Нарушение речевых норм в СМИ
статья по русскому языку (11 класс)
Данный материал может быть использован при работе со старшеклассниками на уроках, посвящённых культуре речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_normy_i_smi.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие средств массовой информации, особенно радио и TV, привело к распространению звучащего слова, а в последние годы речи спонтанной - не чтения заранее подготовленного текста, а свободного изложения мысли, почти импровизации.
Это избавило нас от неэмоционального, монотонного чтения. Но сколько незабываемых ораторов появилось вокруг! Не отстаёт и пресса, а уж об интернете и говорить не приходится. Все это не может не внушать опасений за экологию русского языка, тем более в то время, как нами установлено, что качественная литература, требующая внимательного, вдумчивого отношения, в данный момент подменяется литературой для легкого чтения, куда можно отнести и ряд СМИ. Кроме того, все чаще в качестве средств, несущих легко доступную и своевременную информацию, выступают телевидение и интернет. Таким образом, повышается удельный вес речевой продукции СМИ, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании: первостепенная ценность именно художественных текстов в силу ряда причин в настоящее время далеко не бесспорна.
Высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков- профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс. А между тем, речь представителей СМИ далека от идеальной.
- Ошибки в правильности речи
Правильность речи- это соблюдение действующих норм русского литературного языка.
Прежде всего говорящий должен владеть произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Изучая материалы исследования, мы пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся).
Цитата из СМИ: За ис [т,о]кший срок совершенно 12 краж…
Источник: НТВ, «Чрезвычайное происшествие»
Результат воздействия на речь учащихся: За ис[т,о]кшую четверть мы освоили несколько новых правил.
Правильный вариант: Ис[т,э]кший.
Цитата из СМИ: Ребенок передается под о[п,о]ку соответствующих органов…
Источник: «Россия», «Местное время»
Результат воздействия на речь учащихся: Я мечтаю выйти из-под о[п,о]ки родителей.
Правильный вариант: О[п,э]ка
Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что данная звукозамена производится вследствие абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке.
В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Нами обнаружен ряд нарушений этой нормы:
Цитата из СМИ: Ге[н,]етика наука-непростая…
Источник: «Россия», «В поисках приключений»
Результат воздействия на речь учащихся: Ге[н,]етический код человека.
Правильный вариант: Ге[н]етика, ге[н]етический.
Цитата из СМИ: Ст[р,]есс не должен стать нормой…
Источник: «Первый канал», «Здоровье»
Результат воздействия на речь учащихся: Ст[р,]ессовые ситуации можно предотвратить.
Правильный вариант: Ст[р]есс, ст[р]ессовые.
Абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок- ошибки в ударениях:
Цитата из СМИ: УкрАинская сторона согласилась…
Источник: НТВ, «Сегодня»
Результат воздействия на речь учащихся: УкрАинская сечь существовала не один год.
Правильный вариант: УкраИнская.
- Следующая категория ошибок связана с нарушение грамматических норм:
Морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений.
А) Очень часты в СМИ и речи людей ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа.
Цитата из СМИ: Ирина Понаровская займется рекламой чулков…
Источник: МК, «Заголовок»
Результат воздействия на речь учащихся: В доме не было целых чулков.
Правильный вариант: Чулок.
Цитата из СМИ: Я извиняюсь перед ихними мамами…
Источник: КП, «Игра в крысу»
Результат воздействия на речь учащихся: Я был в ихней квартире.
Правильный вариант: Их.
Б) Установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенности склонения слов этой части речи (материал получен из телепрограмм): «Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процента акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).
Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. В спонтанной речи редко правильно склоняется числительное «полтора»: «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).
Обнаруживаются ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»)
Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «…к две тысячи третьему году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).
Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «…к десятому сентября»).
Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов.» (правильно: «два сенатора»).
Не всегда верно употребляются СМИ и числительные «оба» (муж.р) и «обе» (жен.р), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «…для обеих стран»).
- Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например:
Ошибка Правильный вариант
1.Взвесил о том… Взвесил все «за и против»
2.Закон предусматривает о том… Закон предусматривает, что…
3.Утверждает о том… Утверждает, что…
4.Понимает о том… Понимает, что нужно…
5.Показыая в нескольких словах о том… Показывая, как это происходило…
- Грамматические ошибки
Цитата из СМИ: Мое кофе уже остыло…
Источник: НТВ, «Кулинарный поединок»
Правильный вариант: Мой кофе.
Цитата из СМИ: Саша пьет утром свой какао…
Источник: «Первый канал», «Пусть говорят»
Правильный вариант: Свое какао.
Многие ораторы сегодня грешат речевой избыточностью. Типичными для телерадиоэфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское расследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами». Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией. Речевая избыточность может принимать форму плеоназма-употребление в речи близких по смыслу слов. Только безразличием к значению слова можно объяснить общепринятое употребление таких сочетаний, как: Глубокая (бездонная) бездна, подскочит вверх, подняться наверх, вздернутый кверху нос, наружная внешность, сегодняшний день, главный и основной, житница зерна, ладонь руки, я лично, ежедневный обиход, в марте месяце, празднично приодеться, промахнуться мимо, пропал зря (даром, напрасно), соединить воедино, построить сооружение, широкая панорама, хороший достаток, денежные купюры и др.
Примеры плеонастических ошибок в СМИ:
Лариса Вербицкая, телеведущая: «Эта традиция ВНОВЬ стала ВОЗРОЖДАТЬСЯ.» РТР, «Утро»
Екатерина Стриженова, ведущая концерта: «ВЫ ЗНАЕТЕ, я даже НЕ ЗНАЮ, как объявить следующего исполнителя». ОРТ, «Праздничный концерт»
Лиля Гильдеева, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить ВСЕМИРНУЮ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ». НТВ, «Сегодня»
Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены НЕЗАКОННЫЕ БАНФОРМИРОВАНИЯ». НТВ, «Сегодня» (А бывают законные бандформирования?)
Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ». ОРТ, «Время» (Стерт с лица земли=полностью уничтожен)
- Нарушение чистоты речи.
Чистота речи-отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и т.д.
Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует:
Цитата из СМИ: Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину…
Источник: КП, «Заголовок»
Результат воздействия на речь учащихся: Ментов в то время не было.
Цитата из СМИ: Да мне пофиг…
Источник: Cosmo, «Интервью. Стас Пьеха» №12, 2010
Результат воздействия на речь учащихся: Печорин был пофигистом.
Цитата из СМИ: Странные ребята: торгуют наркотой, пьют, шарахаются по улицам…
Источник: КП, «Картина дня»
Результат воздействия на речь учащихся: Вместо работы Раскольников шарахался по Петербургу.
Цитата из СМИ: «Пусть каждый ваш рабочий день скрашивает карнавал ваших любимых людей дома!» -пожелал наш звездун.
Источник: КП, «Брюзга недели» 12.11.10г.
Результат воздействия на речь учащихся: Можно будет пофоткаться
Цитата из СМИ: В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики…
Источник: «Первый канал», «Непутевые заметки»
Результат воздействия на речь учащихся: Она снямкала все съестное в доме.
Цитата из СМИ: Очуметь!
Источник: «Моя прекрасная няня», СТС.
Результат воздействия на речь учащихся: Маргарита оказалась на чумовой вечеринке.
Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Высокий уровень речевой культуры-неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальные, психологические и речевые нормы общения
Презентация по развитию речи...
Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников
Язык народа – важнейший признак нации и выразитель ее духа. Национальный язык должен всегда находиться в центре внимания общества. Общество в целом и школа в частности должны быть озабочены куль...
Программа элективного курса "Речевые нормы "
Программа предусматривает работу с текстом по выявлению речевых ошибок , нарушению стилистических норм.......
Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»
Данный курс призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...
Типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся.
статья " Типичные нарушения лексических норм в речи учащихся" о проблеме засорения русской речи жаргонными и матернымисловами....
Устная речь детей 7-го года жизни в норме и при нарушении речевого развития
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме и при ОНР...
Речевые нормы
Практическая работа по речевым нормам русского языка...