Урок краеведения "Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле « Легендарный курган»"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок позволяет познакомить детей с легендарным местом в Донецкой Народной Республике, названным Саур-Могилой,заглянуть за завесу истории и легенд, раскрыть творческие способности наших учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного краеведения | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературного краеведения
Выполнила Возжина М.А
Учитель русского языка и литературы Харцызской общеобразовательной
школы № 5
Тема . Овеянный легендами курган. Легенда о Саур-Могиле
« Легендарный курган»
Цели: -знакомить обучающихся с легендами Донбасса(легенды о Саур- Могиле);совершенствовать умение работать с разными источниками информации , анализировать художественное произведение , понимать проблему , выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
-способствовать формированию сознательной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных социальных ценностей;
-воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к культурному и историческому прошлому родного края;
-развивать коммуникативные способности, навыки сотрудничества,
мышление ,память, воображение.
Оборудование: презентация по теме, раздаточный материал
Межпредметные связи : история, языкознание ,география.
.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Стадия вызова
1.Лингвистическая работа.
-Ребята, сегодня у нас с вами занятие по краеведению. А что такое краеведение?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на это слово и сделаем его словообразовательный разбор.
1) От каких слов оно образовано?
2) Каким способом образовано это слово?
3) Объясните правописание интерфикса е.
4) Дайте лексическое значение каждого корня.
5)К какой группе лексики относится слово «ведать»?
6)Подберите современные однокоренные слова к этому слову.(сведение, разведка…)
Исходя из всего, что мы сказали, давайте попробуем дать определение понятию «краеведение». Сравним с определением на доске. Ну, какие мы молодцы!!!
2. Но какой же край мы с вами будем сегодня изучать? Вы, конечно же , уже догадались, но убедиться в своей правоте вам поможет отрывок из стихотворения Владимира Зайцева.
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
Как вам показалось, как относится автор к Донбассу?
Какие слова указывают на это?
А нужно ли вообще человеку любить свою Отчизну? Почему?
А в чём может проявляться любовь к родному краю?
Мозговой штурм
А как вы думаете, почему В.Зайцев называет Донецкие степи былинными?
(ответы детей)
Да, действительно, Донецкий край имеет давнюю историю, которую сложно восстановить, не имея конкретных источников. Но наша Земля овеяна мифами, легендами, былями, сказаниями, благодаря которым теперь мы познаём прошлое нашего края .
ІІІ . Стадия осмысления
Ребята, а какие достопримечательности нашего края вы знаете?
(ответы детей)
Спасибо, вы действительно хорошо знаете свой край. Но говорить мы сегодня будем о самой таинственной и самой памятной точке нашей малой Родины, которая поистине стала символом Донбасса, символом мужества , бесстрашия, воли к победе и подвига разных поколений нашего народа! Да, это Саур-Могила.
- Я предлагаю Вам ознакомиться со статьёй, которая познакомит нас поближе с этим памятником нашей истории.
ПРИЁМ «ЗИГЗАГ» работа в группах по 4 чел.Раздаточный материал :статья, вопросник.( Каждый член группы выбирает себе № от1 до 4, после этого учителем раздаются тексты статьи и вопросы, в соответствии с выбранным номером каждый член группы берёт себе вопрос, который он должен проработать в данной статье, а потом ознакомить с этим материалом всю свою группу, так все члены группы знакомятся с материалом статьи)
Саур-Могила -курган в Шахтёрском районе Донецкой области, одна из высочайших точек Донецкой области. Высота кургана — 277,9 метров над уровнем моря.
. Верхняя часть кургана была насыпана во втором тысячелетии до нашей эры племенами срубной культуры. Саур-Могила видна на расстоянии 30—40 километров из-за того, что окружающая местность относительно ровная. В хорошую погоду с вершины кургана можно увидеть Азовское море, находящееся за 90 километров к югу. Курган входит в состав регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж».
В седую старину здесь расстилалась бескрайняя степь, поросшая высокими
травами. Много древних племен видела степь. Срубников сменили киммерийцы,
которых оттеснили на юг скифы. Скифов из донецких
степей вытеснили сарматы, которых в свою очередь изгнали гунны. Кто только не
перебывал здесь: авары, болгары, хозары, печенеги, половцы.
Долгое время степь, где сегодня кипит жизнь, называли Диким полем.
Крымские татары совершали разбойничьи набеги на окраины Русского
государства, все сметали на своем пути, грабили, убивали, угоняли пленных. Не
раз мимо Саур-Могилы под злые окрики и свист плетей проходили невольники,
прощались с родной землей. Не раз у ее подножия гремела сеча между казаками и
татарами.
В конце первой половины XVIII века с образованием Миусского округа эту
местность начинают заселять донские казаки. Большие наделы получили здесь и
крупные землевладельцы. Саур-Могила оказалась на территории, отошедшей
графу Петру Иловайскому.
После 1900 года вокруг Саур-Могилы развивают бурную деятельность
различные предприниматели. Их привлекли сюда запрятанные в недрах
антрациты. Сторятся шахты, добывается железная руда, развивается металлургия. Двадцатый век принес в эти края индустриальные звуки, которые
никогда не слышали степь и ее невозмутимый страж Саур-Могила.
Топоним «саур» в русском языке по одной версии происходит от тюркского слова «сауыр», который дословно переводится как «степная высота с округлой вершиной в виде конского крупа». По другой версии, название происходит от названия племени сарматов — савроматов
Нвродная этимология связывает название с именем человека Саура. По одним легендам это казак, по другим — народный мститель.
Вопросы:
1.Географические данные кургана( географы)
2.Расскажите о древних поселенцах этой местности. (Этнографы)
3.Расскажите о заселении и промыслах после 18 века. (историки)
4. Расскажите о версиях происхождения названия «Саур» (лингвисты)
(6 мин. подготовка, выступление группы по жребию)
- РАБОТА НАД ЛЕГЕНДОЙ.
- Что такое ЛЕГЕНДА?
РАБОТА С ТЕКСТОМ ЛЕГЕНДЫ (ПАУЗИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ)
«ЛЕГЕНДАРНЫЙ КУРГАН»
Этот курган - свидетель многих событий, о которых повествуют народные думы, песни, легенды. Из поколения в поколение передавалась память о мужестве и отваге защитников родной земли.
По-разному объясняется происхождение названия Саур-Могилы. Но все сводится к тому, что Саур - героическая личность, что он всегда отстаивал интересы народа.
В легендах говорится, что на этом кургане когда-то стоял сторожевой казацкий пост. Такая застава была и в районе нынешнего Харцызска. А потом, дальше и дальше сторожевые посты цепочкой тянулись до самой Запорожской Сечи.
- Как выдумаете, о каком периоде времени говорится в легенде?
- Что на это указывает?
- Расскажите, как вы себе представляете сторожевой казацкий пост.
- Как вы думаете, для чего были нужны эти сооружения.
- От кого казаки охраняли свои земли?
Когда конница татарского хана скакала по степи, поднимались тучи пыли. Это позволяло сторожевым постам своевременно обнаружить приближение врага. Казаки зажигали на вышках смолу, соседи видели поднявшийся дым - делали то же. И так сигнал об опасности доходил до Сечи. Оттуда выступало войско навстречу неприятелю.
- Давайте попробуем коллективно составить план к действию казака, стоящего на таком посту.
Саур был одним из храбрейших запорожских казаков. Красивый, гордый, честный, он обладал необыкновенной силой. В бою не знал страха, никогда не унывал. Поэтому его любили побратимы, с ним легко переносились трудности походной жизни.
- Расскажите, кто такой Саур?
- Какими чертами наделяет легенда этого казака?
Приказал атаман ему нести дозор на этом кургане, назначил старшим. То лето было слишком жарким. Часто проносились грозы. Сильные восточные ветры катили волны по высокой траве, как по морю, но нисколько не уменьшали духоты.
- Кто такой атаман?
- Как вы понимаете выражение «нести дозор»?
- Какие средства художественной выразительности вы заметили в этом отрывке?
Однажды все небо затянулось черными тучами. Еще утром было солнце, а в полдень опустились настоящие сумерки. Сверкали без конца молнии, ближе и ближе раздавались раскаты грома. Казаки поздно заметили столб пыли: конница татар приближалась. Они засуетились, но не могли сразу зажечь смолу. А когда наконец пошел в небо густой черный дым, на курган уже поднялся отряд татар.
- Какая беда случилась на посту Саура?
- Что стало тому причиной?
- Как вы думаете, как поступят казаки, примут ли они бой или же сдадут крепость противнику?
Саур и его товарищи вступили в неравный бой, долго не подпускали вражеских конников к вышке. Лишь увидев, что казаки Харцыза приняли сигнал и подожгли у себя смолу, начали отходить.
Татары окружили Саура, но он не сдавался. Тогда сзади на него набросили аркан, стащили с коня и посекли саблями
- Найдите ключевое слово, описывающее действия Саура.
- Вооружитесь мысленно красками и кистью и передайте устно цветовую гамму той картины, которую мы только что увидели.
Легенда говорит, что загудела земля и там, где шел бой, стала подниматься. На высоте росла еще одна высота. Полил ливень, поднялась буря, небо как будто развалилось от страшного грома. Молнии ослепили татар. Они перепугались и стали удирать. Только под утро все затихло, и необычно розовый загорелся рассвет. Курган обласкали первые лучи восходящего солнца.
- Какая сила выступает на помощь казакам?
- Как вы думаете, почему рассвет загорелся НЕОБЫЧНО РОЗОВЫЙ?
- Можем ли мы назвать природу живым образом легенды? Почему?
- Какое художественное средство используется для этого?
- Найдите олицетворения в этом отрывке.
Прибывшие на помощь казаки нашли порубанное тело Саура. Похоронили героя на этой высоте и по своему обычаю на его могиле шапками насыпали большой курган. Вот и называется он Саур-Могилой.
- Как вы можете объяснить казацкий обычай шапками насыпать курган над могилой героя?
- А кто такой герой?
- Был ли Саур героем?
- Почему курган назван именем Саура?
- Каково ваше отношение к решению казаков принять бой?
- Как вы думаете, сложно ли принимать такое решение? Аргументируйте свой ответ.
- Что было за спиной защитников, жертвовавших своими жизнями?
- Считаете ли вы эту легенду уроком, примером ,пережившим столетия, для нас, сегодняшних жителей этого края?
- Так чему же учит нас эта легенда? Призвана ли она только лишь раскрыть происхождение названия «Саур – Могила»?
А теперь самостоятельно определите и запишите в тетрадь темe, идею и основную мысль легенды.
- ЧИСЛОВАЯ РАЗМИНКА
(ответами на вопросы учителя будут числа, которые нужно записать цифрами в строку )
- Сколько запятых в предложении « Донбасс, ты навеки в сердце моём!»?
- Сколько существует разрядов местоимений?
- Сколько звуков в слове « её»
- Сколько родов литературы вы знаете?
Проверяем, какое число записано в вашей строке?
1943
А что это за дата? И как она связана с нашей темой?
Молодцы! В 1943 году Донбасс был освобождён о фашистско-немецкой оккупации. Кто может нам напомнить дату празднования Дня освобождения Донбасса? ( 8 сентября)
И важнейшую роль в этом событии сыграл бой за высоту 277,9( за Сур- Могилу)
- ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА
- ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
- Скажите, просматривается ли какое-то повторение событий в разных веках на территории нашего края?
- В чём оно состоит?
- Народы, живущие на этой территории, являются захватчиками в этих войнах или же стороной, защищающей свои дома, свои семьи, свои земли?
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что потомки легендарных казаков продолжают их традиции, не забывают их подвиги и жертвы?
- Ребята? А вы гордитесь тем, что живёте на этой земле? Что являетесь частью этого славного края?
ІІІ. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
А сейчас я прошу вас под звуки прекрасной песни выразить всё, что возникло у вас в душе и сознании на этом уроке. Для это я предлагаю вам написать по схеме и примеру, представленным на слайде, сочинение по метафоре о Саур-Могиле.
(Обучающиеся зачитывают свои работы)
ІV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Заполнение таблицы.(устно или письменно)
Урок(выбери) | Я на уроке(выбери) | Итог (закончи предложение) |
1. интересно | 1. работал | Для меня сегодняшний урок… |
2. скучно | 2. отдыхал | |
3.безразлично | 3.помогал другим |
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ . На сегодняшний день обелиск на Саур-Могиле полностью разрушен, в ближайшее время планируется полное восстановление прежнего его вида. А вам я предлагаю спроектировать свой эскиз памятного монумента, с учётом истории возникновения кургана. А самым творческим ребятам предлагаю ещё написать лозунг к своему эскизу.
«ЛЕГЕНДАРНЫЙ КУРГАН»
Этот курган - свидетель многих событий, о которых повествуют народные думы, песни, легенды. Из поколения в поколение передавалась память о мужестве и отваге защитников родной земли.
По-разному объясняется происхождение названия Саур-Могилы. Но все сводится к тому, что Саур - героическая личность, что он всегда отстаивал интересы народа.
В легендах говорится, что на этом кургане когда-то стоял сторожевой казацкий пост. Такая застава была и в районе нынешнего Харцызска. А потом, дальше и дальше сторожевые посты цепочкой тянулись до самой Запорожской Сечи.
Когда конница татарского хана скакала по степи, поднимались тучи пыли. Это позволяло сторожевым постам своевременно обнаружить приближение врага. Казаки зажигали на вышках смолу, соседи видели поднявшийся дым - делали то же. И так сигнал об опасности доходил до Сечи. Оттуда выступало войско навстречу неприятелю.
Саур был одним из храбрейших запорожских казаков. Красивый, гордый, честный, он обладал необыкновенной силой. В бою не знал страха, никогда не унывал. Поэтому его любили побратимы, с ним легко переносились трудности походной жизни.
Приказал атаман ему нести дозор на этом кургане, назначил старшим. То лето было слишком жарким. Часто проносились грозы. Сильные восточные ветры катили волны по высокой траве, как по морю, но нисколько не уменьшали духоты.
Однажды все небо затянулось черными тучами. Еще утром было солнце, а в полдень опустились настоящие сумерки. Сверкали без конца молнии, ближе и ближе раздавались раскаты грома. Казаки поздно заметили столб пыли: конница татар приближалась. Они засуетились, но не могли сразу зажечь смолу. А когда наконец пошел в небо густой черный дым, на курган уже поднялся отряд татар.
Саур и его товарищи вступили в неравный бой, долго не подпускали вражеских конников к вышке. Лишь увидев, что казаки Харцыза приняли сигнал и подожгли у себя смолу, начали отходить.
Татары окружили Саура, но он не сдавался. Тогда сзади на него набросили аркан, стащили с коня и посекли саблями
Легенда говорит, что загудела земля и там, где шел бой, стала подниматься. На высоте росла еще одна высота. Полил ливень, поднялась буря, небо как будто развалилось от страшного грома. Молнии ослепили татар. Они перепугались и стали удирать. Только под утро все затихло, и необычно розовый загорелся рассвет. Курган обласкали первые лучи восходящего солнца.
Прибывшие на помощь казаки нашли порубанное тело Саура. Похоронили героя на этой высоте и по своему обычаю на его могиле шапками насыпали большой курган. Вот и называется он Саур-Могилой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конференция "Легенды звездного неба"
Презентация для конференции....
Презентация урока по теме "Геродот . Легенда об Арионе"
Иллюстративное сопровождение урока по теме "Легенда об Арионе"...
Конспект урока литературы "М.Горький. "Легенда о Данко"
Данный урок является заключительным при изучении творчества М.Горького в 7 классе....
Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах».
DVD-диск II интернет-марафона «День учителя химии». Г. Щелканова, М. Александрова. Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах». –М.: Чистые пруды, 2009.https://shop.1september.ru/item/945/...
Разработка урока по легенде о Байкале
Методический продукт регионального компонента...
Презентация у уроку доброты "Легенды спорта".
Материал позволяет формировать представления о возможностях и способностях людей синвалидностью в спорте....
Открытый урок на тему «Геродот «Легенда об Арионе, А.С. Пушкин «Арион». Сравнительный анализ двух произведений»
Задачи деятельности учителя: - способствовать формированию представления о легендах и мифах Древней Греции; показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; познакомить...