Открытый урок " Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи. Составление схем данных предложений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста
Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
II. Актуализация прежних знаний.
1. Фронтальный опрос по теории сложного предложения.
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте проверим наши знания .
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)
- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь
- Лингвистическая разминка.
Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича.
(Ответ: а,б,д)
Найдите нарушения в употреблении существительных с предлогами:
а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему.
(Ответ: б,в,г)
Выставление оценки и проблемы при работе
III. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)
Анализ предложений. Работа в паре
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)
[ ], [ ] и [ ].
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [ ] и [ ], (пока…), (будто…).
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ].
3. Редактирование предложений.
- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.
- Слуховой диктант ( устная работа )
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами ( работа в рабочих листах)
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Проверка ( фронтально)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ССП | СПП | СПП | БСП | БСП | БСП | БСП | ССП |
IV. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
- Тест ( предложения записаны на рабочих листах , отвечают устно)
1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
Ответ: б.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
Ответ: г.
3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
Ответ : б
Рефлексия
Работа с оценочными листами учащихся. Выставление оценок в оценочный лист.
- Достигнуты ли цели и задачи , которые мы ставили в начале урока ?
Домашнее задание
- Тестовая работа в формате ОГЭ ( текст у каждого)
- Конструирование предложений ( предложения у каждого)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки к уроку
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев)
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев)
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.
Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Из нескольких простых предложений составьте сложное предложение с различными видами связи и начертите схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Тестовая работа с взаимопроверкой.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
2.5 Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
2.11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
2.13. Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
2.14. Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
- Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
- Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
- Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Рабочий лист учащегося _____________________________________
- Лингвистическая разминка
_____________________________________________________________
- Анализ предложений
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Редактирование предложений
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Слуховой диктант
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- Тест
_____________________________________________________________
- Тестовая работа с взаимопроверкой
2.5 | |
2.11 | |
2.13 | |
2.14 |
Оценочный лист учащегося
Фамилия и имя учащегося__________________________________________
№ задания | Оценка (личная | Проблемы при работе на уроке | Оценка учителя |
1. Лингвистическая разминка | |||
2. Анализ предложений | |||
3.Редактирование предложений | |||
4.Слуховой диктант | |||
5.Тест | |||
6.Тестовая работа с взаимопроверкой |
Оценочный лист учащегося
Фамилия и имя учащегося__________________________________________
№ задания | Оценка (личная | Проблемы при работе на уроке | Оценка учителя |
1. Лингвистическая разминка | |||
2. Анализ предложений | |||
3.Редактирование предложений | |||
4.Слуховой диктант | |||
5.Тест | |||
6.Тестовая работа с взаимопроверкой |
Оценочный лист учащегося
Фамилия и имя учащегося__________________________________________
№ задания | Оценка (личная | Проблемы при работе на уроке | Оценка учителя |
1. Лингвистическая разминка | |||
2. Анализ предложений | |||
3.Редактирование предложений | |||
4.Слуховой диктант | |||
5.Тест | |||
6.Тестовая работа с взаимопроверкой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи". Тестовые задания.
В презентации представлены задания А 26 по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"....
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 11 класс/2 курс СПО
Конспект урока "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи". 11 класс/ 2 курс СПО...
Тесты по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи" и при подготовке обучающихся к государственн...
задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
задание в 3 вариантах...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...
Повторение изученного по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...