Программа факультатива по русскому языку 10 класс
материал по русскому языку (10 класс)

Бабкина Ирина Александровна

Программа факультатива по русскому языку 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_po_russkomu_yazyku_10_klass.docx197.61 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

по русскому языку

                                                              «Культура русской речи»

для 10 «А» класса (универсальный)

(среднее общее образование)

Количество часов: 34

                Составитель: Бабкина И.А.,

учитель русского языка и литературы

                                                                                         

             

  1. Пояснительная записка.

Практическая значимость курса «Культура русской речи»

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Цель курса: подготовка обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку за курс среднего общего образования

         Задачи курса:

- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;

- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста;

- систематизировать знания обучающихся о нормах литературного языка (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических);

- формировать умения применять знания о нормах литературного языка при решении заданий в формате ЕГЭ;

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- содействовать созданию ситуации успеха для каждого ученика и позитивному психологическому настрою при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На программу изучения факультативного курса в 10 классе выделяется 2 часа в неделю во 2 полугодии. Общее количество часов за год обучения составляет 35 часов.

2.Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  6. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета   «Русский язык».

Предметные результаты

  1. Знание базовых понятий курса: культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
  2. умение определять  стили и типы речи  русского языка;
  3. знание художественно-изобразительных средствах речевой выразительности .
  4. Умение работать с языковыми нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)
  5. Умение писать сочинение-рассуждение.

В результате изучения материалов программы обучающиеся 10 «А» класса научатся:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владеть знаниями основных понятий  курса, таких как культура речи, речь, письменная и устная формы речи, языковая норма, виды языковых норм;
  • уметь  определять  стили и типы речи  русского языка;
  • находить и правильно определять  художественно-изобразительных средствах речевой выразительности ;
  • работать с языковыми нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими) : находить ошибки в случаях их нарушения
  • писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ

3. Содержание курса.

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение: основные требования к творческой работе, структура, понятие тезиса, умение формулировать его, аргумент, способы введения аргументов, выводов. Обучающее сочинение-рассуждение  

3

Практикум, развитие речи

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения – рассуждения

Текст, основная мысль, структура текста. Функциональные стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, их особенности. Типы речи: описание повествование, рассуждение. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Средства выразительности речи

Средства выразительности речи, эпитеты, метафоры, омонимы, сравнения, синекдоха, анафора, градация. Лингвистический анализ публицистического текста. План анализа публицистического текста

4

Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Текст. Виды связи предложений в тексте

Текст. Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте: повторы, однородные слова, союзы, местоимения, указательные слова, описательные обороты, Сочинение-рассуждение о русском языке  

6

Практикум, развитие речи, исследование, беседа, коллективное обсуждение, контроль

Сопоставляют  и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Осваивают  правила коллективного обсуждения, дискуссии в соответствии с нормами русского языка, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

Тема текста, тема и рема, заголовок текста. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции Оформление работы

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов.

Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке

Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке. Самостоятельная работа над редактированием текста : структурирование, преобразование, интерпретация  

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Типы ошибок. Исправление недочетов

Типы ошибок, исправление недочетов; оценка утверждений , сделанных в тексте, определение доводов, исходя из собственного представления о мире

2

Работа над ошибками, коллективное обсуждение

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся

Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся, оценка содержания и формы текста, анализ подтекста ( использованных языковых средств и структуры текста)

2

Рецензирование, редактирование, работа над ошибками

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Лингвистический анализ художественного текста.

Лингвистический анализ художественного текста; соответствие между частями текста и его основной мыслью, сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.

3

Практикум, развитие речи, исследование, беседа

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  устной и письменной речью, участвуют  в диалогах разных видов

Подготовка к сочинению -рассуждению на основе прочитанного текста, написание сочинения

Самостоятельная работа над созданием сочинения-рассуждения (формулировка проблемы, авторской позиции, работа с примерами-иллюстрациями из текста, авторская позиция и собственнаяпозиция по проблеме текста)

4

Практикум. Написание сочинения. Работа со словами –клише. Привлечение материала из жизненного(читательского ) опыта

Используют  речевые средства  для решения коммуникативных задач; владеют  письменной речью

Резервные занятия

Внеурочная деятельность

1

3. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Сочинение-рассуждение. Основные требования к работе.

1

1 неделя

РР Обучающее сочинение-рассуждение

1

1 неделя

РР Написание сочинения -рассуждения

1

2 неделя

Карантинное занятие. Текст. Стили речи. Типы речи

1

2 неделя

Карантинное занятие. Композиция сочинения-рассуждения.

1

3 неделя

Карантинное занятие. Критерии и нормативы оценки творческой работы

1

3 неделя

Карантинное занятие. Средства выразительности речи. Теория.

1

4 неделя

Карантинное занятие. Средства выразительности речи. Практика.

1

4 неделя

Карантинное занятие. Лингвистический анализ публицистического текста.

1

5 неделя

Роль средств выразительности в тексте.

1

5 неделя

Виды связи предложений в тексте

1

6 неделя

Средства связи предложений в тексте

1

6 неделя

Цепная и параллельная связь

1

7 неделя

Теория: Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте

1

7 неделя

Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте

1

8 неделя

РР Сочинение-рассуждение о русском языке

1

8 неделя

РР Написание сочинения-рассуждения о русском языке

1

9 неделя

Тема текста

1

9 неделя

Корректное изложение собственного мнения о проблеме

1

10 неделя

Аргументы. Оформление работы

1

10 неделя

Обучение  рецензированию и редактированию собственной творческой работы

1

11 неделя

 Рецензированию и редактированию собственной творческой работы

1

11 неделя

Практикум по рецензированию и редактированию собственной творческой работы

1

12 неделя

Типы ошибок, их исправление

1

12 неделя

Предупреждение логических и речевых ошибок

1

13 неделя

Редактирование  творческой работы на основе примеров.

1

13 неделя

Рецензирование творческой работы на основе примеров

1

14 неделя

 Как выполнить лингвистический анализ художественного текста

1

14 неделя

Лингвистический анализ художественного текста

1

15 неделя

Практикум «Лингвистический анализ художественного текста»

1

15 неделя

РР Обучающее сочинение о нравственных проблемах

1

16 неделя

Обучающее сочинение о нравственных проблемах

1

16 неделя

Написание сочинения-рассуждения

1

17 неделя

Решение заданий в формате ЕГЭ

1

17 неделя

4.  Учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения /  аст.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008.)

2. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз.  /  В.В. Бабайцева.  – М.: Дрофа, 2008.

3.Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен (изложение). 9 класс. Русский язык. – ООО Издательский центр «Взгляд», 2005

4. Н.Е. Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Т.А.Ладыжеской. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение,1991

5. Львова С.И. ЕГЭ 2006: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006

6. Методические рекомендации для подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме в 11 классе, размещенные на  сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

для учащихся:

1. Русский язык: Теория. 5 – 9кл.: учебник для углубл. изуч. рус. яз.  /  В.В. Бабайцева.  – М.: Дрофа, 2008.

2. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2002.

3. Львова СИ. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....

Рецензия на программу факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»

Программа факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» относится к предметно-ориентированному виду программ,  должна позволить ученикам повысить уровень лингвистической культуры, системат...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...