Предложения с прямой речью.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Береснева Галина Анатольевна

Технологическая карта урока с презентацией по теме "Предложения с прямой речью" (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech_5_klass.docx31.72 КБ
Файл pryamaya_rech.pptx959.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Тип урока:  урок  "открытия" новых знаний.

Цели:

Обучающие: обеспечить условия для систематизации и закрепления знаний о предложениях с прямой речью, о постановке знаков препинания, для закрепления  навыков  построения схем предложения с прямой речью.

  • Развивающая:  создать положительную мотивации на уроке;  способствовать развитию  навыков составления устного высказывания, воображения, навыков работы в парах;
  • Воспитательная: обеспечить условия для  воспитания интереса к русскому языку, уважительного отношения к народным традициям, воспитания эстетического вкуса.

Планируемые  результаты:        

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Умение определять  и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; умение  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение  работать по коллективно составленному плану. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .

Регулятивные УУД:

- Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

-знать что такое прямая речь.

- уметь распознавать предложения с прямой речью

-уметь расставлять знаки в предложениях с прямой речью

-уметь составлять схему к предложениям с прямой речью.

Основные понятия:        

Прямая речь, слова автора,  знаки препинания в предложениях с прямой речью, схема предложений с прямой речью.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 - Улыбнитесь друг другу. Сядьте поудобнеее. Закройте глаза. Положите руки на колени и повторяйте за мной:

 Я в школе на уроке.

 Сейчас я начну учиться.

 Я радуюсь этому.

 Внимание моё растёт.

 Память моя крепка.

 Голова моя мыслит ясно.

 Работаю.

 - Откройте глаза. Мы дали установку на работу. Начинаем работать.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Слайд 1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Прочитайте предложения. Чем они различаются?

1) Максим Горький писал:"Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше".

2) Максим Горький писал, что надо обогащать себя  знанием русского языка и больше читать.

 - Какое предложение точнее передает слова Максима Горького? (первое)

- Почему?  (слова писателя переданы дословно)

 - Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?

- Запишите его.

- А какие знаки и нужно поставить в предложении с прямой речью? И куда?

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают

предложение.

Слайд 2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

-В чем было затруднение?

-Что нам делать?

-Какое задание я просила сделать?

-Что вы не смогли сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

Формулирование темы урока.  

-Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»)-

На какие вопросы нам предстоит ответить в ходе урока? Какова же цель нашего урока?

  • Что такое прямая речь?
  • Как отличить от других предложений предложения с прямой речью?
  • Как оформить на письме предложения с прямой речью?

- Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для  нас здесь знакомо?

- Назовите знаки препинания. Приведите примеры их употребления.

- Слово речь нам знакомо. А чего мы не знаем? (прямая речь)

- Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).

- Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки).

Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)

Обратите внимание, как пишется прямая речь. С прописной буквы.

Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаками препинания)

Если кричал (- !)

Если спросил –( ?)

Если спокойно говорил (- .)

Предложения с прямой речью состоят не только из самой «П», но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах слова автора мы будем обозначать так: А, а.

Итак, «П» на письме выделяется кавычками

- Теперь «П» надо отделить от авторских слов. Как это сделать в устной речи?(пауза)

Прочитайте предложения с прямой речью. Между словами автора и прямой речью делайте чёткую паузу, прямую речь выделяйте голосом, учитывая вид предложения.

И сказала скалка: "Мне Федору жалко".

И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?"

И зарыдало корыто: "Увы, я разбито, разбито!"

И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу".

"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней, - им отвечает Соловей.

"Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?" - говорит ей Муравей.

"Неблагодарная!" - промолвил Дуб ей тут.

"Помилуй, мне ещё и отроду нет году," - Ягнёнок говорит.

- Как на письме показана граница слов автора и прямой речи? (для этого мы позовем на помощь еще знаки препинания «:» и «-».)

Разбираем схему: когда и какой знак мы будем писать?

А: «П.?!»       «П,!?» - а.

Запятая ставится в конце прямой речи перед словами автора. если предложение "П" повествовательное.

Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».

Мы только что вывели с вами правило. Давайте проверим по учебнику, правы ли мы?

Чтение теоретического материала на странице 113, 114.

Как же распознать нам в тексте прямую речь?(прямая речь - это дословная речь говорящего)

 Что будет опознавательным признаком  пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)

Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь:

Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.

Учащиеся  формулируют тему урока.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

 Выход из затруднения в виде построения модели (пошаговые вопросы, требующие ответа).

Чтобы правильно оформить на письме предложения с прямой речью,  составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? Четвёртый?

1. Определить кто высказывается..

2.Что именно он говорит.

3 Поставить знаки препинания. (кавычки, знаки препинания в конце прямой речи, между словами автора и прямой речью) .

 Проверь! Первое слово в прямой речи пишется с прописной (заглавной) буквы!!!

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 8

Реализация построенной модели.

Вернёмся к предложению, которое обсуждали в начале урока. Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему.

Максим Горький писал:"Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше".

А: "П."

Составляют схему, делают вывод.

Слайд 9

Физкультминутка.

А теперь немного отдохнём и подвигаемся.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

Если я называю предложение с прямой речью - хлопки в ладоши, если предложение без прямой речи - топаем ногами.

Иванов рассказал. что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке.

"Какая же ваша будет последняя цена? " - спросил наконец Собакевич

Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".

«Всё в порядке. Можно выходить» , — сказал Антон.

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал, чтобы  открыли огонь.

«Давненько не брал я в руки шашек! » — говорил Чичиков.

Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для того, чтобы отработать навык видения прямой речи, выполним упражнение. Сопоставьте схему предложения с предложением с прямой речью..

- Для того, чтобы вы успешнее могли правильно писать предложения с прямой речью, выполним упражнения. Проведём графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Вы будете поочерёдно составляют схемы прочитанных мною предложений на доске, класс работает в тетрадях. (Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.)

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух.

«А кто хозяин?» – интересуется князь.

Пастух растолковывает: «Местный помещик»

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 10

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ _»

Девочка тихо спросила «_ _»

 «_ _»  шепотом спросила мама.

«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_ _»

«_ _» ответил друг.

После выполнения работы проводится взаимопроверка по эталону. 

-  Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет)

- Почему? (Мал объем практического применения нового знания)

Тогда  для того, чтобы закрепит умение находить в предложении прямую речь и правильно расставлять знаки препинания, выполним следующее задание Работаем в парах.

Хоть бы на один зуб чего перекусить   думает лисонька.

Мышка сказала ей Баба Яга пошла баню топить.

Старуха  сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает Не хочу быть чёрной крестьянкой!

Ясный месяц продолжал: погоди, об ней, быть может, месяц знает.

Этого провести не шутка,  мыслит Балда.

 Воевода спрашивает петушок опять кричит.

-  Тогда  для того, чтобы закрепит умение находить в предложении прямую речь, выполним следующее упражнение.

Прочитайте предложения. Поменяйте местами прямую речь и слова автора

"Что с вами приключилось, малыши?" - спросил Андрей. (Андрей спросил: "Что с вами приключилось, малыши?")

Андрей предложил: "Пойдёмте со мной, ребятки." ("Пойдёмте со мной, ребятки, - предложил Андрей)

В какой части предложения мы меняем слова местами, а какую часть не трогаем?

Выполнения упражнения 248 с. 115 устно

Представьте ситуацию: к вам обращается незнакомый человек с просьбой. Как по его речи можно судить о его культуре? (наличие в обращении "вежливых, волшебных слов")

Какие это слова?

Составьте устно и запишите предложение, употребляя эти слова.

Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки,

выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.

Работая в парах, расставляют знаки препинания.

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют товарищу оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки.Проводится анализ и исправление ошибок.  

Слайд 11

Слайд 12

Слайд  13

Слайд 14

 Включение в систему знаний и повторение.

Восстановление текста

  • Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. 
  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. 
  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. 

Вписывают ответы.

Слайд 15

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Оцените свою работу на уроке, используя начало предложений:

сегодня я узнал…

теперь я могу…

было трудно…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

мне захотелось…

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Слайд 16

Определение со способами решения домашнего задания.

1) выучить правила

2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их , составить схемы;

Записывают задание.

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Максим Горький писал: "Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше". Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

Слайд 2

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Что такое прямая речь? Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? Как оформить на письме предложения с прямой речью?

Слайд 3

Прямая речь – прямо, честно переданная, правдивая « П » Если кричал – (!) Если спросил – ( ?) Если спокойно говорил – (.) Слова автора – А, а

Слайд 4

Читаем выразительно И сказала скалка: «Мне Федору жалко». И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней,» - им отвечает Соловей. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» - говорит ей Муравей. «Неблагодарная!» - промолвил Дуб ей тут. «Помилуй, мне ещё и отроду нет году,» - Ягнёнок говорит.

Слайд 5

Схемы предложений с прямой речью А : « П .!?» « П ,!?» – а .

Слайд 6

Глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.

Слайд 7

План действий при оформлении предложений с прямой речью: Определить кто высказывается. Что именно он говорит . Поставить знаки препинания (кавычки, знак препинания в конце прямой речи, между словами автора и прямой речью). Запомни! Прямая речь всегда пишется с прописной (заглавной )буквы !!! 4. Составить схему предложения.

Слайд 8

Максим Горький писал: "Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше". Определить кто высказывается. Что именно он говорит . Поставить знаки препинания (кавычки, знак препинания в конце прямой речи, между словами автора и прямой речью). 4. Составить схему.

Слайд 9

Соотнесите предложение и схему. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней,» - им отвечает Соловей. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» - говорит ей Муравей. «Неблагодарная!» - промолвил Дуб ей тут. «Помилуй, мне ещё и отроду нет году,» - Ягнёнок говорит. 1. «П,» – а. 2. А: «П!» 3. «П!» – а. 4. А: «П.» 5. А: «П?» 6. «П,» - а. 7. А: «П.» 8. «П?»-а.

Слайд 10

Допиши прямую речь, составь схему предложения. Мальчик робко проговорил «_ _» Девочка тихо спросила «_ _» «_ _» шепотом спросила мама. «_ _» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала «_ _» «_ _» ответил друг. А: «П.» А: «П?» «П?» - а . «П!» – а. А: «П!» «П,» – а.

Слайд 11

«Хоть бы на один зуб чего перекусить,» – думает лисонька. «П,» – а. Мышка сказала ей: « Баба Яга пошла баню топить.» А: «П.» Старуха сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает: « Не хочу быть чёрной крестьянкой!» А: «П!» Ясный месяц продолжал: «Погоди, об ней, быть может, месяц знает.» А: «П.» «Этого провести не шутка,» – мыслит Балда . «П,» – а Воевода спрашивает: «Петушок опять кричит?» А: «П?»

Слайд 12

Поменяйте местами прямую речь и слова автора. "Что с вами приключилось, малыши?" - спросил Андрей. Андрей спросил: "Что с вами приключилось, малыши?» Андрей предложил: "Пойдёмте со мной, ребятки." "Пойдёмте со мной, ребятки,» - предложил Андрей.

Слайд 13

Будем вежливы!!! прошу вас скажите, пожалуйста разрешите спросить будьте любезны будьте добры сказать ЗАПОМНИТЕ: слово « пожалуйста» выделяется запятыми .

Слайд 14

Восстановим текст Прямая речь – это слова ______________ , передаваемые без изменения, достоверно. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с _____________ буквы. какого-либо лица прямую речь кавычки прописной (большой)

Слайд 15

Оцените свою работу на уроке сегодня я узнал… теперь я могу… было трудно… я почувствовал, что… у меня получилось … мне захотелось…

Слайд 16

Задание на дом. Выучить правила В 1. Подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их , составить схемы. В 2. Упр. 249 с.115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...