Тема доклада: «ГИА по русскому языку как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников»
статья по русскому языку (9 класс)
Межрегиональная педагогическая конференция
«Современная оценка качества образования как фактор влияния на повышение эффективности образовательного процесса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 24.2 КБ |
презентация к докладу | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Межрегиональная педагогическая конференция
«Современная оценка качества образования как фактор влияния на повышение эффективности образовательного процесса»
Тема доклада: «ГИА по русскому языку как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников»
1. Обоснование выбора темы
Новые федеральные государственные образовательные стандарты отличаются своей направленностью на развитие личностных качеств учащихся. В условиях реализации современных образовательных стандартов встает задача не только оценивания метапредметных и предметных результатов, но и выявления динамики личностного развития учащихся при обучении русского языка и литературы. Следовательно, необходим комплексный подход к подготовке школьников к итоговой аттестации и рассмотрению результатов их образовательной деятельности. И для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации, нужно прежде всего организовать процесс обучения в соответствии с ФГОС.
Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. Каждый учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену. Я неоднократно готовила ребят к итоговой аттестации в формате ОГЭ, ЕГЭ, и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного выбора форм и методов работы при подготовке к ГИА. Качество сдачи экзаменов зависит также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача учителя - научить всех учеников, подготовить их к итоговой аттестации с учётом их возможностей и способностей.
2. Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов
А. Общие принципы при подготовке к итоговой аттестации
- чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание следует уделять орфографической и пунктуационной работе (5-9 классы). Обычно навык распознавания орфограмм развит слабо у пятиклассников, поэтому одна из основных задач учителя - научить видеть орфограммы и распознавать части речи. Я этого добиваюсь, приучая ребят работать графически: находить орфограммы, выделять их, объяснять. Часто урок начинаю с синтаксической пятиминутки: пятиклассники выполняют разбор предложения, указывая части речи. Усложняя, эту работу проводим и в следующих классах.
- принцип мотивирования на понимание изученного материала. Начиная с 5 класса, мои ученики заводят тетради - справочники по русскому языку, в которые заносят весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА в форме схем, таблиц, алгоритмов, блоков. Этими справочниками пользуемся в течение всей дальнейшей работы в 5 - 11 классах. Многие ученики обладают зрительной памятью, и такая подача материала помогает при подготовке к урокам и сдаче экзаменов.
- принцип системного повторения пройденного на каждом уроке. Считаю, что на каждом уроке необходима преемственность, основывающаяся на комплексном изучении русского языка, которое предполагает системное повторение. Опыт работы подсказывает, что такое повторение может быть построено на анализе ошибок, допущенных в домашних, самостоятельных, контрольных работах, а также на повторении изученного ранее материала. Например, при изучении правописания частицы НЕ с причастием, я обязательно начинаю урок со словарного диктанта по правописанию НЕ с изученными частями речи. Причём, работу выполняем не только в тетради, но и на доске. Ребята проверяют записи, находят ошибки, объясняют написание частицы. Это хорошая подготовительная работа для восприятия нового материала.
В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка. Я планирую много письменных работ по литературе: ответ на вопрос, анализ стихотворения, анализ эпизода, сочинение. Умение анализировать помогает при выполнении творческих работ на экзаменах и по русскому языку, и по литературе.
Системный подход необходим для подготовки к сочинению. С 7 класса мы учимся определять проблему каждого произведения, авторскую позицию, приводить свои аргументы, писать сочинение-рассуждение по форме ОГЭ (9.3).
Для отработки навыков выполнения заданий КИМов необходимо как можно раньше начинать работу с тестами. Не все учащиеся 5 класса умеют работать с тестами, поэтому на уроках учимся работать с тестами. Промежуточное, итоговое тестирование обеспечивают такие качества результатов проверки, как объективность и надёжность.
- принцип проектирования уроков с учётом дифференциации и индивидуализации обучения. В каждом классе есть дети с разным уровнем знаний, с разной мотивацией к обучению. Ребята, мотивированные на учёбу, часто работают самостоятельно, являются консультантами на уроках.
- принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает ученика к дисциплине, к требованиям по предмету. Школьник видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний.
Б. Этапы работы при подготовке к государственным экзаменам
Чтобы подготовить учащихся в сдаче ГИА, надо целенаправленно, начиная с 5 класса, проводить обобщающее повторение. Многие теоретические знания нуждаются в дополнении и углублении материала. Ученики должны быть подготовлены психологически к сдаче экзаменов. Уметь заполнять бланки, работать с тестами, писать сочинение-рассуждение. Учитывая знания, получаемые в школе, я выделяю три этапа работы при подготовке к государственным экзаменам.
1 этап. 5-7 классы.
Период работы в 5 - 7 классах является важным. В это время изучаются такие разделы, как «Фонетика», «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Орфография», «Морфология», «Культура речи». Планируя каждый урок, я обращаю особое внимание на тот материал, который выходит на государственную аттестацию. Провожу обязательную диагностику знаний, умений, навыков, корректировку.
На этом этапе я ставлю и решаю следующие задачи:
- активизация познавательной деятельности;
- формирование орфографической зоркости;
- распознавание частей речи;
- сохранение и развитие предметных знаний, умений, навыков.
Начиная с 5 класса, веду с ребятами тетрадь - справочник, в которой с помощью схем, таблиц, алгоритмов систематизирую изученный материал. Тематический контроль провожу, используя тесты. (СЛАЙД 2, СЛАЙД 3). Кроме готовых сборников с тестовыми заданиями составляю тесты сама. Годовую контрольную работу провожу в формате ОГЭ (СЛАЙД 4).
2 этап. 8-9 классы.
В этих классах изучаются «Синтаксис», «Пунктуация». Материал сложный, строится на базе знаний, полученных ранее. Поэтому задача - сохранить имеющиеся знания, сформировать умения и навыки работы по новой теме. Особое внимание уделяю индивидуальной и групповой видам работы. Промежуточный и итоговый контроль провожу в форме зачётов, тестирования.(СЛАЙД 5). Переводной экзамен в 8 классе провожу в формате «Итогового собеседования»
3 этап. 10-11 классы.
В течение 10 -11 классов систематизирую, обобщаю, углубляю теоретический материал, отрабатываю практические навыки по всем разделам русского языка.
Систематизацию и углубление материала провожу блоками, после каждой темы идёт тематический контроль, диагностика и коррекция знаний, умений, навыков. Использую различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, зачёт, тестирование, диктанты, контрольные диктанты, карточки. Использую материалы для подготовки к ЕГЭ.
При подготовке к итоговой аттестации каждый выпускник работает по сборнику экзаменационных материалов под редакцией И.П.Цыбулько. Корректировка знаний, умений, навыков проходит через индивидуальную работу и консультации. В течении года в 10 классе мы пишем сочинение ЕГЭ. Переводной экзамен в 10 классе провожу в формате Сочинения ЕГЭ, задание 27.
В. Эффективные образовательные технологии при подготовке к экзаменам
Из большого количества образовательных технологий при подготовке к итоговой аттестации я бы выделила следующие:
- технология критического мышления помогает работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Использую на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».
- тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам использую тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков. Многие тесты составляю сама.
- игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов. Проводим на уроках аукционы. Как итоговую работу по теме в среднем звене провожу урок - смотр знаний, где ребята работают в группах. На уроках литературы интересно проходят уроки - брейн-ринги.
- информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации (особенно на уроках литературы), тренажёры, видеоролики, аудио, видео. Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к итоговой аттестации по темам, изученным в течение школьного курса. Со временем накапливается дидактический материал, который требует лишь небольших изменений с учётом особенностей класса или отдельного ученика. Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.
- здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. На уроках присутствует благоприятный психологический климат, организую уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности. Учитываю личностные особенности учеников.
Список литературы
Цыбулько И.П. «ЕГЭ 20... Русский язык». 36 типовых вариантов».
- Цыбулько И.П., Васильевых И.П. «ЕГЭ 20…. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты». 36 вариантов.
- Н.А. Сенина и др. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-20…». 36 тренировочных вариантов.
- Цыбулько И.П. « ОГЭ-20…. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты».
- Васильевых И.П. «ОГЭ-20…. Русский язык. Типовые тестовые задания. 36 вариантов».
- Егораева Г.Т. «ОГЭ-20…. Сборник экзаменационных тестов».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 5 КЛАС С
«НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
Итоговая работа в формате ОГЭ 6 класс
Итоговая работа в формате ОГЭ 8 класс
Анализ пробного экзамена ОГЭ
Список литературы Список литературы Цыбулько И.П. «ЕГЭ 2018. Русский язык». 36 типовых вариантов». Цыбулько И.П., Васильевых И.П. «ЕГЭ 2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты». 36 вариантов. Н.А. Сенина и др. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2018». 36 тренировочных вариантов. Цыбулько И.П. « ОГЭ-2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты». Васильевых И.П. «ОГЭ-2017. Русский язык. Типовые тестовые задания. 36 вариантов». Егораева Г.Т. «ОГЭ-2017. Сборник экзаменационных тестов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»
В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....
Доклад "ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников".
Доклад "ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников"....
Проектная работа "Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»
В данной работе предлагаются задания для проверки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 6 классов по разделу «Глагол»...
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения.
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения....
Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка
Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка...
Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"
Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...
Средства оценки достижения предметных результатов по немецкому языку в соответствии с ФГОС НОО во 2-4 классах
Система заданий по оценке достижения планируемых предметных результатов и демонстрационные варианты итоговых работ в начальной школе по иностранному языку представлены на примере английского языка. В ...