Урок русского языка в 5 классе на тему:"Глагол как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола.
Цель урока : 1.Сформировать понятие о глаголе как части речи; 2.Дать понятие о грамматических и морфологических признаках глагола.
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова Греч Николай Иванович [1787- 1867], русский журналист, писатель, филолог.
Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (1878 —1933) — российский и советский лингвист, профессор.
Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени- по родам ( в ед.ч) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Не был. Ненавидеть (искл.).
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание – ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах с основой на – чь. В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак. Беречь(что делать?). Беречься. Инфинити́в (от лат. infinitus – неопределённый)- неопределённая форма глагола . Инфинитив имеет следующие морфологические признаки : вид (совершенный – несовершенный), возвратность – невозвратность, переходность – непереходность
Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти : играть, нести У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг. Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти: Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы -а, -и, -е, -ова, -ну
Правописание –тся и –ться в глаголах Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают (сделают), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется. Способны (что делать?) учиться (неопр.ф.). Брат (что делает?) учится. (3-е л.).
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делал? что делаю? что буду делать? Строить, строил, строю, буду строить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что с делать? что с делал? что с делаю? Построить, построил, построю.
В русском языке противопоставлены: невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся); Мыть, решить, беречь. возвратные глаголы (имеют постфикс -ся). Мыться, решиться, беречься.
Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Читать (кого? что?) книгу . Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Идти в магазин. Все возвратные глаголы непереходные. Мыться, решиться, беречься .
Наклонения глагола Изъявительное. Играл, играю, буду играть. Условное. Сыграл бы. Повелительное. Сыграй.
Времена ). Глаголы настоящего времени показывает, что действия происходят в момент речи или совершаются постоянно.Они отвечают на вопросы: что делаешь? что делают? и.т.д Отвечаю. Формы настоящего времени имеют только глаголы несов.вида.
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действия происходили до момента речи. Они отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делала? что сделала? и.т.д Отвечал Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в ед.ч-по родам. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л-. В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме. Посеял (посеять). Обиделся (обидеться).
Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и .т.д Буду отвечать Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( построю), от глаголов несовершенного вида- будущее сложное ( буду строить).
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам. Местоимение Лицо и число I спряжение II спряжение Исключения я 1 лицо ед. число -у, -ю -у, -ю Брить, стелить- I спряжение 11 глаголов исключений: 7 -еть, 4 – -ать- II спряжение смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть гнать дышать держать слышать ты 2 лицо ед. число -ешь -ишь он, она, оно 3 лицо ед. число -ет -ит мы 1 лицо мн. число -ем -им вы 2 лицо мн. число -ете -ите они 3 лицо мн. число -ут, -ют -ат, -ят
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенной форме.Н-р: строим- строить; 2) определить, какая гласная стоит перед –ть. Ко II спряжению относятся: А) все глаголы на –ить ( кроме брить, стелить); Б) 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; В) 4 глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы ( на –еть, -ать, -оть, -уть. –ыть и др.) относятся к I спряжению. Борется ( бороться)- I спр. Зависит (зависеть)- II спр., искл.
Разноспрягаемые глаголы хотеть бежать по I спр. я хоч у ты хоч ешь он хоч ет по II спр. мы хот им вы хот ите они хот ят по I спр. они бег ут я бег у по II спр. ты беж ишь он беж ит мы беж им вы беж ите
Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство Что? Что делать? Что сделать? Вопросы косвенных падежей Какой? Где? Когда? Куда? Любить – значит прощать Я (что делаю?) иду в школу Прошу вас (о чём?) не шуметь. Желание (какое?) учиться было у него постоянным. Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться. Роль инфинитива в предложении
Морфологический разбор глагола I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологические признаки: Начальная форма ( неопределенная форма); вид; спряжение; Время; число; лицо; род ( если есть). III . Синтаксическая роль.
Образец морфологического разбора Цветет сирень. Устный разбор Цветет- глагол. Во- первых, он обозначает действие: Сирень (что делает?) цветет. Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма- цвести, несовершенного вида, I спряжения; здесь употреблен в настоящем времени, в единственном числе, 3-м лице. В-третьих, в предложении является сказуемым: Сирень ( что делает?) цветет .
Письменный разбор Цветет- глагол. Сирень (что делает?) цветет. Н.ф.- цвести, несов. Вида, I спр., в наст., вр., в ед., ч., в 3-м л. : Сирень ( что делает?) цветет .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"
Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия" на весенней ...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"
Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...