Речевые нормы
материал по русскому языку на тему

Практическая работа по речевым нормам русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_oshibki.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

I.

1. Эта модель демонстративная, она не продается.

2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.

4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.

5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.

6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.

8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.

9. Наши товары импортируются во многие страны мира.

10. Я перешел на более экономический тариф.

Задания

1) Отметьте предложения, в которых какое-либо слово употреблено в несвойственном ему значении.

2) Отметьте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости.

3) Отметьте предложения, в которых следовало бы вместо слова употребить его пароним.

4) Запишите исправленные варианты.

II.

1. Разговор с этим человеком играл важное значение.

2. Красивые портьеры украшали комнату.

3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

4. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.

5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица.

6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина.

7. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий.

8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.

9. Ты не видишь очевидных фактов.

10. В этом магазине дорогие цены.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

2) Отметьте предложения, в которых рядом употреблены однокоренные слова.

3) Отметьте предложения, в которых употреблены лишние слова.

4) Запишите исправленные варианты.


III.

1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.

2. Мой брат закончил школу с медалью.

3. Ты довел меня до белого колена.

4. В магазины города было завезено тридцать тонн морковки.

5. Наша физичка заболела, поэтому занятие перенесли.

6. От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мертв.

7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в деканат.

8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.

9. Суд принял решение о дележе имущества между супругами.

10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня фильма погибла.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением формы фразеологизма.

2) Отметьте предложения с неверным употреблением фразеологизмов.

3) Замените разговорные и просторечные слова и выражения в предложениях на нейтральные.

4) Запишите исправленные варианты.

IV.

1. Онегин думает, что не может больше полюбить, и ошибся.

2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.

3. Наше издательство выпустило книгу, которая была популярна среди читателей, которые любят детективы.

4. Автор заставляет задуматься о последствиях своих поступков.

5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но Тихон отказался.

6. Герой уходит в другой мир, а потом герой разочаровывается в нем.

7. Этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, специализирующихся на продаже техники, облегчающей домашнее хозяйство, был оценен многими покупателями.

8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и поэтому его не поняли.

9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил лето, когда я ездил к морю.

10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской Москвы, и это ему частично удается.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм.

2) Отметьте предложения, в которых неудачно употреблены местоимения.

3) Отметьте неудачно построенные предложения.

4) Отметьте предложения с неоправданным повторением слов.

5) Запишите исправленные варианты.


Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 
Благодаря пожару, лес сгорел.

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. 
Обломов ничем не занимался и целыми днями 
валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; 
У меня сразу же возникла картина
 в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; 
Молчалин 
работает секретарем Фамусова;
В романе А.С. Пушкина 
имеют место лирические отступления; 
Автор
 то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому
 кексу в грызло бы дал; 
Зощенко 
палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры
Имя этого поэта 
знакомо во многих странах; 
В третьей части текста не веселый, но и 
не мажорный мотив заставляет нас задуматься; 
грампластинка не сказала еще своего 
последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"

Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

«Речевой этикет и языковая норма деловых людей»

В предлагаемом курсе дополнительной образовательной программы речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикет...

Программа элективного курса "Речевые нормы "

Программа предусматривает  работу с текстом по выявлению речевых ошибок , нарушению стилистических норм.......

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

Нарушение речевых норм в СМИ

Данный материал может быть использован при работе со старшеклассниками на уроках, посвящённых культуре речи...