Формирование коммуникативных УУД в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
статья по русскому языку (9 класс)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование коммуникативных УУД в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы). | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Коммуникативные УУД – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания высказываний собеседника, создания собственных высказываний в соответствии с целями и особенностями общения.
Коммуникативные УУД формируют социальную компетентность обучающихся; поддерживают умение слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, планировать учебное сотрудничество в нахождении и сборе информации; способствуют интегрированию в группы.
Какие коммуникативные УУД должны усвоить обучающиеся?
- Умение развернуто обосновывать свою точку зрения
- Адекватно воспринимать устную речь, передавать содержание прослушанного текста (подробно, сжато)
- В зависимости от цели выбирать вид чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее)
- Работать с текстами разных стилей
- Вступать в речевое взаимодействие, участвовать в диалоге
- Пользоваться различными источниками информации
Одним из средств формирования коммуникативных УУД является групповая работа. Преимущества работы в группе:
- формирование навыков общения, сотрудничества, взаимопомощи
- контроль за своим поведением, уважение чужого мнения, умение отстаивать свою позицию
- равные возможности
Урок русского языка.
Тема : «О-Ё после шипящих в корне слова»
Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков
Цель: ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по закреплению правила написания гласных О-Ё после шипящих в корне слов.
Образовательная: создать условия для совершенствования умения находить и объяснять изученную орфограмму.
Воспитательная: формирование культуры поведения при фронтовой, групповой и индивидуальной работе.
Развивающая: способствовать развитию умения обобщать полученные знания.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить правописание слов с О-Ё после шипящих в корне.
Регулятивные: осуществлять контроль и взаимоконтроль, определять успешность выполнения работы.
Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные: строить коммуникативное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем.
Личностные: совершенствовать коммуникативные навыки.
УМК под редакцией В.В.Бабайцевой
Ход урока (фрагменты):
Этап организации познавательной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые коммуникативные УУД |
|
|
|
Этап подведения итогов.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
|
|
|
Приложение 1. Тексты.
Группа 1.
Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим ш_потом – боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяж_лые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.(К.Паустовский)
Группа 2.
Ш_лковую нить прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым ш_лкопрядом. Почему ш_лкопрядом – понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового ш_лкопряда ест только листья тутового дерева. (М.Константиновский)
Группа 3.
Однажды я ш_л на лыжах. Торчащие из снега ч_рные кусты обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла тишина. Вдруг легкий ш_рох привлек мое внимание. (А.Тамбиев)
Группа 4.
И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щ_лкаю затвором фотоаппарата. Первыми на меня уставились медвежата. Но для их глаз я просто сош_л за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. (Н.Сладков)
Приложение 2. Задания.
Группа 1. Распределить слова в два столбика: первый с буквой Ё после шипящих в корне, второй с буквой О после шипящих в корне.
Уч_ный, пч_лы, ж_луди, ш_ры, ш_рты, трущ_ба, щ_тка, ч_рный, ш_рстка, реш_тка, ш_фер, ш_пот.
Группа 2. Графически объяснить написание слов.
Шёпот, крыжовник, жонглёр, шорох, пчёлка, чащоба, причёска, щёголь, шёрстка, щётка, щёчки.
Группа 3. Составить словарный диктант из 10 – 12 слов (слова с орфограммой «О-Ё после шипящих в корне слова»)
Группа 4. Составить небольшой текст, используя слова капюш_н, ч_рный, ш_фёр, ш_рох, ш_ссе.
работа на занятиях курса способствует повышению качества устной и письменной речи учащихся. Форма организации работы – групповая и индивидуальная.
Внеурочное занятие. Курс «Основы журналистики»
Школьная газета, на мой взгляд, - лучший способ развития коммуникативных УУД. На занятиях внеурочного курса «Основы журналистики» создаю условия для развития способностей разновозрастных детей, умения вступать в контакт с любым собеседником, поддерживать общение, соблюдать нормы и правила общения. Каждый учащийся может создать личностно значимую для него продукцию: публикацию, фотографию. Кроме того, работа на занятиях курса способствует повышению качества устной и письменной речи учащихся. Форма организации работы – групповая и индивидуальная.
Тема: « Берем интервью. Практикум.» (7-9 классы)
Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков
Цель: закрепление представлений об интервью как о жанре публицистики
Образовательная: создать условия для развития умения брать интервью
Воспитательная: формирование культуры поведения при групповой и индивидуальной работе.
Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь анализировать текст, осуществлять его информационную переработку
Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: строить коммуникативное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем.
Личностные: совершенствовать коммуникативные навыки.
Этап организации познавательной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые коммуникативные УУД |
группа 1 «Интервью как жанр публицистики». группа 2 «Виды интервью» группа 3 «Секреты успешного интервью» |
|
|
Этап «Информация о домашнем задании»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые коммуникативные УУД |
|
|
|
Приложение. Рубрика «Страничка школьной истории». Интервью с ветеранами школы.
О значимости школьной библиотеки в жизни каждого человека может рассказать даже первоклашка. Ведь то количество знаний, которое там хранится, не сравнится ни с чем. В рамках праздника Международного дня школьных библиотек я встретилась и побеседовала с Людмилой Николаевной Остенковой, проработавшей библиотекарем в нашей школе более 20 лет.
Р.В. Сколько лет Вы посвятили профессии библиотекаря и что Вам больше всего нравится?
Л.Н. Я посвятила своей профессии 22 года. Работала с самого открытия школы. За это время поняла, что библиотекарь – это многофункциональная профессия. Он и учитель, и наставник, и психолог, а в некоторых случаях и «мама». Люблю работать с книгами, учащимися, с ними вечно молодая. Все к нам идут, начиная с 1 класса и заканчивая 11. Мы всех любим.
Р.В. Почему Вы выбрали эту профессию?
Л.Н. Я не совсем выбрала именно эту профессию. Закончила факультет культурологии и искусствоведения. Сначала пришла работать в школу учителем. Но уже тогда начала зарождаться любовь к библиотеке.
Р.В. Можете ли Вы назвать свою любимую книгу?
Л.Н. Нет, наверное. Появляются новые писатели, новые произведения. Что-то нравится, что-то нет. Но я очень люблю читать, поэтому каждая книга приносит мне радость.
Р.В. Какой Вы видите профессию в будущем?
Л.Н. Книга на бумажном источнике необходима, электронная библиотека – это, конечно, хорошо, но маленький ребенок может приобщиться к чтению только после того, как он книжку полистал, посмотрел. Школьная библиотека должна выполнять одну из главных задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение. Библиотека является информационным центром, поэтому я вижу ее процветающей.
Р.В. Людмила Николаевна, что сегодня Вы пожелаете своим коллегам?
Л.Н. От своего имени поздравляю всех школьных библиотекарей района. В нашей нелегкой работе хочется, чтобы наш труд был по достоинству оценен. Здоровья всем , успехов в работе и всяческих благ.
Р.В. Спасибо, Людмила Николаевна. Очень приятно было с Вами побеседовать. Я поздравляю Вас с профессиональным праздником, желаю Вам крепкого здоровья и всего самого наилучшего.
Интервью записала школьная журналистка Рубцова Виктория, 11 класс
(опубликовано в газете «Школьные вести» (МАОУ «СОШ №40» г. Новоуральск) в ноябре 2022 года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы
В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии - метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...
Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
ВысткплениеПамятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий...
Использование медиаресурсов в работе учителя при формировании УУД в урочной и внеурочной деятельности
Презентация...
Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы
Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и осно...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....
Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности (из опыта работы учителя математики)
Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некото...
Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников....