"Легенда о Данко" М.Горький, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Мария Анатольевна Майнагашева

Конспект урока по отрывку из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко» Максима Горького с использованием приёма "Дерево предсказаний" и технологии продуктивного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература, 7а класс

Ф.И.О.: Майнагашева Мария Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

Класс: 7а класс

Тема урока: М. Горький «Данко» (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)
Цель: развить навыки читательской грамотности,
Задачи: 1. Проанализировать отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко» М. Горького, разъяснить понятие «романтизм», «романтический герой». 2. Развивать словарный запас обучающихся, языковое чутье, навык выразительного чтения. 3. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.
Планируемые результаты: знание понятий романтизм, романтический герой, содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.

Технология и методы обучения: технология продуктивного чтения, приём «Дерево предсказаний»

Оборудование: компьютер и проектор (презентация), раздаточный материал

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап, мотивация на работу

(1 минута)

Педагог: Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами будем работать, используя листы самоанализа. За выполнение задания вы будете получать баллы.

Надеюсь, что каждый сегодня будет внимательным и получит заслуженную пятерку, договорились?

Ученик: Здравствуйте!

У: Хорошо!

Формулировка проблемного вопроса

(3 минуты) 

П: Итак, начнём.

Прочитайте цитату Максима Горького на экране.

Как вы понимаете смысл этот цитаты?

Иными словами, автор задается вопросом: «Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?»

Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос, а поможет нам одно из произведений Максима Горького.

У: Я понимаю эту цитату так: люди должны совершать подвиги.

Актуализация знаний

Формулировка темы, цель и задачи

(3 минут)

(4 минут)

П: Посмотрите на экран. На иллюстрации изображен герой, который вам уже знаком. Как вы думаете, какая будет тема урока?

П: Правильно. Мы с вами на прошлом уроке уже познакомились с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко». Мы по названию выдвигали предположения, о чём история, потом прочитали текст, обсудили сюжет.

П: Как вы считаете, какая цель и задачи сегодняшнего урока?

П: Да, вы правы. Надеюсь, мы с вами сегодня успеем выполнить всё задуманное. Для этого я предлагаю вам посмотреть «План анализа произведения». В нём 8 пунктов, и три из них лишние. Найдите их и объясните, почему они лишние.

П: Да, всё верно. Итак, у нас с вами получились следующие пункты:

План анализа произведения:

  1. Год создания произведения.
  2. Жанр
  3. Литературное направление.
  4. Характеристика главного героя.
  5. Тема и идея.

П: Ребята, все ли пункты плана мы с вами можем заполнить сейчас?

П: Как мы можем решить данную проблему?

У: Тема урока – «Данко» М.Горького.

 

У: Мы будем анализировать произведение, т.е. характеризовать персонажей, попытаемся основную мысль произведения, прокомментируем стиль автора и особенности произведения.

У: Лишние пункты в «Плане анализа произведения» под номером 2, 6, 7.

У: Нет, мы не сможем заполнить 1 и 2 пункт плана.

У: Мы можем воспользоваться дополнительными источниками.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация

(2 минуты)

П: Верно. Я предлагаю вам прочитать статью, которая нам поможет в анализе произведения.
Она называется «Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького».
Исходя из названия статьи, предположите, о чём будет данный текст?

У: В этом тексте будут рассматриваться особенности «Легенды о Данко» М. Горького.

II этап. Работа с текстом во время чтения: чтение текста

(4 минуты)


Анализ текста.
(5 минуты)

Педагог: Проверим ваши предположения.

Прочитайте текст на карточке.

Выделите ручкой ключевые слова в тексте, которые помогут вам заполнить пропуски в нашем «Плане анализа произведения».

П: Перед чтением статьи мы с вами выдвигали предположения. Подтвердились ли они?

П: Какие пункты мы теперь сможем заполнить в нашей таблице «План анализа художественного произведения»?

Что нового вы узнали из текста?

Что мы напишем в первом пункте?

К какому жанру относится данное произведение?

К какому направлению относится данное произведение?

Ученики читают текст.

У: Да, предположения подтвердились.

У: Теперь мы можем заполнить пункт 1, 2, 3.

III этап. Работа с текстом после чтения:

(4 минуты)

Физкультминутка

(1 минута)

(4 минуты)

(4 минуты)

Педагог: Почему «Легенда о Данко» относится к такому литературному направлению как романтизм? Назовите первый аргумент из прочитанной вами статьи.

Найдите в тексте описание природы.

У: Пейзаж играет важную роль в произведениях.

У:

Педагог: Ребята, вы молодцы. А теперь давайте немного подвигаемся. Мы с вами узнали, что пейзаж в романтических произведениях очень важен для повествования. Представьте, что вы, как и наши герои, идёте по дремучему лесу. Давайте переступим через корни, перепрыгнем через корягу, отодвинем от себя одну ветку, другую, обойдем корягу по кругу. Вот мы и выбрались из дремучего леса!

Педагог: Назовите второй аргумент, почему «Легенда о Данко» относится к такому литературному направлению как романтизм.

Найдите в легенде описание внешности Данко.

Педагог: Назовите третий аргумент, почему «Легенда о Данко» относится к такому литературному направлению как романтизм.


Педагог: Как погибает Данко? Найдите в тексте предложения про смерть Данко.

Педагог: Как люди отнеслись к смерти Данко?

- Можно ли назвать Данко героем?

- Напрасна ли смерть Данко?



-
Какова тема и идея легенды?

У: Главный герой – исключительный человек.

У: Романтические герои в конце произведения, как правило, погибают.

У: Данко вырывает сердце из груди, чтобы осветить путь и вывести людей из леса.

У: Спасённые люди не оценили подвиг Данко.

У: Нет, не напрасна, ведь люди спаслись благодаря Данко.

У: Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.

Выявление и формулирование основной идеи текста.

Приём «Дерево предсказаний».

 (5 минут)

Педагог: А как вы считаете, «каким должен быть человек и как ему жить среди людей?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся приёмом «Дерево предсказаний», с которым мы с вами уже не раз работали.

В центре дерева помещен вопрос, ответ вы пишите на веточке, а аргументы – на листочке.

На работу 2 минуты, работаем в парах.


Все справились с заданием, поэтому поставьте себе на «Листе самоанализа» 2 балла.

Ученики отвечают на вопрос, используя шаблон для ответа

У:
Я считаю, что человек должен быть ….

Подведение итогов, рефлексия (3 минуты)

Педагог: Ребята, мы хорошо поработали.
Пожалуйста, посчитайте количество баллов, которые вы получили за урок.  

Комментирование отметок.
Скажите, что мы сегодня узнали на уроке?

Выполнили ли мы с вами цель и задачи, поставленные в начале урока?

У: сообщает, какую отметку получил за урок

Домашнее задание

(1 минуты)

Педагог: Ваше домашнее задание – творческое, «Облако тэгов». Тэги – это ключевые слова из «Легенды о Данко», их должно быть не менее 10. Каждый «тэг» вы должны объяснить, т.е. подготовьтесь к защите вашего мини-проекта. Форму облака вы выбираете самостоятельно, главное, чтобы это было символично.

Всё понятно?

Спасибо всем за урок!.

У: Домашнее задание понятно, спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«... Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас ...» ( М.Горький)

Слайд 2

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

Слайд 3

М. Горький «Данко » Тема урока:

Слайд 4

Цель и задачи на урок? Цель : проанализировать «Легенду о Данко» М.Горького Задачи : охарактеризовать персонажей, понять основную мысль произведения, прокомментировать особенности произведения

Слайд 5

План анализа произведения Год создания произведения. Имя главного героя. Жанр. Литературное направление. Характеристика главного героя. Внешность главного героя. Характер главного героя. Тема и идея произведения. Задание 1 : Уберите лишние пункты в плане. Объясните, почему они лишние .

Слайд 6

План анализа произведения Год создания произведения. Жанр . Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.

Слайд 7

Вспомним Литературное направление – это совокупность ключевых особенностей в творчестве писателей и поэтов на определённом этапе истории. Литературное направление – совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, которая характерна для произведений многих писателей и сохраняется в их творчестве на определённом этапе истории.

Слайд 8

Предположите по названию, о чём будет статья? Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького

Слайд 9

Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького » «Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. Вторая часть рассказа повествует о юноше по имени Данко. Романтизм в «Легенде о Данко» проявляется во многих аспектах. Первая черта романтизма в «Легенде о Данко» заключается в том, что в данном отрывке пейзаж играет важную роль, помогая передать настроение героев. Далее нужно упомянуть, что герой является персонажем исключительным. Ещё одной чертой романтизма является финал: романтические герои в конце произведения, как правило, погибают. Таким образом, «Легенда о Данко» — это романтизм в «чистейшем виде».

Слайд 10

План анализа произведения Год создания произведения: Жанр. Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.

Слайд 11

План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр. Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.

Слайд 12

План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр: легенда . Литературное направление. Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.

Слайд 13

План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр: легенда . Литературное направление: романтизм Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.

Слайд 14

Какие художественно-выразительные средства вы знаете? эпитеты олицетворения метафоры сравнения гипербола Риторическое восклицание инверсия р иторический вопрос антитеза повтор

Слайд 16

План анализа произведения Год создания произведения: 1894 год . Жанр: легенда . Литературное направление: романтизм Характеристика главного героя. Тема и идея произведения.

Слайд 17

План анализа произведения 4. Характеристика главного героя:

Слайд 18

План анализа произведения 4. Характеристика главного героя: Данко, «молодой красавец», «лучший из всех», «в очах его светилось много силы и живого огня», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

Слайд 19

План анализа произведения 5. Тема и произведения : подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей. «Мечтать – значит жить! Нужны подвиги, подвиги!» (М.Горький)

Слайд 20

Приём «Дерево предсказаний» Ответьте на поставленный в начале урока вопрос. На веточках напишите своё мнение, на листьях – аргументы (один-два). Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

Слайд 21

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Баллы Отметка 7 «5» 5-6 «4» 3-4 «3» 0-2 «2»

Слайд 23

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

 

        



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, дата __________________________________________________________

Задание 1: Выпишите, какие пункты в Плане анализа произведения лишние.
Устно объясните, почему они являются лишними.  ______________________________________________________________________________________

Задание 2: Заполните таблицу

План анализа произведения: 

  1. Год создания произведения:  ________________________________________
  2. Жанр произведения:_______________________________________________________
  3. Литературное направление: ________________________________________________________________
    Первый признак: __________________________________________________________________________
    Второй признак:__________________________________________________________________________

Третий признак:___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Характеристика главного героя: Имя:__________________________________________________________________________________

Характер:________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Тема и идея произведения: _____________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________

Задание 3: Приём Дерево предсказаний. Ответьте на вопрос, докажите своё мнение, приведя один-два аргумента.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

«5» - 7 баллов, «4» - 5-6 баллов, «3» - 3-4 баллов, «2» - 0-2 балла.

Количество баллов: ________

Отметка за урок: ___________


«Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького»

     
     «Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. Вторая часть рассказа повествует о юноше по имени Данко.
   Романтизм в «Легенде о Данко» проявляется во многих аспектах.

Первая черта романтизма в «Легенде о Данко» заключается в том, что герой является персонажем исключительным.

Далее нужно упомянуть, что в данном отрывке пейзаж играет важную роль, помогая передать настроение героев.

Ещё одной чертой романтизма является финал: романтические герои в конце произведения, как правило, погибают.

     Таким образом, «Легенда о Данко» — это романтизм в «чистейшем виде».

«Черты романтизма в «Легенде о Данко» М.Горького»

     
                 «Старуха Изергиль» — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году, состоящий из трёх частей. Вторая часть рассказа повествует о юноше по имени Данко.
   Романтизм в «Легенде о Данко» проявляется во многих аспектах.

Первая черта романтизма в «Легенде о Данко» заключается в том, что герой является персонажем исключительным.

Далее нужно упомянуть, что в данном отрывке пейзаж играет важную роль, помогая передать настроение героев.

Ещё одной чертой романтизма является финал: романтические герои в конце произведения, как правило, погибают.

     Таким образом, «Легенда о Данко» — это романтизм в «чистейшем виде».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительс...

Урок астрономии в 5 классе "Легенды звездного неба".

Тысячелетиями, ночуя у костра и глядя на небо, человек усвоил, что от вечера к вечеру звезды остаются одними и теми же и не меняют взаимного расположения. Он выделил несколько приметных фигур – ...

Мифы и легенды Древнего Рима 5 класс

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА....

урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)

Цели:1.       Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...

Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"

Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников....

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...