План открытого урока по русскому языку в 10 классе "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении с союзом И"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Материалы данного урока на тему "Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложениии с союзом И" позволяют повторить и систематизировать знания и по теме и способствуют успешному выполнению заданий ЕГЭ, связанным с пунктуацией в простом и сложном предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_10_klass.docx | 915.35 КБ |
otkrytyy_uro10_klass.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
План открытого урока по русскому языку в 10 классе Учитель: Ситникова В.А.
Тема: Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении союзом И.
Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами и применять это навык при выполнении заданий ЕГЭ.
Образовательная задача:
- повторить постановку знаков препинания и закрепить пунктуационные навыки в данных видах предложений;
- развивать умение отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений.
Воспитательная задача:
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
- Формировать интерес к предмету, стремление добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной помощи между учащимся.
- формировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка.
Развивающая задача:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать данный вид пунктограмм.
Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.
Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.
Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, индивидуальные карточки, памятка
- Организационный момент.
Приветствие.
- Какой сегодня день в календаре? В чем необычность сегодняшнего дня в календаре? (Первый день зимы). Поэтому хочется начать урок с приветствия декабрю и с тёплых зимних пожеланий для всех. (слайд №1) – учитель читает стихотворение.
II. Для поднятия бодрого самочувствия и рабочего настроения урок начнем с орфоэпической разминки «По следам наших ошибок».
((Учащиеся расставляют ударение в словах на карточке)
-проверка (слайд №2), прочтение вслух, самооценка учащихся, выставление баллов на полях тетради по количеству правильных ответов, максимальное количество баллов - 18).
ПОСЛАЛА, КРЕМЕНЬ, ОПЛОМБИРОВАТЬ, ИКСЫ, КРАНЫ, ОБЛЕГЧИТЬ, ЗАНЯТА,
ДОНЕЛЬЗЯ, МЕСТНОСТЕЙ, НАКРЕНИТЬСЯ, СТОЛЯР, ШАРФЫ ОПТОВЫЙ, ДИСПАНСЕР, ПЛОДОНОСИТЬ, КУЛИНАРИЯ, ПРИНЯТА, ТАНЦОВЩИЦА.
( Обращаем внимание на типичные ошибки, приёмы для запоминания трудных случаев постановки ударения:
1) у глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: клАла, крАла, слАла, послАла, стлАла).
2) Лошадь долго в стойле ржАла: КлАра корм её укрАла, горсть овса за щёку клАла, а потом постель постлАла, лошадь за овсом послАла.
3) Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть.
Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть.
III. Определение темы и задач урока.
- Работа с заданием на слайде (устно): объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод: (слайды 3-4)
Вывод, к которому должны прийти дети: постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами и в ССП союзом И. (запись темы урока)
- Какие задачи будем решать на уроке?
(различать простые и сложные предложения; определять условия выбора и расставлять ЗП в простом и сложном предложении; распознаватьособые слуаи, при которых запятая в ССП не ставится;)
Учитель: именно это навык проверяется в задании 16, которое открывает блок пунктуации в тесте на экзамене. В нём нам нужно продемонстрировать своё умение расставлять знаки препинания при однородных членах и в сложносочинённых предложениях. Поэтому практическая цель нашего урока: подготовка к выполнению заданий ЕГЭ (Слайд 5 с вариантом задания 16 ЕГЭ).
IV. Давайте обратимся к самому заданию и выстроим сначала общий подход к его выполнению (алгоритм) – фронтальная работа, в результате которой постепенно на слайде открывается план действий при выполнении задания 16 ЕГЭ. (слайд №6):
1. Выделяем ГО во всех предложениях, определяем какие предложения простые, а какие – ССП.
2. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП
( обычно ставится запятая).
3. Выделяем все ряды однородных членов в простых предложениях. Для этого рисуем схемы.
4. Применяем правила пунктуации при однородных членах и расставляем запятые, если они нужны.
5.Находим предложения, в которых требуется только одна запятая.
6. Вносим ответ в графу ответа.
V. Повторение теории по теме, чтобы успешно пользоваться данным алгоритмом:
1. знаки препинания при однородных членах ( прочитать схемы на слайде №7,8);
- Знаки препинания в ССП (учитель обращает внимание учащихся на 2 пункт алгоритма и предоставляет слово ученику-эксперту, исследовавшему особенности ССП, в которых запятая между частями не ставится) - слайд «Ловушки в ССП» - задание №16, для каждого учащегося подготовлена данная памятка:
VI. Практическая часть.
1) «Практикум» (работа с карточками в парах)
1задание: найти ССП, в которых запятая не ставится, выделить ГО и указать условие выбора.
2 задание: выписать ПРОСТЫЕ предложения, в которых между однородными членами ставит(ят)ся запятая (ые).
1) Настало утро и все разошлись по домам.
2) Садилось солнце и тени становились всё длиннее когда Архип подъехал к хутору.
4) На защиту родины встал и стар и млад.
5) Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
6) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.
7) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.
9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы нарциссы и розы.
10) Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв.
11) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.
12) Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?
13) Море искрилось и шумело и играло волнами.
15) К счастью вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения.
- проверка (учащиеся зачитывают предложения и объясняют постановку знаков препинания, учитель демонстрирует ответы на слайде);
- самооценка данного задания (количество баллов равно количеству правильных ответов).
- Дополнительный вопрос к классу: Почему не выбрали 4 и 10 предложения?(после ответа учащихся открывается слайд «Ловушка»)
2) Работа с тестовым заданием №16 (карточки; работа в парах)
- Учитель комментирует особенности формулировки. Тест стал сложнее, так как не даётся точное количество предложений, в которых нужно поставить запятую. Раньше в условии указывалось, что нужно выбрать два пункта. Теперь ты сам должен определить количество верных ответов. Поменялась также и система оценивания этого задания: начисляется один балл вместо двух.
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы молодых деревьев.
2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
3) Шепелев не счёл нужным закреплять свою победу и с той же вежливой улыбкой искусно затушевал мою растерянность.
4) Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.
5) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь.
- проверка (слайд), самооценка (1 балл)
VII. Итог урока.
1. Оценивание. (слайд: 25-27 баллов - 5; 22 – 24 балла – 4;19 – 21 балл – 3)
2. Рефлексия «А напоследок я скажу…»
- Сегодня я узнал… Было интересно…
- Было трудно… Я выполнял задания…
- Я понял, что… Теперь я могу…
- Я почувствовал, что… Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Домашнее задание: тест
Приложение
Тест. Задание 16
1) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из-за протечек в крыше во всех трёх спальнях на верхнем этаже стояла сырость и пахло плесенью.
2) Цветы росли возле самого снега и даже сквозь снег пробивались нежные зелёные ростки.
3) Сосед мой явно не был расположен к общению и разговорам предпочёл сосредоточенное чтение газеты.
4) Станислав не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.
5) Танюше стало холодно и она проснулась.
2) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Было особенно тихо и немноголюдно и лишь изредка доносились до слуха детский смех или лай собаки.
2) Мне тяжело вспоминать своё прошлое и Петербург и свою любовь.
3) У Ивана Степановича внезапно ярко заблестели глаза и лицо покрылось нездоровым румянцем.
4) И вот уже и трепещут и горят забрызганные росой ветки стройных деревьев.
5) Там и сям дрожат и колышутся отражения звёзд и прибрежных камней.
3) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.
4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.
5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.
4) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
- Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
- Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
- За чаем собрались гости да хозяева.
- И метался ветер быстрый по бурьянам и снопами мчались искры по туманам...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
.
Орфоэпическая разминка П ОСЛАЛА, КРЕМЕНЬ, ОПЛОМБИРОВАТЬ, ИКСЫ, КРАНЫ, ОБЛЕГЧИТЬ, ЗАНЯТА, ДОНЕЛЬЗЯ, МЕСТНОСТЕЙ, НАКРЕНИТЬСЯ, СТОЛЯР, ШАРФЫ ОПТОВЫЙ , ДИСПАНСЕР, ПЛОДОНОСИТЬ, КУЛИНАРИЯ, ПРИНЯТА, ТАНЦОВЩИЦА.
Орфоэпическая разминка П ОСЛ А Л А , КРЕМ Е НЬ, ОПЛОМБИРОВ А ТЬ, И КСЫ, КР А НЫ, ОБЛЕГЧ И ТЬ, ЗАНЯТ А , ДОН Е ЛЬЗЯ, М Е СТНОСТЕЙ, НАКРЕН И ТЬСЯ, СТОЛ Я Р, Ш А РФЫ ОПТ О ВЫЙ , ДИСПАНС Е Р, ПЛОДОНОС И ТЬ, КУЛИН А Р И Я, ПРИНЯТ А , ТАНЦ О ВЩИЦА. 18 СЛОВ
Ах , кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек В полях в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру ! ( Н.Рубцов , 1955г.) Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.
Ах , кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек , В полях , в селеньях и в бору , Слегка гудящем на ветру! Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.
Опять зима и птицы улетели Осыпались последние листы И занесли давно уже метели Заглохший сад, поблёкшие цветы. ( Д.Церцелев , 1898 г.) Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.
Опять зима , и птицы улетели , Осыпались последние листы , И занесли давно уже метели Заглохший сад, поблёкшие цветы. Объясните постановку знаков препинания, сделайте вывод.
Первое декабря Классная работа Знаки препинания при однородных членах и в сложносочинённых предложениях
Задачи : развивать умение отличать простые предложения с однородными членами от сложносочинённых предложений; повторить и закрепить пунктуационные навыки в данных видах предложений; распознавать особые случаи, при которых в ССП запятая не ставится;
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1 ) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы молодых деревьев. 2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди. 3) Шепелев не счёл нужным закреплять свою победу и с той же вежливой улыбкой искусно затушевал мою растерянность. 4) Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба. 5) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь.
Алгоритм выполнения задания 16 1. Выделяем ГО во всех предложениях, определяем какие предложения простые, а какие – ССП. 2. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП ( обычно ставится запятая). 3. Выделяем все ряды однородных членов в простых предложениях. Для этого рисуем схемы. 4. Применяем правила пунктуации при однородных членах и расставляем запятые, если они нужны . 5.Находим предложения, в которых требуется только одна запятая. 6. Вносим ответ в графу ответа.
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую . 1 ) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы молодых деревьев. 2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди. 3) Шепелев не счёл нужным закреплять свою победу и с той же вежливой улыбкой искусно затушевал мою растерянность. 4) Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба. 5) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. 25
Постановка запятой в простом предложении с однородными членами Простое предложение содержит одну грамматическую основу не только но и как так , или или , , а но да (но) однако зато , , и , и , и и , и и если не… , то не столько… , сколько хотя и… , но
В простом предложении с однородными членами запятая НЕ ставится : и или либо да(=И) • если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и) , запятая перед ним не ставится;
Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП» 1. Запятая в ССП НЕ ставится, когда у простых предложений есть общий второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот, общее придаточное предложение. а) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. б) Короче говоря , учебный год закончился и начались каникулы. в) Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз . г) Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне.
Обходим ловушку Как найти общий второстепенный член? •Имеет обстоятельственное значение (место, времени, качества); •Стоит в начале предложения; •Можно отнести общий второстепенный член к каждой части ССП, и смысл не поменяется. Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП»
2. Если оба предложения, входящие в состав ССП, являются вопросительными, восклицательными или побудительными , то запятая между ними НЕ ставится: а) Как мы могли заблудиться и кто выведет нас отсюда ? б ) Пусть удача улыбнется и тогда ты сможешь всё! в ) Вы, Людочка , говорите погромче и вы, дети, слушайте свою одноклассницу повнимательнее. Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП»
3. Если оба предложения, входящие в состав ССП, являются односоставными (назывными, безличными, неопределенно-личные) , запятая НЕ ставится. а) Мороз и солнце. б) Необходимо поставить вопрос на контроль и нужно разобраться в ситуации без посторонних. в) Нас тепло проводили и встречают радушно. Ловушка ЕГЭ «Запятая между частями ССП»
Ловушки в ССП (Задание №16) Запятая не ставится перед И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО, если [ В лесу ещё снег лежит нетронутый ] и [ деревья стоят в снежном плену ] . [ Летом на лесных опушках расцветают цветы ] и [ появляются ягоды земляники ] . 1) Есть общий второстепенный член 5) Между предложениями с синонимичными или повторяющимися сказуемыми 4) Союз И соединяет два вопросительных , или два восклицательных , или два назывных предложения 2) Есть общее вводное слово 3) Есть общее придаточное предложение Вероятно , [ он был в затруднении ] и [ в его душе совершалась борьба ] . [ Дождь уже перестал ] и [ начало светать ] , ( когда мы вернулись ) . [ Когда мы отправимся ] и [ где назначена встреча ] ? [ Ночь ] и [ огромная луна ] . [ Тебе не спится ] и [ мне не уснуть ] .
Алгоритм выполнения задания 16 1. Выделяем ГО во всех предложениях, определяем какие предложения простые, а какие – ССП. 2. Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП ( обычно ставится запятая). 3. Выделяем все ряды однородных членов в простых предложениях. Для этого рисуем схемы. 4. Применяем правила пунктуации при однородных членах и расставляем запятые, если они нужны . 5.Находим два предложения, в которых требуется только одна запятая. 6. Вносим ответ в графу ответа.
Практикум Садилось солнце и тени становились всё длиннее , ( когда Архип подъехал к хутору). - общее придаточное Летом (общ. втор. член- обст . в ремени) на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. В театре времён Шекспира ( обст . места) актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка ? – оба предл. вопросительные К счастью, (вводное слово) вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения .
Проверяем знаки препинания при однородных членах. 5) Лицо Николая и голос , тепло и свет в комнате успокаивали Власову. 9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны , лилии и хризантемы , нарциссы и розы . 13) Море искрилось , и шумело , и играло волнами.
Ловушка Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов): Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря Запятая внутри них не ставится ! ни ни фразеологизм
Т ЕСТ 1 – 25/52
25-27 баллов - 5 22 – 24 балла – 4 19 – 21 балл - 3
«А напоследок я скажу...» Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… М еня удивило …
Домашнее задание Тест ( с пункт. р азбором предложений)
Т ЕСТ 1 – 25/52 2 – 14/41 3 - 45/54 4 – 15/51
ПОБЛЁКШИЙ, - ая , -ее. 1. Лишённый яркости, выцветший. П- ие буквы. П- ие краски. П. ситец. 2. Завядший (о растениях). П- ая трава. П. гладиолус. 3. Усталый, изнуренный. П. вид. П- ая красотка. 4. Побледневший, осунувшийся. П- ие щеки. П-ее лицо Опять зима, и птицы улетели, Осыпались последние листы, И занесли давно уже метели Заглохший сад, поблёкшие цветы. Напрасно ищешь красок и движенья, Окутал всё серебряный покров, Как будто небо - только отраженье Под ним разостланных снегов. <1892> Дмитрий Николаевич Цертелев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении
Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
урок русского языка 9 класс "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"
Урок русского языка в 9 классе по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
Презентация 6 класс Знаки препинания при однородных членах предложения
Презентация 6 класс Знаки препинания при однородных членах предложения...
Конспект урока по русскому языку 6 класс коррекционной школы. Тема: Однородные члены предложения без союзов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Однородные члены предложения без с...