Комплексный анализ текста. Материалы для 5 класса
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)

Никифорова Татьяна Алексеевна

Содержатся варианты работ, которые можно использовать для работы на уроках, домашнего задания, элективных курсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_15.doc25 КБ
Microsoft Office document icon tekst_16.doc25 КБ
Microsoft Office document icon tekst_17.doc26 КБ
Microsoft Office document icon tekst_18.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst_20.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Текст 15.

_________________________________________.

    Всякий  мож...т взять глину краски мел молоко. Но ничего н… выйд…т, если нет умения. А когда н…блюдаеш… за работой дымковской мастериц…, каже…ся всё просто. Вот она отщ…пнула от глины кусочек  ра…катала его к…лбаской  вот вз…ла глины побольше  ра…шлёпала в л…пёшку вот св…рнула л…пёшку в…ронкой, ок…залось – это юбоч(?)ка. Сверху приделала голову руки. К…лбаску и…огнула коромыслом выл…пила крохотные в…дёрки. Стоит водоноска влажная к…ричневая сохнет светлее…т.

     Маст…рство дымковских мастериц идёт (из) глубины веков. Все дымковские игрушки – начало знания р…бёнка о мире. Он и играл и вх…дил в мир, который его окружа…т. И мир этот был прекрасен: высокие гордые шеи коней опл…тали ч…рные витые гривы рус…кие печи ра…цветали розами нарядные деточ(?)ки прижимались к ра…писным подолам матерей отцы шли за с…хой по золотой пашне руч(?)ные медведи пл…сали под игру своей балалайки…

     Одна дымковская вятская игрушка в состоянии… преобр…зить  (с;з)делать праз…ничной  квартиру…

(По В. Крупину.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст. ________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Тема текста  ________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Основная мысль текста  ________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Стиль текста ________________________________________________
  6. Тип текста __________________________________________________
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Обозначьте в словах приставки.
  9. Разберите по составу слова: дымковская   водоноска
  10. Выпишите из текста словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном смысле.  ________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Как вы понимаете выражение из глубины веков:  ________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Произведите фонетический разбор слова может: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  13. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.


Предварительный просмотр:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Текст 16.

_________________________________________.

     Заспорили деревья промежду себя: кто из них луч(?)ше? Вот дуб говорит  Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю уш…л ствол в три о…хвата в…рхушка в небо смотрит…ся; листья у меня выр…зные а сучья будто из  ж…леза вылиты. Я (не) кланяюсь бурям  (не) гнусь перед гр…зою.

     Услышала яблоня, как дуб хвастает,  и молвила  Не хвастай много дубище что ты велик и толст; зато р…стут на тебе одни ж…луди, свиньям на потеху а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

     Слуша…т сосенка, иглистой в…рхушкой  кача…т и говорит  Погодите похвалят…ся: вот придёт зима и буд…те вы оба стоять голёшеньки а на мне всё же останут…ся мои зелёные колюч(?)ки;  без меня в х…лодной ст…роне житья бы людям (не) было: я им и печки топлю и избы строю. 

 (К.Д. Ушинский.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст. ________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Тема текста  ________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Основная мысль текста  ________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Стиль текста ________________________________________________
  6. Тип текста __________________________________________________
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Выпишите из текста однокоренные слова и разберите их по составу: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста: молвила - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Найдите в тексте и выпишите СРАВНЕНИЯ________________________________________________________________________________________________________________________________ЭПИТЕТЫ___________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Произведите фонетический разбор слова листья:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите синтаксический разбор ____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Текст 17.

_________________________________________.

        Вел…чайшее богатство народа   его язык! Тысячелетиями накапливают…ся и вечно живут в слове несметные с…кровища человеческой мыс(?)ли и опыта.

       Меткий и образный рус…кий язык особенно б…гат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного пок…ления к другому, и не в…дна та бе…граничная даль, куда устр…мляет свой полёт эта крылатая мудрость…

         Различ(?)ны эпохи, пор…дившие пословицы. Необозримо много…образие чел…веческих отн…шений, которые запеч…тлелись в чеканных народных изр…чениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни  радость и стр…дания людские смех и слёзы  любовь и гне…  вера и безверие  правда и кривда  чес…ность и обман  труд…любие и лень   кр…сота истин и уродство предрассудков.

 (М. Шолохов.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Тема текста  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Основная мысль текста  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Стиль текста ________________________________________________
  6. Тип текста __________________________________________________
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Разберите по составу следующие слова: безграничная   устремляет.
  9. Объясните лексическое значение данных слов и определите, являются ли они синонимами:                                                                                                           пословица____________________________________________________________________________________________________________________________________афоризм_____________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Найдите в тексте и выпишите СРАВНЕНИЯ________________________________________________________________________________________________________________________________ЭПИТЕТЫ___________________________________________________________________________________________________________________________________МЕТАФОРЫ_________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Произведите фонетический разбор слова  язык:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите существительные во множественном числе и определите их падеж.
  2. В последнем предложении подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему этого предложения.____________________________


Предварительный просмотр:

Текст 18.

_________________________________________.

      Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пр…водил бе…сонные ночи, тайком забираясь в к…бинет отца, и «пожирал» все книги, поп…давшиеся ему под руку.

     Обл…дая вел…колепной памятью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверс…ников в Лице… .

      Когда поэт находился в ссылк…, друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом.

       После дуэл…, страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр…стился с женой с детьми, простился с друзьями. Потом окинул уг…сающим взглядом книжные полки и тихо пр…молвил   Пр…щайте  друзья!..

(По А.Е. Брусиной.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Основная мысль текста  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Стиль текста ________________________________________________
  5. Тип текста __________________________________________________
  6. Составьте план текста:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Перескажите текст.                                                        
  8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и графически объясните написание.
  9. Разберите по составу следующие слова: мальчиком   французскую.
  10. Определите лексическое значение слова друг  и объясните, почему Пушкин назвал книги друзьями. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Объясните, как вы понимаете выражение «пожирал» все книги ______________________________________________________________________
  12. В первом, втором и третьем абзацах укажите падеж и склонение существительных
  13. Произведите фонетический разбор слова  все:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте схему последнего предложения ________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Текст 20.

_________________________________________.

        Малыш  это красивая болонка. Она небольшого роста  шерсть у неё снежно-белая, зав…вается и в…сит на боках и мордочке, как у барашка. Длинные уши и к…ротенький хвостик совсем теряются в шерсти.

       Мордочка у болонки см…шная: приплюснутый носик и большие тёмные, я бы сказал, выразительные глаза. Так как у Малыша длинная шерсть между ушек, то её закалывают брошкой, чтобы она (не) лезла в глаза.

      Ножки у Малыша к…ротенькие маленькие. Когда собачка б…жит, то она забавно семенит ими.

      Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становит…ся на задни… лапы лезет своей мордоч(?)кой в к…рман и начинает скулить.

      Малыш любит мыт…ся, его (не) льзя выт…щить из воды, он барахтает…ся и в…зжит но зато (не) любит причёсыват…ся, наверное, это ему причиняет боль.

      Охотно идёт гулять. Стоит пок…зать ременной его пов…док, и он бежит ближе к двери.

       Хорошо слыш…т тел…фонный звонок в к…ридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

 (П. Ивченков.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Тема текста  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Основная мысль текста  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Стиль текста ________________________________________________
  6. Тип текста __________________________________________________
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Разберите по составу следующие слова: приходит    собачка.
  9. Объясните лексическое значение данных слов:                                                                                                         выразительные (глаза) ______________________________________________________________________семенит (ножками) _____________________________________________________________________
  10. Найдите в тексте и выпишите СРАВНЕНИЯ________________________________________________________________________________________________________________________________ЭПИТЕТЫ___________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Произведите фонетический разбор слова  шерсть:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните в тексте имена прилагательные и выделите в них окончания.
  2. Выпишите из текста первое предложение и произведите его синтаксический разбор. Составьте схему этого предложения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Опишите вашу «знакомую» собаку. Какого стиля у вас получится текст? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

Комплексный анализ текста в 6 классе.

Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...

Комплексный анализ текста в 7 классе

Считаю очень полезной и удобной работу с комплексным анализом текста. Такую работу провожу 1 урок в неделю. Работа с одним текстом рассчитана на 1 урок. Работа учащихся оценивается по правильности вып...

Комплексный анализ текста, 5 - 6 классы

Данные дидактические материалы полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту ( второго поколения).Карточки «Комплексный анализ текста» могут быть полезным дополнение...

Комплексный анализ текста в 7 классе (материалы)

Представленный материал рекомендован в качестве обобщающего контроля и самостоятельной работы учащихся...

Текст с заданиями для комплексного анализа текста 9-11 класс

Проверочная работа для проверки знаний по орфографии и пунктуации, вопросы к тексту ориентированы на проверку знаний по всем ранее изученным темам за курс 5-9 классов...

Комплексный анализ текста. Материалы для 6 класса

варианты текстов с заданиями для 6 класса...