Урок русского языка в 11 классе. Правописание сложных существительных.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Можеванова Марина Александровна

Конспект урока русского языка по теме дефисное, слитное написание сложных существительных, слова с пол- и полу-. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rya_pravopisanie_sushchestvitelnyh.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

-Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема: Дефисное написание существительных. Слова с пол -, полу.

Тип урока: обучающий, повторительно- обобщающий, по орфографии.

Цели:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: «Дефисное написание существительных. Слова с пол -, полу.
  2. Сформировать умения отличать слитное написание существительных и дефисное;

Формировать умение находить пример на данное правило;

Формировать умение находить слова с данной орфограммой в тексте.

Формировать умение обосновывать свой выбор.

  1. Вызвать интерес к предмету при помощи работы в группах, у доски.

Работа по повторению: работа со словами, трудными по написанию.

Работа по развитию речи: работа со словами на орфограммы: приставки пре- и при -, чередующиеся гласные в корне, мягкий знак после шипящих, дефисное написание прилагательных, устные высказывания по определённым теоретическим заданиям.

Развитие личности ученика: развитие последовательности суждений в речи учащихся, развитие внимания.

Оформление доски: Дата. Тема урока.

Орг.момент – традиционный.

Этап опроса. Словарный диктант на закрепление предыдущих тем.

Приклонять голову, преуспевать в делах, препятствие, вырастить дерево, заросло травой, выращенный своими руками, росток, собирать грибы, заберусь высоко, стереть ошибку, запирать на замок, запереть в темницу, стирать вручную, беречь от огня, много туч, намажь на хлеб, вокруг тишь, можешь не извиняться, грош ему цена, соус слишком жгуч, промчался вскачь, чёрно – белое кино, северо – восточный ветер, древнерусский язык, вагонно – паровозное депо, железнодорожная станция, шёлк, ожёг руку.

Проверка индивидуально учителем.

Затем класс делится на группы по 4 человека.

Учитель: дома вы должны были повторить, как пишутся существительные с дефисом и слова с пол - , полу. В тетрадях сейчас вам нужно записать правила и привести примеры на данные правила.

Проверка. 1 ученик из группы отвечает, представители других групп дополняют. Что пропустили ученики, дополняет учитель.

Дефис ставится:

- названия промежуточных стран света (юго – восток, юго – запад)

- названия сложных единиц измерения (человеко –день, грамм – молекула)

- сущ – ные, имеющие в составе начальные части обер-, унтер-, вице-, экс, лейб -, штаб -, штабс – (обер – мастер, вице –адмирал)

- сложные сущ –ные, образованные без соединительной гласной из 2х самостоятоятельно употребляющихся сущ –ных, в целом обозначающих единое понятие (грусть – тоска, обычаи – порядки)

- первое сущ –ное является более общим названием, а второе указывает на спец.назначение (дом – музей, школа – интернат)

- обозначение должности, звания, профессии, научной степени (член – корреспондент, генерал – майор)

- устойчивые образования типа матушка – Русь, матушка – земля

- если после имени собственного стоит приложение (Москва – река)

- сущ., начинающиеся со слов горе, чудо (Горе – учёный, чудо – богатырь)

- составные фамилии (Новиков – Прибой)

- географ.названия, состоящие из 2х сущ – х или прил- ного (Орехово – Зуево, Гусь – Хрустальный)

- географ.названия, составленные из 2х сущ – х, соединённых союзом или предлогом (Ростов – на – Дону)

- названия предметов двойного назначения (диван – кровать)

- сложные технические, научные термины (стоп – кран)

- сложные названия растений (Иван – да – Марья)

- приложение и опред.слово – имена нарицательные (Солдат – герой).

Слитно:

- сложн. сущ., с первой частью авиа-, агро-, аэро-, гидро-, кино-, мото-, псевдо-, фото- (кинотеатр)

- нариц.сущ., образованные из 2х и более основ при пом. соедин. гласных о или е (словотворчество)

-с глагольной первой частью на и (горицвет)

Слова с пол -, полу.

Через дефис: если вторая часть начинается с гласной, с л, с прописной буквы (пол – лимона, пол- Москвы, пол – арбуза) В остальных случаях – слитно (полдома, полкруга). Слова с полу- всегда пишутся слитно!

Задание на закрепление. Работа у доски (по желанию учащихся) и на местах.

Записать словосочетания, объяснить написание.

Нарвать мать – и мачехи, говорить правду – истину, выпить пол – литра молока, объездить пол- Европы, полубольного привели в чувства, отсутствовать полгода, поместиться в кинобудке, выслушать экс – министра, взять плащ – палатку, посмотреть на царь – пушку, съесть пол –ложки мёду, пойти на северо – восток, посетить школу – интернат, заниматься агротехникой, очерк о чудо – плотниках, выйти в полуфинал, отстать на пол – очка, роман Салтыкова – Щедрина.

Способ проверки – совместный.

Домашнее задание – повторить материал урока. Составить таблицу по правописанию одной Н и двух НН в суффиксах прилагательных, наречий, причастий.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных"

Урок «Правописание сложных имён прилагательных» (по программе М.М.Разумовской) был дан в 6 классе. Цели урока - изучить правила правописания сложных прилагательных;повторить способы словообразования; ...

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Урок русского языка на тему: "Правописание сложных слов " 10класс

Тема урока: Правописание сложных слов. Цели: а)повторить основные случаи написания сложных слов, углубить знания по теме б) развивать речь учащихся, логическое мышление, а также умение работать с...

Презентация к уроку коми языка по теме правописание сложных существительных и прилагательных

Данная презентация разработана к року по коми языку 7 класс по теме: "Сложнöй эмакывъяс да кывбердъяс артмöм да гижöм"....

Урок русского языка по теме : " Правописание в существительных суффиксов - ЧИК//- ЩИК", 5 класс

Аннотация:    урок русского языка  построен в рамках системно-деятельностного подхода с учетом принципов здоровьесбережения. Индивидуальная, парная , коллективная формы работы позволяют...