Урок русского языка в 8 классе на тему: «Синтаксический разбор предложения с обособленными членами».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема урока: «Синтаксический разбор предложения с обособленными членами».

Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому разбору, нахождению обособленных членов предложения.

Задачи:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся по теме «обособленные члены предложения»;

- отработать систему синтаксического разбора предложения;

- отработать правильную постановку знаков препинания при обособленных членах;

- отработать навык нахождения грамматического условия обособления;

- отработать составление графических схем с обособленными членами предложения.

Воспитательная:

- воспитывать культуру речи;

- поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая: - развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся.

 

Оборудование: учебник, доска, таблица «План синтаксического разбора предложения с обособленными членами», мультимедиа, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx76.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

(учитель русского языка и литературы

Кокорева  Ирина Борисовна)

Тема урока: «Синтаксический разбор предложения с обособленными членами».

Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому разбору, нахождению обособленных членов предложения.

Задачи:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся по теме «обособленные члены предложения»;

- отработать систему синтаксического разбора предложения;

- отработать правильную постановку знаков препинания при обособленных членах;

- отработать навык нахождения грамматического условия обособления;

- отработать составление графических схем с обособленными членами предложения.

Воспитательная:

- воспитывать культуру речи;

- поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая: - развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся.

Оборудование: учебник, доска, таблица «План синтаксического разбора предложения с обособленными членами», мультимедиа, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас один из завершающих уроков в разделе «Обособленные члены предложения». Скажите, пожалуйста, а какой темой традиционно заканчивается каждая большая тема в разделе «Синтаксис»?

     - Верно, синтаксическим разбором.

- Синтаксический разбор каких предложений вы уже умеете делать? (Синтаксический разбор двусоставного предложения, односоставного предложения, предложения с однородными членами).

- А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 (Синтаксический разбор предложения с обособленными  членами ).

-Правильно, ребята, также вы сегодня попробуете самостоятельно конструировать предложения с обособленными членами, а для этого вам надо быть внимательными и активными.

  1. Повторение.

А) Анализ предложений, данных на доске (работают 3 ученика-сильные). Задание: вставить орфограммы, найти обособленные члены, способ их выражения, расставить знаки препинания, определить условия обособления, дать характеристику.

А) Длин..ая плотина обсажен..ая с..р..бристыми тополями замыкала пруд.       (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом).

Б) Выходец из к..зачьей семьи Суриков с детства интересовался историей своего народа.  (Обособленное приложение).

В) Под вечер вдоволь налюбовавшись ст...пным пр..вольем орлы попарно опустились на землю.  (Обособленное обстоятельсто, выраженное  деепричастным оборотом).

Б) Индивидуальная  работа (карточки) . (2 ученика- слабые)

     Перепишите предложения, найдите обособленные члены, подчеркните их.

А) Сильно устав, путешествен . ики все же упорно шли вперед.

Б) Смелый охотник, хорек нап..дает на животных и крупнее его.

 (Учащиеся (сильные), которые были у доски, проверяют индивидуальные работы на карточках.)

                                 Учащиеся ставят себе баллы в оценочные листы.

- Вы уже хорошо знакомы с порядком синтаксического разбора простого предложения. Как вы уже ранее сказали,  сегодня наша основная задача научиться производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Что же нового добавится в порядке разбора? Для того, чтобы это выяснить, я предлагаю вам поработать самостоятельно с теоретическим материалом учебника на стр. 186.

III. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельная работа с учебником. Знакомство с планом разбора на стр. 186.

- Что нового нам рассказал учебник? Какие сведения мы должны добавлять, выполняя синтаксический разбор предложений с обособленными членами?

- Обратите внимание еще раз на образцы устного и письменного разборов. Все ли понятно?

- Сравним план разбора в учебнике с планом, данным в таблице на доске.                           (Слайд).

         (Напечатать всем учащимся план разбора на карточках)

IV. Закрепление.

1. Первичное закрепление: коллективно, запись предложения под диктовку, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

                      (Проговаривание разбора по плану с опорой на план в карточке).

  • Упр. 330 (1- предложение)

Низкий берег, усыпанный кустарником, тянется гладкой покатостью.

(Повествовательное; невосклицательное; простое; двусоставное; распространенное; осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом).

ФИЗМИНУТКА

  1. Тренировка речевых умений и навыков учащихся. Работа в парах.

Учащимся раздается текст с пронумерованными предложениями.

Задание: прочитать предложения, расставить знаки препинания, выписать номера предложений с обособленными членами:

1 вариант - определениями,    2 вариант - обстоятельствами.

- Для чего мы учимся это делать? (Выполнение данного вида  задания  встретится  на ОГЭ по русскому языку в 9 классе).

Предложения. (На карточках)

1)В первые дни пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. (Л.Андреев).

2) Расправив бурые ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими воздух, орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.(М.Пришвин.)

3)Молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина. (А.Пушкин).

4) На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа. (А.Пушкин).

5) Мы, артиллеристы, хлопотали возле орудий. (Л.Толстой).

6)Савельич, дремля, качался на облучке. (А.Пушкин).

7) Гроза началась вечером, часу в десятом. (С.Аксаков)

8) Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей. (М.Шолохов).

9) В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней. (А.Новиков-Прибой).

10) Прочитанные в детстве книги помнятся всю жизнь. (Д.Лихачёв)

Ответы:

1 вариант: 1,3,4,5    2 вариант: 2,6,7,8,9.

Проверка (слайд на доске), проверяют по ключу, данному учителем).

  1. Конструирование предложений.

Слайд № 1

Задание 1: Из двух предложений составьте одно с обособленными членами, произведите их разбор (устно).

Усадьба состояла из двух отдельных домиков. Которые были построены друг против друга.

Слайд № 2 

Задание 2: Выберите (укажите) грамматически правильное продолжение предложения. Запишите, произведите устно их синтаксический разбор.

- Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в построении данной конструкции?

(Действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом).

Покупая подарок маме,

1) мой кошелёк быстро опустел.

2) меня охватила нежная любовь к ней.

3) постарайтесь устроить ей настоящий праздник.

4) изменились наши планы.

V. Итог урока.

  • Рефлексия.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

  • Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание.

  • Памятка п. 53.
  • Упр. 330 (Слабым- синтаксический разбор 1 предложения по выбору).

                                                                                                                               Приложение 1

Б) Индивидуальная  работа

     Перепишите предложения, найдите обособленные члены, подчеркните их.

А) Сильно устав, путешествен . ики все же упорно шли вперед.

Б) Смелый охотник, хорек нап..дает на животных и крупнее его.

                                                                                                                                Приложение 2

                          Порядок разбора предложения с обособленными членами.

  1. Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.
  3. Грамматическая основа.
  4. Строение предложения: двусоставное или односоставное; вид односоставного предложения: назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное; распространённое , нераспространённое; осложнённое (однородные члены предложения и обособленные члены предложения) или неосложнённое.
  5. Члены предложения и средства их выражения.

Приложение 3

Тренировка речевых умений и навыков учащихся. Работа в парах.

1)В первые дни пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений лившихся на него сверху и снизу смяли его маленькую и робкую душонку. (Л.Андреев).

2) Расправив бурые ловкие и чуткие  крылья  лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.(М.Пришвин.)

3)Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан простого вина. (А.Пушкин).

4) На стене висел старый синий мундир и его ровесница треугольная шляпа. (А.Пушкин).

5) Мы артиллеристы  хлопотали возле орудий. (Л.Толстой).

6)Савельич дремля качался на облучке. (А.Пушкин).

7) Гроза началась вечером часу в десятом. (С.Аксаков)

8) Во дворе возле крыльца  стояла пара лошадей. (М.Шолохов).

9) В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих огней. (А.Новиков-Прибой).

10) Прочитанные в детстве книги помнятся всю жизнь. (Д.Лихачёв)

                                                                                                                        Приложение 4

Рефлексия.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку по теме : "Синтаксический разбор предложения с обособленными членами . 8 класс"

Данная презентация поможет провести урок русского языка в 8 классе по теме " Синтаксический разбор предложения с обособленными членами" педагогам , работающимпо учебнику  Л.А. Тростенцовой , Т.А....

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: «Синтаксический разбор предложения с обособленными членами».

Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому разбору, нахождению обособленных членов предложения.Задачи:Образовательная:- закрепить знания учащихся по теме «обособленные члены предло...