Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак на конце наречий" с технологической картой
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Овчинникова Валентина Владимировна

Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак на конце наречий" с презентацией 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель : Овчинникова В.В. 

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Содержательная цель: актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов; учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения: проблемные ситуации, самостоятельная работа, работа в паре, рефлексия учебной деятельности.

Формируемые УУД:

предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, словесная оценка, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская 7 класс, карточки с заданиями разных уровней  для групповой работы, Толковый словарь,  алгоритмы рассуждения по применению правила, проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мобилизующий этап

1.Организационный момент.

Приветствие учителя и создание рабочей атмосферы.

2.Фронтальная беседа по содержанию предложенного учителем эпиграфа

Приветствие, настраиваются на работу по изучению нового знания., обсуждают эпиграф, отвечают на поставленные учителем вопросы, пытаются «узнать» слово

Ответы на вопросы учителя по содержанию эпиграфа

Умение слушать и отвечать на вопросы

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности

Регулятивные: самооценка готовности к уроку

II. Этап актуализации опорных знаний

1.Предлагает игру  «Верные-неверные утверждения», игру «Четвертый лишний»

2. Просит объяснить правописание слов, вспомнить изученное правило

1.Отвечают на вопросы игры «Верные-неверные утверждения», играют  в игру «Четвертый лишний»

2.Объясняют правописание слов

3.Вспоминают правило правописания

Игра «Верные-неверные утверждения»,

«Четвёртый лишний»

Активизация ранее изученного материала

Уметь распознавать знакомую орфограмму, объяснять написание с помощью знакомого правила правописания

Познавательные: проблемная ситуация;

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

III. Этап локализации индивидуальных затруднений, целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

1.Создаёт проблемную ситуацию

2.Ведёт побуждающий от проблемной ситуации диалог

3.Подводит к формированию темы урока, задач урока

1.Пытаются ответить на вопрос учителя, пользуясь изученным правилом.

2.Ситуация удивления.

3.Осознают недостаточность знаний.

4.Формируют тему урока, задачи урока.

Выполнение упражнений по заданию

Умение слушать и отвечать на вопросы

Регулятивные: Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную.

IV. Этап изучения нового знания,  реализации построенного проекта

1.Предлагает групповую работу творческого характера, индивидуальную работу разных уровней.

2.Просит выдвигать  гипотезы по объяснению написанного с использованием побуждающего к проблеме диалога, сформулировать правило правописания

2.Просит сверить свои выводы с  учебником

3.Просит записать  новое знание в схему

4.Просит самостоятельно в парах поработать над составлением алгоритма рассуждения по применению правила

1.Работают в группах (творческое задание) и индивидуально по карточкам разных уровней

2.Предлагают различные гипотезы решения проблемы

2.Формируют правило правописания

3.Сверяются с учебником

4.Записывают новое знание в схему

5.Самостоятельно в парах работают над алгоритмом рассуждения по применению правила

1.Фронтальная работа по выдвижению и проверке гипотез

2.Работа с учебником

3.Работа по переводу нового знания в схему

4.Работа на алгоритмом рассуждения по применению правила

Знакомство с новым правилом,

Познавательные: Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

V. Первичное закрепление

1.Проводит комментированное письмо с использованием алгоритма

2. Проводит работу по развитию речи

1.Записывают слова на изученное правило и объясняют их правописание 2. Осуществляют взаимопроверку в паре, затем самопроверку Почему ошибся?

3.Объясняют лексическое значение наречий

3.Решают лингвистическую задачу

4. Подбирают подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящими на конце.

1.Формулируют задание к упражнению, комментированное письмо слов на изученное правило 2.Проверка работы в паре

3. Работа с Толковым словарём и презентацией с «интересными наречиями»»

4.Решение лингвистической задачки

5. Фронтальная работа с комментированием  

Уметь пользоваться изучаемым правилом

Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий

Уметь применять алгоритм рассуждения по применению изучаемого правила

Личностные: формируется мотивация достижения, интерес к учебному материалу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Личностные: самоконтроль, самооценка

VI . ФИЗМИНУТКА

Проводит разминку

Выполняют разминку

1.встали и потянулись

2.рывки руками

3.гимнастика для глаз

VII. Обобщение усвоенного и включение нового знания в изученное

1.Предлагает групповую работу творческого характера по составлению кластера

2. Предлагает индивидуальную работу предметного свойства (практика ЕГЭ)

1.Работают в группах (творческое задание) 2.Отчитываются о выполненной работе

3. Выполняют индивидуально задание , самооценка

1.Групповая работа

2.Индивидуальная работа по карточкам разных уровней

 Уметь решать тесты формата ЕГЭ

Коммуникативные: Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

VIII. Подведение итогов урока. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Рефлексия.

Узнаёт, как работалось на уроке, все ли цели достигнуты.

Просит учеников заполнить чек-лист, оценить  свою работу на уроке с помощью ответа на вопросы

Рассказывают, как работалось на уроке, оценивают свою работу, заполняют чек-лист

Фронтальная работа, индивидуальная работа с чек-листом

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результатам;

Умение адекватно понимать оценку учителя/одноклассника

Личностные: умение развивать способность к самооценке

IX.Домашнее задание

Даёт дифференцированное  домашнее задание

Знакомятся с предложенным домашним заданием и формируют его исходя из своего чек-листа,  индивидуальное дз

КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока.

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Работа с эпиграфом  (слова М.Горького)
  3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  1. Игра «Верные-неверные утверждения» (2-3 мин)

1.        Наречие – самостоятельная часть речи? (да).

2.        Наречие обозначает признак предмета? (нет: наречие обозначает признак действия).

3.        В предложении наречие является обстоятельством? (да).

4.        Наречие относится к глаголу? (да).

5.        Наречие изменяемая часть речи? (нет)

6.         Не с наречиями пишется слитно, если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, нисколько не, никогда не, ничуть не. (нет)

7.        Наречия имеют степени сравнения? (да).

8.        Правописание приставок  НЕ и НИ в отрицательных наречиях  зависит от ударения. (да)

9.        Наречия с приставкой ПО и суффиксами –ОМУ (-ЕМУ) пишутся слитно? (нет)

10.        Наречия места  отвечают на вопросы как? каким образом? (нет).

  1. Игра»Четвертый лишний»(2 мин)

Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее?

  1. Доч.., ноч…рож…, молодеж..
  2. Пряч…,откроеш.., береч.., могуч…
  3. Скрипуч.., печ…, горяч…сыпуч..

Учитель: - Какой вид орфограммы объединяет все слова?

Задание. Распределительный диктант. (5-7 мин)

Спрячь, смотришь, глушь, сжечь, съешь, много луж, хорош, колюч, карандаш, помочь,  клеишь, настежь, замуж, сплошь.

(Беседа по ходу: Сколько колонок в твоей таблице? А у тебя? Должно быть четыре)

Сверка с эталоном.

Существительное

Глагол

Прилагательное

Наречие

Глушь

(много) Луж

Карандаш

Спрячь

Сжечь

клеишь

Хорош

Колюч

Настеж?

Замуж?

Сплош?

Учитель: - В написании каких слов вы затруднились? Почему? (это наречия, а правописание наречий, оканчивающихся на шипящий звук не изучали).

- Какова же тема нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока.  (3 мин)

Учитель: - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Узнать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно…  (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…    (Ь после шипящих в других частях речи).

(Показываю на экране)

Учитель: - По какому плану мы будем работать? (1. Вспомним изученные части речи на эту орфограмму, 2. Узнаем новое. 3. Потренируемся. 4. Проверим себя.)

Учитель: - Цели поставлены, будем их решать. Как мы можем с вами узнать правописание Ь после шипящих на конце наречий? (в учебнике, самостоятельно). Как мы будем знакомиться с новым материалом? (Самостоятельно). Работать будем в группах. Повернитесь друг к другу. Сообща работать всегда хорошо. Одна голова хорошо, а две еще лучше. У вас будет четыре головы, поэтому вы справитесь очень быстро и решите нашу проблему.

Изучение нового знания.  Работа в группах по карточкам разного уровня сложности.

Карточки для самостоятельной работы в группах при изучении нового материала (5 мин)

1группа. Выпишите наречия с шипящим звуком на конце. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий.

Сплошь, врач, колюч, вскачь, напрочь, луж, дочь, настежь, шалаш, уж, издавна, замуж, невтерпёж, луч, точь-в-точь, молодежь, пахуч.

2 группа. Выпишите наречия с шипящим звуком на конце слова. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Подчеркните ь. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий.

Сплошь, вскачь, напрочь, хорошо, красиво, налево, настежь, уж, издавна, замуж, досуха, невтерпёж, вправо, горячо, слева, точь-в-точь,

3 группа. Спишите наречия с шипящим звуком в конце слова. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Подчеркните ь. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий.

Сплошь, настежь, прочь, замуж, невмочь, вскачь, невтерпёж, навзничь, уж, напрочь, наотмашь.

Учащиеся выводят правило. Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. - От чего зависит выбор написания Ь на конце наречия?

Учитель: - Назовите условие выбора написания Ь на конце наречия после шипящей. (Разные точки зрения.)

1) На конце наречий после шипящих пишется ь.

Исключение: 3 слова (уж, замуж, невтерпеж).

2) После ч, ш пишется ь; после ж не пишется, исключение: настежь.

Учитель: - Сверим с учебником. Все правильно. Какой пункт плана выполнили? Что будем делать дальше? (тренироваться) Слайд.

Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений. (5-7 мин)

 Задание. Выполняем на доске. Применяем два правила. (3 слова на доске, потом продолжаем самостоятельно) . Взаимопроверка.

Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?), ждать невтерпёж, терпеть  невмочь.

Поменяйтесь тетрадями, возьмите красную пасту и проверьте, как с заданием справился ваш сосед по парте. Оцените работу. Кто допустил ошибку? Почему ошибся? Самооценка.

Словарная работа. Работа по развитию речи.  В данном диктанте нам встретились «интересные» наречия. Мне бы хотелось узнать, знаете ли вы их значение. (слайд) 2 мин.

Упражнение по развитию речи. (3 мин) 

Прочитайте фразеологические обороты (словосочетания) и справку. Сформулируйте задание к упражнению.

1. Кидает в жар =

5. Сжигать мосты =

2. Отлегло от сердца =

6. Как две капли воды =

3. Взять на заметку =

7. Кругом и всюду =

4. Что правда, то правда=

 

Справка:

Точ…-в-точ…, бросает в дрож…, сплош…и рядом, жеч… корабли, ничего не скажеш…, взять на карандаш…, гора с плеч…

Ученик. К каждому фразеологическому обороту, в составе которого нет слов с шипящими на конце, надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящими на конце.

Выражение сжечь корабли употребляется тогда, когда хотят сказать, что сделан решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему .

ФИЗМИНУТКА.

Учитель: - Только ли в наречиях встречается подобная орфограмма? В каких ещё частях речи она есть? Мы с вами изучили все правила, касающиеся Ь знака. И теперь, чтобы вспомнить правописание Ь после шипящих в разных частях речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие),  составим опорную обобщающую таблицу, схему или кластер (как вам угодно). Работаем в парах. (Для тех, кто затрудняется, даю полузаполненную схему)

Кластер (итоговый)

Мягкий знак после шипящих

Учитель: Сверьте. Ничего не упустили? Молодцы! Оцените себя (по таблице). Теперь вы готовы выполнить задание из ЕГЭ по этой теме.

Самостоятельная работа с самопроверкой. (слайд)

В словах какого(каких) ряда(рядов) пишется мягкий знак?

нян...чить, камен...щик, брош..., бреш...

теч..., рож..., едеш...,   навзнич..., проч...

стриж..., блаж..., гореч..., кон...чик,  ведёш...

доч... генерала, пожилой врач..., бульон горяч..., питаеш...ся нерегулярно

убор...щица, боч...ка, бережёш..., кусаеш..., коч...ка

В словах какого(каких) ряда(рядов) НЕ пишется мягкий знак?

постелеш...,  выспиш...ся, не стоит свеч..., посееш..

пожнёш..., плюш...,плющ..., ноч...ной

меч...,  не сечёш...,  ноч..., сутки проч.... обожжёш...ся

будеш..., кон...чику,  вскач..., напроч..., шалаш...

уж..., невтерпёж..., рощ, задач, грош...

Подведение итогов. Рефлексия. Результат достижения цели.

Учитель:  Достигли цели? Трудная тема? Какова ваша самооценка? /Дети отвечают/. Заполните чек-листы, проанализировав свою работу на уроке. 

Домашнее задание. 

Учитель: Обратите внимание на свои пробелы в знаниях и дома повторите нужные для вас правила (исходя из своего чек-листа).  По чек- листу составить словарный диктант по тем правилам, которые у вас «западают» (10-15 слов на каждое правило с затруднением) .

Учитель: Вспомните, какую цель мы поставили в начале нашего урока. (Слайд). Чтобы узнать, достигли ли мы цели, ответим на вопросы:

Я научилась (ся)..

Я запомнила (л)..

Я рада (рад)

Мне хочется сказать..

Теперь я…

(На презентации слова Узнать, Уметь, Повторить превращаются в Узнали Научились, Повторили)

 

Учитель: Благодарю за работу! (оценивает)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

А вы?

Слайд 5

Русский язык необыкновенно богат ____________, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М. Горький наречиями

Слайд 6

«Четвертый лишний» 1. Доч .., ноч …, рощ…, молодеж … . 3 . Скрипуч.., печ …, горяч …, сыпуч .. 2.Пряч …, откроеш .., береч .., могуч…

Слайд 7

Спряч .., глуш .., замуж.., сжеч .., (много) луж.., хорош.., настеж …, колюч.., к.. рандаш .., кле ..ш..., дрож .., сплош ... . Распредели слова в таблицу по частям речи, вставь пропущенные буквы.

Слайд 8

Существитель-ное Глагол Прилагатель-ное Наречие Глуш ь (много) Лу ж Каранда ш Спря чь Сже чь клеи шь Хоро ш Колю ч Насте ж ? Заму ж? Спло ш ? Проверим

Слайд 9

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Слайд 10

Цели урока: Узнать Уметь Повторить

Слайд 11

Спишите наречия с шипящим звуком в конце слова. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака. Подчеркните ь. Определите закономерность написания Ь знака после шипящих на конце наречий. Сплошь, прочь , замуж, невмочь, вскачь, невтерпёж, навзничь, уж, напрочь, наотмашь. настежь

Слайд 13

Мягкий знак после шипящих в наречиях Пишется всегда. Кроме слов-исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ . После букв Ч и Ш Ь знак пишется всегда, а после буквы Ж – не пишется. Исключение: НАСТЕЖЬ

Слайд 14

Мчится вска чь , ждать невтерпё ж, открывается насте жь , выйти заму ж , уйти про чь , ударить наотма шь , упасть навзни чь , терпеть невмо чь. Проверим

Слайд 15

Интересные наречия навзнич ь невмоч ь упасть на спину невмоготу, не под силу

Слайд 16

Интересные наречия вскач ь напроч ь быстро, скачками совсем, совершенно

Слайд 17

Интересные наречия настеж ь наотмаш ь распахнуть до конца сильно размахнувшись

Слайд 18

Вопрос: Таня и Маша решали кроссворд. Одно из слов, наречие из шести букв, они никак не могут отгадать. Прочитайте задание в кроссворде. Без промежутков, по всей поверхности ; целиком, без исключения. Какое наречие следует вписать в кроссворд? Запишите ответ: ________________________ сплошь

Слайд 19

1. Кидает в жар = 2. Отлегло от сердца = 3. Сжигать мосты = 4. Как две капли воды = 5. Кругом и всюду = 6. Что правда, то правда = Слова для справок: Точ …-в- точ …, бросает в дрож …, сплош …и рядом, сжеч … корабли, ничего не скажеш …, гора с плеч…

Слайд 20

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

Слайд 23

1. нян ... чить , камен... щик , брош ..., бреш ... 2. теч ..., рож..., едеш ..., навзнич ..., проч... 3. стриж ..., блаж..., гореч ..., кон...чик, ведёш ... 4. доч ... генерала, пожилой врач..., бульон горяч..., питаеш ... ся нерегулярно 5. убор ... щица , боч ...ка, бережёш ..., кусаеш ..., коч ...ка В словах какого(каких) ряда(рядов) пишется мягкий знак?

Слайд 24

1. постелеш ..., выспиш ... ся , не стоит свеч..., посееш .. 2. пожнёш ..., плюш...,плющ..., ноч ...ной 3. меч..., не сечёш ..., ноч ..., сутки проч.... обожжёш ... ся 4. будеш ..., кон... чику , вскач ..., напроч ..., шалаш... 5. уж ..., невтерпёж..., рощ.., задач.., грош... В словах какого(каких) ряда(рядов) НЕ пишется мягкий знак?

Слайд 25

1 – 2 2 - 5 Проверим

Слайд 26

Цели урока: Научились Повторили Узнали Повторить: Уметь: Узнать:

Слайд 27

Я научился( сь )... Я запомнил(а)... Я рад (а)… Мне хочется сказать… Теперь я … Что бы ты изменил(а) на уроке в последующем? Рефлексия

Слайд 28

Резерв

Слайд 29

1)зелень пастбищ; 2)нужно беречь; З)установившаяся тишь; 4)взять реванш; 5)воздух свеж; 6)радость встреч; 7)проголодаешься ; 8)открыть настежь; 9)голос чарующ; 10)быстро учишь; 11)интересный репортаж; 12)отрежь кусочек; Слов с Ь - 6 1) о твлечь внимание ; 2) множество неудач; З) военная мощь; 4) удачный розыгрыш; 5) кактус колюч; б) зарево пожарищ; 7) сумел увлечься ; 8) быстро уничтожь; 9) саванный пейзаж; 10) мчался вскачь; 11) ужасно тощ; 12) ничего не помнишь. Слов с Ь – 6 1в . 2 в .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"

Цель: Систематизировать изученное по теме.           Развивать практические умения и навыки работы с тестами...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

План-конспект урока русского языка "Существительные с шипящим на конце"

План-конспект урока русского языка в 6 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью по теме "Существительные с шипящим на конце"...