ВД по русскому языку 9 класс 2021
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
ВД по русскому языку 9 класс 2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_po_russkomu_9_klass_2021_velmakova_nn.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова - Заярского»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол № ____ от «____» _________ 2021 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № ____ от «___» ________ 2021г. | Утверждаю: Директор школы _____________/__________ Приказ № __________ от «____» _________ 2021г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Трудные случаи русского языка»
9 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель: Вельмакова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………............3
2. Цель курса…….……………...……………………….............................................................3
3. Планируемые результаты курса….………….……………………………………………3 - 4
4. Содержание курса «Трудные случаи русского языка»..……..………………………….4 - 7
5. Календарно-тематическое планирование….......................................................................8 - 9
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.....……………………..10
1.Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы орфографии» предназначена для обучающихся 9 класса МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова - Заярского».
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом социокультурных потребностей обучающихся, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако всё же и в ней есть трудные случаи, которые объясняются рядом причин: сосуществованием различных, иногда даже противоречащих друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в своё время орфографических решений и некоторыми другими причинами. Поэтому изложение трудных вопросов русской орфографии в данном курсе по выбору ведётся на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии.
2.Цель курса внеурочной деятельности - совершенствование орфографических умений и навыков, а также дальнейшее совершенствование образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» поможет девятиклассникам разобраться в тех вопросах русской орфографии, которые вызывают затруднения у учащихся, что повысит орфографическую грамотность, поможет успешно подготовиться к экзаменам.
3.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
Предметные результаты
• понять и усвоить сущности разных типов орфограмм.
• научиться находить опознавательные признаки орфограмм.
• формировать умение применять полученные знания на практике.
Воспитательные результаты
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Программа построена по модулярному принципу, то есть каждый тематический блок может использоваться самостоятельно при углублении его и расширении в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровнем их подготовки.
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Модуль 1. Общие вопросы письма и правописания. Разделы орфографии. Понятие «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография») Соотношение между буквами и звуками. Правила, применяемые при обозначении звуков буквами в составе слов. Правила употребления прописных и строчных букв. Правила о слитных и полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях. Правила переноса частей слов. Правила графического сокращения слов | Лекция. Дискуссия. | Конспект лекции, составление сложного плана лекции. |
Модуль 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения. Общее понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип орфографии (принцип обозначения чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое своеобразие фонемы; для достижения этой цели фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильной позиции) как ведущий принцип русского правописания. Правописание безударных гласных, твёрдых, глухих, непроизносимых согласных, а также суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Фонетический принцип – принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором фонемы слабых позиций обозначаются буквами на основе прямой связи: фонема – адекватная ей буква. Написание приставок на -з//-с, букв и и ы после приставок на согласную. Традиционный принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для её обозначения. Правописание окончаний -ого//-его прилагательных и местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами. Принцип морфолого-графических аналогий. Употребление ъ после русских и иноязычных приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я ; после иноязычных морфем пан- и фельд-, близких к приставкам; в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-. Употребление разделительного ь в корнях, суффиксах и окончаниях перед буквами е, ё, ю, я, и в русских и иноязычных словах, в некоторых иноязычных словах перед о. Употребление ь для обозначения мягкости согласных (кроме ч, щ) в конце слова, в середине слова перед твёрдыми согласными, в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становиться твёрдым, всегда для обозначения мягкости. Употребление ь в грамматических формах: в формах именительного и винительного падежей существительных женского рода на шипящие; в форме творительного падежа существительных, в глагольных формах инфинитива, повелительного наклонения, в окончаниях глаголов 2-го лица; в числительных от пяти до сорока – в конце слов, после сорока – в середине слов; в наречиях на шипящие. Отсутствие ь в существительных мужского рода на шипящие и ц; в форме родительного падежа множественного числа существительных женского рода на шипящие; в форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня и в производных от них с суффиксом -к-, если в форме именительного падежа единственного числа сочетанию -ня предшествует согласная; в кратких формах прилагательных на шипящие; в прилагательных с суффиксом -ск- , если они образованы от существительных на -ь. | Лекция, групповой практикум. Ролевая игра. | Запись цитат по лекции учителя, составление тестов и перфокарт. |
Модуль 3. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием. Тема 6. Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний. (0,5ч.) Выявление принципов, лежащих в основе слитных, раздельных и полуслитных (дефисных) написаний. Слитное письмо в древнерусских рукописях. Дифференциальные признаки слова. Принцип структурно-синтагматического разграничения словообразовательной приставки не- и частицы не. Лексико-морфологический принцип как общий принцип при раздельном написании отдельных слов в современном письме. Тема 7. Слитное и раздельное написание не. (1ч.) Слитное написание не со всеми словами, которые без не не употребляются; с существительными, прилагательными и наречиями на -о, когда с не образуется новое слово; с неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога; с полными причастиями без зависимых слов; с прилагательными, причастиями на -о, если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества; с отрицательными наречиями. Раздельное написание не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, деепричастиями и краткими причастиями, с существительными, прилагательными, наречиями на -о при себе имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении; с местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги; с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов; с прилагательными, причастиями, наречиями на -о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не; с краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение. Слитное и раздельное написание не с краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные. Слитное написание приставки недо-, обозначающей, что действие совершилось ниже положенной нормы. Тема 8.Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи. (1ч.) Слитное написание сложных существительных: 1) с соединительными гласными о и е ; 2) с начальными элементами авто-, агро-, аэро-, био-, вело- и др. 3) с первой частью, являющейся существительным в форме именительног падежа, числительным форме родительного падежа, глаголом на -и (исключение: перекати-поле); 4) со второй частью -град,-город; 5) с начальными пол- (не перед гласными, л и прописными буквами) и полу-; 6) с аббревиатурами и сложносокращёнными словами. Дефисное написание сложных существительных: 1) обозначающих названия должностей, профессий, специальностей, званий, степеней; 2) обозначающих географические названия, состоящие из двух существительных или из существительного и прилагательного; 3) обозначающих составные русские и иноязычные имена и фамилии; 4) обозначающих наименования сторон света; 5) имеющих начальные иноязычные элементы вице,- камер-, лейб-, обер-; 6) имеющих начальный элемент пол-, за которым следует вторая часть, начинающаяся с гласной, прописной или буквы л (исключение: поллитровка) и первую часть – оценочное слово; 7) образованных без соединительных гласных, относящихся к научно-техническим, общественно-политическим и т. п. терминам; 8) образованных с помощью частиц, предлогов, союзов. Слитное написание сложных прилагательных, если они образованы 1) от слитно пишущихся существительных; 2) из составных частей, одна из которых не употребляется как самостоятельное слово; 3) на базе сочетания слов с подчинительной связью; 4) с первой частью – числительными (как правило, в форме родительного падежа). Дефисное написание сложных прилагательных, если они образованы: 1) от существительных с дефисным написанием; 2) на базе сочетаний слов с сочинительной связью; 3) от прилагательных, называющих оттенки цветов, дополнительные оттенки качества, признака; 4) с первой частью северо-, ново-, мало- и входят в состав имён собственных – географических и административных названий; 5) от сочетаний имён и фамилий. Слитное написание наречий с предлогами-приставками в зависимости от того, с какой частью речи наречие связано как со словообразовательной базой: 1) наречия, образованные от кратких и полных форм прилагательных, от наречий, от собирательных числительных, от местоимений; 2) наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся в современном русском языке без предлога-приставки; 3) наречия с пространственным и временным значением; 4) наречия, образованные от существительных, не имеющие пояснительных слов в данном употреблении. Дефисное написание наречий: 1) образованных от прилагательных и местоимений посредством приставки по- и оканчивающихся на -ому//-ему; 2) образованных от порядковых числительных посредством приставки в-/во-; 3) образованных повтором, соединением синонимов, а также связанных ассоциативно слов. Раздельное написание частиц: бы/б, же/ж, ли/ль, будто, мол, ведь, вот. Раздельное написание частиц: всё равно, почти что, пока что, разве что. Дефисное написание частиц и постфиксов: -то, -либо, -нибудь, -ка, -да, -с, -ста, -таки, -тка и др. Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями. Дефисное написание сложных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное написание союзов, образованных от других частей речи. Раздельное написание сложных союзов. Тема 9. Итоговый урок. | Мастерская. Лабораторная работа. Исследование, практикум. | Работа по карточкам. Составление словарных диктантов. |
5.Календарно-тематическое планирование (последовательное изучение)
№ | Дата | Факт. | Тема занятия | Виды деятельности | Количество часов |
1 | 4.09 | 4.09 | Введение. Разделы орфографии. Понятие «орфограмма». | Презентация, аналитическое чтение. | 1 |
2 | 11.09 | 11.09 | Разграничение понятий «письмо» и «правописание» | Смысловое чтение | 1 |
3 | 18.09 | 18.09 | Трудные вопросы орфографии в приставках | Отработка умения правописания приставок. | 1 |
4-5 | 25.09 2.10 | 25.09 2.10 | Трудные вопросы орфографии в корнях слов | Отработка умения правописания корней. | 2 |
6-7 | 9.10 16.10 | 9.10 16.10 | Трудные вопросы орфографии в суффиксах различных частей речи | Отработка умения правописания суффиксов. | 2 |
8 - 9 | 23.10 13.11 | 23.10 13.11 | Правописание и употребление частиц не и ни. | Отработка умения употребления НЕ-НИ | 2 |
10 - 11 | 20.11 27.11 | 20.11 27.11 | Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием. | Отработка умения определения части речи, правописания частицы сложных слов | 2 |
12-13 | 4.12 11.12 | 4.12 11.12 | Слитное и раздельное написание не. | Отработка умения определения части речи, правописания частицы НЕ | 2 |
14 | 18.12 | 18.12 | Употребление мягкого знака в словах различных частей речи. | Отработка умения определения части речи, правописания мягкого знака в словах различных частей речи. | 1 |
15 | 25.12 | 25.12 | Словосочетание как единица синтаксиса | Определение видов подчинительной связи в словосочетании. | 1 |
16 - 17 | 15.01 22.01 | 15.01 22.01 | Синонимичная замена словосочетаний | Определение видов подчинительной связи в словосочетании. | 2 |
18 - 19 | 30.01 5.02 | 30.01 5.02 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | Выделение грамматической основы предложения. Различие односоставного и двусоставного предложений. | 2 |
20 - 21 | 12.02 19.02 | 12.02 19.02 | Простое осложненное предложение. | Выделение обособленных членов предложения, вводных слов, вставных конструкций, обращений. | 2 |
22 - 23 | 26.02 5.03 | 26.02 5.03 | Сложные предложения. Пунктуация в сложных предложениях. | Определение видов подчинения в сложном предложении. Расстановка знаков препинания в сложном предложении. | 2 |
24 - 25 | 12.03 19.03 | 12.03 19.03 | Сложные предложения с разными видами связи. | Определение разных видов связи в сложном предложении. Расстановка знаков препинания в сложном предложении. | 2 |
26 - 29 | 2.04 9.04 16.04 23.04 | 2.04 9.04 16.04 23.04 | Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. | Алгоритм написания сочинения-рассуждения, речевые клише, практикум по написанию сочинения – рассуждения. | 4 |
30 - 33 | 30.04 7.05 14.05 21.05 | 30.04 7.05 14.05 21.05 | Переработка информации текста, данного для изложения. | Работа с текстом: составление алгоритмов, написание сжатого изложения | 4 |
34 | 28.05 | 28.05 | Анализ текста. Средства выразительности. | Практикум Анализ текста Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов. | 1 |
Итого: | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход.М.: КНОРУС, 2019.
2. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговойаттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
3. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговаяаттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
4. Егораева Г.Т.Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений. М.: Экзамен, 2013.
5. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новойформе): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М.: Линка-Пресс, 2017.
7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2021: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новойформе). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
8.Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение,2017.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2018.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
11. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н."Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ". – Ростов-на-Дону: Легион, 2021.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Интерактивная приставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС
УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г....
индивидуальные карточки для отработки отдельных заданий ЕГЭ по русскому языку 2020-2021
индивидуальные карточки для отработки отдельных заданий ЕГЭ по русскому языку 2020-2021...
Программа по русскому языку 2020-2021
Программа по русскому языку 2020-2021 5-9 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 А класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 А класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс...
План подготовки учащихся 11 класса МБОУ «Раифская СОШ ЗМР РТ» к ГИА по русскому языку на 2021 – 2022 учебный год
Эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.Цель: эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестаци...
План подготовки учащихся 9 класса МБОУ «Раифская СОШ ЗМР РТ» к ГИА по русскому языку на 2021 – 2022 учебный год
Эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку...