Сборник упражнений по русскому языку для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методическое пособие по русскому языку

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Автор: Комиссарова Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук, учитель-логопед ГБОУ школы № 561 Калининского района Санкт-Петербурга.

Учебно-методическое пособие разработано для занятий по дисциплине «Русский язык» с обучающимися 5-9 классов. Используемый дидактический материал адаптирован для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для обучающихся с задержкой психического развития. В пособии представлены тренировочные упражнения по всем разделам школьного курса «Русский язык», направленные на выработку навыков нормативного использования единиц разных языковых уровней, а также коррекцию дизорфографии и дисграфии. Каждое занятие содержит методические указания преподавателям.

Основная цель пособия — способствовать более глубокому осмыслению практического материала по русскому языку обучающимися с ОВЗ, его систематизации и закреплению. Именно с этой целью в пособии разработаны и представлены задания для самостоятельной работы. Кроме того, составитель сборника ставит ряд задач прикладного характера: помочь обучающимся с ОВЗ в овладении нормами русского литературного языка; выработать умение оценивать языковые варианты и выбирать тот из них, который диктуется условиями коммуникативного контекста, помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к обучающимся. Представленный к анализу речевой материал из русской прозы и поэзии должен, на наш взгляд, помочь воспитанию языкового вкуса, привитию бережного отношения к русскому слову. Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник упражнений

по русскому языку

 для обучающихся 5-9 классов

с ограниченными возможностями здоровья

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург 2019


Автор: Комиссарова Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук, учитель-логопед ГБОУ школы № 561 Калининского района Санкт-Петербурга.

Аннотация

Учебно-методическое пособие разработано для занятий по дисциплине «Русский язык» с обучающимися 5-9 классов. Используемый дидактический материал адаптирован для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для обучающихся с задержкой психического развития. В пособии представлены тренировочные упражнения по всем разделам школьного курса «Русский язык», направленные на выработку навыков нормативного использования единиц разных языковых уровней, а также коррекцию дизорфографии и дисграфии. Каждое занятие содержит методические указания преподавателям.

Основная цель пособия — способствовать более глубокому осмыслению практического материала по русскому языку обучающимися с ОВЗ, его систематизации и закреплению. Именно с этой целью в пособии разработаны и представлены задания для самостоятельной работы. Кроме того, составитель сборника ставит ряд задач прикладного характера: помочь обучающимся с ОВЗ в овладении нормами русского литературного языка; выработать умение оценивать языковые варианты и выбирать тот из них, который диктуется условиями коммуникативного контекста, помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к обучающимся. Представленный к анализу речевой материал из русской прозы и поэзии должен, на наш взгляд, помочь воспитанию языкового вкуса, привитию бережного отношения к русскому слову. Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ООО.


Занятие № 1

Тема: Повторение орфограмм о правописании гласных в корне (проверяемых, непроверяемых безударных, чередующихся).

План

  1. Орфограмма, её опознавательные признаки.
  2. Правописание согласных и безударных гласных (проверяемых) в корне.
  3. Повторение правила написания корней с чередованием гласных.

Содержание занятия

1. Дайте ответы на поставленные вопросы:

  • Что обозначают буквы в словах?
  • Когда мы затрудняемся в выборе буквы для написания слова?
  • Как мы узнаём, какую букву следует написать в «ошибкоопасном» месте?
  • Что такое проверочное слово?
  • Что обозначает термин «орфограмма»?
  • Что обозначает термин «орфография»?
  • Вспомните правила написания корней с чередованием гласных?
  • Что обозначает термин «словарное слово»?

2. Выделите корни, подберите проверочные слова.

Упл…тнить, прил...скать, обн...жить, раск..лить, усл...жнить, обл...котиться, отд..литься, погл…щать, зан…зить, угр…жать, опр…вдание, ж...лтеть, в...пиющий, зап…вала, зар...дить, р...птание, см...гчение, ув...дание, загл...дение, оч...рование, обр...мление, нагр...вание, г…лодание, уд…вление, вскл...коченный, пок...яние, т...птать, св...щенник, см...рение, ст...рониться, угн...тение, упр…щённо.

3. Вставьте пропущенные согласные буквы, выделите корни, подберите проверочные слова.

Ко…ка железа, цветущий лу…, вя…кий кисель, дорогая скри…ка, доро…ка в саду, могучий ду.., деревянный стол.., тёплые варе…ки, сизый голу..ь.

Занятие № 2

Тема: Повторение орфограмм о правописании гласных в корне (непроверяемых безударных, чередующихся).

План

1. Орфограмма, её опознавательные признаки.

2. Повторение правила написания корней с чередованием гласных.

3. Правописание согласных и безударных гласных (непроверяемых, чередующихся) в корне.

Содержание занятия

1. Выделите корни. В каких случаях пишется и, а в каких – е? Назовите слова-исключения. Заполните таблицу.

Выдирать, выдернуть, собирать, соберут, блистательный, блестящий, запирать, заниматься, начинающий, обжигание, умирать, обсчитаться, опереться, отблеск, оттереть, отмереть, отчитать, пересчитать, пробираться, поджигание, поднимать, подпирать, подстелить, разбирать, расстелить, расстилаться, сочетание, сочетать, упереться, устилать, блестеть, блистающий.

2. Выделите корни. В каких случаях пишется о, ав каких а? Назовите слово-исключение среди написаний с корнем -лаг- /-лож-. Заполните таблицу.

Касаться, коснуться, коснувшись, неукоснительно, прикосновение, соприкасаться, соприкосновение, предлагать, предложить, безотлагательный, вложение, возложить, доложить, излагать, обложение, предполагаемый, предрасположенный, предложение, слагаемое, усложнять.

3. Выделите корни. В каких случаях пишется о, а в каких а? Вспомните и напишите все чередующиеся пары корней с о и а. Назовите слова-исключения. Заполните таблицу.

Заря, зори, зарница, зоренька, озарение, озаренность, озарять, озариться, горение, безугарный, возгорание, горелка, догорание, загорелый, нагореть, огарок, перегорать, погорелец, самовозгораемость, угорелый, творец, благотворительность, вытворить, одухотворённость, сотворение, растворимость, сотворить, удовлетворение, утварь, творение, поклонение, наклон, наклонить, неуклонный, отклонение, откланиваться, уклончивый, преклонный, наклонять.

Таблица 1.

Группа корней с чередующейся гласной

Моё объяснение принципа выбора гласной буквы

Исправление и уточнение моего объяснения

Задание для самостоятельной работы

Проверка самостоятельной работы (первой и второй граф таблицы), уточнение и исправление объяснений обучающимися принципа выбора гласной буквы в каждой группе корней с чередованием (заполнение третьей графы таблицы).

Занятие № 3

Тема: Повторение орфограмм о правописании гласных в корне (чередующихся).

План

1. Орфограмма, её опознавательные признаки.

2. Повторение правила написания корней с чередованием гласных.

Содержание занятия

1. Выделите корни. Запомните, в каких словах пишется -плов-. Каким смыслом отличаются они от своих однокоренных слов? Заполните таблицу.

 Плавание, плавучий, пловец, пловчиха, поплавок, плавучесть, заплывать. 

2. Выделите корни. Чем обусловлено написание в них о или а? Назовите слова-исключения. Заполните таблицу.

Врастать, растение, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, доморощенный, дорасти, заросль, нарастание, отрасль, отросток, перерастание, переросток, взрослый, подростковый, подросток, прирастить, произрастать, прорастать, прорасти, разрастись, растение, расти, растительный, ростовщик, Ростислав, срастись,  Ростов, вскочить, выскочить, наскакаться, обскакать, отскочить, скачок, скачи, подскочить, скачет, соскочить, подскочить, на скаку, выскочка.

3. Выделите корни. Чем обусловлено написание в них о или а? Заполните таблицу.

Обмакнуть в воду, плащ промокает, выровненный асфальт, заровнять поверхность, подровнять края, приравнять величины, подравняться в строю, подровнять листы, поравняться с прохожим, равнение на середину, красивая равнина, равнобедренный треугольник бороться за равноправие, разровнять грядку, лестное сравнение, ровесник века, сравнительный метод исследования, решить уравнение, уравновешенный человек.

Таблица 2.

Группа корней с чередующейся гласной

Моё объяснение принципа выбора гласной буквы

Исправление и уточнение моего объяснения

Проверка самостоятельной работы (первой и второй граф таблицы), уточнение и исправление объяснений обучающимися принципа выбора гласной буквы в каждой группе корней с чередованием (заполнение третьей графы таблицы).

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить и закрепить теоретические знания по теме «Чередование гласных в корне слова» по рекомендованной учебной литературе.

 2. Выделите корень, вставьте пропущенную букву, объясните причину своего выбора.

Зам…реть от восторга, наж…мать на кнопку, отп…рать замок, зам…рать от восхищения, приб…ру в квартире, пост...лить постель, любоваться расст...лавшейся равниной, уд...рать с места происшествия, уд…ру без оглядки, изл...гать мысли вслух, написать изл…женние, к...саться темы, прик...снуться к прошлому, скл...ниться над ручьем, откл...нение в сторону, отв...рить окно, домашняя утв…рь, несг...раемый шкаф, заг...рать на берегу моря, выпл...вка чугуна, хороший пл…вец, пл…вучие льды, рыбные пл…вники, обувь пром...кает, обм...кнуть кисть в краску, пром...кашка, держать р…внение в рядах, подр…внять кусты сирени, зар...сти травой, пор...сло мхом, совершить ск...чок, подск...чить от неожиданности, бл…стящий оратор, нач...нать работу, покл...няться солнцу, бл...стать красотой, нач...нать работу, бл...стеть на солнце, зам…реть от счастья, зам...рать от страха, соб...рательный образ, бл...стящий оратор, изб...рательная кампания, предл...гать помощь, накл…нить голову, зар...внять канаву, выр...стить цветы, первое скл…нение, земная р...внина, далекая з...рница, соч...тание теории с практикой, проск..кать на лошади, проск…чить мимо, обм…кнуть вареник в сметану, вым…кнуть под дождем, покл…няться солнцу, отр...слевое производство, заносчивый выск…чка, заск…чить на минуту, ск…чу в гору, рассч…тывать на помощь, произвести расч…т, раст...рание красок, раст...реть ногу, отр…сль промышленности, отр…стить волосы, подр...стковый костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными во...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...

Статья в сборнике "Реабилитация- фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья"

"Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития"....

Сообщение на тему: "Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат".

В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся  5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (ко...

Проверочные работы и тесты по истории Отечества для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья.

Проверочные работы и тесты по истории Отечества для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Английский с удовольствием" для обучающихся 7 классов с ограниченными возможностями здоровья

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Английский с удовольствием" для обучающихся 7 классов с ограниченными возможностями здоровья...

Итоги Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (17 – 21 сентября 2018 года, Москва)

17 – 21 сентября 2018 года в городе Москве состоялась Всероссийская спартакиада для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – Спартакиада)....