"Легенда о Данко" М.Горький, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока по отрывку из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко» Максима Горького с использованием приёма "Дерево предсказаний" и технологии продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 29.32 КБ |
Презентация | 971.8 КБ |
План анализа на доску | 7.13 КБ |
Раздаточный материал | 89.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература, 7а класс
Ф.И.О.: Майнагашева Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Класс: 7а класс
Тема урока: М. Горький «Данко» (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)
Цель: развить навыки читательской грамотности,
Задачи: 1. Проанализировать отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко» М. Горького, разъяснить понятие «романтизм», «романтический герой». 2. Развивать словарный запас обучающихся, языковое чутье, навык выразительного чтения. 3. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.
Планируемые результаты: знание понятий романтизм, романтический герой, содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.
Технология и методы обучения: технология продуктивного чтения, приём «Дерево предсказаний»
Оборудование: компьютер и проектор (презентация), раздаточный материал
Ход занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный этап, мотивация на работу (1 минута) | Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем работать, используя листы самоанализа. За выполнение задания вы будете получать баллы. Надеюсь, что каждый сегодня будет внимательным и получит заслуженную пятерку, договорились? | Ученик: Здравствуйте! У: Хорошо! | |
Формулировка проблемного вопроса (3 минуты) | П: Итак, начнём. Прочитайте цитату Максима Горького на экране. Как вы понимаете смысл этот цитаты? Иными словами, автор задается вопросом: «Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?» Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос, а поможет нам одно из произведений Максима Горького. | У: Я понимаю эту цитату так: люди должны совершать подвиги. | |
Актуализация знаний Формулировка темы, цель и задачи (3 минут) (4 минут) | П: Посмотрите на экран. На иллюстрации изображен герой, который вам уже знаком. Как вы думаете, какая будет тема урока? П: Правильно. Мы с вами на прошлом уроке уже познакомились с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко». Мы по названию выдвигали предположения, о чём история, потом прочитали текст, обсудили сюжет. П: Как вы считаете, какая цель и задачи сегодняшнего урока? П: Да, вы правы. Надеюсь, мы с вами сегодня успеем выполнить всё задуманное. Для этого я предлагаю вам посмотреть «План анализа произведения». В нём 8 пунктов, и три из них лишние. Найдите их и объясните, почему они лишние. П: Да, всё верно. Итак, у нас с вами получились следующие пункты: План анализа произведения:
П: Ребята, все ли пункты плана мы с вами можем заполнить сейчас? П: Как мы можем решить данную проблему? | У: Тема урока – «Данко» М.Горького.
У: Мы будем анализировать произведение, т.е. характеризовать персонажей, попытаемся основную мысль произведения, прокомментируем стиль автора и особенности произведения. У: Лишние пункты в «Плане анализа произведения» под номером 2, 6, 7. У: Нет, мы не сможем заполнить 1 и 2 пункт плана. У: Мы можем воспользоваться дополнительными источниками. | |
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (2 минуты) | П: Верно. Я предлагаю вам прочитать статью, которая нам поможет в анализе произведения. | У: В этом тексте будут рассматриваться особенности «Легенды о Данко» М. Горького. | |
II этап. Работа с текстом во время чтения: чтение текста (4 минуты) Анализ текста. | Педагог: Проверим ваши предположения. Прочитайте текст на карточке. Выделите ручкой ключевые слова в тексте, которые помогут вам заполнить пропуски в нашем «Плане анализа произведения». П: Перед чтением статьи мы с вами выдвигали предположения. Подтвердились ли они? П: Какие пункты мы теперь сможем заполнить в нашей таблице «План анализа художественного произведения»? Что нового вы узнали из текста? Что мы напишем в первом пункте? К какому жанру относится данное произведение? К какому направлению относится данное произведение? | Ученики читают текст. У: Да, предположения подтвердились. У: Теперь мы можем заполнить пункт 1, 2, 3. | |
III этап. Работа с текстом после чтения: (4 минуты) Физкультминутка (1 минута) (4 минуты) (4 минуты) | Педагог: Почему «Легенда о Данко» относится к такому литературному направлению как романтизм? Назовите первый аргумент из прочитанной вами статьи. Найдите в тексте описание природы. | У: Пейзаж играет важную роль в произведениях. У: | |
Педагог: Ребята, вы молодцы. А теперь давайте немного подвигаемся. Мы с вами узнали, что пейзаж в романтических произведениях очень важен для повествования. Представьте, что вы, как и наши герои, идёте по дремучему лесу. Давайте переступим через корни, перепрыгнем через корягу, отодвинем от себя одну ветку, другую, обойдем корягу по кругу. Вот мы и выбрались из дремучего леса! | |||
Педагог: Назовите второй аргумент, почему «Легенда о Данко» относится к такому литературному направлению как романтизм. Найдите в легенде описание внешности Данко. Педагог: Назовите третий аргумент, почему «Легенда о Данко» относится к такому литературному направлению как романтизм.
Педагог: Как люди отнеслись к смерти Данко? - Можно ли назвать Данко героем? - Напрасна ли смерть Данко?
| У: Главный герой – исключительный человек. У: Романтические герои в конце произведения, как правило, погибают. У: Данко вырывает сердце из груди, чтобы осветить путь и вывести людей из леса. У: Спасённые люди не оценили подвиг Данко. У: Нет, не напрасна, ведь люди спаслись благодаря Данко. У: Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей. | ||
Выявление и формулирование основной идеи текста. Приём «Дерево предсказаний». (5 минут) | Педагог: А как вы считаете, «каким должен быть человек и как ему жить среди людей?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся приёмом «Дерево предсказаний», с которым мы с вами уже не раз работали. В центре дерева помещен вопрос, ответ вы пишите на веточке, а аргументы – на листочке. На работу 2 минуты, работаем в парах.
| Ученики отвечают на вопрос, используя шаблон для ответа | |
Подведение итогов, рефлексия (3 минуты) | Педагог: Ребята, мы хорошо поработали. Комментирование отметок. Выполнили ли мы с вами цель и задачи, поставленные в начале урока? | У: сообщает, какую отметку получил за урок | |
Домашнее задание (1 минуты) | Педагог: Ваше домашнее задание – творческое, «Облако тэгов». Тэги – это ключевые слова из «Легенды о Данко», их должно быть не менее 10. Каждый «тэг» вы должны объяснить, т.е. подготовьтесь к защите вашего мини-проекта. Форму облака вы выбираете самостоятельно, главное, чтобы это было символично. Всё понятно? Спасибо всем за урок!. | У: Домашнее задание понятно, спасибо! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
М. Горький «Данко » Тема урока:
Цель и задачи на урок? Цель : проанализировать «Легенду о Данко» М.Горького Задачи : охарактеризовать персонажей, понять основную мысль произведения, прокомментировать особенности произведения
План анализа произведения Год создания произведения. Имя главного героя. Жанр. Литературное направление. Характеристика главного героя. Внешность главного героя. Характер главного героя. Тема и идея произведения. Задание 1 : Уберите лишние пункты в плане. Объясните, почему они лишние .
План анализа произведения Год создания произведения. Жанр . Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.
Вспомним Литературное направление – это совокупность ключевых особенностей в творчестве писателей и поэтов на определённом этапе истории. Литературное направление – совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, которая характерна для произведений многих писателей и сохраняется в их творчестве на определённом этапе истории.
Предположите по названию, о чём будет статья? Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького
Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького » «Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. Вторая часть рассказа повествует о юноше по имени Данко. Романтизм в «Легенде о Данко» проявляется во многих аспектах. Первая черта романтизма в «Легенде о Данко» заключается в том, что в данном отрывке пейзаж играет важную роль, помогая передать настроение героев. Далее нужно упомянуть, что герой является персонажем исключительным. Ещё одной чертой романтизма является финал: романтические герои в конце произведения, как правило, погибают. Таким образом, «Легенда о Данко» — это романтизм в «чистейшем виде».
План анализа произведения Год создания произведения: Жанр. Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.
План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр. Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.
План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр: легенда . Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.
План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр: легенда . Литературное направление: романтизм Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.
Какие художественно-выразительные средства вы знаете? эпитеты олицетворения метафоры сравнения гипербола Риторическое восклицание инверсия р иторический вопрос антитеза повтор
План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр: легенда . Литературное направление: романтизм Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.
План анализа произведения 4. Характеристика главного героя:
План анализа произведения 4. Характеристика главного героя: Данко, «молодой красавец», «лучший из всех», «в очах его светилось много силы и живого огня», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
План анализа произведения 5. Тема и произведения : подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей. «Мечтать – значит жить! Нужны подвиги, подвиги!» (М.Горький)
Приём «Дерево предсказаний» Ответьте на поставленный в начале урока вопрос. На веточках напишите своё мнение, на листьях – аргументы (один-два). Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Баллы Отметка 7 «5» 5-6 «4» 3-4 «3» 0-2 «2»
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, дата __________________________________________________________
Задание 1: Выпишите, какие пункты в Плане анализа произведения лишние.
Устно объясните, почему они являются лишними. ______________________________________________________________________________________
Задание 2: Заполните таблицу
План анализа произведения:
- Год создания произведения: ________________________________________
- Жанр произведения:_______________________________________________________
- Литературное направление: ________________________________________________________________
Первый признак: __________________________________________________________________________
Второй признак:__________________________________________________________________________
Третий признак:___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Характеристика главного героя: Имя:__________________________________________________________________________________
Характер:________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Тема и идея произведения: _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 3: Приём Дерево предсказаний. Ответьте на вопрос, докажите своё мнение, приведя один-два аргумента.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«5» - 7 баллов, «4» - 5-6 баллов, «3» - 3-4 баллов, «2» - 0-2 балла.
Количество баллов: ________
Отметка за урок: ___________
«Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького»
«Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. Вторая часть рассказа повествует о юноше по имени Данко.
Романтизм в «Легенде о Данко» проявляется во многих аспектах.
Первая черта романтизма в «Легенде о Данко» заключается в том, что герой является персонажем исключительным.
Далее нужно упомянуть, что в данном отрывке пейзаж играет важную роль, помогая передать настроение героев.
Ещё одной чертой романтизма является финал: романтические герои в конце произведения, как правило, погибают.
Таким образом, «Легенда о Данко» — это романтизм в «чистейшем виде».
«Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького»
«Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. Вторая часть рассказа повествует о юноше по имени Данко.
Романтизм в «Легенде о Данко» проявляется во многих аспектах.
Первая черта романтизма в «Легенде о Данко» заключается в том, что герой является персонажем исключительным.
Далее нужно упомянуть, что в данном отрывке пейзаж играет важную роль, помогая передать настроение героев.
Ещё одной чертой романтизма является финал: романтические герои в конце произведения, как правило, погибают.
Таким образом, «Легенда о Данко» — это романтизм в «чистейшем виде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мифы и легенды Древней Греции.5 класс
Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать мифы о богах и 12 подвигов Геракла, выписать имя бога и указать сферу его покровительс...
Урок астрономии в 5 классе "Легенды звездного неба".
Тысячелетиями, ночуя у костра и глядя на небо, человек усвоил, что от вечера к вечеру звезды остаются одними и теми же и не меняют взаимного расположения. Он выделил несколько приметных фигур – ...
Открытый урок по литературе в 7 классе "Легенда о Данко"
Романтический характер легенды...
Мифы и легенды Древнего Рима 5 класс
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА....
урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)
Цели:1. Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...
Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"
Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....
Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».
Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...