Комплексный анализ текста. Материалы для 5 класса
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)
Содержатся варианты работ, которые можно использовать для работы на уроках, домашнего задания, элективных курсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25 КБ |
![]() | 25 КБ |
![]() | 26 КБ |
![]() | 25.5 КБ |
![]() | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Текст 15.
_________________________________________.
Всякий мож...т взять глину краски мел молоко. Но ничего н… выйд…т, если нет умения. А когда н…блюдаеш… за работой дымковской мастериц…, каже…ся всё просто. Вот она отщ…пнула от глины кусочек ра…катала его к…лбаской вот вз…ла глины побольше ра…шлёпала в л…пёшку вот св…рнула л…пёшку в…ронкой, ок…залось – это юбоч(?)ка. Сверху приделала голову руки. К…лбаску и…огнула коромыслом выл…пила крохотные в…дёрки. Стоит водоноска влажная к…ричневая сохнет светлее…т.
Маст…рство дымковских мастериц идёт (из) глубины веков. Все дымковские игрушки – начало знания р…бёнка о мире. Он и играл и вх…дил в мир, который его окружа…т. И мир этот был прекрасен: высокие гордые шеи коней опл…тали ч…рные витые гривы рус…кие печи ра…цветали розами нарядные деточ(?)ки прижимались к ра…писным подолам матерей отцы шли за с…хой по золотой пашне руч(?)ные медведи пл…сали под игру своей балалайки…
Одна дымковская вятская игрушка в состоянии… преобр…зить (с;з)делать праз…ничной квартиру…
(По В. Крупину.)
- Озаглавьте текст.
- Докажите, что это текст. ________________________________________________________________________________________________________________________
- Тема текста ________________________________________________________________________________________________________________________
- Основная мысль текста ________________________________________________________________________________________________________________________
- Стиль текста ________________________________________________
- Тип текста __________________________________________________
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Обозначьте в словах приставки.
- Разберите по составу слова: дымковская водоноска
- Выпишите из текста словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном смысле. ________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете выражение из глубины веков: ________________________________________________________________________________________________________________________
- Произведите фонетический разбор слова может: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
Предварительный просмотр:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Текст 16.
_________________________________________.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них луч(?)ше? Вот дуб говорит Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю уш…л ствол в три о…хвата в…рхушка в небо смотрит…ся; листья у меня выр…зные а сучья будто из ж…леза вылиты. Я (не) кланяюсь бурям (не) гнусь перед гр…зою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила Не хвастай много дубище что ты велик и толст; зато р…стут на тебе одни ж…луди, свиньям на потеху а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слуша…т сосенка, иглистой в…рхушкой кача…т и говорит Погодите похвалят…ся: вот придёт зима и буд…те вы оба стоять голёшеньки а на мне всё же останут…ся мои зелёные колюч(?)ки; без меня в х…лодной ст…роне житья бы людям (не) было: я им и печки топлю и избы строю.
(К.Д. Ушинский.)
- Озаглавьте текст.
- Докажите, что это текст. ________________________________________________________________________________________________________________________
- Тема текста ________________________________________________________________________________________________________________________
- Основная мысль текста ________________________________________________________________________________________________________________________
- Стиль текста ________________________________________________
- Тип текста __________________________________________________
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Выпишите из текста однокоренные слова и разберите их по составу: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста: молвила - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите в тексте и выпишите СРАВНЕНИЯ________________________________________________________________________________________________________________________________ЭПИТЕТЫ___________________________________________________________________________________________________________________________________
- Произведите фонетический разбор слова листья:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите синтаксический разбор ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Текст 17.
_________________________________________.
Вел…чайшее богатство народа его язык! Тысячелетиями накапливают…ся и вечно живут в слове несметные с…кровища человеческой мыс(?)ли и опыта.
Меткий и образный рус…кий язык особенно б…гат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного пок…ления к другому, и не в…дна та бе…граничная даль, куда устр…мляет свой полёт эта крылатая мудрость…
Различ(?)ны эпохи, пор…дившие пословицы. Необозримо много…образие чел…веческих отн…шений, которые запеч…тлелись в чеканных народных изр…чениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и стр…дания людские смех и слёзы любовь и гне… вера и безверие правда и кривда чес…ность и обман труд…любие и лень кр…сота истин и уродство предрассудков.
(М. Шолохов.)
- Озаглавьте текст.
- Докажите, что это текст. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Тема текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Основная мысль текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стиль текста ________________________________________________
- Тип текста __________________________________________________
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Разберите по составу следующие слова: безграничная устремляет.
- Объясните лексическое значение данных слов и определите, являются ли они синонимами: пословица____________________________________________________________________________________________________________________________________афоризм_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите в тексте и выпишите СРАВНЕНИЯ________________________________________________________________________________________________________________________________ЭПИТЕТЫ___________________________________________________________________________________________________________________________________МЕТАФОРЫ_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Произведите фонетический разбор слова язык:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите существительные во множественном числе и определите их падеж.
- В последнем предложении подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему этого предложения.____________________________
Предварительный просмотр:
Текст 18.
_________________________________________.
Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пр…водил бе…сонные ночи, тайком забираясь в к…бинет отца, и «пожирал» все книги, поп…давшиеся ему под руку.
Обл…дая вел…колепной памятью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверс…ников в Лице… .
Когда поэт находился в ссылк…, друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом.
После дуэл…, страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр…стился с женой с детьми, простился с друзьями. Потом окинул уг…сающим взглядом книжные полки и тихо пр…молвил Пр…щайте друзья!..
(По А.Е. Брусиной.)
- Озаглавьте текст.
- Тема текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Основная мысль текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стиль текста ________________________________________________
- Тип текста __________________________________________________
- Составьте план текста: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перескажите текст.
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и графически объясните написание.
- Разберите по составу следующие слова: мальчиком французскую.
- Определите лексическое значение слова друг и объясните, почему Пушкин назвал книги друзьями. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясните, как вы понимаете выражение «пожирал» все книги ______________________________________________________________________
- В первом, втором и третьем абзацах укажите падеж и склонение существительных
- Произведите фонетический разбор слова все:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте схему последнего предложения ________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Текст 20.
_________________________________________.
Малыш это красивая болонка. Она небольшого роста шерсть у неё снежно-белая, зав…вается и в…сит на боках и мордочке, как у барашка. Длинные уши и к…ротенький хвостик совсем теряются в шерсти.
Мордочка у болонки см…шная: приплюснутый носик и большие тёмные, я бы сказал, выразительные глаза. Так как у Малыша длинная шерсть между ушек, то её закалывают брошкой, чтобы она (не) лезла в глаза.
Ножки у Малыша к…ротенькие маленькие. Когда собачка б…жит, то она забавно семенит ими.
Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становит…ся на задни… лапы лезет своей мордоч(?)кой в к…рман и начинает скулить.
Малыш любит мыт…ся, его (не) льзя выт…щить из воды, он барахтает…ся и в…зжит но зато (не) любит причёсыват…ся, наверное, это ему причиняет боль.
Охотно идёт гулять. Стоит пок…зать ременной его пов…док, и он бежит ближе к двери.
Хорошо слыш…т тел…фонный звонок в к…ридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.
(П. Ивченков.)
- Озаглавьте текст.
- Докажите, что это текст. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Тема текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Основная мысль текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стиль текста ________________________________________________
- Тип текста __________________________________________________
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Разберите по составу следующие слова: приходит собачка.
- Объясните лексическое значение данных слов: выразительные (глаза) ______________________________________________________________________семенит (ножками) _____________________________________________________________________
- Найдите в тексте и выпишите СРАВНЕНИЯ________________________________________________________________________________________________________________________________ЭПИТЕТЫ___________________________________________________________________________________________________________________________________
- Произведите фонетический разбор слова шерсть:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подчеркните в тексте имена прилагательные и выделите в них окончания.
- Выпишите из текста первое предложение и произведите его синтаксический разбор. Составьте схему этого предложения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Опишите вашу «знакомую» собаку. Какого стиля у вас получится текст? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса
Элективный курс «Комплексный анализ текста» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

Комплексный анализ текста в 6 классе.
Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...

Комплексный анализ текста в 7 классе
Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...
Комплексный анализ текста, 5 - 6 классы
Данные дидактические материалы полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту ( второго поколения).Карточки «Комплексный анализ текста» могут быть полезным дополнение...

Комплексный анализ текста в 7 классе (материалы)
Представленный материал рекомендован в качестве обобщающего контроля и самостоятельной работы учащихся...
Текст с заданиями для комплексного анализа текста 9-11 класс
Проверочная работа для проверки знаний по орфографии и пунктуации, вопросы к тексту ориентированы на проверку знаний по всем ранее изученным темам за курс 5-9 классов...