Урок русского языка в 11 классе. Правописание сложных существительных.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Конспект урока русского языка по теме дефисное, слитное написание сложных существительных, слова с пол- и полу-.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rya_pravopisanie_sushchestvitelnyh.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
-Конспект урока русского языка в 11 классе.
Тема: Дефисное написание существительных. Слова с пол -, полу.
Тип урока: обучающий, повторительно- обобщающий, по орфографии.
Цели:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: «Дефисное написание существительных. Слова с пол -, полу.
- Сформировать умения отличать слитное написание существительных и дефисное;
Формировать умение находить пример на данное правило;
Формировать умение находить слова с данной орфограммой в тексте.
Формировать умение обосновывать свой выбор.
- Вызвать интерес к предмету при помощи работы в группах, у доски.
Работа по повторению: работа со словами, трудными по написанию.
Работа по развитию речи: работа со словами на орфограммы: приставки пре- и при -, чередующиеся гласные в корне, мягкий знак после шипящих, дефисное написание прилагательных, устные высказывания по определённым теоретическим заданиям.
Развитие личности ученика: развитие последовательности суждений в речи учащихся, развитие внимания.
Оформление доски: Дата. Тема урока.
Орг.момент – традиционный.
Этап опроса. Словарный диктант на закрепление предыдущих тем.
Приклонять голову, преуспевать в делах, препятствие, вырастить дерево, заросло травой, выращенный своими руками, росток, собирать грибы, заберусь высоко, стереть ошибку, запирать на замок, запереть в темницу, стирать вручную, беречь от огня, много туч, намажь на хлеб, вокруг тишь, можешь не извиняться, грош ему цена, соус слишком жгуч, промчался вскачь, чёрно – белое кино, северо – восточный ветер, древнерусский язык, вагонно – паровозное депо, железнодорожная станция, шёлк, ожёг руку.
Проверка индивидуально учителем.
Затем класс делится на группы по 4 человека.
Учитель: дома вы должны были повторить, как пишутся существительные с дефисом и слова с пол - , полу. В тетрадях сейчас вам нужно записать правила и привести примеры на данные правила.
Проверка. 1 ученик из группы отвечает, представители других групп дополняют. Что пропустили ученики, дополняет учитель.
Дефис ставится:
- названия промежуточных стран света (юго – восток, юго – запад)
- названия сложных единиц измерения (человеко –день, грамм – молекула)
- сущ – ные, имеющие в составе начальные части обер-, унтер-, вице-, экс, лейб -, штаб -, штабс – (обер – мастер, вице –адмирал)
- сложные сущ –ные, образованные без соединительной гласной из 2х самостоятоятельно употребляющихся сущ –ных, в целом обозначающих единое понятие (грусть – тоска, обычаи – порядки)
- первое сущ –ное является более общим названием, а второе указывает на спец.назначение (дом – музей, школа – интернат)
- обозначение должности, звания, профессии, научной степени (член – корреспондент, генерал – майор)
- устойчивые образования типа матушка – Русь, матушка – земля
- если после имени собственного стоит приложение (Москва – река)
- сущ., начинающиеся со слов горе, чудо (Горе – учёный, чудо – богатырь)
- составные фамилии (Новиков – Прибой)
- географ.названия, состоящие из 2х сущ – х или прил- ного (Орехово – Зуево, Гусь – Хрустальный)
- географ.названия, составленные из 2х сущ – х, соединённых союзом или предлогом (Ростов – на – Дону)
- названия предметов двойного назначения (диван – кровать)
- сложные технические, научные термины (стоп – кран)
- сложные названия растений (Иван – да – Марья)
- приложение и опред.слово – имена нарицательные (Солдат – герой).
Слитно:
- сложн. сущ., с первой частью авиа-, агро-, аэро-, гидро-, кино-, мото-, псевдо-, фото- (кинотеатр)
- нариц.сущ., образованные из 2х и более основ при пом. соедин. гласных о или е (словотворчество)
-с глагольной первой частью на и (горицвет)
Слова с пол -, полу.
Через дефис: если вторая часть начинается с гласной, с л, с прописной буквы (пол – лимона, пол- Москвы, пол – арбуза) В остальных случаях – слитно (полдома, полкруга). Слова с полу- всегда пишутся слитно!
Задание на закрепление. Работа у доски (по желанию учащихся) и на местах.
Записать словосочетания, объяснить написание.
Нарвать мать – и мачехи, говорить правду – истину, выпить пол – литра молока, объездить пол- Европы, полубольного привели в чувства, отсутствовать полгода, поместиться в кинобудке, выслушать экс – министра, взять плащ – палатку, посмотреть на царь – пушку, съесть пол –ложки мёду, пойти на северо – восток, посетить школу – интернат, заниматься агротехникой, очерк о чудо – плотниках, выйти в полуфинал, отстать на пол – очка, роман Салтыкова – Щедрина.
Способ проверки – совместный.
Домашнее задание – повторить материал урока. Составить таблицу по правописанию одной Н и двух НН в суффиксах прилагательных, наречий, причастий.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных"
Урок «Правописание сложных имён прилагательных» (по программе М.М.Разумовской) был дан в 6 классе. Цели урока - изучить правила правописания сложных прилагательных;повторить способы словообразования; ...
Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...
Урок русского языка на тему: "Правописание сложных слов " 10класс
Тема урока: Правописание сложных слов. Цели: а)повторить основные случаи написания сложных слов, углубить знания по теме б) развивать речь учащихся, логическое мышление, а также умение работать с...
Презентация к уроку коми языка по теме правописание сложных существительных и прилагательных
Данная презентация разработана к року по коми языку 7 класс по теме: "Сложнöй эмакывъяс да кывбердъяс артмöм да гижöм"....
урок русского языка 6 класс « Правописание сложных имен существительных»
Урок усвоения новых знаний...
Урок русского языка по теме : " Правописание в существительных суффиксов - ЧИК//- ЩИК", 5 класс
Аннотация: урок русского языка построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют...