Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_rus_2020-2021_uglub.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №358
Московского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №358 Московского района Санкт-Петербурга Протокол №16 от 22.05.2020 г.
| УТВЕРЖДЕНА Приказом по государственному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №358 Московского района Санкт-Петербурга Приказ № от 2020г. Директор _____________ Е.А. Артюхина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку (углубленный уровень)
для 10 а класса
на 2020/2021 учебный год
Учителя русского языка и литературы Шарыгиной Алины Андреевны |
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол № 7 от «21» мая 2020г. Председатель МО_______________________(___________________) Подпись расшифровка |
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога в ГБОУ СОШ № 358 Московского района Санкт-Петербурга.
Цель и задачи
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Соответственно, задачами данного курса являются:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Место курса в учебном плане
На изучение «Русского языка» в 10 классе отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102 часа в год.
При изучении «Русского языка» используется УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
- воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
- рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- оценивать стилистические ресурсы языка;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
- выделять и описывать социальные функции русского языка;
- проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
- анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
- проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
- проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
- критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
- осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
- использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
- проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
- редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Личностные результаты:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- совершенствование собственной речевой культуры;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- осознание роли русского языка как государственного языка РФ;
- готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении;
- личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- реализация мотивов образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
- принятие системы ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений результатам обучения;
- понимание ценности науки для удовлетворения производственных и культурных потребностей человека;
- проявление личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- умение самостоятельно определять сферу своих интересов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и неучебных ситуациях;
- способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ее оценку;
- умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
- уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные:
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;
- умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классных и домашних творческих работ, создание рефератов на литературные и общекультурные темы;
- дальнейшее развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- знания норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- создание текстов, различных по жанру и стилю, с учетом сферы и ситуации общения; владение литературоведческой терминологией;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения;
- овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
- Чтение аутентичных текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы, составлять аннотацию прочитанного текста, выражая свое мнение.
Используемые формы контроля:
|
|
Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
I полугодие | II полугодие | За год | |
Входной контроль | 1 | 1 | |
Сочинение | 1 | 3 | 4 |
Проверочная работа (тест) | 3 | 3 | 6 |
Контрольная работа | 3 | 2 | 5 |
Проект | 1 | 1 | |
Итоговый контроль | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 9 | 9 | 18 |
Содержание рабочей программы
№ п/п | Раздел | Основные изучаемые вопросы |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 | Модуль № 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОЯЗЫКЕ. Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура, закономерности его функционирования и исторического развития; классификации конкретных языков. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках. Модуль № 2. РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. Характерные различия форм речи. Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. Форы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов. Модуль № 3. ОРФОГРАФИЯ. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием сложных слов. Модуль № 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Синтаксические единицы; синтаксические связи и их типы; средства выражения синтаксической связи; вопрос о словосочетании; типы подчинительной связи в словосочетании; сильное и слабое управление; синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса; интонационные и грамматические признаки предложения; порядок слов в предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Принципы современной русской пунктуации; разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2. | Модуль № 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов; русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Модуль № 6. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Текст как продукт речевой деятельности. Совершение умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность). Способы и средства связи предложений в тексте. Модуль № 7. ОРФОГРАФИЯ. Правописание прописных и строчных букв в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов и т.д. Модуль № 8. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3. | Модуль № 9. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Кириллическая азбука. История русской графики. Принцип русской графики. История русской орфографии. Принципы современной русской орфографии. Модуль № 10. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и её компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов. Приёмы совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственных текстов. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. Модуль № 11. ОРФОГРАФИЯ. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Модуль № 12. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи. Разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова. Способы выражения второстепенных членов предложения. Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4. | Модуль № 13. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. Слово – основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексические средства выразительности речи. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности. Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, Модуль № 14. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Официально-деловой стиль, его основные жанры и особенности. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы); анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Модуль № 15. ОРФОГРАФИЯ. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок пре-, при -. Модуль № 16. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого; основные виды сложных предложений; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда); расширение знаний учащихся о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Смысловые отношения ССП. | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5. | Модуль № 17. ФОНЕТИКА. Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Звуковые средства. Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных и гласных звуков. Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация. Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. Модуль № 18. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. Языковая норма, и её основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках и словарях-справочниках, норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Модуль № 19. ОРФОГРАФИЯ. Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок на з -/ -с; букв и-ы в корне слова после приставок на согласную. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударной гласной в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением, чередующихся гласных; правописанием согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. Модуль № 20. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6. | Модуль № 21. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция). Морфемный анализ слова. Морфемный и словообразовательный разбор. Способы словообразования. Морфологические способы словообразования (аффиксация, сложение как морфологический способ образования). Неморфологические способы словообразования (морфолого-синтаксический (переход слов одной части речи в другую), лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы), лексико-синтаксический (сращение сочетания слов в одно слово). Процессы, сопровождающие словообразование (чередования гласных и согласных в корнях слов, усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем). Словообразовательный анализ слова. Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. Модуль № 22. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в начале общения. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Модуль № 23. ОРФОГРАФИЯ. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Ы-И после ц. Модуль № 24. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. |
Тематическое планирование по русскому языку
на 2020 – 2021 учебный год
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1. | 21 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2. | 13 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3. | 15 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4. | 21 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5. | 17 | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6. | 15 | |
ИТОГО: 102 ЧАСА |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
на 2020 – 2021 учебный год для 10 «А» класса
№ п/п | Дата | Тема | Контроль | |
план | факт | |||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 (21ч) | ||||
Охрана труда. Техника безопасности. Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. | ||||
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. | ||||
Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. | ||||
Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. | Входной контроль | |||
РР Структурно-содержательные особенности сочинения-рассуждения: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. | ||||
Речь. Формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. | ||||
Характерные различия форм речи. | ||||
Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. | ||||
Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. | ||||
Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. | ||||
РР Организация групповой дискуссии на актуальную тему. | Сочинение | |||
Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. | ||||
Правописание сложных слов. | ||||
Правописание сложных слов. | Проверочная работа | |||
Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. | ||||
Особенности управления некоторых грамматических форм. | ||||
Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. | ||||
Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления. | ||||
Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. | ||||
Итоговый по теме «Язык. Речь». | Контрольная работа | |||
Анализ работы. | ||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2 (13ч) | ||||
Происхождение русского языка. Проектная задача: «Монолог на заданную тему». | ||||
Этапы развития русского литературного языка. | ||||
РР Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. | ||||
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. | ||||
Функционально-смысловые типы речи. Комплексный анализ текста. Конструирование текста. | ||||
Употребление прописных и строчных букв. | ||||
Употребление прописных и строчных букв. | ||||
Грамматическая основа предложения. | ||||
Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. | Проверочная работа | |||
Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. | ||||
Виды односоставных предложений. | ||||
Итоговый урок по теме «Становление и развитие русского языка. Текст». | Контрольная работа | |||
Анализ работы. | ||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3 (15ч) | ||||
Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. | Защита проекта | |||
Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. | ||||
Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. | ||||
Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование. | ||||
Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование. | ||||
Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | ||||
Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | Проверочная работа | |||
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. | ||||
Употребление дефиса при одиночном приложении. | ||||
Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. | ||||
Итоговый урок по теме «Реформы русской письменности. Информационная переработка текста» | Контрольная работа | |||
Анализ работы. | ||||
РР Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. | ||||
РР Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. | ||||
РР Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. | ||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4 (21ч) | ||||
Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. | ||||
Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. | ||||
Синонимия. Антонимия. | ||||
Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. | ||||
Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. | ||||
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. | Проверочная работа | |||
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. | ||||
Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности. | ||||
РР Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ. | Сочинение | |||
Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов. | ||||
Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. | ||||
Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -. | ||||
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. | ||||
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Проверочная работа | |||
Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. | ||||
Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. | ||||
Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. | ||||
Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. | ||||
Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. | ||||
Итоговый урок по теме «Лексика и фразеология. Функциональные стили речи» | Контрольная работа | |||
Анализ работы | ||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5 (17ч) | ||||
Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. | ||||
Артикуляционная классификация согласных звуков. | ||||
Артикуляционная классификация гласных звуков. | ||||
Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация | ||||
Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. | ||||
РР Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера . | Сочинение | |||
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы. | ||||
Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. | ||||
Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Комплексный анализ текста. | ||||
Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | ||||
Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. | ||||
Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. | Проверочная работа | |||
Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. | ||||
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | ||||
Типы соподчинения/подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. | ||||
Итоговый урок по теме «Фонетика. Нормы русского литературного языка» | Контрольная работа | |||
Анализ работы | ||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6 (15ч) | ||||
Основные виды морфем: классификация аффиксальных морфем. Нулевые морфемы. Основа слова. | ||||
Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы сопровождающие словообразование. | ||||
РР Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. | Сочинение | |||
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. | ||||
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | ||||
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. | ||||
Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. | ||||
Итоговый контроль за курс X класса. | Итоговый контроль | |||
Анализ работы. | ||||
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | ||||
Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. | ||||
Повторение пройденного за курс X класса. | ||||
Повторение пройденного за курс X класса. | ||||
Повторение пройденного за курс X класса. | ||||
Повторение пройденного за курс X класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку 2020-2021
Программа по русскому языку 2020-2021 5-9 класс...
Рабочие программы по иностранному языку 2020-2021
рабочие программы...
Рабочие программы по иностранному языку 2020-2021
рабочие программы...
Рабочие программы по иностранному языку 2020-2021
рабочие программы...
Рабочие программы по иностранному языку 2020-2021
рабочие программы...
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 6 класс
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 6 класс...