Конспект открытого урока в 6 классе по теме «Отрицательные местоимения».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием. В конспекте подробно расписаны основные этапы урока: постановка проблемы, поиск решений двумя главными методами (подводящим к знанию диалогом, подводящим к гипотезам диалогом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_po_teme_otritsatelnye_mestoimeniya.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе по теме «Отрицательные местоимения».
Класс: 6 класс.
Предмет: русский язык.
Цель урока:
- знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;
- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;
- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;
- продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное;
- воспитывать культуру общения в паре, группе, уважение к чужому мнению
Оборудование урока: презентация, карточки для индивидуальных заданий, тестовый материал по теме.
Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания.
- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.
- Коммуникативные УУД:соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала
Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием. В конспекте подробно расписаны основные этапы урока: постановка проблемы, поиск решений двумя главными методами (подводящим к знанию диалогом, подводящим к гипотезам диалогом).
Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (тест), задание на само- и взаимопроверку.
Технология: проблемно-диалогическое обучение.
Планируемые результаты:
- Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
- Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности.
Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска.
Ход урока:
I. Орг. момент.
-Добрый день! Надеюсь, что сегодня на уроке нам будет интересно. Возьмите с собой правило: «Я знаю, я умею». И тогда у нас всё получится.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Постановка проблемы, определение задач урока. Подводящее к теме задание.
- Тема записана на доске? (Нет темы!)
-Как нет? Действительно! Что же теперь делать?
- Нам необходимо срочно провести лингвистический эксперимент № 1, чтобы узнать и записать тему нашего урока. ( Лингвистический эксперимент – это проверка условий работы того или иного правила, выяснение его характерных особенностей. Сделав какое-либо предположение о том или ином правиле, мы лучше понимаем его).
- Посмотрите на экран. Сравните два предложения и ответьте на вопрос. В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается? (Слайд № 2)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.
(В первом предложении жил некто - утверждается (неопределённое местоимение), а во второмникто не жил - отрицается).
- Какой частью речи выражено подлежащее в 1-ом и 2 –ом предложении? (некто (неопределённое), никто (отрицательное).
- Какое значение имеет местоимение никто? (отрицание)
- На что вы обратили внимание во втором предложении?
- Местоимение Никто при нём есть отрицание с частицей НЕ при сказуемом, Приставка НИ усиливает уже имеющееся отрицание в предложении.
- Это местоимение мы с вами изучали? (Нет) Это местоимение и будут темой нашего урока.
-Ребята, сформулируйте тему и запишите её в тетрадь. (Отрицательные местоимения). (Слайд № 3)
Учитель:
- Сформулируем цели урока, над которыми будем работать. (Слайд №4)
Цели урока:
-знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;
- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;
- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.
Учитель:
- Итак, начнем!!!!
III. Этап поиска решений поставленных целей. Изучение нового материала.
1. Подводящий к знанию диалог.
- Проведём лингвистический эксперимент № 2. (Слайд № 5)
- Вспомните и запишите в столбик вопросительно-относительные местоимения. (индивидуальная работав тетрадях)
Кто – никто (отсутствие лица)
Что – ничто (отсутствие предмета)
Какой – никакой (отсутствие признака)
Чей - ничей
Сколько – нисколько (отсутствие количества)
- Теперь напротив каждого напишите это же местоимение, прибавив к нему приставку НИ.
- Что изменилось в местоимениях никто, ничто, никакой, ничей, нисколько? (Изменилось значение).
- Какого разряда получились местоимения? (Отрицательные местоимения).
- На что они указывают? ( Отрицательные местоимения указывают на отсутствие лица, предмета, признака, количества). (Слайд № 6, 7, 8)
- От каких местоимений образуются отрицательные?
Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.
2. Подводящий к гипотезам диалог.
- Предлагаю провести лингвистический эксперимент № 3.
-Выберите правильный вариант написания местоимений. (Слайд №9)
Нечего или ничего (и. п. ничто)
не с кем или ни с кем. (не с кем было поговорить или ни с кем не разговаривал. Надо смотреть в предложении).
- Можем ли мы выполнить задания, используя те знания, которые у нас есть? Их недостаточно. С помощью чего можно решить возникшую проблему?
(дети предлагают варианты: посмотреть в учебнике, спросить учителя и т.д.) (Слайд № 10 с помощью учебника).
- Обратимся за помощью к нашему учебнику.
- Первая группа откройте учебник на стр. 80 и самостоятельно выясните, от чего зависит написание приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях.
- Вторая группа откройте учебник на странице 81. Самостоятельно изучите, в каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельное написание.
- Пользуясь правилом, прочитайте слова и сделайте вывод.
- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения) (Слайд № 11, 12)
- Как пишутся местоимения, если не и ни отделяются от местоимения предлогом?
Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом). ( Слайд № 13)
- А теперь обратимся к учебнику (§ 81, стр.79). Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы И. п) (Слайд №14)
Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.
2. Этап подведение промежуточных итогов. Громкое проговаривание теоритических знаний. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока. (Слайд №15)
Блиц-опрос.
- Какие местоимения называются отрицательными? (Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего называются отрицательными. Они выражают отсутствие лица, предмета, признака, количества).
- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения? (Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных).
- С помощью, каких приставок образуются отрицательные местоимения? (С помощью не- и ни-).
- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно? (если не и ни отделяются от местоимения предлогом).
- Какие отрицательные местоимения не имеют И.п.?
(Отрицательные местоимения некого, нечего)
- Первичное закрепление учебного материала.
Учитель:
- Мы продолжаем наш урок.
- Выполните задание в паре. Выпишите из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. Обоснуйте свой выбор в соответствии с алгоритмом. Проговорим алгоритм выполнения задания. (Слайд №16 ). Сравните с эталоном. (Слайд № 17)
1.Рядился- рядился, а н..(к)чему не пригодился.
2.Любят того, кто не обидит (н..)кого.
3.Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.
4.Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.
слитные написания раздельные написания
Физкультминутка (Слайд №18)
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Раз- два, раз – два!
Вот и кончилась игра!
- Отдохнули! Молодцы! Следующее задание групповое.
4. Закрепление. 1. Групповое задание (3 чел.). Карточка на парте. Проговорите алгоритм выполнения задания. Выполняют в карточке. Найдите ошибки в написании отрицательных местоимений и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях». (Слайд №19) Сравните с эталоном. (Слайд №20)
1. Нескем горем поделиться, коли в беде не помог ни кому.
2.Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.
3.Лживый хоть правду скажет, некто не поверит.
4.Ничем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.
- Поднимите руку, какая группа выполнила задание без ошибок. Какая сделала одну, две…
Задание 2. - Устно ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения.
- Кого ты ожидаешь, Бим?
- Никого.
- За кем ты гнался, милый пес?
- Ни за кем.
- Чья это собака, мальчики?
- Ничья.
- Сколько следов хозяина ты обнаружил?
- Нисколько.
- Для чего тебе брать ружьё?
- Не для чего.
Задание 3. Индивидуальная работа. Итоговый контроль. (Слайд № 21)
- А сейчас проведём итоговый контроль. Выполните самостоятельно тест.
(Тест распечатан для каждого учащегося). Подпишите. Обведите кружком правильный ответ. Где необходимо напишите ответ.
Тест
1. Как правильно выбрать приставку не- или ни- в местоимениях?
1. Приставка не- с ударением, приставка ни- безударная.
2. Приставка не- безударная, приставка ни- с ударением
2. Вставьте пропущенную букву, назовите разряд местоимения.
От чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека н.. чем.
3. В каком словосочетании отрицательное местоимение с не-?
1. Н..чего не говорит.
2. Н..чего говорить.
4. В какой пословице отрицательное местоимение с ни-?
1. Что за честь, коли н..чего есть.
2. Моя хата с краю, я н..чего не знаю.
5. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?
1. (Ни)кто, (ни)какой, (ни) чей.
2. (Ни)(с)кем, (ни)(от)какого, (ни)(у)чьего.
3. (Ни)(с) чем, (не)кого, (не)чего.
6. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова.
1. (Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто.
2. (Кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие.
3. (Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких.
7. В каком сочетании на месте пропуска пишется не.
1. Н.. о чем не спросил.
2. Н..кого пригласить.
3. Н..чем не интересовался.
- Взаимопроверка по ключу: (Слайд № 22):
1-1;
2- буква е, отрицательное;
3 – 2;
4 – 2;
5 – 1;
6 – 3;
7 – 2.
- Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
4. Домашнее задание (Слайд № 23). Домашнее задание: составить рассказ по теме "Отрицательные местоимения” или сочинить стихотворение, используя в нём отрицательные местоимения.
5. Тест (устно) в виде игры «Да-ки и -НЕТ-ки»
Верно ли, что
- Отрицательные местоимения указывают на отрицание лица, предмета, признака или количества? (Да)
- Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? (Да)
- Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? (Нет)
- Отрицательные местоимения без предлога пишутся слитно? (Да)
- Отрицательные местоимения могут писаться в три слова? (Да)
6. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.
Учитель:
- Давайте вспомним, какие цели мы с вами ставили в начале урока. Что делали? Как мы это выполняли?
- Цель урока достигнута. Мы познакомились с разрядом отрицательных местоимений, выяснили, как они образуются, изменяются, как их правильно писать с не и ни, с предлогом. С помощью лингвистических экспериментов, внимательности и ваших знаний была добыта информация об отрицательных местоимениях. Благодарю всех за работу. Тетради сдаём на проверку.
Приложение
Выполните задание в паре на карточке. Выпишите из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. Обоснуйте свой выбор в соответствии с алгоритмом.
- Рядился- рядился, а н..(к)чему не пригодился.
- Любят того, кто не обидит (н..)кого.
- Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.
- Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.
слитные написания раздельные написания
Выполните задание в паре на карточке. Выпишите из данных предложений отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны: в первую – слитные написания, во вторую – раздельные написания. Обоснуйте свой выбор в соответствии с алгоритмом.
- Рядился- рядился, а н..(к)чему не пригодился.
- Любят того, кто не обидит (н..)кого.
- Дырявый мешок (н..)чем не наполнишь.
- Н..(в)чем другу отказать, если предложить ему (н..)чего.
слитные написания раздельные написания
Групповое задание (3 чел.). Карточка на парте. Выполнить в карточке. Задание. Найдите ошибки в написании отрицательных местоимении и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях».
1. Нескем горем поделиться, коли в беде не помог ни кому.
- Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.
- Лживый хоть правду скажет, некто не поверит.
- Ничем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.
1.
2.
3.
4.
Групповое задание (3 чел.). Карточка на парте. Выполнить в карточке. Задание. Найдите ошибки в написании отрицательных местоимении и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях».
1. Нескем горем поделиться, коли в беде не помог ни кому.
- Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.
- Лживый хоть правду скажет, некто не поверит.
- Ничем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.
1.
2.
3.
4.
Индивидуальная работа. Подпишите. Обведите кружком правильный ответ. Где необходимо напишите ответ.
Тест
1. Как правильно выбрать приставку не- или ни- в местоимениях?
1. Приставка не- с ударением, приставка ни- безударная.
2. Приставка не- безударная, приставка ни- с ударением
2. Вставьте пропущенную букву, назовите разряд местоимения.
От чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека н.. чем.
3. В каком словосочетании отрицательное местоимение с не-?
1. Н..чего не говорит.
2. Н..чего говорить.
4. В какой пословице отрицательное местоимение с ни-?
1. Что за честь, коли н..чего есть.
2. Моя хата с краю, я н..чего не знаю.
5. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?
1. (Ни)кто, (ни)какой, (ни) чей.
2. (Ни)(с)кем, (ни)(от)какого, (ни)(у)чьего.
3. (Ни)(с) чем, (не)кого, (не)чего.
6. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова.
1.(Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто.
2. (Кое)кто, (кое)что, (кое)чей, (кое)какие.
3. (Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких.
7. В каком сочетании на месте пропуска пишется не.
1. Н.. о чем не спросил.
2. Н..кого пригласить.
3. Н..чем не интересовался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Отрицательные местоимения"
Предлагаемый урок направлен на развитие у учащихся навыков правописания приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. На уроке используется интерактивная доска, так как одним из ...
Открытый урок немецкого языка по теме: "Относительные местоимения"
грамматические задания на урок в 8 классе по теме: "Относительные местоимения"...
Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения"
Урок русского языка в технологии развития критического мышления...
конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Отрицательные местоимения"
Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии...
Конспект урока русского языка по теме "Отрицательные местоимения"
Конспект урока русского языка с разноуровневыми заданиями...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Отрицательные местоимения"
Презентация состоит из следующих слайдов:Слайд 1 Титульный листСлай 2 ПриветствиеСлайд 3 Цели урокаСлайд 4 Эпиграф к урокуСлайд 5 Устная работаСлайд 6 КросвордСлайд 7 Определение темы урокаСлайд 8 Что...
План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"
Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....