План открытого урока по русскому языку в 10 классе "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении с союзом И"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Ситникова Вера  Афанасьевна

Материалы данного урока на тему "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложениии с союзом И" позволяют повторить и систематизировать знания и по теме и способствуют успешному выполнению заданий ЕГЭ, связанным с пунктуацией в простом и сложном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_10_klass.docx915.35 КБ
Файл otkrytyy_uro10_klass.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по русскому языку в 10 классе  Учитель: Ситникова В.А.

Тема: Знаки препинания при однородных членах  и в сложном предложении союзом И.

Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами и применять это навык при выполнении заданий ЕГЭ.

Образовательная задача:

  •   повторить постановку знаков препинания и закрепить пунктуационные навыки в данных видах предложений;
  • развивать умение отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений.

Воспитательная задача:

  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
  • Формировать интерес к предмету, стремление добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной помощи между учащимся.
  • формировать представления о русском языке как духовной, нравственной  и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка.

   Развивающая задача:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать данный вид пунктограмм.

Познавательные компетенции: учиться  использовать  знаково-символические схемы;  осуществлять  анализ и синтез;  устанавливать  причинно-следственные   связи; строить  рассуждения; обобщать.

Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.

Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, индивидуальные карточки, памятка

  1. Организационный момент.

Приветствие.

- Какой сегодня  день в календаре? В чем необычность сегодняшнего дня в календаре? (Первый день зимы). Поэтому хочется начать  урок  с приветствия декабрю и  с тёплых зимних пожеланий для всех. (слайд №1) – учитель читает стихотворение. https://img-fotki.yandex.ru/get/198017/27156178.16b/0_194e1d_e296901c_XL.jpg

II.    Для поднятия бодрого самочувствия и рабочего настроения урок начнем с орфоэпической разминки «По следам наших ошибок».

((Учащиеся расставляют ударение в словах  на карточке)  

 -проверка (слайд №2), прочтение вслух, самооценка учащихся, выставление баллов на полях тетради по количеству правильных ответов, максимальное количество баллов - 18).

ПОСЛАЛА, КРЕМЕНЬ, ОПЛОМБИРОВАТЬ, ИКСЫ, КРАНЫ, ОБЛЕГЧИТЬ,  ЗАНЯТА,

 ДОНЕЛЬЗЯ, МЕСТНОСТЕЙ, НАКРЕНИТЬСЯ, СТОЛЯР, ШАРФЫ ОПТОВЫЙ, ДИСПАНСЕР,   ПЛОДОНОСИТЬ, КУЛИНАРИЯ, ПРИНЯТА, ТАНЦОВЩИЦА.  

   

  ( Обращаем внимание на типичные ошибки, приёмы для запоминания трудных случаев постановки ударения:  

   1) у глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: клАла, крАла, слАла, послАла, стлАла).

2) Лошадь долго в стойле ржАла: КлАра корм её укрАла, горсть овса за щёку клАла, а потом постель постлАла, лошадь за овсом послАла.

3) Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть.

Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть.

III. Определение темы и задач урока.

  1. Работа с заданием на слайде (устно): объясните  постановку знаков препинания, сделайте вывод:    (слайды 3-4)

Вывод, к которому должны прийти дети: постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами и в ССП союзом И. (запись темы урока)

- Какие задачи  будем решать на уроке?

(различать простые и сложные предложения; определять условия выбора и расставлять ЗП в простом и сложном предложении; распознаватьособые слуаи, при которых запятая в ССП не ставится;)

Учитель: именно это навык проверяется в задании 16, которое  открывает блок пунктуации в тесте на экзамене. В нём нам нужно продемонстрировать своё умение расставлять знаки препинания при однородных членах и в сложносочинённых предложениях.   Поэтому практическая цель нашего урока: подготовка к выполнению заданий ЕГЭ (Слайд 5 с вариантом задания 16 ЕГЭ).

IV. Давайте обратимся  к самому заданию и выстроим сначала  общий подход к его выполнению (алгоритм) – фронтальная работа, в результате которой постепенно на слайде открывается план действий при выполнении задания 16 ЕГЭ. (слайд №6):

 1. Выделяем ГО во всех предложениях,  определяем какие предложения простые, а какие – ССП.

2. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП

( обычно ставится запятая).

 3. Выделяем все ряды однородных членов в простых предложениях. Для этого рисуем схемы.

 4. Применяем правила пунктуации при однородных членах и расставляем запятые, если они нужны.

 5.Находим  предложения,  в которых  требуется только одна запятая.                                                  

 6. Вносим ответ в графу ответа.

V. Повторение теории по теме, чтобы успешно пользоваться данным алгоритмом:

1. знаки препинания при однородных членах ( прочитать схемы на слайде №7,8);

  1. Знаки препинания в ССП (учитель обращает внимание учащихся на 2 пункт алгоритма и предоставляет слово ученику-эксперту, исследовавшему  особенности ССП, в которых запятая между частями не ставится)  - слайд «Ловушки в ССП» - задание №16, для каждого учащегося подготовлена данная памятка:

 

VI.  Практическая часть.

 1) «Практикум» (работа с карточками в парах)

1задание:  найти ССП, в которых запятая не ставится, выделить ГО и указать условие выбора.

2 задание: выписать  ПРОСТЫЕ предложения, в которых между однородными членами  ставит(ят)ся запятая (ые).

1) Настало утро и все разошлись по домам.

2) Садилось солнце и тени становились всё длиннее когда Архип подъехал к хутору.

4) На защиту родины встал и стар и млад.

5) Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.

6) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.

7) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы нарциссы и розы.

10) Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв.

11) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

12) Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

13) Море искрилось и шумело и играло волнами.

15) К счастью вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения.

- проверка (учащиеся зачитывают предложения и объясняют постановку знаков препинания, учитель демонстрирует ответы на слайде);

 -  самооценка данного задания (количество баллов равно количеству правильных ответов).

- Дополнительный вопрос к классу: Почему не выбрали 4 и 10 предложения?(после ответа учащихся открывается слайд «Ловушка»)

2) Работа с тестовым заданием №16 (карточки; работа в парах)

-  Учитель комментирует особенности формулировки.  Тест стал сложнее, так как не даётся точное количество предложений, в которых нужно поставить запятую. Раньше в условии указывалось, что нужно выбрать два пункта. Теперь ты сам должен определить количество верных ответов. Поменялась также и система оценивания этого задания: начисляется один балл вместо двух.

        Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы молодых деревьев.

2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3) Шепелев не счёл нужным закреплять свою победу и с той же вежливой улыбкой искусно затушевал мою растерянность.

4) Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.

5) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь.

 -  проверка (слайд), самооценка (1 балл)

VII. Итог урока.

1. Оценивание. (слайд: 25-27 баллов  - 5;   22 – 24 балла – 4;19 – 21 балл – 3)

2. Рефлексия «А напоследок я скажу…»

  • Сегодня я узнал…                                       Было интересно…
  • Было трудно…                                             Я выполнял задания…
  • Я понял, что…                                              Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…                                 Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…

  1. Домашнее задание: тест

Приложение  

Тест.  Задание 16

1) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

       1) Из-за протечек в крыше во всех трёх спальнях на верхнем этаже стояла сырость и пахло плесенью.

2) Цветы росли возле самого снега и даже сквозь снег пробивались нежные зелёные ростки.

3) Сосед мой явно не был расположен к общению и разговорам предпочёл сосредоточенное чтение газеты.

4) Станислав не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.

5) Танюше стало холодно и она проснулась.

2) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Было особенно тихо и немноголюдно и лишь изредка доносились до слуха детский смех или лай собаки.

2) Мне тяжело вспоминать своё прошлое и Петербург и свою любовь.

3) У Ивана Степановича внезапно ярко заблестели глаза и лицо покрылось нездоровым румянцем.

4) И вот уже и трепещут и горят забрызганные росой ветки стройных деревьев.

5) Там и сям дрожат и колышутся отражения звёзд и прибрежных камней.

3) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.

3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.

4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.

5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.

           4)    Расставьте  знаки  препинания.  Укажите    номера  предложений,  в  которых  нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
  2. Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
  3. Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
  4. За чаем собрались гости да хозяева.
  5. И метался ветер быстрый по бурьянам и снопами мчались искры по туманам...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 10 класс

Слайд 2

.

Слайд 3

Орфоэпическая разминка П ОСЛАЛА, КРЕМЕНЬ, ОПЛОМБИРОВАТЬ, ИКСЫ, КРАНЫ, ОБЛЕГЧИТЬ, ЗАНЯТА, ДОНЕЛЬЗЯ, МЕСТНОСТЕЙ, НАКРЕНИТЬСЯ, СТОЛЯР, ШАРФЫ ОПТОВЫЙ , ДИСПАНСЕР, ПЛОДОНОСИТЬ, КУЛИНАРИЯ, ПРИНЯТА, ТАНЦОВЩИЦА.

Слайд 4

Орфоэпическая разминка П ОСЛ А Л А , КРЕМ Е НЬ, ОПЛОМБИРОВ А ТЬ, И КСЫ, КР А НЫ, ОБЛЕГЧ И ТЬ, ЗАНЯТ А , ДОН Е ЛЬЗЯ, М Е СТНОСТЕЙ, НАКРЕН И ТЬСЯ, СТОЛ Я Р, Ш А РФЫ ОПТ О ВЫЙ , ДИСПАНС Е Р, ПЛОДОНОС И ТЬ, КУЛИН А Р И Я, ПРИНЯТ А , ТАНЦ О ВЩИЦА. 18 СЛОВ

Слайд 5

Ах , кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек В полях в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру ! ( Н.Рубцов , 1955г.) Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.

Слайд 6

Ах , кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек , В полях , в селеньях и в бору , Слегка гудящем на ветру! Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.

Слайд 7

Опять зима и птицы улетели Осыпались последние листы И занесли давно уже метели Заглохший сад, поблёкшие цветы. ( Д.Церцелев , 1898 г.) Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.

Слайд 8

Опять зима , и птицы улетели , Осыпались последние листы , И занесли давно уже метели Заглохший сад, поблёкшие цветы. Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.

Слайд 9

Первое декабря Классная работа Знаки препинания при однородных членах и в сложносочинённых предложениях

Слайд 10

Задачи : развивать умение отличать простые предложения с однородными членами от сложносочинённых предложений; повторить и закрепить пунктуационные навыки в данных видах предложений; распознавать особые случаи, при которых в ССП запятая не ставится;

Слайд 11

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1 ) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы молодых деревьев. 2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди. 3) Шепелев не счёл нужным закреплять свою победу и с той же вежливой улыбкой искусно затушевал мою растерянность. 4) Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба. 5) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь.

Слайд 12

Алгоритм выполнения задания 16 1. Выделяем ГО во всех предложениях, определяем какие предложения простые, а какие – ССП. 2. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП ( обычно ставится запятая). 3. Выделяем все ряды однородных членов в простых предложениях. Для этого рисуем схемы. 4. Применяем правила пунктуации при однородных членах и расставляем запятые, если они нужны . 5.Находим предложения, в которых требуется только одна запятая. 6. Вносим ответ в графу ответа.

Слайд 13

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую . 1 ) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы молодых деревьев. 2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди. 3) Шепелев не счёл нужным закреплять свою победу и с той же вежливой улыбкой искусно затушевал мою растерянность. 4) Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба. 5) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. 25

Слайд 14

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами Простое предложение содержит одну грамматическую основу не только но и как так , или или , , а но да (но) однако зато , , и , и , и и , и и если не… , то не столько… , сколько хотя и… , но

Слайд 15

В простом предложении с однородными членами запятая НЕ ставится : и или либо да(=И) • если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и) , запятая перед ним не ставится;

Слайд 16

Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП» 1. Запятая в ССП НЕ ставится, когда у простых предложений есть общий второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот, общее придаточное предложение. а) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. б) Короче говоря , учебный год закончился и начались каникулы. в) Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз . г) Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне.

Слайд 17

Обходим ловушку Как найти общий второстепенный член? •Имеет обстоятельственное значение (место, времени, качества); •Стоит в начале предложения; •Можно отнести общий второстепенный член к каждой части ССП, и смысл не поменяется. Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП»

Слайд 18

2. Если оба предложения, входящие в состав ССП, являются вопросительными, восклицательными или побудительными , то запятая между ними НЕ ставится: а) Как мы могли заблудиться и кто выведет нас отсюда ? б ) Пусть удача улыбнется и тогда ты сможешь всё! в ) Вы, Людочка , говорите погромче и вы, дети, слушайте свою одноклассницу повнимательнее. Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП»

Слайд 19

3. Если оба предложения, входящие в состав ССП, являются односоставными (назывными, безличными, неопределенно-личные) , запятая НЕ ставится. а) Мороз и солнце. б) Необходимо поставить вопрос на контроль и нужно разобраться в ситуации без посторонних. в) Нас тепло проводили и встречают радушно. Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП»

Слайд 20

Ловушки в ССП (Задание №16) Запятая не ставится перед И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО, если [ В лесу ещё снег лежит нетронутый ] и [ деревья стоят в снежном плену ] . [ Летом на лесных опушках расцветают цветы ] и [ появляются ягоды земляники ] . 1) Есть общий второстепенный член 5) Между предложениями с синонимичными или повторяющимися сказуемыми 4) Союз И соединяет два вопросительных , или два восклицательных , или два назывных предложения 2) Есть общее вводное слово 3) Есть общее придаточное предложение Вероятно , [ он был в затруднении ] и [ в его душе совершалась борьба ] . [ Дождь уже перестал ] и [ начало светать ] , ( когда мы вернулись ) . [ Когда мы отправимся ] и [ где назначена встреча ] ? [ Ночь ] и [ огромная луна ] . [ Тебе не спится ] и [ мне не уснуть ] .

Слайд 21

Алгоритм выполнения задания 16 1. Выделяем ГО во всех предложениях, определяем какие предложения простые, а какие – ССП. 2. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП ( обычно ставится запятая). 3. Выделяем все ряды однородных членов в простых предложениях. Для этого рисуем схемы. 4. Применяем правила пунктуации при однородных членах и расставляем запятые, если они нужны . 5.Находим два предложения, в которых требуется только одна запятая. 6. Вносим ответ в графу ответа.

Слайд 22

Практикум Садилось солнце и тени становились всё длиннее , ( когда Архип подъехал к хутору). - общее придаточное Летом (общ. втор. член- обст . в ремени) на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. В театре времён Шекспира ( обст . места) актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка ? – оба предл. вопросительные К счастью, (вводное слово) вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения .

Слайд 23

Проверяем знаки препинания при однородных членах. 5) Лицо Николая и голос , тепло и свет в комнате успокаивали Власову. 9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны , лилии и хризантемы , нарциссы и розы . 13) Море искрилось , и шумело , и играло волнами.

Слайд 24

 Ловушка Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов): Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря Запятая внутри них не ставится ! ни ни фразеологизм

Слайд 25

Т ЕСТ 1 – 25/52

Слайд 26

25-27 баллов - 5 22 – 24 балла – 4 19 – 21 балл - 3

Слайд 27

«А напоследок я скажу...» Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… М еня удивило …

Слайд 28

Домашнее задание Тест ( с пункт. р азбором предложений)

Слайд 30

Т ЕСТ 1 – 25/52 2 – 14/41 3 - 45/54 4 – 15/51

Слайд 33

ПОБЛЁКШИЙ, - ая , -ее. 1. Лишённый яркости, выцветший. П- ие буквы. П- ие краски. П. ситец. 2. Завядший (о растениях). П- ая трава. П. гладиолус. 3. Усталый, изнуренный. П. вид. П- ая красотка. 4. Побледневший, осунувшийся. П- ие щеки. П-ее лицо Опять зима, и птицы улетели, Осыпались последние листы, И занесли давно уже метели Заглохший сад, поблёкшие цветы. Напрасно ищешь красок и движенья, Окутал всё серебряный покров, Как будто небо - только отраженье Под ним разостланных снегов. <1892> Дмитрий Николаевич Цертелев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении

Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....

Презентация 6 класс Знаки препинания при однородных членах предложения

Презентация  6 класс  Знаки препинания при однородных членах предложения...

Конспект урока по русскому языку 6 класс коррекционной школы. Тема: Однородные члены предложения без союзов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Однородные члены предложения без с...

Урок Русский язык 5 класс :Обобщающие слова при однородных членах

Урок Русский язык 5 класс :Обобщающие слова при однородных членах...