Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: « Что такое лексика» с использованием ИКТ - технологий
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе по диалектной лексике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.docx | 769.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: « Что такое лексика»
с использованием ИКТ - технологий, проведенного учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ 6 г.Георгиевска Ставропольского края Кожушко Н.А.
Технологическая карта урока
Цели для ученика:
| Цели для учителя:
| ||||
Форма проведения: урок (групповая работа) | |||||
Опорные понятия, термины: «слово», «лексика», «лексическое значение», «грамматическое значение», «лексикология», «диалектизм». | |||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Целевой 3 минуты | Учитель предлагает дать толкование словам: - Отгадайте, что это? Турлук Бурак Кочет Учитель задаёт вопрос: - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о диалектных словах) | Активное слушание, объяснение, определение темы | Беседа | Учебно-организационные: определение учебных задач, постановка целей | Определение темы урока |
2. Актуализация знаний 5 минут | Учитель организует работу учащихся в группах 1) - Что вы знаете о диалектных словах? Обсудите ответ в группе Учитель предлагает представителям каждой группы выступить с сообщением. Высказывания учащихся обобщает. 2) - Продолжаем работать в группах. Задание: изучить оглавление учебника по теме «Диалектная лексика», обсудить, что уже знаете, что предстоит узнать . Учитель предлагает представителя каждой группы рассказать, что знают по данной теме и что предстоит узнать, изучая диалектные слова. | Активные формы: обсуждение Исследуют оглавление, обсуждают, договариваются | беседа | Учебно-информационные: работа с оглавлением. Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями | Определили, что уже знают по данной теме, исходя их изученного в начальной школе Выявили, что предстоит изучить в 5 классе |
3.Содержательный 7 минут | Учитель предлагает группам выполнить следующие задания: Прочитать текст казачьей песни Записать в тетрадях непонятные слова Дать определение найденным словам по тексту | Деятельностные формы: Читают, выбирают материал, спорят над значениями, договариваются Отчет представителей групп о проделанной работе | Групповая работа Работа с текстом | Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других; организация совместной деятельности; владение культурой речи; Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями; классификация информации | Конкретизировали понятия «слово», «диалектизм», поработали с лексическим значением диалектных слов. |
4. Операционно-деятельностный 15 минут 7 минут | Учитель предлагает каждой группе выполнить упражнения 1 гр. Выбрать 5 диалектных слов из толкового словаря, записать их толкование, придумать небольшую историю, включив в нее найденные слова 2 гр. Определить слова по их лексическому значению, составить словосочетания или предложения. 3 гр. Выписать по два существительных, прилагательных, глаголов, указать их грамматическое значение. Отчет групп о выполненной работе. | Активно-деятельностные формы: работают со словарем, записывают словосочетания или предложения в тетрадях; определяют слова по лексическому значению, составляют и записывают предложения в тетрадях; выписывают слова, определяют грамматическое значение | Групповая работа Выполнение упражнений | Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других; оценка разных точек зрения; организация совместной деятельности; владение культурой речи; Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями; | Расширение словаря учащихся; развитие речи; опыт работы со словарем; закрепление грамматических понятий; |
5. Рефлексивный 8 минут | Оцените работу своей группы: ставим плюс, если отвечаем «Да», минус «Нет»(отвечает каждый ученик) 1.Я знаю, как называется единица языка. 2.Диалектизмы – это слова, бытующие в границах определенной местности. 3.Нет диалектных слов, не имеющих синонима в литературном языке. 4. На территории станицы тоже встречаются диалектные слова. 5. Диалектизмы могут быть разных тематических групп и частей речи. Спикеры групп оценивают работу группы (У каждого учащегося по 4 плюса- оценка группе «5» и т.д.) Д.З.1) Составить план параграфа и пересказать по этому плану. 2) исследовать: - какие словари предлагает Интернет? - какие словари есть в домашней библиотеке? | Рефлексия и самооценка своей работы и работы группы | Учебно-коммуникативные: организация совместной деятельности; Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями; | Развитие аналитических способностей, самооценка Исследовательские навыки |
2.6. Аспектный анализ урока по теме: «Диалектная лексика» с применением мультимедийного сопровождения, проведенного учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ№20 станицы Подгорной Шаповаловой В.В.
№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы | ||||||
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||||||||
1 | ФИО учителя | Шаповалова В.В. | ||||||
2 | Предмет | Русский язык | ||||||
3 | Класс | 5 «А» | ||||||
4 | Обучающихся по списку | 25 | ||||||
5 | Обучающихся по факту | 23 | ||||||
6 | Своевременность явки учителя на урок. | Учитель начал урок вовремя | ||||||
7 | Готовность учителя к началу урока. | Учитель готов к началу урока | ||||||
8 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | Обучающиеся готовы к началу урока | ||||||
9 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | Урок оснащен наглядными пособиями, компьютерная презентация; Учебник Ладыженская «Русский язык 5» | ||||||
10 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | Соответствуют санитарным нормам | ||||||
11 | Наличие технологической карты урока. | Технологическая карта урока в наличии | ||||||
12 | Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию | Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию | ||||||
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) | ||||||||
1 | Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. | «Открытие» нового знания» Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия диалект. | ||||||
2 | Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки. | Весь класс активно работает при проверке домашнего задания | ||||||
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ | ||||||||
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся | ||||||
2 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | 1.Обучающиеся выполняют диктант. 2.Взаимопроверка диктанта 3.Решают задачу | ||||||
3 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Выполняют задания слайда в парах. Осуществляют самопроверку. Записывают результаты, работают в парах | ||||||
4 | Соотношение нагрузки на память и мышление обучающихся | Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям обучающихся | ||||||
5 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы обучающихся. | Актуализация знаний о лексике; используется проблемный метод обучения | ||||||
6 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | Используется метод самооценки | ||||||
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | ||||||||
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | На уроке используется проблемный метод обучения. На уроке используются формы работы: Индивидуальная, Фронтальная, Парная. Используемый метод целесообразен и обоснован | ||||||
2 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | Актуализация знаний о словах ограниченного употребления | ||||||
3 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Подвожу учащихся к открытию нового понятия | ||||||
4 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний; 1. Обучающиеся решают задачи 2.Обсуждают проблему и приходят к мнению, что им необходимы новые знания . 3.Формулируют тему и цель урока | ||||||
5 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Открытие нового понятия Диалектная лексика ; Обучающиеся самостоятельно работают со словарями | ||||||
6 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | 1.Обучающиеся выполняют диктант. 2.Взаимопроверка диктанта 3.Решают задачу Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | ||||||
7 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | Подготовка к изучению литературы, истории, МХК | ||||||
8 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия | ||||||
9 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли? | ||||||
10 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | Личностные: понимают, что такое диалектизм, умеют дать толкование словам Познавательные: передают содержание информации в развернутом виде, осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуникативные: умеют оформлять мысль в устной и письменной речи с учетом ситуаций | ||||||
11 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; - своевременность окончания урока. | Обсуждение задаваемого домашнего задания; Объем и характер дом. Задания соответствует норме; Урок закончен вовремя | ||||||
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | |||||||
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Эмоциональность урока на высоком уровне | ||||||
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | ||||||
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены | ||||||
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду | ||||||
5 | Смена видов деятельности обучающихся, сочетание различных методов и приемов обучения | 7 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения | ||||||
6 | Соблюдение единого орфографического режима | Учитель следил за тем, чтобы обучающиеся соблюдали единый орфографический режим | ||||||
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика | ||||||
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с обучающимися. | Педагогическое поведение учителя на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с обучающимися | ||||||
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Учитель умело организовывал класс на учебную деятельность | ||||||
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | На уроке учитель владел голосом, правильностью речи, дикцией. Использовал артистическое умение, педагогическую технику исполнительского мастерства | ||||||
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | Учитель рационально использовал средства обучения | ||||||
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков обучающихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | Обеспечение осознания обучающимися своей учебной деятельности на уроке. Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли? Обучащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Русский язык" 6 класс, по темам: "Лексика","Морфемика,"Морфология,"Синтаксис".
Закрепление изученного материала за курс 6 класса по основным разделам русского языка.К тестам прилагаются ответы....
Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...
План-конспект урока по немецкому языку (6 класс) на тему: "Работа с лексикой по теме: «За окнами - листопад»"
Цель урока: Познакомить учащихся с новой лексикой по теме «За окнами – листопад» и тренировать в её употреблении, повторить ранее изученную лексику....
Самоанализ урока по немецкому языку (6 класс) на тему: "Работа с лексикой по теме: «За окнами - листопад»"
Разбор основных событий урока...
Тест по русскому языку 5 класс по теме "Лексика"
Данный тест позволяет проверить знания учеников; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки работы с тестами; формируется навык самоконтроля и самоанализа....
Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологи...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Что такое текст-повествование, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Что такое текст-повествованиеЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о «тексте-повествовании», его отличительных признаках...