Урок русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Имя существительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС
по теме «Имя существительное как часть речи». Маршрутный лист, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС
по теме «Имя существительное как часть речи»
учителя МБОУ Бажирская ООШ
Чемезовой Д.Г.
Общая часть | ||
Предмет | Русский язык | 5 класс |
Тема | «Имя существительное как часть речи» | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные | ||
Умение определять время глагола, использовать глаголы разных времён при составлении текста. Закрепление правописных умений учащихся. | Регулятивные: умение сопоставлять языковой материал с точки зрения содержания; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее. способность к преобразованию, сохранению и передаче информации. Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. | Уважительное отношение к языку. Стремление к познавательной деятельности. |
Решаемые учебные задачи | Обучающие (предметные):систематизация и закрепление сведений учащихся об имени существительном как части речи; формирование умения определять морфологические признаки существительного, различать его грамматические признаки Развивающие (метапредметные): овладение умениями работать с различными видами информации, доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать. Воспитательные (личностные): воспитание любви учащихся к окружающей среде на примере материалов упражнений; воспитание информационной культуры учащихся, ответственного отношения к информации с учетом перспективы ее целевого использования. | |
Вид используемых на уроке средств наглядности и ИКТ | компьютер, проектор, учебник, карточки. | |
Методическое назначение средств наглядности и ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. | |
Образовательные интернет-ресурсы |
Тип урока: открытие нового знания
Технология: элементы технологии развития критического мышления, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Организационная структура урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Третье марта Классная работа Имя существительное
Тема урока: Имя существительное Цели: - повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи
Паспорт существительного Русский язык Имя существительное Грамматическое значение Вопр о сы Морфологические признаки Роль в предложении Постоянные Непостоянные
«Верные и неверные утверждения» Имя существительное, это часть речи, которая обозначает предмет и признак предмета Имя существительное, отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Имена существительные изменяются по падежам и числам Имена существительные бывают только мужского и женского рода Слова дождь, портрет, ливень- существительные мужского рода В предложении имена существительные могут быть только подлежащим
Паспорт существительного Русский язык Имя существительное Грамматиче-ское значение Вопросы Морфологические признаки Роль в предложении подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое постоянные непостоянные Предмет Кто? Что? Собственное / нарицатель-ное ; одуш ./ неодуш . Род, склонение. Число, падеж
Повторяем род существительных Ель (ж.р.), ёлка(ж.р.), волк (м.р.), ветер(м.р.), книга(ж.р.), гнездо(ср.р.), солнце (ср.р.), Самооценка по эталону «5» — 6 правильных ответов; «4» — 5 правильных ответа; «3» — 4 правильных ответа
Физкультминутка Имя существительное Очень удивительное. На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно!
Игра «Четвертый лишний» Работа, весна, оценка, снег Солнце, радуга, сердце Ученик, учебник, математика
Игра «Четвертый лишний» Работа, весна, оценка, снег Солнце, радуга , сердце Ученик, учебник, математика 1 скл . – ж.р. и м.р. на –а, -я (мама, змея) 2 скл . – ср.р - о, -е; м.р с нулев.оконч . (море, стол) 3 скл . – ж.р. с Ь на конце (дочь, ночь)
Запишите слова в три столбика, распределяя их по склонениям Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние, панамка, бабочка, испуг, свирель, закат, солнце.
Проверим 1 склонение 2 склонение З склонение Книжка Братишка Сынишка Дядя Матрешка Панамка Бабочка Берег Остров Зверь Восход Сияние Испуг Закат Солнце Болезнь Мысль Свиристель Свирель
Оцениваем «5» — 2 ошибка «4» — 4 ошибки; «3» — 6 ошибок «2»- более 6 ошибок
Из текста выписать существительные, указать падеж На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой перелетают они с дерева на дерево. Белеет зайчонок с ног, меняет цвет шкурки .
Проверяем и оцениваем н а рябинах ( П.п.), пиршество (И.п.), дроздов (Р.п.), гурьбой (Т.п.), с дерева (Р.п.), на дерево (В.п.), зайчонок (И.п.), с ног (Р.п.), цвет (В.п.), шкурки (Р.п.) «5» — 1 ошибка «4» — 2-3 ошибки; «3» — 4 ошибки «2»- более 4 ошибок
Синтаксическая функция существительных. Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия . За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России. Каким членом предложения является слово Россия ?
Поверяем и оцениваем Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия . За границей я часто думаю о России . С самого рождения я живу в России.
Паспорт существительного Русский язык Имя существительное Грамматиче-ское значение Вопросы Морфологические признаки Роль в предложении подлежащее дополнение обстоятельство сказуемое постоянные непостоянные Предмет Кто? Что? Собственное / нарицатель-ное ; одуш ./ неодуш . Род, склонение. Число, падеж
Тест Ключ к тесту: 1 – а 2 – Б 3 – Б 4 – А 5 – Б «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа
Незаконченное предложение Я узнал, что…… Я понял, что... Я научился……….. Теперь я могу.. Для меня сегодня было важным….. Я испытываю затруднения в …..
Составить синквейн 1. Первая строка – понятие (имя существительное) 2. Вторая строка –2 прилагательных, характеризующих это понятие. 3. Третья строка –3 глагола, описывающие действия по теме. 4. Четвертая строка – предложение об этом понятии. 5. Пятая строка – синоним к первой строке характеризующий суть предмета (существительное), ассоциация с первым словом.
Синквейн Весна Ранняя, солнечная Капает, журчит, поет Все вокруг оживает и радуется. Праздник!
Домашнее задание 1 . Карточка 2. Стр.50 у.511. указать род, падеж, число существительного.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Задание 1. Прочитать научное определение имени существительного (раздаточный материал) и материал учебника стр. 51 и заполнить паспорт имени существительного,
- Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
- Имена существительные отвечают на вопросы кто?что? Например: утро, молоко, задача
- Имена существительные бывают собственными (Россия, Анфиса) и нарицательными (день, река); одушевленными (кот, ученик) и неодушевленными (дерево, камень).
- Все существительные распределяются по трем видам склонения.
- К 1 скл. относятся сущ. ж. и м. рода с окончаниями а (-я)
( юноша, школа).
- Ко 2 склонению относятся сущ. с.р. с окончаниями – о(-е) и м.р. с нулевым окончанием (конь, стул).
- К 3 скл. – сущ. ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак (ночь, дочь, вещь).
- Имена существительные относятся к женскому, мужскому и
среднему роду.
- Имена существительные изменяются по падежам и числам.
- Имена существительные могут быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением и
обстоятельством. Но чаще всего бывают подлежащим и дополнением. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире. Например: Книга—источник знаний
Паспорт имени существительного
Грамматическое | Вопрос | Морфологические признаки | Роль в предложении
| |
постоянные | непостоянные | |||
|
|
|
Оценим….
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
Записи ведем в рабочих тетрадях.
Задание 2. Распределительный диктант
Запишите слова в три столбика, распределяя их по склонениям.
Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние, панамка, бабочка, испуг, мысль, свирель, закат, солнце
Задание 3 . Работа с текстом
Задание: Из текста выписать существительные, указать падеж.
На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой перелетают они с дерева на дерево. Белеет зайчонок с ног, меняет цвет шкурки .
Задание 4 . Тест
.1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что?
б) что делает? что сделает?
в) какой? какая? какие?
г) как? каким образом?
2. Найди существительное
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
Домашнее задание.
1..Карточка
Определи род и склонение имён существительных.
Врач - _______________ осень - ______________________
ночь - _______________ лето - _______________________
окно - _______________ снег - _______________________
ветер - ______________ дождь - _____________________
день - _______________ луна - _______________________
весна - ______________ солнце - _____________________
2.Стр.50 у.511. указать род, падеж, число сущ-го
Домашнее задание.
1..Карточка
Определи род и склонение имён существительных.
Врач - _______________ осень - ______________________
ночь - _______________ лето - _______________________
окно - _______________ снег - _______________________
ветер - ______________ дождь - _____________________
день - _______________ луна - _______________________
весна - ______________ солнце - _____________________
2.Стр.50 у.511. указать род, падеж, число сущ-го
Домашнее задание.
1..Карточка
Определи род и склонение имён существительных.
Врач - _______________ осень - ______________________
ночь - _______________ лето - _______________________
окно - _______________ снег - _______________________
ветер - ______________ дождь - _____________________
день - _______________ луна - _______________________
весна - ______________ солнце - _____________________
2.Стр.50 у.511. указать род, падеж, число сущ-го
Предварительный просмотр:
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
урок русского языка в 7 кл. - "Такой знакомый незнакомец" (союз как часть речи)
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Такой знакомый незнакомец…" (Союз как часть речи. Разряды союзов).Цели урока:- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;- уметь оп...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...