конспект урока русского языка "Что такое причастие" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Вьюнова Лариса Викторовна

Конспект урока русского языка "Что аткое причастие" можно использовать в начале  изучения темы "Причастие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_prichastie.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового  знания  «Что такое причастие»  Учитель Л.В.Вьюнова

Ход урока

 

1.Оргмомент

Организация класса. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Здравствуйте…. Слайд 1

2. Актуализация знаний.  Включение обучающихся в работу.

Мы недавно изучили именные прилагательные и глаголы. Вспомним, что это за части речи.

Прилагательное – это ….         Какие признаки предмета обозначает прилагательное? (качество .принадлежность, отношение ко времени, материалу …. – это долговременные или постоянные признаки)

Глагол – это…

 

Слайд 2. Воздушный, резиновый, круглый, надутый, летящий, упавший, лопнувший…
Все эти слова отвечают на один  вопрос – какой? Выпишите в первый столбик все прилагательные , а во второй оставшиеся слова


Давайте сравним.  
Слайд  3                              У всех ли так распределены слова?

утренний

Красивый

зелёный

ветреный

резиновый

воздушный

Надутый

Бегущий

Подхваченный

Летящий

Упавший

лопнувший

По какому признаку  вы разделили слова на группы?  Чем отличаются эти  группы слов?

  1. Обозначают признак, указывающий на внешний вид, на материал, качество
  2. Обозначают признак, связанный с действием

А чем они похожи?

Имеют одинаковые окончания

Один вопрос – какой?  

О чём говорит этот вопрос? (Значит – обозначают признак предмета. Раз обозначают признак предмета, то сочетаются с существительными   –  согласуются с ними в роде, числе и падеже – это дети знают)

Что объединяет слова первой группы? (обозначают признаки предмета: качественные, относительные – значит, это прилагательные)

Что объединяет слова второй группы? (определяя лексическое значение, дети приходят к выводу: эти слова обозначают признаки, связанные с действием)

В первую группу мы определили прилагательные.

А во вторую?  Причастия (дети, скорее всего, догадаются, потому что не раз слышали это название)

3. Создание проблемной ситуации, постановка цели

Правильно. Это причастия. Именно о них мы и будем сегодня говорить. Но  пока  мы не знакомы с этой частью речи, поэтому какую цель мы должны поставить?

Дети ставят цель:   Выяснить , что такое причастие.

Записываем тему: «Что такое причастие» (…)     слайд 4

4. Постановка учебной задачи

Посмотрите, как внешне прилагательные и причастия похожи.

Какие задачи  на уроке мы сегодня должны решить? Чему мы должны  научиться?

Мы должны:

- научиться находить в тексте причастия

-научиться отличать причастия  от прилагательных

-определить способы образования причастий

-выявить признаки причастий, отличающие от других частей речи

5.Осмысление содержания

 

Какая морфема помогает нам определить часть речи? – (окончание)

Слайд 5

Но окончания прилагательных и причастий одинаковые.

У доски:

Выполним словообразовательный анализ. Что в первую очередь мы должны учитывать?     ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

У доски 3 ученика, остальные в тетрадях. Проверяем.

 1.надутый – его надули, поэтому слово образовано от глагола «надуть с помощью суффикса –Т-. (Дети умеют делать словообразовательный анализ ,поэтому без труда определят образующие суффиксы)

2.летящий – он летит….

3.упавший  -он упал ….

 

Как образованы все эти слова?  (Суффиксальным способом)
Значит , какая морфема будет отличительным признаком причастий? (Суффикс)

Слайд  6.

Вывод:
1.Суффиксы причастий, действительно, отличаются от суффиксов прилагательных.

2.Все причастия образуются от глаголов.

Слайд  7    Запомните суффиксы причастий.  Давайте выпишем их в тетрадь.

 

-ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, -вш-(-ш-), - т-, -енн-, -ённ- -нн-

 Слайд 8.  Посмотрите:  суффикс   - енн-  встречается и в причастиях ,и в именных прилагательных:

утрЕННий   -  подхвачЕННый


Как же быть? Как  отличить  эти  части речи?
 (по лексическому значению)

(Утренний – относится к существительному  утро, это относительное прилагательное, указывает на отношение ко времени).      Подхваченный – которого подхватили – относится к глаголу

Слайд9. 
Значит, причастие можно заменить глаголом:

Причастие = который (которого) + глагол

6.Открытие нового.  Формулирование определения

 Что же такое причастие? Слайд  10-11 (высказывания о причастиях)

 Владимир Иванович  Даль так говорил о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного».
Михаил Васильевич  Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" 

Так что же такое причастие?  Давайте попробуем  дать определение этому научному понятию.

Вспомним , как  строится определение научного понятия: слайд 12

 Термин – это   (родовое понятие) + (видовое понятие)  

Причастие – часть речи,  которая  отвечает на   вопрос   «какой?»,   обозначает    признак предмета  

Чем же отличается это определение от определения прилагательного?  Слайд 13.

 Признак предмета по действию!  Слайд 14

 

Сравним с определением учебника:     стр. 152 п.4.  (читаем)

Мы с вами, как и М.В.Ломоносов и В.И.Даль,  дали определение причастия как  самостоятельной части речи. Но современные лингвисты так и не пришли к единому мнению: одни считают причастие самостоятельной частью речи, а другие – особой формой глагола. А раз это глагольная форма, наверное,  и вопросы должны быть связаны с действием , и признаки глагольные должны быть?

Давайте попробуем доказать ,  что причастие  имеет   признаки глагола.    Слайд 15

Образуйте причастия от сочетания «который + глагол» и запишите с ними словосочетания

 слайд

  Мальчик, который читает  -

 Книга, которую читают -

Ребёнок, который читал -

Книга, которую прочитали -           

 Сравним, что у нас получилось слайд 16

Задайте вопросы к причастиям (записываем вопросы, комментируя).

Некоторые причастия отвечают на один вопрос, а некоторые на 2.  Чем они отличаются?

(если предмет сам совершает действие, то причастие отвечает на 2 вопроса…)

Самостоятельная работа:    У вас на столе карточки.

Заполним таблицу, заполняя пробелы   (карточка 1) слайд 17        Проверим ,что мы написали. А теперь посмотрите на доску СЛАЙД 18

Причастие

Признаки прилагательного

Признаки глагола

1.Отвечает на вопрос  _________  
( КАКОЙ?)

2.Обозначает_____ (признак предмета)

3.Изменяется по (родам ,числам и падежам)

4.Согласуется  с  (существительными)

1.Отвечает на вопросы  Что делавший? Что сделавший? что делающий?

Значит, бывает  

-(настоящего и прошедшего) времени

- (совершенного и несовершенного) вида

Может иметь  -СЯ

Значит, бывает (возвратным или невозвратным)

Может сочетаться с Вин.падежом без предлога
Значит, бывает (переходным и непереходным)

Какие глагольные признаки мы видим у причастия?  Время, вид, возвратность, переходность.

Как вы думаете, почему нет будущего времени у причастий?

А какие  признаки  от прилагательного – род, число, падеж.

Какие признаки будут постоянными , а какие непостоянными? Как вы это определили?

(По окончанию. Причастия изменяются как прилагательные, значит, признаки прилагательных будет непостоянными - изменяемыми)

7.Закрепление материала

Карточки – работают в парах. Слайд 19

Карточка 2
Определите, являются ли одной частью речи записанные слова.   Докажите.

Летящий шарик          –    летучий газ

Колющий дрова         –     колючий ёж

Горящий костёр          –    горючий материал

Ползущая змея           –    ползучее растение

Живущий в городе     –    живучий цветок

Текущая вода              -     текучая смесь

Слушаем ответы.

Чем похожи эти группы слов?  (признаки связаны с действием)

Чем же отличаются признаки предметов, обозначенные прилагательными и причастиями?  (прилагательные обозначают долговременные признаки: летучий газ не потеряет своих свойств даже  если он в данный момент не «летит», а находится в ёмкости; а «летящий» – это предмет, который летит, если он упадёт, то перестанет быть летящим)

Вывод:    Причастия обозначают  признак, который есть, пока совершается действие, или был, пока совершалось действие,  а прилагательные  обозначают  постоянные, долговременные  признаки.

Стр. 155 (учебник)

Возьмите на заметку!  (читаем)

Почему слово,  от которого  зависит причастие, называют определяемым?

(Раз причастие отвечает на вопрос КАКОЙ, то в предложении оно чаще всего определение – поэтому слово, к которому оно относится, является определяемым).

 

8.Подведение итогов. Рефлексия

Слайд  20. Какую мы ставили цель? Достигли мы её?

Какие задачи? Решили их?

 Какие возникли трудности?  

Конечно,  на одном уроке невозможно узнать всё о причастии. Мы будем ещё работать и узнаем много нового

Подведение итогов – оценки.

«Лестница успеха»:

D:\Пользователь\Desktop\что такое причастия мой урок\лестница успеха\ymussqh-006.jpg

Нарисуйте человечка на той ступени, на которую, по вашему мнению, вы смогли  подняться.

Кто поставил себя на самую первую ступеньку? На вторую?.....

А на самую верхнюю? Почему никто не поставил себя на самую верхнюю ступеньку? (А мы ещё не всё знаем о причастиях)

Молодцы! Даже если сегодня ещё не всё получилось, не надо расстраиваться – мы с вами  ещё  будем работать и постараемся достичь более высокой ступени.

9.Домашнее задание.

Д.з. стр.154 – 155 – заметки, упр.395 – по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...