/
• Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор): http://obrnadzor.gov.ru/
• Официальный сайт ВПР: https://4vpr.ru
• Сайт "Решу ВПР. Русский язык 5 класс" https://rus5-vpr.sdamgia.ru/
• Современный учительский портал http://easyen.ru/
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период обучения в 5 классе.
Литература:
1.Дощинский Р.А. Русский язык: 5 класс: ВПР : тренинг, контроль, самооценка: рабочая тетрадь/ Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. – М.: УчЛит: Просвещение, 2017
2.http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8
4 : https://4vpr.ru
5. https://www.labirint.ru/books/694445/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....
Выступление на городском методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ" 16.10.2018
Цель выступления: рассказать о системе по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...
«Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка». Выступление на районном методическом объединении учителей родного языка и литературы.
Доклад на тему "Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка"....
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"
Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы «Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»
Мое отношение к дистанционному обучению можно выразить так: "Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только ...
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к защите индивидуальных итоговых проектов...