Доклад "ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников".
статья на тему
Доклад "ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_fgos.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.
ЕГЭ…ОГЭ,,, Еще недавно эти аббревиатуры приводили в трепет и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. А теперь все, и в том числе и я, твердо убеждены, что ГИА по русскому языку можно успешно сдать, если хорошо к ней подготовиться.
Особенность ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы, и в СУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок;
узнать об особенностях ЕГЭ;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.
КИМы включают в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный и другие виды разборов, задания на определение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты. А в учебном плане русскому языку отведен лишь один час в неделю, а этого времени катастрофически не хватает.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя(моя) – дать качественные знания по предмету. Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ГИА.
В моей педагогической практике пять выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 7-11 классов. Начиная с 7 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
В своей работе использую активные педагогические технологии(всем известные). Личностно-ориентированная ( это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.)
Развивающая (новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего , и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ребята подготовлены к этому экзамену.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в образовательном стандарте по предмету. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.
Как известно, уровень подготовки по русскому языку может быть определен с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и других методов. Использование в практике ЕГЭ и ОГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.
До сих пор многие учителя и методисты не уверены в том, что эту форму можно использовать для оценки коммуникативных умений и навыков. Однако экзамен в форме ЕГЭ и ОГЭ показывает, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную, и, безусловно, имеет свои положительные стороны.
Преимущества тестов по сравнению с остальными возможными формами контроля можно свести к следующему:
- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения в усвоении предмета;
- сведена к минимуму субъективность при оценке задания со свободным ответом;
- результаты поддаются статистической обработке;
- существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;
- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания , умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.
В процессе этой проверки должно быть выяснено:
- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;
- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- умеет ли ученик работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- обладает ли выпускник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным уровнем словарного запаса и грамматического строя русского языка, обеспечивающим свободное владение русским языком в разных условиях общения.
Несмотря на то, что подготовка к единому государственному экзамену не требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта, доброжелательности и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и безусловной возможности сдачи ими экзамена.
В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.
Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности.
Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ- ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ- ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!
Работа над 25 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенный идейной проблематикой - необходимая задача для обучающегося.
Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Всегда настраиваю учеников на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
Заключение. Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников. (1-Пересыпкинский филиал
Итоги результатов государственной итоговой аттестации
выпускников 9-х и 11классов МКОУ «Детский дом-школа №95» в 2013 -
2014 учебном году.
Согласно Закону РФ «Об образовании» освоение общеобразовательных
программ основного общего и среднего(полного) общего образования
завершается итоговой аттестацией выпускников (раздел2,ст.15п4).
В 2013-2014 учебном году 11 выпускников 11 класса сдавали
государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку в формате ЕГЭ.
Все выпускники преодолели минимальный порог. При минимальном
количестве баллов, установленном Рособрнадзором – 24, средний балл по
Кемеровской области в 2014 году составил 66,4 балла, по России – 62, 5.
Максимальный тестовый балл по школе – 84, минимальный – 53.
Средний тестовый балл –70 баллов. При этом от 70 до 79 баллов набрали 5
человек (45%).
Класс
Всего
обучаю-
щихся
Выполняли
работу
100
90-
100
80-
90
70-
80
60-
70
50-
60
40-
50
24
-
40
УО СБ
Средний балл
область Россия
11а 11 11 0 0 1 5 3 2 0 0 100% 70% 66,4 62,5
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показал, что выпускники
11 класса в целом справились с заданиями, проверяющими уровень
сформированности основных предметных компетенций.
Из всех заданий базовой части лучше всего выпускники справились с
выполнением заданий А1(Орфоэпические нормы) – 82%,
А3(Морфологические нормы) – 91%, А4 Синтаксические нормы (построение
предложения с деепричастием), А7 (Средства связи предложений в тексте) –
100 %, А12 (Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи) –
82%.
Среди всех заданий части А наибольшую трудность у обучающихся
вызвали задания А2 (Лексические нормы), А5(Синтаксические нормы),
А14(Правописание приставок). Самый низкий процент выполнения задания
А9 (Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения) – 48%.
Задания А20-25 проверяли знания пунктуационных норм. Процент
выполнения этих заданий (55%) говорит о том, что уровень пунктуационной
грамотности обучающихся низок.
Следует отметить, что выпускники 2014 года лучше справились с
некоторыми заданиями, традиционно считающимися сложными, на
применение таких орфографических и пунктуационных правил, как:
правописание личных глаголов и суффиксов причастий настоящего
времени;
слитное, дефисное, раздельное написание слов;
знаки препинания в предложениях при обособленных членах
предложения (определения, обстоятельства).
Задания части В экзаменационной работы проверяют лингвистическую и
коммуникативную компетенции выпускников на повышенном уровне
сложности.
Меньше 60% обучающихся справились с заданиями части В. Это
говорит о недостаточной сформированности у обучающихся
лингвистической компетенции. Задание В2 (Части речи) выполнили 6
человек (55%). Самую большую трудность вызвали задания В4
(Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по
наличию главных членов: двусоставные и односоставные) – 28%, В8 (Речь.
Языковые средства выразительности) – 36%.
Лучше всего обучающиеся справились с третьей частью
экзаменационной работы (сочинением на основе предложенного текста),
которая проверяет сформированность коммуникативной компетенции, а
также реальную грамотность обучающихся в условиях нестандартной
ситуации (создания собственного речевого высказывания). Именно
сочинение дает представление об общем интеллектуальном, культурном и
нравственном развитии ученика.
Все выпускники (100%) обнаружили умение понимать предъявленный
им текст и формулировать его проблематику, а также умение понимать и
формулировать позицию автора текста по прокомментированной проблеме
(100%).
2 обучающихся затруднялись в комментировании сформулированной
проблемы.
Значительные затруднения испытывают выпускники при аргументации
собственного мнения по проблеме. Два балла по К4 получили всего 42%
экзаменуемых. К11(соблюдение этических норм) был засчитан у всех
обучающихся. Самый низкий процент выполнения К7 (Соблюдение
орфографических норм) – 45% и К8 (Соблюдение пунктуационных норм) –
43%.
Причиной большого количества грамматических и речевых ошибок,
безусловно, является недостаточная мотивация обучающихся на
самостоятельное чтение художественной литературы, бедность словарного
запаса школьников, неумелое использование выразительных средств.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку 2014 года приводит к
выводу о том, что успешная сдача экзамена зависит не только от уровня
овладения выпускниками теоретическими знаниями по предмету, но и от
умения использовать их в нестандартных ситуациях.
Результаты ОГЭ по русскому языку
ОГЭ по русскому языку сдавали 24 обучающихся. Все учащиеся
подтвердили свои оценки. На «5» сдали 6 человек, на «4» - 8 человек, на «3» -
10 человек.
Средний балл составил 3,8.
Выводы:
Усилить подготовку обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ, используя различные
формы работы.
Продолжить работу по формированию орфографических и
пунктуационных умений.
∙ Особое внимание уделить слабо усвоенным темам:
∙ правописание приставок;
∙ правописание не и ни;
∙ части речи;
∙ виды предложений по наличию главных членов предложения;
∙ простое осложненное предложение;
∙ знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
∙ знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
∙ знаки препинания в предложении с разными видами связи.
Использовать передовой педагогический опыт в области реализации
компетентностного подхода в преподавании русского языка.
-----------
В своем проекте я обобщила опыт подготовки выпускников к экзамену по русскому языку.
Актуальность этого исследования очевидна, так как ЕГЭ и ОГЭ вошли в штатный режим и на данный момент является единственной формой государственной (итоговой) аттестации в средней школе и в основной.
Гипотеза вытекает, исходя из вышеизложенного: частичное, выборочное использование тестовых материалов на уроках в младших и средних классах позволяет более эффективно подготовить учащихся к выпускному экзамену.
Цель работы: показать формы и методы работы с материалами для подготовки к экзамену с учащимися 5-9 классов и старшеклассниками.
Методы работы: экспериментальный, описательный.
Практическая значимость работы - возможность использования материалов при подготовке к ГИА выпускников средней и основной школы.
Новизна исследования заключается в обзоре и анализе методов работы с материалами для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ в младших и средних классах.
Глава 1
Использование тестового контроля на уроках русского языка в младших и средних классах
Первые методические пособия по подготовке к ЕГЭ появились в продаже в 2001 году. Широко использовались сборники: «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену» - М., 2001г; «Единый государственный экзамен 2001: Тестовые задания: Русский язык»/ В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова и др.- М., 2001г»; «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену» / Под общей редакцией Г.С. Ковалевой и А.О.Татура. – М., 2002г; «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык»/ О.В.Вакурова, С.И.Львова, И.П. Цыбулько – М., 2003 г. В течение последних лет многие пособия переиздавались, совершенствовались, появилось множество других. Для того, чтобы пособие, купленное выпускником, помогло ему подготовиться к сдаче экзамена, оно должно содержать:
· указания, на какие разделы курса следует обратить особое внимание;
· указания на то, как, какими упражнениями, с опорой на какой теоретический материал можно устранить имеющиеся пробелы в знаниях;
· материал, максимально приближенный к реальным тестам;
· элементы психологической подготовки учащегося к сдаче экзамена.
Цель используемых пособий заключается в том, чтобы дать возможность старшеклассникам потренироваться в выполнении таких заданий, которые уже традиционно включаются в экзамен по русскому языку, а учащимся 8- 9 классов – проверить себя по всем темам школьного курса и тем самым подготовиться к предстоящим экзаменам.
В основном во всех пособиях выделяются две части. Это связано со структурными особенностями тестов ЕГЭ и характером экзаменационных заданий.
Часть первая представляет собой перечень тестовых заданий по основным разделам школьного курса русского языка. Все задания – это тесты с выбором ответа: в каждом дано четыре варианта ответа, из которых правильным является только один. Например:
Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно:
1) импровизация – словесное или музыкальное произведение, сочиненное во время исполнения, без предварительной подготовки;
2) ингредиент – составная часть какого - либо сложного соединения или смеси;
3) импозантный – безучастный, безразличный к чему- либо;
4) иррациональный – непостигаемый разумом, мышлением, такой, какой не может быть выражен понятием логики;
Кроме заданий по лексике, фразеологии и культуре речи, подобные задания есть по следующим разделам школьного курса русского языка: «Фонетика. Орфоэпия», «Морфемика. Словообразование», «Морфология. Культура речи», «Синтаксис. Культура речи», «Орфография», «Пунктуация», «Речеведение». Всем им можно найти широкое применение на уроках русского языка в 5-9 классах при изучении соответствующих разделов, несмотря на то, что некоторые вопросы довольно сложны, например, для пятиклассников. Но чем раньше ребята узнают о трудных заданиях, чем больше будут тренироваться, отвечая на эти вопросы, тем легче им будет на выпускном экзамене. Конечно, нельзя применять тестовые упражнения в виде заданий ЕГЭ в 5 классе сразу, без подготовки: дети не знакомы с этой формой, поэтому в своей практике я использую материалы тестов в традиционных видах работы.
Формы упражнений могут быть самыми разнообразными:
1) устная лингвистическая разминка в начале урока в 5 классе при изучении фонетики – найдите слово, в котором есть мягкий звук Ф: бенефис, суфле, вход, кафе, фальшивый, восход, эффект, дефект.
2) Выборочный диктант – выписать слова с непроизносимым согласным
3) Распределительный диктант – при изучении приставок при-, пре-, корней с чередованием, гласных после шипящих и т.д.
4) Словарный диктант
5) Карточка с индивидуальным заданием
И лишь в конце изучения темы можно использовать фрагмент теста в качестве итоговой контрольной работы. Опыт работы показывает, что новая форма работы, каковой и является тест, не вызывает у младших школьников страха или неприятия, если они видят в них знакомые слова, с которыми уже работали в процессе изучения данной темы. Тем более что с тестовой формой на уроках русского языка они уже знакомы: в течение многих лет я использую в работе тесты, предложенные в методических пособиях Г.И. Богдановой, О.А.Костяевой. Учащиеся младших классов в силу своего возраста быстро устают от привычных видов упражнений, любят все новое и с удовольствием работают с тестами. Привыкнув к работе с тестами, ребята не будут воспринимать их как новый, сложнейший вид работы. Они не будут испытывать чувства страха во время экзамена, что обязательно повысит качество результатов. В своей работе я замечала, что очень скоро ребята осваивают новую форму работы, с азартом набрасываются на свежие тесты, соревнуются друг с другом и даже консультируют тех, кто не вполне уверен в своих знаниях. Детям очень нравится, что их работу учитель может проверить почти мгновенно, когда они еще все помнят и горят любопытством. Эту их любознательность и эмоциональный подъем нужно обязательно использовать, подогревать их интерес, потому что полученные в такой обстановке знания запомнятся надолго и на интеллектуальном, и на эмоциональном уровне. Все мы, взрослые, сдали в своей жизни десятки экзаменов, а запомнили и все время с удовольствием вспоминаем лишь некоторые из них: те, на которых мы отличились или провалились, то есть испытали эмоциональный всплеск.
Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности.
--------
Эффективные формы и методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
1. ЕГЭ…ОГЭ,,, Еще недавно эти аббревиатуры приводили в трепет и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. А теперь все, и в том числе и я, твердо убеждены, что ГИА по русскому языку можно успешно сдать, если хорошо к ней подготовиться.
2 Особенность ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы, и в СУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.
КИМы включают в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный и другие виды разборов, задания на определение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты. А в учебном плане русскому языку отведен лишь один час в неделю, а этого времени катастрофически не хватает.
3 Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя(моя) – дать качественные знания по предмету. Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ГИА.
4. В своей работе использую активные педагогические технологии(всем известные). Личностно-ориентированная ( это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.)
Развивающая (новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Работу начинаю сразу после прохождения ГИА 9 –тиклассниками.
5. Во- первых, организую работу элективного курса (ни один год работаю по методическому пособию по ред. Сениной; Закупаю за счет род. платы пособия, кот. мы используем в качестве учебника, т. к. кроме КИМОВ, здесь есть и богатый справочный материал). Да и не секрет, что ни один уч. Русского яз. не соответствует содержанию экзаменационных заданий, поэтому и на уроках целенаправленно используем это пособие)
Во- вторых, организую индивидуальную работу. Прежде чем начать подготовку к ГИА, В него включаю несколько заданий по орфографии (по 5 примеров слов с пропущенными буквами на отдельные орфографические правила (парч..вый, галч..нок, разреш..нный, плюш..вый и т.д.); 10-15 слов по орфоэпии (водопровод, обеспечение, шарфы, августовский); задания по синтаксису (нахождение нужных словосочетаний, предложения с пропущенными знаками препинания на отдельные правила пунктуации, например: 1.1) Пруд как зеркало 2) Москва гордость России
Выявив уровень знаний, формирую группы с одинаковой степенью обученности. И начинаем занятия. В прошлом уч. Году я взяла 9- классников, разделила на 3 группы (сильные, слабые и очень…. слабые, по 7 человек в группе)
С сильными школьниками повторяем только те правила, на которые они допускают ошибки, со слабыми учащимися повторяем все орфографические и пунктуационные правила. Материал всего курса орфографии и пунктуации даю блоками, например: «Безударные гласные в корне слова» (сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные»); «Употребление мягкого знака»; «Гласные после шипящих и ц»; «Частица не и ни» (сразу повторяем и различия в употреблении, и правила слитного и раздельного написания в словах этих частиц). Результаты по разделам заносим в зачетный лист ученика.
6. На занятиях (и уроках в том числе) предлагаю различные виды работы: пишем тематические диктанты (диктанты на одно правило); словарные диктанты с последующим объяснением; проводим комментированное письмо; иногда школьники составляют свои варианты упражнений, которые потом диктуют товарищу; имеет успех и так называемое «деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся. После тщательного повторения отдельного правила – итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. Обычно большинство учащихся успешно справляются с этим заданием. Особое внимание уделяю тому, чтобы все учащиеся хорошо умели выполнять морфемный и словообразовательный разборы, так как зная состав слова, легко можно вспомнить орфограмму в конкретной морфеме.
7. Так, морфема -рос- может быть и корнем, и приставкой, а правописание подчиняется разным правилам. В словах «истинный» и «лебединый» некоторые пытаются выделить один и тот же суффикс – ин. Только правильно выделив корень, приходят к выводу, что суффиксы в словах разные. Помогают нам на занятиях и этимологические словари, которые помогают проникнуть в тайны слова. Детально повторяем мы и правописание безударных личных окончаний глаголов. Как правило, школьники ошибаются при написании глаголов, причастий и деепричастий потому, что не знают, к какому спряжению относится глагол. Вспоминаем смешное стихотворение:
8. «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, а еще дышать, смотреть». Тогда ребята легко запоминают глаголы – исключения и правильно образуют от них действительные и страдательные причастия. На занятиях школьники составляют алгоритмы образования от глаголов всех возможных причастий и деепричастий, выделяют суффиксы данных частей речи, не забывая указать спряжение глагола, от которого образована эта форма.
9. Составляем схемы различия форм повелительного наклонения (крикните) и форм 2-го лица множественного числа (крикнете); рассматриваем написание глаголов с суффиксами – ова- - -ева-; -ыва- - -ива-, заполняя таблицу «Правописание суффиксов глаголов». Часто школьники допускают ошибки в написании наречий, производных предлогов, союзов. Наиболее употребительные слова заучиваем наизусть, важно только, чтобы учащиеся хорошо усвоили принадлежность словак той или иной части речи, поэтому всегда повторяем сведения из раздела «Морфология».
10. Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того, используем не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники. Эффективен и такой прием: раздаю старшеклассникам книги и прошу проиллюстрировать примерами какое – либо пунктуационное правило. Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это - «скелет» предложения, его суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем предложения осложнены.
11. Задания из раздела «Лексика» легко выполняют учащиеся, обладающие широким кругозором. Лексические значения многих «незнакомых» слов мы чаще всего выписываем из словарей. Незаменимым помощником при этом является «настольная книга»- словарь под редакцией С.И.Ожегова.
Предлагаю в виде набора последовательных действий методику проведения словарного диктанта:
- у доски один ученик, который пишет под диктовку учителя словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках). Во время диктовки комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики из класса, кто может это сделать, и только при отсутствии таковых – учитель;
- после окончания диктовки учащиеся меняются тетрадями с соседями – и начинается взаимопроверка (предпочтительно – другими чернилами) с обязательным оцениванием чужой работы. Замечено, что своеобразная «игра в учителя» позволяет учащимся, проверяющим чужие работы, внимательнее относиться к своей: ребята осознают собственные ошибки еще до того, как словарный диктант будет проверен учителем;
- после окончания взаимопроверки учитель вместе со всем классом проверяет запись на доске, проговаривая вслух слова и исправляя ошибки;
- учащиеся проверяют свою работу одновременно с проверкой написанного на доске и выставляют оценку себе и тому, кто проверял его работу. Учитель вправе сам решить, кто заслуживает оценку, –обязательно оценивается диктант, написанный без единой ошибки в новых и уже знакомых словах, ставится также отметка, если нет ошибок в знакомых и есть всего одна ошибка в новом слове;
- после этого все, допустившие ошибки в диктанте, закрепляют знания с помощью использования ресурсов моторной памяти: переписывают слова по 6–10 раз (в зависимости от уровня сложности слова). Результаты этой систематической работы (5 минут в начале каждого урока) можно увидеть уже после 2–3 месяцев.
Работу над средствами выразительности текста учащиеся выполняют охотно. Им нравится искать в произведении и метафоры, и эпитеты, и олицетворения. Эпифора, анафора, градация, оксюморон – все эти определения им хорошо знакомы, школьники правильно отмечают их роль в тексте.
12 . И, наконец, – задание С. По праву оно считается самым сложным, но все же написать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами –готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.
Перед тем, как начать писать сочинение – рецензию, мы обсуждаем текст, выделяем его тему, идею, проблемы, подчеркиваем актуальность. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами.
13. Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений, радуемся каждому удачно найденному слову. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Своих воспитанников я всегда настраиваю на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
14. Таким образом, системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ- ОГЭ : диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ-ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!
15. Заключение. Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников. (1-Пересыпкинский филиал
Особенность ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы и в СУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.
Цель и задача Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя – дать качественные знания по предмету. Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ГИА.
Работа над 25 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенный идейной проблематикой - необходимая задача для обучающегося.
Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Всегда настраиваю учеников на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ- ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ- ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.
-------------
Выступление на педсовете «Факторы успешной подготовки к итоговой аттестации» (ЕГЭ, ОГЭ)
Основная цель экзамена – оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию.
Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
hello_html_36b3fa4f.pngТаблица 1.
Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации
Эффективные методы и приемы подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.
Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.
Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;
избежать обидных технических ошибок;
узнать об особенностях ЕГЭ;
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
В моей педагогической практике пять выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Я преподаю русский язык у обучающихся 7-11 классов. Начиная с 7 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ, которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.
Одним из эффективных приемов при подготовке к ЕГЭ считаю работу с предложениями – упражнениями. Эта система работы помогает отрабатывать не только орфографические навыки, словообразовательные, лексические, морфологические, пунктуационные, но и помогает формированию навыка устанавливать грамматические связи между словами, а также развивает логическое мышление.
Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. С 7 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною был разработан авторский элективный курс «Подготовка к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) ЕГЭ по русскому языку». (Приложение 4) Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (части С) по русскому языку в 11 классе.
Этот курс я начинаю вести в 10 классе, и снова формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.
.
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение заданий повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.
9. Оснащенность кабинета:
Подготовка к ЕГЭ начинается с кабинета, его оснащенности и оформления, методической лаборатории. Каждый год я оформляю информационный стенд сменного состава «Готовимся к ЕГЭ», который знакомит выпускников со структурой, типами заданий, образцами заполнения бланков ответов,
Стенд «Пишем сочинение» помогает обучающимся при написании сочинения-рассуждения. В моей творческой лаборатории собран весь необходимый методический материал: памятки, схемы, алгоритмы выполнения заданий, справочная литература, пособия, методические рекомендации.
Я обратила внимание, что школьники лучше запоминают правила, представленные в виде схем и таблиц. На уроках детям очень помогают пособия Е.П.Алексеевой «Русский язык в схемах и таблицах» и В.Н.Александрова, О.И.Александровой, Т.В.Соловьевой «ЕГЭ. Русский язык: Справочные материалы». Эти книги – объяснение всех тем по русскому языку. Правила распределены по блокам А, В,С. В каждом блоке рассматриваются задания экзамена, указаны наиболее распространенные ошибки, которые совершают учащиеся при ответах на вопросы, даются ключи-примеры для их решения.
Мною составлен банк демонстрационных материалов включая КИМы прошлых лет), сформированы папки с тестами и заданиями по всем трем частям ЕГЭ (части А, В, С) по отдельным видам заданий, по темам, по разделам.
Реализация данной методической системы обучения учащихся привела к хорошим результатам.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра пробле...
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...
Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы как средство достижения высоких предметных результатов
Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы как средство достижения высоких предметных результатов....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения.
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения....
Тема доклада: «ГИА по русскому языку как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников»
Межрегиональная педагогическая конференция«Современная оценка качества образования как фактор влияния на повышение эффективности образовательного процесса»...