ВД по русскому языку 9 класс 2021
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Вельмакова Наталья Николаевна

ВД по русскому языку 9 класс 2021 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_po_russkomu_9_klass_2021_velmakova_nn.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова - Заярского»

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол № ____

от  «____» _________  2021 г.

руководитель  МО ____________

Принята

на Педагогическом совете школы

протокол № ____

от «___» ________ 2021г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________/__________

Приказ № __________

 от «____» _________ 2021г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Трудные случаи русского языка»

9 класс

Направление: общеинтеллектуальное

                                                               

Составитель: Вельмакова Наталья Николаевна,

                                                          учитель русского языка и литературы        

Нижневартовск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………............3

2. Цель курса…….……………...……………………….............................................................3

3. Планируемые результаты курса….………….……………………………………………3 - 4

4. Содержание курса «Трудные случаи русского языка»..……..………………………….4 - 7

5. Календарно-тематическое планирование….......................................................................8 - 9

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.....……………………..10


1.Пояснительная записка

       Программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы орфографии» предназначена для обучающихся 9 класса МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова - Заярского».  

      Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом социокультурных потребностей обучающихся, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако всё же и в ней есть  трудные случаи, которые объясняются рядом причин: сосуществованием различных, иногда даже противоречащих друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в своё время орфографических решений и некоторыми другими причинами. Поэтому изложение трудных вопросов русской орфографии в данном курсе по выбору ведётся на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.

 2.Цель курса внеурочной деятельности - совершенствование орфографических умений и навыков, а также дальнейшее совершенствование образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

     Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» поможет девятиклассникам разобраться в тех вопросах русской орфографии, которые вызывают затруднения у учащихся, что повысит орфографическую грамотность, поможет успешно подготовиться к экзаменам.

3.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности 

Личностные результаты

•        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  

•        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к       совершенствованию собственной речи;

•        интерес к изучению языка;

•        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

•        пользоваться словарями, справочниками;

•        осуществлять анализ и синтез;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

•        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        задавать вопросы.

Предметные результаты

•        понять и усвоить сущности разных типов орфограмм.

•         научиться находить опознавательные признаки орфограмм.

•        формировать умение применять полученные знания на практике.

Воспитательные результаты

•         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

       Программа построена по модулярному принципу, то есть каждый тематический блок может использоваться самостоятельно при углублении его и расширении в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем их подготовки.

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Модуль 1. Общие вопросы письма и правописания.

Разделы орфографии. Понятие «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»)

Соотношение между буквами и звуками.

       Правила, применяемые при обозначении звуков буквами в составе слов.

        Правила употребления прописных и строчных букв.

        Правила о слитных и  полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях.

        Правила переноса частей слов. Правила графического сокращения слов

Лекция. Дискуссия.

Конспект лекции, составление сложного плана лекции.

Модуль 2. Трудные вопросы орфографии, связанные

с буквенным обозначением фонем

в составе    значимых частей слова.

Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения.       Общее понятие «орфографический принцип».        Морфологический принцип орфографии (принцип обозначения чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое своеобразие фонемы; для достижения этой цели фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильной позиции) как ведущий принцип русского правописания.

       Правописание безударных гласных, твёрдых, глухих, непроизносимых согласных, а также суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

       Фонетический принцип – принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором фонемы слабых позиций обозначаются буквами на основе прямой связи: фонема – адекватная ей буква. Написание приставок на -з//-с, букв и и ы после приставок на согласную.

       Традиционный принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для её обозначения. Правописание окончаний -ого//-его прилагательных и местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

       Принцип морфолого-графических аналогий.

       Употребление ъ после русских и иноязычных приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я ; после иноязычных морфем пан- и фельд-, близких к приставкам; в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-. Употребление разделительного ь в корнях, суффиксах и окончаниях перед буквами е, ё, ю, я, и в русских и иноязычных словах, в некоторых иноязычных словах перед о. Употребление ь для обозначения мягкости согласных (кроме ч, щ) в конце слова, в середине слова перед твёрдыми согласными, в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становиться твёрдым, всегда для обозначения мягкости.

Употребление ь в грамматических формах: в формах именительного и винительного падежей существительных женского рода на шипящие; в форме творительного падежа существительных, в глагольных формах инфинитива, повелительного наклонения, в окончаниях глаголов 2-го лица; в числительных от пяти до сорока – в конце слов, после сорока – в середине слов; в наречиях на шипящие.

       Отсутствие ь в существительных мужского рода на шипящие и ц; в форме родительного падежа множественного числа существительных женского рода на шипящие; в форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня  и в производных от них с суффиксом -к-, если в форме именительного падежа единственного числа сочетанию -ня  предшествует согласная; в кратких формах прилагательных на шипящие; в прилагательных с суффиксом -ск- , если они образованы от существительных на -ь.  

Лекция, групповой практикум. Ролевая игра.

Запись цитат по лекции учителя, составление тестов и перфокарт.

Модуль 3. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием.

Тема 6. Общие принципы слитных, дефисных

  и раздельных написаний. (0,5ч.)

        Выявление принципов, лежащих в основе слитных, раздельных и полуслитных (дефисных) написаний.

        Слитное письмо в древнерусских рукописях.    Дифференциальные признаки слова.

        Принцип     структурно-синтагматического разграничения словообразовательной приставки не- и частицы не.

       Лексико-морфологический принцип как общий принцип при раздельном написании отдельных слов в современном письме.

Тема 7. Слитное и раздельное написание не. (1ч.)

       Слитное написание не со всеми словами, которые без не не употребляются; с существительными, прилагательными и наречиями на -о, когда с не образуется новое слово; с неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога; с полными причастиями без зависимых слов; с прилагательными, причастиями на , если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества; с отрицательными наречиями.

      Раздельное написание не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, деепричастиями и краткими причастиями, с существительными, прилагательными,  наречиями на  при себе имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении; с местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги; с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов; с прилагательными, причастиями, наречиями на , если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными  наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не; с краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение.

       Слитное и раздельное написание не с краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные.

       Слитное написание приставки недо-, обозначающей, что действие совершилось ниже положенной нормы.

Тема 8.Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи. (1ч.)

       Слитное написание сложных существительных: 1) с соединительными гласными о и е ; 2) с начальными элементами авто-, агро-, аэро-, био-, вело- и др. 3) с первой частью, являющейся существительным в форме именительног падежа, числительным форме родительного падежа, глаголом на  (исключение: перекати-поле); 4) со второй частью -град,-город; 5) с начальными пол- (не перед гласными, л и прописными буквами) и полу-; 6) с аббревиатурами и сложносокращёнными словами.

       Дефисное написание сложных существительных:  1) обозначающих названия должностей, профессий, специальностей, званий, степеней; 2) обозначающих географические названия, состоящие из двух существительных или из существительного и прилагательного; 3) обозначающих составные русские и иноязычные имена и фамилии; 4) обозначающих  наименования сторон света; 5) имеющих  начальные иноязычные элементы вице,- камер-, лейб-, обер-; 6) имеющих  начальный элемент пол-, за которым следует вторая часть, начинающаяся с гласной, прописной или буквы л (исключение: поллитровка) и первую часть – оценочное слово; 7) образованных без соединительных гласных, относящихся к научно-техническим, общественно-политическим и т. п. терминам; 8) образованных с помощью частиц, предлогов, союзов.

       Слитное написание сложных прилагательных, если они образованы 1) от слитно пишущихся существительных; 2) из составных частей, одна из которых не употребляется как самостоятельное слово; 3) на базе сочетания слов с подчинительной связью; 4) с первой частью – числительными (как правило, в форме родительного падежа).

       Дефисное написание  сложных прилагательных, если они образованы: 1) от существительных с дефисным написанием; 2) на базе сочетаний слов с сочинительной связью; 3) от прилагательных, называющих оттенки цветов, дополнительные оттенки качества, признака; 4) с первой частью северо-, ново-, мало- и входят в состав имён собственных – географических и административных названий; 5) от сочетаний имён и фамилий.

       Слитное написание наречий с предлогами-приставками в зависимости от того, с какой частью речи наречие связано как со словообразовательной базой: 1) наречия, образованные от кратких и полных форм прилагательных, от наречий, от собирательных числительных, от местоимений; 2) наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся в современном русском языке без предлога-приставки; 3) наречия с пространственным и временным значением; 4) наречия, образованные от существительных, не имеющие пояснительных слов в данном употреблении.

       Дефисное написание наречий: 1) образованных от прилагательных и местоимений посредством приставки по- и оканчивающихся на -ому//-ему; 2) образованных от порядковых числительных посредством приставки в-/во-; 3) образованных повтором, соединением синонимов, а также связанных ассоциативно слов.

       Раздельное написание частиц: бы/б, же/ж, ли/ль, будто, мол, ведь, вот. 

       Раздельное написание частиц: всё равно, почти что, пока что, разве что.

       Дефисное написание частиц и постфиксов: -то, -либо, -нибудь, -ка, -да, -с, -ста, -таки, -тка и др.

       Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями.

       Дефисное написание сложных предлогов.

       Слитное и раздельное написание производных предлогов.

       Слитное написание союзов, образованных от других частей речи.

       Раздельное написание сложных союзов.  

Тема 9. Итоговый урок.

Мастерская. Лабораторная работа. Исследование, практикум.

Работа по карточкам. Составление словарных диктантов.


5.Календарно-тематическое планирование (последовательное изучение)

Дата

Факт.

Тема  занятия

Виды деятельности

Количество часов

1

4.09

4.09

Введение. Разделы орфографии. Понятие «орфограмма».

Презентация, аналитическое чтение.

1

2

11.09

11.09

Разграничение понятий «письмо» и «правописание»

Смысловое чтение

1

3

18.09

18.09

Трудные вопросы орфографии в приставках

Отработка умения правописания приставок.

1

4-5

25.09

2.10

25.09

2.10

Трудные вопросы орфографии в корнях слов

Отработка умения правописания корней.

2

6-7

9.10

16.10

9.10

16.10

Трудные вопросы орфографии в суффиксах различных частей речи

Отработка умения правописания суффиксов.

2

8 - 9

23.10

13.11

23.10

13.11

Правописание и употребление частиц не и ни.

Отработка умения употребления НЕ-НИ

2

10 - 11

20.11

27.11

20.11

27.11

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием.

Отработка умения определения части речи, правописания частицы сложных слов

2

12-13

4.12

11.12

4.12

11.12

Слитное и раздельное написание не.

Отработка умения определения части речи, правописания частицы НЕ

2

14

18.12

18.12

Употребление мягкого знака в словах различных частей речи.

Отработка умения определения части речи, правописания мягкого знака в словах различных частей речи.

1

15

25.12

25.12

Словосочетание как единица синтаксиса

Определение видов подчинительной связи в словосочетании.

1

16 - 17

15.01

22.01

15.01

22.01

Синонимичная замена словосочетаний

Определение видов подчинительной связи в словосочетании.

2

18 - 19

30.01

5.02

30.01

5.02

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Выделение грамматической основы предложения. Различие односоставного и двусоставного предложений.

2

20 - 21

12.02

19.02

12.02

19.02

Простое осложненное предложение.

Выделение обособленных членов предложения, вводных слов, вставных конструкций, обращений.

2

22 - 23

26.02

5.03

26.02

5.03

Сложные предложения. Пунктуация в сложных предложениях.

Определение видов подчинения в сложном предложении. Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

2

24 - 25

12.03

19.03

12.03

19.03

Сложные предложения с разными видами связи.

Определение разных видов связи в сложном предложении. Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

2

26 - 29

2.04

9.04

16.04

23.04

2.04

9.04

16.04

23.04

Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, практикум по написанию сочинения – рассуждения.

4

30 - 33

30.04

7.05

14.05

21.05

30.04

7.05

14.05

21.05

Переработка информации текста, данного для изложения.

Работа с текстом:
прослушивание и осмысление прочитанного текста, выделение микро- и макротемы,

составление алгоритмов,

написание сжатого изложения

4

34

28.05

28.05

Анализ текста. Средства выразительности.

Практикум

Анализ текста

Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов.

1

Итого:

34


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература:

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход.М.: КНОРУС, 2019.

2. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговойаттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

3. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговаяаттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

4. Егораева Г.Т.Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений. М.: Экзамен, 2013.

5. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новойформе): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М.: Линка-Пресс, 2017.

7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2021: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новойформе). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

8.Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение,2017.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2018.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

11. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н."Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ". – Ростов-на-Дону: Легион, 2021.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная приставка.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС

УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г....

индивидуальные карточки для отработки отдельных заданий ЕГЭ по русскому языку 2020-2021

индивидуальные карточки для отработки отдельных заданий ЕГЭ по русскому языку 2020-2021...

Программа по русскому языку 2020-2021

Программа по русскому языку 2020-2021 5-9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по русскому языку на 2021-2022 учебный год   6 А класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по русскому языку на 2021-2022 учебный год    6 Б класс...

План подготовки учащихся 11 класса МБОУ «Раифская СОШ ЗМР РТ» к ГИА по русскому языку на 2021 – 2022 учебный год

Эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.Цель: эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестаци...

План подготовки учащихся 9 класса МБОУ «Раифская СОШ ЗМР РТ» к ГИА по русскому языку на 2021 – 2022 учебный год

Эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку...