Конспект открытого урока-обобщения по теме "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Минеева Варвара Николаевна

Представлен материал для открытого урока-обобщения по теме "Предлог" (конспект урока и рабочие листы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по  теме «Предлог».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Предлог»

Тип урока: урок-обобщение

Задачи:

Образовательные:

а) обобщить и систематизировать знания о предлоге; б) формировать навык правописания производных предлогов.

Развивающие: а) развитие речи; формирование навыков употребления предлогов в речи; б) расширения знаний о фразеологизмах в русском языке; в) осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.

Воспитательные: а) вызвать интерес к изучаемому материалу; б) воспитание бережного отношения к русскому слову.

Методы обучения: словесные (наглядные, информационно-развивающие), практические

Оборудование: раздаточный материал, фразеологические словари, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

  1. Вступительное слово

Здравствуйте! Пожалуйста, садитесь.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку об одной из частей речи. Попробуйте угадать, о какой именно.

Расскажу вам просто так,

Что он делает и как.

В предложении  на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Ученик: Эта загадка о предлоге.

Учитель: Правильно! Загадка действительно о предлоге. Кто нам напомнит, что такое предлог?

Ученик: Предлог – это служебная часть речи, которая нужна для связи слов в словосочетании и предложении.

Учитель: Верное определение! Ребята, у меня для вас еще есть задание: попробуйте выбрать из представленных на доске служебных частей речи только те слова, которые являются предлогами. Запишите их и составьте два словосочетания, используя эти предлоги.

Задание понятно? Приступаем.

Ученик: выходит к доске и перетаскивает на центральную доску только предлоги.

Ученики: зачитывают выбранные предлоги и словосочетания (2-3 человека)

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием.

  1. Объявление темы урока, подведение учащихся к формулировке целей урока

Учитель: На столах у каждого из вас лежат рабочие листы. Я прошу вас подписать их. По ним мы будем работать и в конце урока эти листы я соберу у вас для оценивания.

В 7 классе вы заканчиваете изучать предлог, и к этой теме больше не возвращаетесь. Получается, что сегодня у вас последний урок по теме предлог.

Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? Какова цель нашего занятия?

Ученики: Мы будем повторять всё то, что узнали о предлоге. Целью нашего занятия будет обобщить изученное по теме «Предлог».

Учитель: Верно! Запишите, пожалуйста, тему и цель урока в ваши рабочие листы. (на слайде)

Наш урок сегодня пройдет в форме путешествия. Посмотрите в ваши рабочие листы. Сейчас мы находимся в пункте А вместе с нашими знаниями и умениями, в конце урока наш поезд должен оказаться в точке В, а мы как пассажиры должны в конце путешествия получить новые знания и закрепить уже известные умения на практике. На доске у нас также представлен поезд. Путешествие начинается. (на слайде)

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Начнем с «Разминки».  На слайде представлены теоретические вопросы о предлогах. Постараемся ответить на них максимально полно и правильно. (на слайде)

  1. К какой группе частей речи относятся предлоги?

Ученик: Предлоги относятся к группе служебных частей речи.

  1. Какую роль выполняют предлоги в предложении?

Ученик: Предлоги связывают слова в предложении.

  1. Какие отношения выражают предлоги? Приведите примеры.

Ученик: Предлоги могут выражать отношения временные (позвонить в среду); пространственные (положить на стол); причинные (отсутствовал из-за болезни); целевые (приехать для участия)

  1. От каких частей речи могут быть образованы предлоги? Приведите примеры.

Ученик: Производные предлоги могут быть образованы от наречий (позади, вдоль, впереди); от существительных (в течение, вследствие, в меру); от деепричастий (благодаря, несмотря на, исключая)

  1. Какие предлоги называются простыми и составными? Приведите примеры.

Ученик: Простые предлоги состоят из одного слова (в, на, позади), а составные состоят из двух (реже трёх) слов (в течение, в связи с)

Учитель: Молодцы! Хорошо поработали!

  1. Мотивация учащихся на учебную деятельность

Учитель: А теперь обращаемся к рабочим листам. Наша первая станция называется «От чего я произошел?».

Задача: распределить предлоги в правильный столбик. Пока выполняете задания, готовьтесь ответить на вопрос: В чём разница между производными и непроизводными предлогами? Задание понятно? Приступаем к работе.

Проверка таблицы (на слайде)

Ученик 1: Перечисляет производные предлоги в таблице. Отвечает на вопрос: какие предлоги называются производными?

Производные предлоги –– это предлоги образованные от других частей речи(существительных, наречий, деепричастий).

Ученик 2: Перечисляет непроизводные предлоги в таблице. Отвечает на вопрос: какие предлоги называются непроизводными?

Непроизводные предлоги –– это предлоги, которые возникли очень давно; не образованы от самостоятельных частей речи.

Учитель: Сделаем выводы и отразим их в рабочих листах. Ребята, посмотрите на сами названия предлогов: «производные» и «непроизводные». Могут ли эти определения помочь нам в будущем понять, какой предлог производный, а какой – непроизводный?

Ученик: Да, могут. Производный, т. е. от чего-то произошел (связан с  самостоятельной частью речи), а непроизводный, т.е. ни от чего не произошел (нет связи с самостоятельной частью речи).

Учитель: Верно! Отметьте это, пожалуйста, себе в рабочих листах. И отразите общий вывод о производных и непроизводных предлогах. (на слайде)

  1. Отработка умений и навыков по теме

Учитель: Двигаемся дальше. Станция №2 называется «Найди ошибку».

Задача: Вам нужно исправить ошибки в употреблении предлога или падежного окончания существительного. Выполняя задание вы можете пользоваться материалами §57 Употребление предлогов (стр. 30-31).

Предложения переписывать заново не нужно. Если предлог лишний, то зачеркните его; исправленный вариант употребления предлога или падежного окончания даём в скобках рядом с предложением.

Как выполнять задание понятно? Приступаем!

1.Благодаря обилия снега земля хорошо пропиталась влагой.

2.Нужно было оплатить за проезд.

3.Письма с Крыма приходили регулярно.

4. Валентин Петрович действовал согласно указания начальника.        

5. Девушка пришла вопреки моего ожидания.

6. Они готовы преодолевать трудности, идти наперекор судьбы.

Проверка (устно) + выводится на слайд

1.Благодаря обилию снега земля хорошо пропиталась влагой. (Д. п.)

2.Нужно было оплатить проезд. (лишний предлог за)

3 Письма из Крыма приходили регулярно (неверно употреблен предлог).

4. Валентин Петрович действовал согласно указанию начальника.(Д.п.)

5. Девушка пришла вопреки моему ожиданию. (Д. п.)

6. Они готовы преодолевать трудности, идти наперекор судьбе. (Д.п.)

Учитель: Молодцы! Выполнив это задание, мы можем сделать общий вывод на основании тех предложений, которые мы сейчас разобрали. Отразите, пожалуйста, эти выводы кратко в ваших рабочих листах.

  1. Однозначные предлоги, которые употребляются только с Д. п.
  2. Оплатить проезд НО Заплатить за проезд.
  3. Правильное употребление предлогов ИЗ и С подчиняется следующему правилу:

С = НА

ИЗ = В

Учитель: Переходим к Станции №3 под названием «Самостоятельная или служебная?». Мы оказались на станции вблизи которой живут предлоги и  самостоятельные части речи.

Давайте вспомним, как пишутся производные предлоги и самостоятельные части речи, омонимичные им.

Задача: В ваших рабочих листах представлено задание. Вы должны определить, какой частью речи являются эти слова. Раскройте скобки и подпишите части речи.

Будьте готовы дать объяснение, почему эта часть речи самостоятельная или служебная.

Все готовы? Приступаем!

Не явился (в) следстви… болезни. (В) следстви… вмешался прокурор. Идти (в) течени… часа. Препятствия (в) течени… реки. (на слайде)

Проверка

К доске выходит ученик, разбирая а) вариант с предлогом; б) вариант с самостоятельной частью речи.

Ученик 1. Не явился вследствие (=из-за) болезни (предлог). В следствие (сущ., В. п.) вмешался прокурор.

Ученик 2. Идти в течение часа (предлог временной). Препятствия в течении (сущ., П. п.) реки.

Учитель: Молодцы! Справились с заданием! Сделаем вывод, на основе того задания, которое мы сейчас выполнили. Отразите выводы в ваших рабочих листах.

На слайд выводится таблица:

Вследствие (=из-за)

В следствие (судебное расследование)

В течение  («движется» время)

В течении («движется» жидкость)

  1. Закрепление. Самостоятельная работа

Учитель: Мы подошли к последней станции нашего путешествия «Шкатулка сокровищ». Наш русский язык богат и прекрасен. С малых лет вы знакомитесь с произведениями УНТ, в школе читаете сказочные произведения русских писателей. Для создания атмосферы волшебства, обогащения речи героев и в целом, для красоты зрительного и слухового восприятия произведения народные сказители и русские писатели использовали эти единицы, которые считаются ценным сокровищем русского языка.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, о каких сокровищах идет речь?

Ученик: Речь идет о фразеологизмах.

Учитель: Верно!

Учитель: А что такое фразеологизм?

Ученик: Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном значении, которое можно заменить одним словом.

Учитель: Правильно! Наша станция как раз посвящена фразеологизмам. На ваших столах лежат фразеологические словари, которыми вы можете пользоваться при выполнении задания. Задания каждого из рядов отличаются друг от друга.

Задача: Вам нужно из имеющихся слов, подобрав нужный предлог, составить фразеологизмы и записать их значение, используя фразеологические словари.

Задание понятно? Начинаем выполнять.

I ряд

Предлоги: во,   на,  вокруг.

1.        Зарубить, нос –

2.        Обвести, палец –

3.        Все, лопатки –

II ряд

Предлоги:  во, на, без.

1.        Язык, кости –

2.        Семь, пядь, лоб –

3.        Смотреть, как, баран, ворота, новые –

III ряд

Предлоги:  в, за, за.

1.        Брать, бык, рога –

2.        Как, рыба, вода –

3.        Заткнуть, пояс –

Ученик 1 ряда: (иллюстрации на слайде)

Зарубить на носу – запомнить.

Обвести вокруг пальца – обмануть.

Во все лопатки – очень быстро

Ученик 2 ряда: (иллюстрации на слайде)

Язык без костей – об очень болтливом человеке.

Семь пядей во лбу – очень умный.

Смотреть как баран на новые ворота – выглядеть растерянным.

Ученик 3 ряда: (иллюстрации на слайде)

Брать быка за рога – действовать решительно.

Как рыба в воде – чувствовать себя хорошо, свободно

Заткнуть за пояс – превзойти в чем-либо

Учитель: Молодцы! Справились с заданием!

  1. Рефлексия

Учитель: Итак, подведем итоги нашего путешествия.

-Чему было посвящено путешествие? (тема урока)

Ученик: Путешествие было посвящено предлогу.

Учитель: Верно! Вернемся в самое начало урока. Откройте ваши рабочие листы и найдите поезд, который движется из точки А в точку В. Мы с вами как пассажиры этого поезда, прежде чем достигнуть конечной цели, делали остановки. Я попрошу вас на доске наглядно отразить наше путешествие.

Выходят ученики с листами-выводами по каждой станции, прикрепляют листы на доску и читают то, что на листке

Учитель: Посмотрите, какое удивительное путешествие мы совершили. Надеюсь, знания о предлогах останутся с вами и помогут вам в будущем еще не раз. Ваши рабочие листы могут быть использованы вами как памятки, к которым вы можете обращаться в случае затруднений. Домашнее задание будет прикреплено в электронном журнале.

Спасибо вам ребята за урок. Каждый принял участие в нашем путешествии. Сдайте, пожалуйста, ваши рабочие листы. Можете быть свободны.



Предварительный просмотр:

Маршрутный  лист (группа №1)

ФИО_____________________________________________________________

Тема урока:________________________________________________________

Цель урока:________________________________________________________

Станция №1 «От чего я произошел?»

Задача: распределить предлоги в правильный столбик. Пока выполняете задание, готовьтесь ответить на вопрос: В чём разница между производными и непроизводными предлогами?

Предлоги: через, вокруг, над, путём, под, в продолжение, позади, от, в целях

Производные предлоги

Непроизводные предлоги

ВЫВОД:

Станция  №2 «Найди ошибку».

Задача: Вам нужно исправить ошибки в употреблении предлога или падежного окончания существительного. Выполняя задание вы можете пользоваться материалами §57 Употребление предлогов (стр. 30-31).

Предложения переписывать заново не нужно. Если предлог лишний, то зачеркните его; исправленный вариант употребления предлога или падежного окончания даём в скобках рядом с предложением.

1. Благодаря обилия снега земля хорошо пропиталась влагой.

2. Нужно было оплатить за проезд.

3. Письма с Крыма приходили регулярно.

4. Валентин Петрович действовал согласно указания начальника.        

5. Девушка пришла вопреки моего ожидания.

6. Они готовы преодолевать трудности, идти наперекор судьбы.

ВЫВОД:

1.

2.

3.

Станция №3 «Самостоятельная или служебная?»

Задача: Вы должны определить, какой частью речи являются эти слова. Раскройте скобки и подпишите части речи. Будьте готовы дать объяснение, почему эта часть речи самостоятельная или служебная.

Не явился (в) следстви… болезни. (В) следстви… вмешался прокурор.

Идти (в) течени… часа. Препятствия (в) течени… реки.

ВЫВОД:

Станция №4 «Шкатулка сокровищ»

Задача: Вам нужно из имеющихся слов, подобрав нужный предлог, составить фразеологизмы и записать их значение, используя фразеологические словари.

I ряд

Предлоги: во,   на,  вокруг.

1.        Зарубить, нос –

2.        Обвести, палец –

3.        Все, лопатки –

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Флаг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

Открытый урок. Обобщение сведений по классам неорганических соединений.

Обобщить, систематизировать, проконтролировать знания учащихся по данной теме и развить у них познавательный интерес....

Открытый урок-обобщение "Сказки В.А. Сухомлинского" по чувашскому языку в 4 классе.

Юлташна В. A. Gyxомлинскин хăш юмахĕ килĕшет? Ыйтса пĕл.          ...

открытый урок Обобщение материала раздела Hello!Nice to s you again!

открытый урок в 5 классе по Сингапурской системе...

Открытый Урок-обобщение по теме: «Описываем друзей».

Методическая разработка урока+все приложения,необходимые для урока...

Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)

Цели урока:- обобщить знания  обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...