Урок русского языка в 6 классе "Лексика. Словари."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Лексика. Словари. Толковый словарь. Фразеологический словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse_leksika._slovari.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Лексика. Словари. Толковый словарь. Фразеологический словарь.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развивать умение аналитически думать, рассуждать;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать навыки грамматического разбора предложения.
- Развивающие
- развитие внимания;
- развитие умения самостоятельно добывать необходимую информацию;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
- В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»;
- В. П. Жуков, А. В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка»;
- А. П. Евгеньева. «Словарь синонимов».
- учебник;
- доклады и учащихся о словарях и их авторах.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания (представление словарей учениками).
Ребята! Недавно мы с вами писали изложение о В. И. Дале, создателе «Толкового словаря живого великорусского языка», и я специально нарушила традицию и не стала зачитывать в классе лучшую работу – её автор сам перескажет своё изложение. А я обращаю ваше внимание на представленные на нашей выставке современные издания словаря В. И. Даля.
1) Автор лучшей работы пересказывает своё изложение «Собиратель русских слов».
2) Сообщение заранее подготовленного ученика о 4-томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова.
Ребята, а в каких ещё словарях мы можем узнать толкование лексического значения слова? (Например, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Словарь Синонимов».)
3) Сообщения заранее подготовленных учеников о словаре синонимов, о фразеологическом словаре.
II. Работа со «Школьным фразеологическим словарём»
Дайте определение фразеологизмам. (Это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)
Ребята, найдите в предложениях, записанных на доске, фразеологические обороты и подчеркните их. Объясните значение фразеологических оборотов с помощью словаря.
1. В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите свою просьбу (в двух словах - коротко и просто (стр. 40, «Школьный фразеологический словарь»)).
2. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. Они трудились не разгибая спины до вечера (не разгибая спины - с большим усердием (стр. 211, «Школьный фразеологический словарь»)).
III. Работа в тетрадях.
Ученики открывают тетради, записывают число, тему урока.
1. Синтаксическая работа (ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения).
мест. глагол фразеологический оборот предл. сущ.
Они трудились не разгибая спины до вечера. (Повеств., невоскл, простое, распр.)
2. Замените описание кратким образным фразеологизмом.
1) Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим? (Редко, да метко.)
2) Дядя Коля умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить умеет, и ремонт в квартире сделает. Как можно назвать дядю Колю? (Мастер на все руки.)
3. Дайте определение синонимам. Приведите примеры. Подберите фразеологизмы-синонимы и запишите их.
1) Усердно, прилежно трудиться (не покладая рук, засучив рукава, не жалея (щадя) сил, до седьмого пота, в поте лица).
2) Все без исключения (все как один, как один человек, от мала до велика, и стар с млад).
3) Мгновенно (в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться, не успел глазом моргнуть).
4. Дайте определение антонимам. Приведите примеры. Подберите фразеологизмы-антонимы и запишите их.
1) Приносить пользу – наносить вред.
2) Не давать покоя – оставлять в покое.
3) Набраться сил – выбиться из сил.
4) Выйти из себя – взять себя в руки.
5) Набраться терпения – потерять терпение.
IV. Работа с толковым словарём.
1. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:
I вариант | II вариант |
аккорд | гаммы |
2. Выпишите из словаря по одному слову: | |
I вариант | II вариант |
заимствованное | диалектное |
устаревшее | профессиональное |
3. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.
V. Домашнее задание.
Повторить всё по теме «Лексика», подготовиться к контрольной работе.
VI. Итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса
Подобранные и разработанные упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...
Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».
Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...
«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»
По большому счёту урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...
Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"
Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"...
«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)
Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). ...