Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Шарыгина Алина Андреевна

УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_rus_2020-2021_uglub.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №358

Московского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                                                            Решением Педагогического совета                            

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

школы №358

Московского района Санкт-Петербурга  

Протокол №16 от 22.05.2020 г.          

   

УТВЕРЖДЕНА

Приказом по государственному

бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №358 Московского района Санкт-Петербурга

Приказ №        от                           2020г.    

Директор _____________ Е.А. Артюхина  

                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                    по русскому языку (углубленный уровень)

для     10 а       класса

на 2020/2021 учебный год

Учителя русского языка и литературы

Шарыгиной Алины Андреевны  

Программа рассмотрена на заседании школьного

методического объединения

Протокол № 7 от «21» мая 2020г.

Председатель МО_______________________(___________________)

                     Подпись                                        расшифровка

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога в ГБОУ СОШ  № 358 Московского района Санкт-Петербурга.

Цель и задачи

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  1. овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
  2. овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
  3. овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
  4. овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
  5. овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Место курса в учебном плане

        На изучение «Русского языка» в 10 классе отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102 часа в год.

При изучении «Русского языка» используется УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты 

Выпускник на углубленном уровне научится:

  1. воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
  2. рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
  3. распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  4. анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
  5. комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  6. отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  7. использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  8. иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  9. выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  10. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  11. проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  12. оценивать стилистические ресурсы языка;
  13. сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  14. владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  15. создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  16. соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  17. соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  18. соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  19. осуществлять речевой самоконтроль;
  20. совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  21. использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  22. оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  1. проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
  2. выделять и описывать социальные функции русского языка;
  3. проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
  4. анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  5. характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
  6. проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
  7. проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
  8. критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
  9. выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
  10.         осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
  11.         использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
  12.         проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
  13.         редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  14.         определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

Личностные результаты:

  1. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  2. совершенствование собственной речевой культуры;
  3. формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  4. воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  5. формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  6. осознание роли русского языка как государственного языка РФ;
  7. готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении;
  8. личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  9. реализация мотивов образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
  10. принятие системы ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений результатам обучения;
  11. понимание ценности науки для удовлетворения производственных и культурных потребностей человека;
  12. проявление личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  1. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач;
  2. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  3. умение самостоятельно определять сферу своих интересов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  4. умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и неучебных ситуациях;
  5. способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ее оценку;
  6. умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
  7. уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные:

  1. умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;
  2. умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
  3. написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классных и домашних творческих работ, создание рефератов на литературные и общекультурные темы;
  4. дальнейшее развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
  5. владение навыками организации и участия в коллективной деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

  1. знания норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  2. создание текстов, различных по жанру и стилю, с учетом сферы и ситуации общения; владение литературоведческой терминологией;
  3. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  4. понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения;
  5. овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
  6. Чтение аутентичных текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы, составлять аннотацию прочитанного текста, выражая свое мнение.

Используемые формы контроля:

  1. Сочинение
  2. Проверочная работа (тест)
  1. Контрольная работа
  2. Проект

Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

I полугодие

II полугодие

За год

Входной контроль

1

1

Сочинение

1

3

4

Проверочная работа (тест)

3

3

6

Контрольная работа

3

2

5

Проект

1

1

Итоговый контроль

1

1

ИТОГО:

9

9

18

Содержание рабочей программы

№ п/п

Раздел

Основные изучаемые вопросы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1

Модуль № 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОЯЗЫКЕ.

Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура, закономерности его функционирования и исторического развития; классификации конкретных языков.

Язык как особая   система знаков; её место среди других знаковых систем.

Языки естественные и искусственные. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках.

Модуль № 2. РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая.

Характерные различия форм речи.

Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь.

Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ.

Форы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы.   Составление рабочих материалов.

Модуль № 3. ОРФОГРАФИЯ.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием сложных слов.

Модуль № 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Синтаксические единицы; синтаксические связи и их типы; средства выражения синтаксической связи; вопрос о словосочетании; типы подчинительной связи в словосочетании; сильное и слабое управление; синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса; интонационные и грамматические признаки предложения; порядок слов в предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Принципы современной русской пунктуации; разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2.

Модуль № 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов; русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Модуль № 6. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Текст как продукт речевой деятельности.  Совершение умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность).

Способы и средства связи предложений в тексте.

Модуль № 7. ОРФОГРАФИЯ.

Правописание прописных и строчных букв в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов и т.д.

Модуль № 8. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3.

Модуль № 9. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Кириллическая азбука. История русской графики. Принцип русской графики. История русской орфографии. Принципы современной русской орфографии.

Модуль № 10. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и её компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства).  Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов.

Приёмы совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственных текстов. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

Модуль № 11. ОРФОГРАФИЯ.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

Модуль № 12. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи. Разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова. Способы выражения второстепенных членов предложения. Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4.

Модуль № 13. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.

Слово – основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии.  Лексические средства выразительности речи.

Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика.  Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности. Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,

Модуль № 14. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.

Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля.

Официально-деловой стиль, его основные жанры и особенности. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы); анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля.

Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления.

Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности.

Лексический анализ слова. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи.

Модуль № 15. ОРФОГРАФИЯ.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок   пре-, при -.

Модуль № 16. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого; основные виды сложных предложений; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда); расширение знаний учащихся о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Смысловые отношения ССП.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5.

Модуль № 17. ФОНЕТИКА.

Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Звуковые средства. Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных и гласных звуков. Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация. Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Модуль № 18. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

Языковая норма, и её основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках и словарях-справочниках, норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Модуль № 19. ОРФОГРАФИЯ.

Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок на з -/ -с; букв и-ы в корне слова после приставок на согласную.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударной гласной в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением, чередующихся гласных; правописанием согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости.

Модуль № 20. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6.

Модуль № 21. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс.

Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция). Морфемный анализ слова. Морфемный и словообразовательный разбор.

Способы словообразования. Морфологические способы словообразования (аффиксация, сложение как морфологический способ образования).

Неморфологические способы словообразования (морфолого-синтаксический (переход слов одной части речи в другую), лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы), лексико-синтаксический (сращение сочетания слов в одно слово). Процессы, сопровождающие словообразование (чередования гласных и согласных в корнях слов, усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем). Словообразовательный анализ слова.

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Модуль № 22. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Национальная специфика этикета.

Правила и нормы речевого этикета в начале общения. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Модуль № 23. ОРФОГРАФИЯ.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Ы-И после ц.

Модуль № 24. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями БСП.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Тематическое планирование по русскому языку

на 2020 – 2021 учебный год

п/п

Раздел

Кол-во часов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1.

21

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2.

13

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3.

15

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4.

21

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5.

17

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6.

15

ИТОГО: 102 ЧАСА

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

на 2020 – 2021 учебный год для 10 «А» класса

п/п

Дата

Тема

Контроль

план

факт

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 (21ч)

Охрана труда. Техника безопасности. Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса.

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка.

Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков.

Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью.

Входной контроль

РР Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции.

Речь. Формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая.

Характерные различия форм речи.

Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь.

Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ.

Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

РР Организация групповой дискуссии на актуальную тему.

Сочинение

Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы.  

Правописание сложных слов.

Правописание сложных слов.

Проверочная работа

Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи.

Особенности управления некоторых грамматических форм.

Общая характеристика типов предложений.  Порядок слов в предложении.

Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления.

Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.

Итоговый по теме «Язык. Речь».

Контрольная работа

Анализ работы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2 (13ч)

Происхождение русского языка. Проектная задача: «Монолог на заданную тему».

Этапы развития русского литературного языка.

РР Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный.

Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте.

Функционально-смысловые типы речи. Комплексный анализ текста. Конструирование текста.

Употребление прописных и строчных букв.

Употребление прописных и строчных букв.

Грамматическая основа предложения.

Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Проверочная работа

Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Виды односоставных предложений.

Итоговый урок по теме «Становление и развитие русского языка. Текст».

Контрольная работа

Анализ работы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3 (15ч)

Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики.

Защита проекта

Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.

Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение.

Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование.

Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование.

Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

Проверочная работа

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство.

Употребление дефиса при одиночном приложении.

Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

Итоговый урок по теме «Реформы русской письменности. Информационная переработка текста»

Контрольная работа

Анализ работы.

РР Авторская позиция, средства выражения авторской позиции.

РР Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента.

РР Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4 (21ч)

Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха.

Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия.  

Синонимия.  Антонимия.

Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков.

Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы.

Проверочная работа

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика.

Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности.

РР Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ.

Сочинение

Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов.

Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности.

Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -.

Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения.  

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Проверочная работа

Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля.

Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности.

Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.

Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения.

Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова.

Итоговый урок по теме «Лексика и фразеология. Функциональные стили речи»

Контрольная работа

Анализ работы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5 (17ч)

Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки.

Артикуляционная классификация согласных звуков.

Артикуляционная классификация гласных звуков.

Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация

Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.

РР Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера .

Сочинение

Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы.

Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах.

Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Комплексный анализ текста.

Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную.

Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости.

Проверочная работа

Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Типы соподчинения/подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями.

Итоговый урок по теме «Фонетика. Нормы русского литературного языка»

Контрольная работа

Анализ работы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6 (15ч)

Основные виды морфем: классификация аффиксальных морфем. Нулевые морфемы. Основа слова.

Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы сопровождающие словообразование.

РР Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера.

Сочинение

Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах.

Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах.

Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова.

Итоговый контроль за курс X класса.

Итоговый контроль

Анализ работы.

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.

Повторение пройденного за курс X класса.

Повторение пройденного за курс X класса.

Повторение пройденного за курс X класса.

Повторение пройденного за курс X класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку 2020-2021

Программа по русскому языку 2020-2021 5-9 класс...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 6 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 6 класс...