Типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся.
статья по русскому языку (10 класс) на тему
статья " Типичные нарушения лексических норм в речи учащихся" о проблеме засорения русской речи жаргонными и матернымисловами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о засорении русской речи словами- жаргонизмами и матерными словами | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся.
Меняются времена, события и люди. Как следствие этого изменениям подвергается и русский язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности?
Наряду с экологией окружающей среды существует и лингвистическая экология. Эта тема очень актуальна в последнее время, ведь лингвистическая экология призвана дать объективную оценку состоянию языка, предупредить о возникновении «трещин» и нарушений лексических норм, постепенно приживающихся в обществе.
Современные исследования лингвистов фиксируют неблагополучную экологию нашей языковой среды. По мнению ученых , это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Проблема современной школы состоит в том, что параллельно с общепринятыми словами подростками используется жаргонная и срамная лексика.
В современном русском языке молодежный жаргон называют сленгом. Жаргон – речь какой -либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных этой группе слов и выражений( часть искусственных или условных) Существует студенческий, молодежный, воровской жаргон и др. Это слова и выражения, похожие на омонимы, стилистически окрашенные: зубрить, шпора, капец, каюк, жесть и т. д. Появление этих слов- жаргонизмов связано с тем, что молодежь делает попытку ярче показать и себя, и свое отношение к предмету разговора в глазах окружающих друзей. Речь многих молодых людей « пестрит» словами и выражениями, подобными таким: клевый, классный, супер, кайф, балдеж, отпад, выпасть в осадок, атас, шухер и т. п.
Сегодня разговаривать вежливо и красиво- значит выставить себя посмешищем. Подростки таких сверстников считают «лохами», « лошарами», « тюфяками». Употребление модных, «устоявшихся» лексических форм стало уже нормой и правилом общения в обществе, особенно среди молодежи.
Настораживает то, что в речи молодых людей жаргон часто переходит в мат. По мнению многих, коллективный мат объединяет, позволяет установить тесный контакт. Мат- неприличная, оскорбительная брань, сквернословие. Он становится полноправным хозяином не только быта, но и искусства.
Мат- это язык пьяниц, подонков, преступников, хамов, сексуально озабоченных людей или просто неуверенных в себе. Умный, порядочный и воспитанный человек даже в порыве злости не будет ругаться матом, а найдет другие слова для выражения эмоций. Людям, которые не относятся к перечисленной категории, нет внутренней потребности и желания пользоваться матерной лексикой.
С раннего школьного возраста не нужно замалчивать проблему засорения русской речи. Напротив, надо рассказывать ученикам о происхождении брани, причинах ее живучести, о том, что это язык несостоявшихся людей. Учителя- филологи, должны это делать на уроках русского языка и литературы, культуры речи и даже на уроках иностранного языка, так как дети, как не странно, в первую очередь и очень хорошо запоминают звучание именно матерных слов на языках ближнего и дальнего зарубежья.
Подростки используют ненормативную жаргонную лексику, которая, в отличие от профессиональной, означает понятия, которые уже имеют место в общенародном языке. Жаргон являет собой разновидность разговорной речи. «Коверканья» слов, подобно «на педе»- возле пединститута, «кондюк»- кондиционер, «бурситет»- профтехучилище, « здрасьте»- вместо здравствуйте и т. п., искажают речь, «режут» слух. Истребить их, выправить речь окружающих нас молодых и даже взрослых людей, на мой взгляд, представляет собой проблему и задачу для филологов
Можно выделить следующие типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся:
• Обеднение лексического запаса слов, спад творческой мыслительной активности. Многим людям уже не хочется подбирать красивые слова для своей речи, использовать средства эмоциональной выразительности. Где эпитеты и огиперболы, литоты и сравнения? Их заменили современные « морфемы», подобные этим: « брюлики» вместо бриллиантов, « трубы» вместо телефонов.
• Жаргонизация речи, использование уголовной лексики. Русский язык сегодня криминализирован. Примеров этому множество: срубить бабок; фраер; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка;
• Использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т.д. Нельзя признать нормальным частое присутствие мата в художественной литературе, в кино, в театре. В телесериалах, в ток-шоу, даже в речи известных людей можно услышать подобные выражения. Такое расшатывание стилистических установок оказывает серьезное влияние на массовое сознание и приводит к восприятию мата как нормы. Возвращаясь к нашим аналогиям, можно сказать: загрязнение языка матерными выражениями – то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами.
•Массовая безграмотность приносит свои поды. В молодежной среде возникло уже известное течение- футуризм. Только это отнюдь не Маяковские и …… , а наши подростки, возомнившие из себя « футуристов» и « нигилистов». Они заявляют о том, что имеют право изменять язык по своему усмотрению.
Тревожит не только скачок грамотности вниз, но и обнищание духовное. Ведь любовь к Родине имеет несколько составляющих: любовь к матери, к березке, к школе, к другу, к семье, к детям, к языку. Эту цепочку нельзя порвать. Разорвав ее в одном колечке, теряется целое.
Отмечается сокращение базы разговорного языка, особенно у молодого поколения. В результате многие выпускники средних школ не могут составить осмысленное высказывание. Они не используют в своей речи фразеологизмы, широко представленные в художественной литературе, и не понимают их значения.
Произошла замена интереснейших кубанских фразеологизмов на нецензурные выражения и красивых исконно- русских слов на английские. К сожалению, многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, модной и «ученой». Наверное , поэтому англицизмы начали заменять собой существующую русскую лексику. Например, эксклюзивный – исключительный; прайс - лист – прейскурант; имидж – образ. Вот примеры слов, имеющих синонимы в русском языке: презентация – представление; тинейджер – подросток; эксклюзивный – исключительный. Исследования, проведенные среди студентов машиностроительного техникума, показали, что англицизмы широко проникли в нашу жизнь: 54% опрошенных отметили, что в их повседневном общении достаточно часто встречаются заимствования из английского языка. Обнаружилась и такая негативная тенденция: 56,5% (две трети) студентов не знают лексического значения представленных англицизмов. А это значит, что в некоторых случаях студенты не понимают, о чём идёт речь, например, в средствах массовой информации, в объявлениях, в рекламе и т.д.
Это опросы лишний раз подтверждают выводы ученых-лингвистов о неблагополучной экологии современного русского языка. Есть повод задуматься, не правда ли? Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе.
Список используемой литературы:
- Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: « Норинт», 2004.
- Мир этикета. Автор- составитель А. П. Мирзоян, изд. « Урал», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...
Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)
Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...
Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников
Язык народа – важнейший признак нации и выразитель ее духа. Национальный язык должен всегда находиться в центре внимания общества. Общество в целом и школа в частности должны быть озабочены куль...
Методическое сообщение "Наиболее типичные случаи нарушения ритмической стройности"
Рассматриваются основные причины ритмических ошибок и методы работы над их преодолением. Одним из аспектов, на которых надо направлять ученика это умение понимать образно - эмоциональное содержа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Орфоэпические нормы и их нарушение в речи учащихся и жителей села Петропавловка
Исследовательская работа...
Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»
Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...