Технологическая карта урока в рамках педагогического мониторинга "Производные предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок составлен в рамках реализации курса "Педагогический мониторинг" для обучающихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhkova._proizvodnye_predlogi_otkrytyy_urok.docx | 303.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Производные предлоги Класс: 7 г Учитель: Рожкова М.А.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели-результаты урока:
Предметные: | Метапредметные |
-давать определение производным предлогам -называть признаки производных предлогов -определять способ образования производных предлогов - отличать производные предлоги от других частей речи | -выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; -выражать себя и свою точку зрения в устных и письменных текстах |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты учебной деятельности |
Мотивационный этап (10 мин) | - Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число и «Классная работа» Работа с предложением: запишите предложение, найдите предлог(-и) и обведите его(их) в кружок Вова был счастлив благодаря чудесной погоде на улице. Есть другие варианты? А как нам понять, кто из вас прав? Какие будут версии? Какие предложения есть у вас, чтобы определить, чем отличается…. Чтобы определить, какой частью речи является слово «благодаря», предлагаю выполнить такое упражнение (упр. 1). | Приветствуют. Записывают число в тетрадях. Записывают предложение, находят предлог. Предлагают варианты: 1) на – это предлог; 2) на и благодаря – это два предлога Аргументируют своё мнение, называя признаки: служат для связи слов в предложении как по смыслу, так и грамматически; являются служебной частью речи, так как не имеют смысла одиночно. Озвучивают, если есть Надо (предложения):
1) Еще раз дать определение предлога 2) Определить, чем отличаются эти два слова или чем они похожи 3) Если «благодаря» это всё таки предлог, то как его отличать от деепричастия? Предлагают способы различения | Принимать учебную задачу Излагать своё мнение и аргументировать. Преобразовывать информацию в схему Высказывать предположения, доказывать свою точку зрения |
Этап планирования и организации деятельности (20 мин) | Упражнение 1 (инд). Запишите словосочетания и определите, какой частью речи является слово «благодаря». Покажите графически связь. Сделал благодаря другу; потеплело благодаря солнцу; благодаря выпавшему снегу; выполнить благодаря нашим усилиям. Проверка «по цепочке» А теперь вернёмся к нашему предложению и определим, кто же из ребят был прав? А почему не все из вас сразу поняли, что это предлог? Упражнение 2 (инд) Определите, где «благодаря» будет предлогом, а где – деепричастием. Запишите номера в два столбика 1. Я это понял благодаря тебе. 2. Благодаря стараниям мальчик получил пятёрку. 3. Я уходил, благодаря друга за встречу. 4. Дети подбежали к бабушке, благодаря её за пирог. 5. Благодаря дождям выросло много грибов. Проверка «по цепочке» Так как же отличить предлог и другую часть речи? Существует еще несколько предлогов, похожих на этот. Упражнение 3 (инд). Найдите и выпишите из предложений словосочетания с предлогами. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась Вокруг меня все танцевали. Мнение людей можно узнать путём опроса. Я буду ждать тебя в продолжение часа. Вблизи берега над волнами носятся чайки. Взаимопроверка А от каких частей речи образованы эти предлоги? А могут ли образовываться такие предлоги, например, от прилагательного? Как вы думаете, предлоги, которые образованы от других частей речи, как называются? Сформулируйте определение понятия «производный предлог». (записывают в тетрадях) Кто желает зачитать/прочитать свой вариант? Допишем в кластер. Итоговый вариант кластера: | Записывают словосочетания, определяют роль слова «благодаря», делают вывод – что это предлог: связывает слова, помогает употребить слово в нужном падеже. Отмечают, что предлог всегда употребляется в Дательном падеже. Сделал (благодаря кому?) благодаря другу; потеплело (благодаря чему?) благодаря солнцу; (благодаря чему?) благодаря выпавшему снегу; выполнить (благодаря чему?) благодаря нашим усилиям. Определяют, что благодаря – это предлог, показывают в предложении связь слов. Потому что не похож на предлог, а похож на деепричастие. Определяют, где «благодаря» будет предлогом, а где – деепричастием. При проверке называют номера предложений с предлогом (1,2,5) и с деепричастием (3,4). Предлог нельзя убрать, самостоятельную часть речи – можно. Выписывают СС с предлогами, проверяют с помощью взаимопроверки: Не состоялась (вследствие чего?) вследствие погоды Танцевали (вокруг кого?) вокруг меня Можно узнать (путём чего?) путем опроса Ждать (в продолжение чего?) в продолжение часа Носятся (вблизи чего?) вблизи берега Определяют: от существительных, наречий Пробуют, если возникают сомнения. Производные Обобщают и называют определение: производный предлог – это предлог, который служит для связи слов в предложении, образован от других частей речи. Дописывают в кластер название такого предлога. | Осуществлять анализ в соответствии с поставленной задачей Слышать других, высказывать своё мнение. |
Рефлексивный Этап (3 мин) | Выпишите из предложения словосочетание с производным предлогом, определите от какой части речи он образован. Последний день отпуска мы приберегли для прогулки вдоль реки. Телеграфные столбы показывались в лиловой дали в виде маленьких палочек Проверьте себя с доской. Работа с листом достижений (сделать установку, что этот лист на несколько уроков) Запишите домашнее задание: Для тех ребят, у кого остались вопросы – с. 139-140 упр. 338 Для тех, у кого все плюсы – с. 140 упр 339 | Выполняют работу. Для прогулки (вдоль чего?) вдоль реки. Вдоль – предлог образован от наречия показывались (в виде чего?) в виде палочек. В виде – образован от существительного. Осуществляют проверку. Записывают домашнее задание. |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИ_________________________________________________
умения | 03.03 | 06.03 | 10.03 |
называть признаки производных предлогов | |||
определять способ образования производных предлогов | |||
отличать производные предлоги от других частей речи | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в рамках ФГОС
Технологическая карта предназначена для 5 класса...
Технологическая карта урока в рамках ФГОС
Технологическая карта предназначена для 5 класса...
технологическая карта урока в рамках ФГОС
технологическая карта урока английского языка в 4-ом класс в рамках ФГОС .УМК Комарова, Ларионова...
технологическая карта урока в рамках ФГОС
Для планирования урока в рамках ФГОС предлагается различное множество технологических карт для каждогопердмета. Я предлагаю универсальную технологческую карту, которую можно применить для любого...
Технологическая карта урока русского языка. Тема"Правописание предлогов"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Тема "Правописание предлогов"...
Технологическая карта урока английского языка по теме "Предлоги"
Технологическая карта урока английского языка по теме "Предлоги" во 2 классе. УМК "Forward"...
Структура технологической карты урока в рамках ФГОС и его планируемые результ
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с инф...